Психология зрительного восприятия
материал по психологии

Особенности зрительного восприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности восприятия детьми

формы предметов и геометрических фигур

Педагог-психолог ЧОУ «Татнефть-школа» Плешакова Римма Рафкатовна

Альметьевск, РТ

Детство - пора удивительных открытий. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом.

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь, мир воспринимается зрительно (визуальная модальность), на слух (аудиальная модальность) и в ощущениях (кинестетическая модальность).

Одним из свойств окружающих предметов является их форма.

Известно, что грудной ребенок по форме бутылочки узнает ту, из которой он пьет молоко. Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует еще дальнейшей разработки.

Когда же ребенок начинает различать геометрические фигуры?

 Экспериментальные данные Л. А. Венгера показали, что такой возможностью обладают дети 3—4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре — свидетельство этому.

Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по
образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник.
 

Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет.

Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4—5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.

Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека.

Какие же тайны таит в себе восприятие детьми форм предметов?

Почему, например, шар оценивается лучше плоскости и линии. Причина этого, очевидно, лежит в том, что он значительно более удачный объект для целостного восприятия, чем линия, так как состоит из целого ряда частей зрительного, тактильного, кинэстетического и эмоционального (он более интересен для ребенка) порядка.

На то же самое указывает работа Марты Муховой, проведенная ею в Психологическом институте при Гамбургском университете. Работа имела своей задачей исследовать процессы восприятия и мышления у детей от трех до десятилетнего возраста. Оказалось, что большинство детей при срисовывании простых фигур обращают внимание не на отдельные линии, но продолжают их в картину целостного переживания. Например, квадрат кажется им, как нечто замкнутое; круглое они изображают, как кольцо или эллипсис. Фигуры с острым концом воспринимаются детьми как бы устремленными в направлении острого конца. В таких случаях характерно нанесение фигуры на бумагу очень энергичным штрихом вплоть до ее прорыва. Очевидно, фигуры воспринимаются не только зрительно, но и моторно.

Оптические Обманы.

Г. Фолькельт производил в Лейпциге опыт с оптическим обманом, пользуясь в качестве материала опыта шоколадными конфетками в виде кружочков различной величины. Перед ребенком раскладываются шоколадки в определённом сочетании. Ребята в подавляющем большинстве выбирают конфетку А, хотя она и абсолютно равна двум другим — В и С. Дело все в том, что окружение фигуры меньшим кружком ее увеличивает, а большим — уменьшает. По закону целостности восприятия, ребенку кажется, что конфетка А больше двух других, и он берет ее.

Оптическая иллюзия возникает при наблюдении светлых фигур или объектов на черном фоне и наоборот. Вглядитесь в черный квадрат на белом фоне и белый квадрат на черном фоне. Белый квадрат кажется большего размера, чем черный. Это оптическая иллюзия. На самом деле квадраты одинакового размера. Также, у некоторых людей при наблюдении за белым квадратом, может возникнуть иллюзия "свечения" квадрата (будто стороны квадрата захватывают дополнительную площадь фона по его периметру).

Часто фигуры детьми скорее переживаются, чем просто воспринимаются.

Как показала работа Буземана дети вообще всякую фигуру воспринимают не как простое геометрическое тело, а как объект! Так или иначе, связанный с эмоциями.

Если во время занятий мы будем активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга.

Например, игра "Нарисуй, что лежит в мешочке".

В непрозрачный мешочек положите небольшую фигурку животного с характерной фактурой: металлическую, фарфоровую, каменную, фланелевую, шелковую, бархатную и т. д. Предложите малышу на ощупь определить, что лежит в мешочке.

- Угадал? А теперь попробуй, не заглядывая в мешочек, нарисовать, что ты нащупал. Поскольку зрительный канал восприятия сейчас заблокирован (малыш не видит того, что ему предстоит нарисовать), тактильная чувствительность повышается. Зона мозга, отвечающая за осязание, активизируется, включается в творческий процесс. Прежде чем малыш возьмется за кисти или фломастер, предложите ему описать ощущения, возникшие при ощупывании фигурки. Какая она была: пушистая, скользкая, холодная, приятная, горячая, гладкая, неровная, и т. п.

Другие упражнения:

  • Рисование пальцами гуашью на бумаге, на теле, на сенсорной доске, на снегу
  • С закрытыми глазами: собрать разрезанную фигуру; «большие и маленькие круги»
  • Случай с ребёнком «Я это вижу»
  • Картинки с изображениями круглых предметов
  • Рисование руками в воздухе
  • Рисование двумя руками
  • «Восьмёрка» - плывёт кружочек

Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас. Она захватывает ребенка целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм.

Использовать музыку во время занятий с детьми можно по-разному. Например, в качестве фона, когда дети рисуют или лепят. Музыкальный фон создает более благоприятные возможности для взаимодействия, психологическая атмосфера улучшается, исчезает внутренняя напряженность.

А можно использовать педагогический флештренинг:

  • Видеоролик «Круглые предметы»

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия

Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...

Мастер-класс педагога-психолога Гайнутдиновой Л.С. для педагогов ДОУ «Элементы развития зрительного восприятия (памяти) и ЗМК»

Демонстрация  педагогам ДОУ варианты приёмов и способов развития (тренировку)  зрительного восприятия и ЗМК у детей дошкольного возраста....

Это интересно!Психология зрительного восприятия

В учебном пособии излагаются основы познавательной сферы человека: возникновение зрительного ощущения, чувствительность зрительной системы, ее адаптация, формирование образов восприятия, их эмпи...