Рабочая программа для подготовки детей к школе "В школу ножками,тропинками, дорожками..."
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)

Поступление в школу - важный момент в жизни ребенка. Занятия по данной программе помогут быстрее адаптироваться к школе, развить интерес к учению, помогут у дошкольника развить такие качества, как память, внимание, логическое мышление, воображение, творческое и пространственное мышление, находчивость и сообразительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«В школу ножками, тропинками, дорожками»

для детей подготовительной группы № 4 и №6

(6-7 лет)

Педагог-психолог:

 Прокаева Г.Б.

        Бронницы,2022

                                                 Быть готовым к школе уже сегодня –

                                                  не значит уметь читать, писать и считать.

                                             Быть готовым к школе -

значит, быть готовым всему этому научиться.

Л.А Венгер

            Поступление в школу - важный момент в жизни ребенка. Занятия по данной программе помогут быстрее адаптироваться к школе, развить интерес к учению, помогут у дошкольника развить такие качества, как память, внимание, логическое мышление, воображение, творческое и пространственное мышление, находчивость и сообразительность.

  Цель программы: развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной группы.

Задачи:                                                                                                                                                                                      -  научить слушать, наблюдать, выполнять инструкции взрослого;

- определять различные и одинаковые свойства предметов;

- узнавать предметы по заданным признакам; описывать предметы;

- сравнивать предметы между собой;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

-обобщать; классифицировать;

- работать по образцу;

- действовать в соответствии с принятым намерением;

- развивать ловкость и подвижность кисти рук;

- развивать внимание, память, воображение.

Форма проведения занятий: групповая (наполняемость 6-8 детей),                                                1 раз в неделю, продолжительность – 30 минут  в период с 1 октября до                     25 мая.

    В структуру каждого занятия входят: вводная беседа (положительный настрой на занятие);  упражнения и игры направленные на развитие пространственных и временных представлений, общей моторики и нейродинамических показателей, игры на развитие познавательных процессов; подведение итогов, ритуал  прощания.

     Диагностическое обследование  проводится до и после прохождения  полного курса коррекционно-развивающих занятий по  Методике                       Павлова Н.И., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика детей дошкольного возраста».

Тематический план занятий

№ п/п

Содержание занятия

Количество занятий

1

Диагностика

-Вводная беседа

-Упражнение «Определи местоположение»

-Упражнение «Соотнеси событие со временем»

-Упражнения на оценку моторной сферы

- Упражнение на оценку когнитивных процессов

- Ритуал прощания

1

2

-Вводная беседа

-Характеристика особенностей частей суток с учетом режимных моментов

-Упражнения: «Счет на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазками»

-Упражнения: «Назови обобщающее слово», «Раскрась плоды, овощи подчеркни», «Положи вещи на свои места», «Зачеркни рисунок не похожий на другие», «Найди и отметь 3 отличия», «Графический диктант» (№1)

- Подведение итогов, ритуал прощания

1

3

-Вводная беседа

- Объяснение значения слов «вчера, сегодня, завтра» используя режимные моменты

-Упражнения: «Скороговорка на  выдохе», «Сорви яблоко», «Равновесие», «Нарисуй фигуру (в воздухе)», «Глаз язык»

- Упражнения: «Назови обобщающее слово», «4-ый лишний», «Поймай бабочку», «Дорисуй чего не хватает», «Найди и отметь 4 отличия», «Нарисуй-ка» (№2)

-Подведение итогов, ритуал прощания

1

4

-Вводная беседа

- Установление последовательности различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)

-Упражнения: «Счет на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазками»

- Упражнения: «Назови обобщающее слово», «4-ый лишний», «Поймай воздушного змея», «Найди пару бабочке», «Дорисуй чего не хватает», «Нарисуй-ка» (№3)

-Подведение итогов, ритуал прощания

1

5

-Вводная беседа

 - Установление последовательности дней недели (рабочие, выходные)

-Упражнения: «Счет на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазками»

- Упражнения: «Назови обобщающее слово», «Расскажи, что делают дети», «Найди и раскрась одинаковые варежки», «Найди домик для животного», «Нарисуй-ка» (№4)

-Подведение итогов, ритуал прощания

1

6

-Вводная беседа

- Установление последовательности различных событий: определи, какой день сегодня, какой день был вчера, какой  день будет завтра

- Упражнения: «Скороговорка на  выдохе», «Сорви яблоко», «Равновесие», «Нарисуй фигуру (в воздухе)», «Глаз - язык»

-Упражнения: «Назови обобщающее слово», «4-ый лишний», «Скопируй», «Найди такой же и раскрась по инструкции», «Дорисуй чего не хватает», «Нарисуй-ка» (№5)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

7

-Вводная беседа

- Игра «Когда это бывает? (осень, признаки осени

- Упражнения: «Счет на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазками»

- Упражнения: «Назови обобщающее слово», «4-ый лишний», «Выбери лоскутки для заплаток», «Расставь значки в фигурах, как в образце», «Кто, где живет. Проследи глазками», «Нарисуй-ка»  (№6)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

8

-Вводная беседа

- Игра «Назови осенние месяцы»

-Упражнения: «Скороговорка на  выдохе», «Сорви яблоко», «Равновесие», «Нарисуй фигуру (в воздухе)», «Глаз - язык»

 -Упражнения: «Назови обобщающее слово», «Найди отличия», «Раскрась двух одинаковых рыбок», « Определи геометрические фигуры, из которых составлен цыпленок», «Нарисуй-ка» (№7)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

9

-Вводная беседа

- Числовой ряд (первый, второй…). Первый, последний

- Упражнения: «Счет на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазками»

-Упражнения: «Назови обобщающее слово»,  «Подбери к шарфу шапочку и раскрась одинаково», «Закрась предмет из нарисованных геометрических фигур», «4-ый лишний», «Отметь цифрами, что сначала, что потом», «Нарисуй-ка» (№8)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

10

-Вводная беседа

 -Игра «Назови соседей числа. Предыдущий (перед), последующий (после

-Упражнения: «Скороговорка на  выдохе», «Сорви яблоко», «Равновесие», «Нарисуй цифру (в воздухе)», «Глаз - язык»

- Упражнения: «Назови обобщающее слово», «4-ый лишний», «Выбери лоскутки для заплаток», «Дорисуй до целого изображения», «Подбери к чайнику чашку и раскрась», «Нарисуй-ка» (№9)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

11

-Вводная беседа

- Игра «Что сначала, что потом? (сюжетные картинки)»

Упражнения: «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие», «Лежачая восьмерка», «Глаз-язык»

- Упражнения: «Назови обобщающее слово», «4-ый лишний», «Какая лампа включена в розетку?», «Найди пары одинаковых юбочек», «Найди картинки с одинаковым расположением предметов», «Нарисуй-ка» (№10)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

12

-Вводная беседа

-Игра «Что было до, что стало после (сюжетные картинки)»

- Упражнения: «Дыхание с добором», «Сорви яблоко», «Равновесие», «Глаз-язык»

- Упражнения: «Назови птенцов», «Отметь цифрами, что было сначала, что было потом», «Помоги малышу найти свою маму», «Найди кто спрятался», «Помоги Винни-Пуху добраться к Пятачку», «Нарисуй-ка» (№12)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

13

-Вводная беседа

-Задание «Раньше, позже, в одно и то же время (сюжетные картинки)»

- Упражнения: «Дыхание с добором», «Сорви яблоко», «Равновесие», «Глаз-язык»

-Упражнения: «Кто где живет?», «Какие животные заблудились», «Помоги малышу найти свою маму», «Что делают животные в разное время года?», «Нарисуй-ка» (№13)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

14

-Вводная беседа

- Предлоги (за, по, над, из-за, около, от, въехал, съехал, объехал и др.)

-Упражнения: «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие», «Лежачая восьмерка», «Глаз-язык»

-Упражнения: «Кто где живет?», «Что не могло произойти зимой», «4-ый лишний», «Найди одинаковые снежинка», «Помоги Кролику спрятаться от Лисы», «Нарисуй-ка» (№14)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

15

-Вводная беседа

-  Беседа и наблюдение в природе (зима, признаки)

-Упражнения: «Скороговорка на  выдохе», «Сорви яблоко», «Равновесие», «Нарисуй фигуру (в воздухе)», «Глаз - язык»

- Упражнения: «Назови голоса животных», «Помоги принцу найти свою принцессу», «Рассели человечков в домиках», «Найди такой же мяч», «Помоги Братцу Кролику выбрать маршрут»,  «Нарисуй-ка» (№15)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

16

-Вводная беседа

- Игра «Когда это бывает?»  Зимние месяцы

-Упражнения: «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие», «Лежачая восьмерка», «Глаз-язык»  

-Упражнения: «Кто как голос подает», «Где завязан бантик», «Обведи сочетания фигур », «Найди 5 отличий», «Из каких фигур составлены роботы?» «Нарисуй-ка» (№16)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

17

-Вводная беседа

- Игра «Определи местоположение? (впереди - сзади (позади)»

-Упражнения: «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие», «Лежачая восьмерка», «Глаз-язык»

-Упражнения: «Часть-целое», «Где находятся предметы?», «Расставь значки в стрелочках в соответствии с образцом», «Найди двух одинаковых бабочек», «Нарисуй-ка» (№17)

- Подведение итогов.  Ритуал прощания

1

18

-Вводная беседа

- Задание «Слева - справа, в центре (по середине, между)»

 - Упражнения: «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие-2», «Напиши букву в воздухе», «Ручки здороваются»

-Упражнения: «Назови детенышей», «Где находится флажок?», «Нарисуй предметы   по заданной инструкции», «Найди стрелочку», «Нарисуй-ка» (№11)

- Подведение итогов.  Ритуал прощания

1

19

-Вводная беседа

-Игра «Самолет (ориентировка на листе

-Упражнения: «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие-2», «Напиши букву в воздухе», «Ручки здороваются»

- Упражнения: «Где видели?», «Какого зайца догонит Тобик?», «Где спрятались котята?», «найди лишнего кота», «Раскрась предметы по образцу», «Нарисуй-ка» (№18)

- Подведение итогов.  Ритуал прощания

1

20

-Вводная беседа

-Задание «Нарисуй фигуру по заданной инструкции (рисуем по клеточкам)»

- Упражнения: «Надуваем шарик в животике разных цветов», «Лежачая восьмерка»

-Упражнения: «Закончи предложение», «4-ый лишний», «Найди одинаковых рыбок», «Какая гусеница доберется до яблока», «Нарисуй рожицу», «Нарисуй-ка» (№19)

- Подведение итогов.  Ритуал прощания

1

21

-Вводная беседа

-Игра «Определи путь животного до своего домика (по заданной схеме)»

- Упражнения: «Надуваем шарик в животике», «Ласточка», «Маршируем одноименными рукой и ногой»

-Упражнения: «Где ты видел?», «Найди два одинаковых коврика», «Найди отличия», «Найди сочетания фигур, как в образце», «Раскрась по образцу геометрические фигуры», «Нарисуй-ка» (№20)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

22

-Вводная беседа

-Игра «Определи время. Часы, циферблат (знакомство со временем по частям суток)»

-Упражнения: «Лифт (поднимаем и опускаем руки под счет)», «Ладушки»

-Упражнения: «Узнай предмет по описанию», «Волшебные очки», «Найди такой же», «Выбери нужную фигуру», «Нарисуй-ка» (№21)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

23

-Вводная беседа

-Знакомство с интервалом 1 минута, 10 минут,1 час

-Упражнения: «Надуваем шарик в животике», «Снеговик», «Маршируем разноименными рукой и ногой»

-Упражнения: «Узнай предмет по описанию», «Дети на горке», «Найди ошибку», «Раскрась по образцу геометрические фигуры», «Нарисуй-ка» (№22)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

24

-Вводная беседа

- Игра «Определи путь животного до своего домика (по заданной схеме)»

-Упражнения: «Лифт (поднимаем и опускаем руки под счет)», «Лежачая восьмерка с прикушенным языком»

-Упражнения: «Узнай предмет по частям», «Назови ласково», «Узнай, кому достался мячик», «Найди такой же предмет», «Выбери нужную фигуру», «Нарисуй-ка» (№23)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

25

-Вводная беседа

- Задание «Нарисуй фигуру по заданной инструкции (рисуем по клеточкам)»

-Упражнения: «Канатоходец», «Лежачая восьмерка с прикушенным языком», «Вдох, пауза, выдох»

-Упражнения: «Закончи предложение», «Выбери нужную фигуру», «Найди пару каждой рукавичке», «Названия пальцев на руке», «Обведи руки», «Найди предметы», «Нарисуй-ка» (№24) 

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

26

-Вводная беседа

-Беседа и наблюдения в природе (время года весна)

-Упражнения: «Канатоходец» «Лежачая восьмерка с прикушенным языком»

-Упражнения: «Закончи предложения», «Отметь звездочки по образцу», «Помоги собачкам добраться домой», «Найди одинаковые домики», «Кто, где живет», «Раскрась геометрические фигуры по образцу»,

«Нарисуй-ка» (№25) 

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

27

-Вводная беседа

- Игра «Когда это бывает?»  Весенние месяцы 

-Упражнения: «Скалолаз», «Марширование одноименными рукой и ногой с прикушенным языком», «Короткий вдох через нос, пауза, продолжительный выдох через рот»

-Упражнения: «Найди ошибку и вычеркни», «На какой цветок сядет бабочка?», «Помоги Алисе склеить вазу», «Найди одинаковых бабочек», «Нарисуй-ка» (№26) 

- Подведение итогов.  Ритуал прощания

1

28

-Вводная беседа

- Беседа и наблюдения в природе (время года лето)

-Упражнения: «Лежачая восьмерка с прикушенным языком», «Канатоходец», «Длинный вдох через нос, пауза, короткий выдох через рот»

-Упражнения: «Закончи предложение», «Найди пару каждому ботинку», «Найди ошибку и вычеркни лишнюю фигуру», «Раскрась шарики согласно инструкции»,  «Найди путь к домику зайки», «Нарисуй-ка» (№28) 

- Подведение итогов.  Ритуал прощания

1

29

-Вводная беседа

- Игра «Когда это бывает?»  Летние месяцы 

-Упражнения: «Глаза - язык», «Надуй шарик в животе», «Скалолаз»

-Упражнения: «Назови профессию», «Найди место для картинки», «Расставь значки в соответствии с образцом», «Кто с какой игрушкой играет», «Нарисуй-ка» (№29)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

30

-Вводная беседа

-Календарный год (зима, весна, лето, осень)

 -Упражнения: «Лежачая восьмерка», «Рисуем в воздухе цифры и буквы», «Лифт (руками)»

- Упражнения: «Назови профессию», «Каких предметов на картинке больше?», «Расставь значки в стрелочках», «Нарисуй кораблик», «Нарисуй-ка» (№30)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

31

-Вводная беседа

-Игра «Пиратская карта»

 -Упражнения: «Лежачая восьмерка», «Ухо-нос», «Ладушки», «Ладонь-кулак-ребро»

-Упражнения: «Что делает?», «Как зовут кошку?» , «Отражение в зеркале», «Помоги Ослику найти свой хвостик», «Выбери нужное животное», «Нарисуй геометрические фигуры», «Графический диктант» (№31)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

32

-Вводная беседа

-Повторение. Игра «Робот»

-Упражнения: «Лежачая восьмерка с прикушенным языком», «Канатоходец», «Длинный вдох через нос, пауза, короткий выдох через рот»

-Упражнения: «Подумай и ответь», «Куда едут машины», «Нарисуй данные геометрические фигуры», «Раскрась транспорт из геометрических фигур», «Найди путь к домику Вини - Пуха», «Нарисуй-ка» (№32)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

33

-Вводная беседа

-Повторение. Игра «Муха»

-Упражнения: «Лежачая восьмерка», «Ухо-нос», «Ладушки», «Ладонь-кулак-ребро», «Скалолаз»

-Упражнения: «Назови обратное действие», «День рождения девочки», «Помоги Алеше найти дорогу к школе», «Нарисуй нужную маску», «Поговорим о школе», «Нарисуй-ка» (№34)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1

34

Диагностика

-Вводная беседа

-Упражнения «Определи местоположение»

-Упражнения «Соотнеси событие со временем»

-Упражнения на оценку моторной сферы

-Упражнения на оценку когнитивных процессов (№36)

- Подведение итогов. Ритуал прощания

1-гр.№4

1-гр.№6

По  завершении программы дошкольники научатся

-  слушать, наблюдать, выполнять инструкции взрослого;

- определять различные и одинаковые свойства предметов;

- узнавать предметы по заданным признакам; описывать предметы;

- сравнивать предметы между собой;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

-обобщать; классифицировать;

- работать по образцу;

- действовать в соответствии с принятым намерением;

- разовьют ловкость и подвижность кисти рук.

Используемая литература:                                                                                 1.Программа «Развитие пространственных представлений детей  5 лет» авторы – Колганова В.С., Пивоварова Е.В..2015г

2 . «Изучаем пространство: лево - право, верх – низ, близко – далеко» авторов А. В. Сунцовой и С. В. Курдяковой. 2014г.

3. Холодова О.А. Серия «Юным умникам и умницам». «Развитие познавательных способностей» (детей 5-6 лет). 2016г.

4.Бортникова Е.Ф.  Серия «Готовимся к школе», «Развиваем пространственно-временные представления» (4-6 лет), 2018г.

5.Бортникова Е.Ф. серия «Чудо - обучайка», «Развитие пространственно-временных представлений» (3-6 лет), 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке детей к школе

Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе....

Рабочая программа по подготовке детей к школе.

Готовим детей к школе в детском саду. Кружковая работа....

Рабочая программа по подготовке детей 5-7 лет к школе "Абвгдейка".

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и  социальной компетентности....

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»

Рабочая  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта.         Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Скоро в школу"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей подготовительной группы к школе «В школу – с радостью!»

Рабочая программа по подготовке детей к началу школьного обучения обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка 6-7 лет с учетом возрастных особенностей. Направлена на развитие у детей дошколь...