Рабочая программа по подготовке детей к школе
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Андреева Вера Петровна

Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_kor_raboty.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 115»

Заводского района г. Саратова

Рабочая программа

по подготовке детей к школе

педагога-психолога Андреевой В. П.

г. Саратов

2013 г.

Пояснительная записка

        Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживаются отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:

  • диагностику показателей готовности ребенка к школе;
  • прогнозирование на ее основе школьных трудностей;
  • построение системы собственно коррекционно-развивающей работы с ребенком-дошкольником.

Каждый психолог, изучая эту проблему, выделяет в ней несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. И каждый по-своему прав: разные дети, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствует развитию способностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.

Большое значение отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного внимания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Данный курс непосредственно-образовательной деятельности отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной.


Содержание программы

Цель программы: развитие произвольной познавательной деятельности у детей, профилактика школьной дезадаптации.

Задачи программы:

  • формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста;
  • коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции;
  • профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

Формы организации: Педагог-психолог организует работу детей в полном составе группы, если численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 – подгруппами по 10-12 человек. Продолжительность напосредственно-образовательной деятельности 25-30 минут.

Для проведения НОД каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и 2 простых карандаша; у педагога-психолога – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.

Структура НОД: Непосредственно-образовательная деятельность построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Ожидаемые результаты: Развивающий и коррекционный эффект данного курса проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на другой НОД. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Курс используется в качестве подготовки детей к школе.

Тематический план

непосредственно-образовательной деятельности

Название

НОД

Содержание НОД

Срок реализации

1

НОД 1

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

2. Игра «Какой фигуры не стало?»

3. Дыхательное упражнение

4. Упражнение на развитие координации движения и графических навыков

5. Рисование графического узора под диктовку

6. Пальчиковая гимнастика «Разминка»

7. Упражнение для профилактики нарушения зрения

Октябрь

2

НОД 2

1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

3. Игра «Какой фигуры не стало?»

4. Дыхательное упражнение

5. Упражнение на развитие координации движения и графических навыков

6. Рисование графического узора под диктовку

7. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

8. Упражнение для профилактики нарушения зрения

3

НОД 3

1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

3. Игра «Четвертый лишний»

4. Дыхательное упражнение

5. Упражнение на развитие координации движения и графических навыков

6. Рисование графического узора под диктовку

7. Пальчиковая гимнастика

8. Упражнение для профилактики нарушения зрения

4

НОД 4

1.Упражнение на развитие слуховой памяти.

2. Игра «Цветные слова»

3. Игра «Стираем и сушим белье»

4. Дыхательное упражнение

5. Упражнение на развитие координации движения и графических навыков

6. Рисование графического узора под диктовку

7. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

8. Упражнение для профилактики нарушения зрения

5

НОД 5

1.Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления.

2. Игра на развитие осязательной памяти.

3. Игра «Осенние листья»

4. Упражнение на развитие слуховой памяти.

5. Дыхательное упражнение.

6. Упражнение на развитие сенсомоторики

7. Графический диктант

8. Пальчиковая гимнастика

9. Упражнение для профилактики нарушения зрения

6

НОД 6

1. Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления.

2. Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

3. Игра на развитие логического мышления.

4. Игра на развитие зрительной памяти.

5. Дыхательное упражнение.

6. Упражнения на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Упражнение для профилактики нарушения зрения

Ноябрь

7

НОД 7

1. Упражнение на развитие слуховой памяти, мышления и речи.

2. Упражнение на развитие зрительной памяти.

3. Игра на развитие логического мышления и речи.

4. Игра на развитие осязательной памяти.

5. Дыхательное упражнение.

6. Упражнения на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Наш малыш».

9. Профилактика нарушения зрения.

8

НОД 8

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

2. Упражнение на развитие логического запоминания.

3. Игра «Веселые спортсмены»

4. Игра «Живая страница»

5. Упражнение на расслабление и концентрацию.

6. Упражнения на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Шалун».

9

НОД 9

1. Игра «Геометрические ковры»

2. Игра «Магазин ковров»

3. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

4. Энергетическое упражнение «Центр мозга»

5. Ленивые восьмерки.

6. Упражнения на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Шалун».

9. Профилактика нарушения зрения.

Декабрь

10

НОД 10

1. Игра «Третий лишний»

2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

3. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

4. Упражнение «Единственное и множественное число»

5. Упражнение «Художники»

6. Упражнения на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

9. Профилактика нарушения зрения.

11

НОД 11

1. Упражнение на расслабление и концентрацию.

2. Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.

3. Упражнение на развитие знаково-символической функции памяти.

4. Игра «Сравни и запомни»

5. Упражнение «Назови одним словом»

6. Упражнение «Художники»

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

10. Профилактика нарушения зрения.

Декабрь

12

НОД 12

1. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.

2. Упражнение на развитие зрительной памяти.

3. Игра «Сравни и заполни»

4. Игра «Говори наоборот»

5. Дыхательное упражнение.

6. Упражнения на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Комарик».

9. Профилактика нарушения зрения.

13

НОД 13

1. Упражнение на развитие зрительно-логической памяти.

2. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.

3. Игра на развитие зрительно-ассоциативной памяти.

4. Игра «Говори наоборот»

5. Игра «Назови отличия»

6. Дыхательное упражнение.

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Комарик».

10. Профилактика нарушения зрения.

Январь

14

НОД 14

1. Упражнение «Пары фигурок»

2. Упражнение «Пиктограммы»

3. Игра «Говори наоборот»

4. Упражнение «Счастливые Хрюши»

5. Дыхательное упражнение «Певец».

6. Упражнения на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая».

9. Упражнение для профилактики нарушения зрения.

15

НОД 15

1. Упражнение на развитие речи, мышления и воображения.

2. Игра «В снежки»

3. Игра «Магазин»

4. Игра «Витрина магазина»

5. Дыхательное упражнение «Певец»

6. Упражнения на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая».

9. Профилактика нарушения зрения.

16

НОД 16

1. Игра «пары фигурок»

2. Упражнение на развитие зрительно-слуховой опосредованной памяти.

3. Упражнение «Пиктограммы»

4. Упражнение на развитие мышления, речи, воображения.

5. Игра «Снеговики»

6. Дыхательное упражнение «Певец»

7. Симметричные рисунки.

8. Упражнения на развитие сенсомоторики.

9. Графический диктант.

10. Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

17

НОД 17

1. Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти.

2. Игра «Пиктограммы»

3. Игра «Определения»

4. Игра «Магазин»

5. Дыхательное упражнение.

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Черепашка»

10. Профилактика нарушения зрения.

Февраль

18

НОД 18

1. Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти.

2. Упражнение «Закончи фразу»

3. Игра «Пиктограммы»

4. Игра «Магазин»

5. Игра на развитие мышления и воображения.

6. Дыхательное упражнение.

7. Симметричные рисунки.

8. Упражнения на развитие сенсомоторики.

9. Графический диктант.

10. Пальчиковая гимнастика «Черепашка»

19

НОД 19

1. Упражнение на развитие логического мышления и слуховой памяти.

2. Упражнение на развитие зрительной памяти.

3. Упражнение на развитие сообразительности.

4. Игра «Колумбово яйцо»

5. Игра «Назови детенышей домашних животных»

6. Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Профилактика нарушения зрения.

20

НОД 20

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.

2. Игра на развитие внимания.

3. Упражнение «Продолжи фразу»

4. Упражнение «Разрезные квадраты»

5. Дыхательное упражнение.

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка»

10. Профилактика нарушения зрения.

21

НОД 21

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.

2. Игра на развитие внимания.

3. Игра «Определения»

4. Игра «Нахождение слов»

5. Дыхательное упражнение.

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка»

10. Профилактика нарушения зрения.

Март

22

НОД 22

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.

2. Игра «Окончание слов»

3. Игра «Внимание»

4. Игра «На что это похоже?»

5. Упражнение «Ухо-нос»

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка»

10. Профилактика нарушения зрения.

23

НОД 23

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок.

2. Упражнения «Разрезные предложения»

3. Игра «Определения»

4. Игра на развитие внимания.

5. Упражнение «Ухо-нос»

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь»

10. Профилактика нарушения зрения.

24

НОД 24

1. Игра на развитие внимания.

2. Упражнение на развитие ассоциативного запоминания.

3. Игра «Определения»

4. Игра «Учимся объяснять образное сравнение»

5. Дыхательное упражнение.

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь»

10. Профилактика нарушения зрения.

25

НОД 25

1. Игра на развитие внимания.

2. Упражнение на развитие ассоциативного запоминания.

3. Игра «Двадцать вопросов»

4. Игра на развитие воображения «Что это?»

5. Дыхательное упражнение.

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь»

10. Профилактика нарушения зрения.

Апрель

26

НОД 26

1. Игра «Внимание»

2. Упражнение «Пиктограммы»

3. Упражнение «Сравнение предметов»

4. Дыхательное упражнение.

5. Симметричные рисунки.

6. Упражнения на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Солнце»

9. Профилактика нарушения зрения.

27

НОД 27

1. Игра «Внимание»

2. Упражнение «Сравнение предметов»

3. Обучение приемам образного запоминания слов.

4. Дыхательное упражнение.

5. Симметричные рисунки.

6. Упражнения на развитие сенсомоторики.

7. Графический диктант.

8. Пальчиковая гимнастика «Солнце»

9. Профилактика нарушения зрения.

28

НОД 28

1. Игра «Внимание»

2. Упражнение на развитие приемов последовательного запоминания слов.

3. Игра «Определи понятие»

4. Упражнение на развитие мышления.

5. Упражнение «Ухо-нос»

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Черепашка»

10. Профилактика нарушения зрения.

29

НОД 29

1. Игра «Внимание»

2. Упражнение на развитие опосредованного запоминания на материале стихов.

3. Упражнение на развитие речи и запаса знаний об окружающем мире.

4. Игра на развитие внимания.

5. Дыхательное упражнение «Певец».

6. Симметричные рисунки.

7. Упражнения на развитие сенсомоторики.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Черепашка»

10. Профилактика нарушения зрения.

Май 

30

НОД 30

1. Игра «Внимание»

2. Упражнение «Разрезные открытки»

3. Упражнение на развитие опосредованного запоминания на материале стихов.

4. Упражнение «Запомни фразы»

5. Игра «Назови слова наоборот»

6. Дыхательное упражнение «Певец».

7. Симметричные рисунки.

8. Упражнения на развитие сенсомоторики.

9. Графический диктант.

10. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Май



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке детей к школе.

Готовим детей к школе в детском саду. Кружковая работа....

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»

Рабочая  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта.         Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...

Модифицированная рабочая программа по подготовке детей к школе "Развивай-ка"

Данная программа создана совместно с воспитателем с целью сформировать у детей подготовительной группы готовность к  освоению школьной программы...

Рабочая программа по подготовке детей к школе

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Приключение будующих первоклассников" Н.Ю. Куражева...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Скоро в школу"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Рабочая программа для подготовки детей к школе "В школу ножками,тропинками, дорожками..."

Поступление в школу - важный момент в жизни ребенка. Занятия по данной программе помогут быстрее адаптироваться к школе, развить интерес к учению, помогут у дошкольника развить такие качества, как пам...