Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей
статья (младшая группа)

Архиреева Надежда Юрьевна

Познавательная способность – основной вид деятельности детей, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Познавательная активность обеспечивает активность ребенка, его тягу к знаниям, неизведанному. Дошкольный возраст – возраст становления и развития индивидуальных способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Поэтому, одной из наиболее важных способностей ребенка является способность к познанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей

Познавательная способность – основной вид деятельности детей, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Познавательная активность обеспечивает активность ребенка, его тягу к знаниям, неизведанному. Дошкольный возраст – возраст становления и развития индивидуальных способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Поэтому, одной из наиболее важных способностей ребенка является способность к познанию.

Вышедший в 2013 году новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) акцентрирует внимание на развитие познавательных способностей дошкольников, которые в начальной школе и на последующих ступенях образования позволят им успешно развиваться и обучаться по любой программе.

Понятие «познавательные способности» в психолого-педагогической литературе:

Способности – индивидуально-психологические качества личности, предусматривающие их проявления в практической, научной и художественной деятельности, обеспечивающие успешность ее выполнения.

На этапе современного развития педагогики и психологии под познавательными способностями понимается сочетание интеллектуальных и сенсорных способностей ребенка, основывающееся на познавательной активности и имеющее отношение непосредственно к познанию и любознательности мира. Главное место в структуре познавательных способностей занимает умение создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее устройство, соотношение частей или основных признаков и ситуаций. Познавательные способности обеспечат успех любой познавательной деятельности. А значит, познавательные способности – это индивидуальная особенность человека, направленная на познание мира, окружающего нас, развивающаяся под воздействием условий и факторов в деятельности, к ним относят интеллектуальные, сенсорные и творческие способности.

Ребенок воспринимает предметы и признаки с помощью сенсорных способностей. Именно они составляют основу умственного развития ребенка. Формируются сенсорные способности от 3-4 лет, это приводит к усвоению дошкольником идеальных образцов свойства предмета, которые обозначаются словом.

Знакомясь с разновидностями каждого признака, дети систематизируют их, когда например, овладевают представлениями об эталонах, о цветах, феноменах родного языка, геометрических форм.

Уровень и глубина интеллекта, его своеобразие является основой развития интеллектуальных способностей ребенка. Повышенная потребность дошкольника в новых впечатлениях и умственной нагрузке, их высокая познавательная активность является чертой, присущей детям с высоким уровнем интеллектуальных способностей. Интеллектуальная активность таких детей неразрывно связана с саморегуляцией.

Уже с раннего детства у ребенка образуется индивидуальный уровень интеллекта и специальные умственные способности. Это соотношение имеет ведущее значение для дальнейшего развития малыша.

Интеллектуальное своеобразие очень заметно у детей с высоким уровнем развития: одни привлекают внимание своей сообразительностью в практических вопросах, другие хорошо рассуждают, одни хорошо работают с компьютером, другие ухаживают за растениями или птицами, выявляют ошибки и неточности, придумывают что-то новое, конструируют и т.д. У каждого интеллектуальные способности проявляются по-разному, так как имеют различные умственные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙМУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ...

проект "Формирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей"

1. Краткая аннотация проекта Наименование проектаФормирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областейПо содержаниюОбразовательная област...

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей».

Цель семинара -  повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах «речевого развития» детей на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных госуд...

Развитие креативности у детей дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» (обобщение педагогического опыта)

Развитие  креативности   у  детей    дошкольного  возраста  в процессе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности образовательной облас...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей

В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Мног...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, познавательных, творческих. Поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических ...