Мастер – класс «Магия песка» песочная терапии в работе педагога – психолога»
методическая разработка по психологии

Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность. Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Магия песка»

 песочная терапии в работе педагога – психолога»

-Добрый день, уважаемые коллеги!

 Приглашаю Вас на мастер-класс «Магия песка»по использованию песочной терапии в работе педагога – психолога.

Слайд 2

Цель - повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования песочной терапии в развитии дошкольников.

Задачи:

-дать определение песочной терапии;

-познакомить педагогов с приемами  и техникой рисования песком;

-способствовать развитию интереса к данной технологии и введению её в практическую деятельность.

Слайд 3

На сегодняшний день одной из актуальных проблем дошкольного образования является психолого– педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из способов решений данной проблемы я увидела в использовании очень интересной и эффективной технологии -  песочная терапия.

Девизом мастер-класса я взяла слова К. Д. Ушинского: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Песочная терапия (sand-play – песочная игра) – одно из направлений арт-терапии (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение), является  психологической коррекционной здоровьесберегающей технологией. В настоящее время песочная терапия получила широкую известность и её применяют в работе как  с детьми так и взрослыми. Хочется отметить, что данная технология подходит для детей и общеразвивающих групп.

Слайд 4

Основоположник песочной терапии Карл Густав Юнг говорил

Часто руки знают,
как распутать то,
над чем тщетно бьётся разум”
К.Г.Юнг

утверждал, что процесс игры с песком активизируют возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Основная цель песочной терапии - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Проигрывая с помощью игрушечных фигурок взволновавшую его ситуацию,  создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Я применяю песок для решения коррекционно- развивающих задач развития личности ребенка, опираясь на работы  Зинкевич - Евстигнеевой и  Грабенко.

Данная технология особенно актуальна для детей с ОВЗ поскольку тактильные ощущения, которые активно развиваются в песке являются для них ведущим каналом познания мира.

Слайд 5

На   занятиях я использую методы и приемы:

  • Игровые методы
  • Рисование песком на световых столах
  • Элементы сказкотерапии

Я провожу занятия как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе) с детьми старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся проводится в затемненной комнате, используется музыкальное сопровождение.

Слайд 6

Мой опыт работы показал, что использование песочной терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями дал положительные результаты уже на стадии знакомства, установления контакта с ребенком. (Для некоторых детей это очень сложная задача.) В процессе игр с песком   быстрее устанавливается зрительный, коммуникативный и тактильный контакт, что  облегчает процесс адаптации ребенка.

Регулярные занятия снизили тревожность, страх темноты, стабилизировали эмоциональный фон ребенка.

Развивают мелкую моторику и графомоторные навыки у детей со сложной структурой нарушений. В песке начали рисовать пальцем те ребята, которые отказывались держать кисть или карадаш на занятии.

Игры с песком положительно влияют на развитие всех познавательных процессов. Ведь то, что ребенок делает руками он запоминает лучше, а особенно если эта деятельность положительно эмоционально окрашена.

Во время игр ребенок учится контролировать свои действия,  формируется произвольность, необходимая для обучения в школе.

В групповой форме работы дети овладевают коммуникативными навыками и навыками сотрудничества. Например, на первых этапах дети делили песок, рисовали границы для выполнения работы, то сейчас они выполняют общую работу, договариваясь  о том, что они будут рисовать, как украшать и какой цветовой фон им выбрать.

Условия работы с песком

• Согласие и желание ребенка.

• Отсутствие у детей кожных заболеваний и порезов на руках, аллергии на пыль от сухого песка.

Перед использованием песка на наших занятиях я знакомлю детей с правилами работы с песком. 

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  • После игры надо помочь убрать все игрушки на свои места.
  • После игры в песке надо помыть ручки.

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Уважаемые коллеги,  приглашаю вас принять участие в практической части мастер - класса.

Давайте посмотрим с помощью каких инструментов можно заниматься с песком.

В начале занятия, я провожу тактильную разминку.

Упражнение «Чувствительные ладошки», «Здравствуй песок»

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Кварцевой песок сыпучий, легкий, тактильный (микромассаж кончиков пальцев) – я пересыпаем песок. Он специально обработан для безопасного использования детьми, имеет как правило естественный  цвет песка и разную фракцию.

Применяется для регуляции мышечного напряжения, расслабленияе; развития тактильно-двигательного восприятия применяю упражнение песочный дождь. Дети его очень любят (особенно хорошо реагируют на него агрессивные, гиперактивные дети), можно использовать ситечко.

«Песочный дождь» 

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего

кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Возьмите сито и поработайте сним.

Я специально расположила таким образом песок на планшете, чтобы мы с вами сразу могли попробовать два вида рисования на песке (половина планшета заполнена песком, вторая часть чистая)

Давайте вспомним известную р.н. сказку про румяного колобка. Какой колобок? Круглый, желтый

Набираем песок в кулачок и рисуем круглого колобка на светлом фоне. Это рисование на светлом фоне кулачками, щепотью.

«Песочные прятки» интересное упражнение которое можно использовать для решения разных задач. Мы сейчас исрользуем для  развивития эмоциональной, коммуникативной сферы дошкольников.

Серый волк, колобок испугался, спрятался в песок

Давайте с вами нашими волшебными кисточками аккуратно раскопаем песочек в нижнем левом углу и найдем жителей (находим плоскостное изображение веселого колобка, спрятанное заранее)

Разгладим песок линейкой.

Упражнение «Узоры на песке» (можно использовать карточки – образцы, кубик)

Нарисовать 3 дорожки (прямую – 2 пальцами, зигзагообразную – левой рукой , волнистую - мизинчиком)

Как вы думаете какие задачи решает это упражнение?Для развития мелкой моторики, графомоторных навыков я использую упражнение «Нарисуй заборчик», «Продолжи ряд»

«Картина загадок»

 Сейчас мы будем рисовать на песке картину руками, пальчиками, отгадывая загадки. Ответы вы будете рисовать на песке.

Утро начинает

Лучиком встречает.

Светит к нам в оконце

Ласковое ….  (Солнце) рисуем 2 руками

Слайд 7 (сначала музыка потише)

А теперь дорисуйте свою картину как вам хочется, можно использовать трафареты, линейки.  Можете украсить  песочную страну, использовать любые материалы. Используйте подсветку наиболее приятную для вас.

Включается спокойная музыка.

Рисование может быть по замыслу как у нас с вами, а можно обозначить тему – водный мир, лесная полянка, мой город или улица, космос и др.

Поробуйте рисовать разными способами. Используйте трафарет, положите трафарет на светлую поверхность и засыпте песком нужную вам фигуру.

Наше время подходит к концу. Давайте посмотрим, Какие чудесные картины вы нам представили!

Рефлексия

Прошу поделиться вашими впечатлениями от работы с песком? Получилось у вас воплотить задуманное в рисунке? Возможно у вас появились  идеи по использованию песка в вашей работе?

В заключении хочу сказать, что применение песочной терапии позволяет в комплексе решать коррекционные и развивающие задачи в приятной и доступной для детей форме. А тем временем «магические» свойства песка снимают напряжение, тревоги, страх ошибки и дарят ребенку спокойствие, радость и удовлетворение от своей работы.

Уважаемые коллеги, спасибо вам большое за ваше участие

В ладошки Свои посмотри

- мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ (презентация).

Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Каки...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

Мастер – класс по теме «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос...

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»...

Мастер -класс в форме презентации "Биоэнергопластика в работе педагога-психолога"

В данном материале представлена  одна их практик нейростимуляции с практическими упражнениями, которые может использовать психолог в своей коррекционной работе с дошкольниками....

Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей вжизнедеятельности человека. Сформ...