Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома профессионального «выгорания»
консультация по психологии

Кочалидзе Ольга Владимировна

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, педагоги-психологи, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены постоянно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Сложные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога – так называемому профессиональному выгоранию, следствием чего становятся проблемы в профессиональной деятельности, семейных отношениях, нарушение взаимоотношений с окружающими. В связи с этим важной задачей для руководителей и психологических служб образовательных учреждений является профилактика профессионального выгорания педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов ДОУ

«Профилактика синдрома профессионального «выгорания»

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, педагоги-психологи, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены постоянно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Сложные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога – так называемому профессиональному выгоранию, следствием чего становятся проблемы в профессиональной деятельности, семейных отношениях, нарушение взаимоотношений с окружающими. В связи с этим важной задачей для руководителей и психологических служб образовательных учреждений является профилактика профессионального выгорания педагогов.

Цель тренинга: сохранение психического здоровья педагогов и воспитателей  в образовательной среде.

Задачи:

- знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;

- анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов;

- снятие эмоционального напряжения, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, карандаши,  ножницы, аудиозапись с расслабляющей музыкой, свеча, картинки с изображением батона, памятки «Десять советов М. Беркли - Ален» к упражнению «Порой я балую себя».

Время проведения: 1 час 30 минут.

1. Упражнение «Разминка»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут

Каждый из участников встаёт и говорит: «Здравствуйте, я рад (рада) вас видеть, потому что…». Окончание фразы каждый придумывает своё.

2.Упражнение «Поддержка»

2 круга, внутренний и внешний, по парам лицом друг к другу. По сигналу перемещаются по часовой стрелке, останавливаются. Внутренний принимает поддержку, внешний дает. Внешний – посмотрите на коллегу впереди вас, попробуйте прочувствовать его, посмотрите в глаза. И прикоснитесь в том месте, где по вашему мнению ему нужна поддержка. Стоим так около минуты. Наблюдаем за собой. Дышим, расслабляемся на выдохе. Принимаем поддержку. Чувствуем. Потом по сигналу перемещение. 3 раза. Потом меняемся, кто был внутри, становится снаружи. Повторяется. Так 3 раза.

3. Упражнение «Шкалирование»

Ведущий спрашивает участников о стаже работы в профессии. Затем предлагает разместиться в пространстве помещения следующим образом: стаж менее 5 лет, от 5 до 15 лет и более 15 лет. После того как участники заняли места в соответствии со стажем работы, ведущий предлагает сосредоточиться и прислушаться к себе:

– Какие чувства вы испытываете, работая столько времени?

– Попробуйте переместиться, представив, что занимаетесь профессиональной деятельностью дольше, чем это есть на самом деле. Что изменилось? Что чувствуете?

– Попробуйте переместиться, представив, что занимаетесь профессиональной деятельностью меньше, чем это есть на самом деле. Что изменилось? Что чувствуете?

В конце упражнения проводится анализ в кругу, обсуждение чувств и мыслей.

4. Обсуждение вопроса: влияет ли профессия на личность человека? Как влияет профессия педагога на личность? Перечисление плюсов и минусов. Ответы фиксируются на доске. Необходимо отметить, что педагогическая деятельность имеет следующие особенности:

– профессиональная деформация (перенос рабочих привычек, манеры поведения и способа мышления в личную жизнь);

– синдром выгорания (психофизиологический феномен когнитивного и эмоционального истощения в результате постоянного действия стрессовой нагрузки – информационной и эмоциональной).

5. Тест «Насколько вы подвержены профессиональной деформации?» (К. Маслач, С. Джексон)

(даётся в устной форме,  выполняется анонимно)

Цель: дать возможность педагогам определить у себя уровень профессионального выгорания.

Время: 5 минут

Постарайтесь сравнить себя сегодняшнего и себя «вчерашнего».

Подсчитайте, сколько симптомов характерно для вашего сегодняшнего состояния.

  1. Я думаю, что меня недооценивают.
  2. Я постоянно переживаю за качество своей работы.
  3. Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.
  4. В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны или, наоборот, я сплю вообще без сновидений.
  5. У меня почти не хватает времени на отдых.
  6. Мне трудно сохранять самообладание в ситуациях конфликта.
  7. Мне не хватает возможностей для самореализации.
  8. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.
  9. Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки)
  10. Время от времени я забываю обыденные вещи (выключен ли утюг , сделана ли запись в журнал)
  11. В последнее время мне хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе (коллеги, учащиеся, родители)
  12. Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.
  13. К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил и энергии.
  14. Меня беспокоит беспричинная тревога и чувство тяжести.

Ключ

До 4 баллов. У вас пока всё сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя ещё через полгода.

5 – 9 баллов. У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если не обратите на это внимание теперь, в скором времени ваше здоровье окажется под угрозой.

10 – 14. У вас сильно выражен синдром профессионального выгорания. Окружающим, в том числе и близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка – вот некоторые из большого списка заболеваний, которые вас ждут, если вы не измените свою жизнь.

6. Мини-лекция: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ»

ПЕДАГОГА

 «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002).

В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром выгорания отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». Его все чаще связывают с состоянием предболезни.

Профессия педагог одна из тех, специальностей, обладатели которой в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального выгорания.

Исследования Н.А. Аминовой, Федоренко Л.Г. (2003) доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя.

Основные факторы, приводящие к напряжению:

- постоянное общение и взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса (педагоги, родители, дети + администрация) требует постоянных усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение;

- высокие требования к системе образования, педагоги вынуждены постоянно повышать уровень профессиональной компетентности, что ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам;

- низкий уровень оплаты труда вынуждает брать лишнюю нагрузку, работать в 2 смены, брать дополнительную работу;

- зачастую неудовлетворенность работой в силу того, что не всегда положительна оценена по окончании.

- воспитание собственных детей зачастую уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих.

 Синдром выгорания берет свое начало в хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком.

Основные проявления выгорания сводятся к

-ощущению усталости,

 -отсутствию сил,

-наблюдается сниженный энергетический тонус,

- падает работоспособность

- и появляются различные симптомы физических недомоганий,

-склонность к злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.

У профессионала появляется отрицательная психологическая установка в общении с другими людьми (учащимися, их родителями, коллегами, руководством, членами семьи и друзьями).

Это приводит к конфликтам с окружающими, редукции профессиональных достижений, смене жизненного сценария и полного отказа от профессиональной деятельности в избранной сфере.

Специалисты отмечают, что формирование синдрома профессионального выгорания носит поэтапный характер. Сначала отмечаются существенные энергетические затраты на любую деятельность. Они, как правило, являются следствием гиперответственного поведения, ориентации на выполнение профессиональной деятельности на максимально качественном уровне. 

По мере развития синдрома появляется усталость, которая постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Характерной чертой выгорания является нарастающее недовольство собой, появление ощущения неуспешности, развивающиеся безразличие и апатия, редукция профессиональных достижений.

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям, в нем можно выделить три основные стадии.

Первая стадия. Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные

симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку “девичьей памятью” или “склерозом”.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): “не хочется видеть” тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, “в четверг ощущение, что уже пятница”, “неделя длится нескончаемо”, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; “мертвый сон, без сновидений”, увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек “заводится”, как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Третья стадия. Собственно, личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.

Ответьте себе на вопросы:

– Часто ли вы просыпаетесь утром и чувствуете, что у вас нет ни желания, ни сил идти на работу?

– Часто ли вы думаете о том, как закончится рабочий день и как настанут выходные?

– Часто ли вы берете работу на дом, а потом не можете заставить себя ее делать?

Если вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос – у вас есть признаки эмоционального выгорания.

Обычно, когда звучит термин “выгорание” представляется картина, как человек лежит без сил и ничего не хочет.

 А на самом деле выгорание начинается с энтузиазма и вовлеченности, когда хочется успеть больше и сделать лучше. Таким образом, специалист каждый день тратит чуть больше ресурсов, чем успевает восстановить.

В норме человек находится на 1-2 стадии выгорания. Сначала вдохновляется проектом или идеей, потом сталкивается с трудностями в реальности, устает, восстанавливает силы и снова чувствует интерес к работе. На первых этапах помогает поддержка коллег и качественный отдых. Позже этих мер будет недостаточно, потому что на следующих стадиях уже затронута мотивация и ценности человека. Для помощи себе на следующих этапах необходимо сбалансировать то, что вы отдаете и что получаете взамен. Здесь имеет смысл задуматься о том, на своем ли вы месте, зачем вам именно эта работа и эта компания, что здесь для вас важного и ценного и ради чего вы так стараетесь. Инвентаризацию своих ценностей и целей лучше всего проводить в беседе с другим человеком - это может быть близкий друг или психолог.

 Практическая часть. Диагностика

  1. Упражнение «БАТОН» (раздаются листочки с изображением батона)

 У вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.

Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ. Ровно столько занимает ваша работа.

Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого свой рисунок, и своя жизнь.

ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.

Самообразование! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.

Увлечения! это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!

Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогов в аудитории). Возможно похлопать им

!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.

Переходим ко второму батону.  А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите, где какие теперь позиции займут места.

Теперь снова вопрос, это ВАЖНО! 

Что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос актуален).

В этом упражнении – Здесь спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

Главное, коллеги, помните, что любой тестовый материал, является коррекционным. Вы отмечаете, сами оцениваете и диагностировать себя, есть возможность подвинуть эти границы.

Причина эмоционального выгорания - отсутствие баланса

Баланс может быть нарушен между работой и отдыхом, между тем, что человек отдает организации и что он получает взамен, между ответственностью, возложенной на сотрудника и полномочиями, которые ему необходимы.

Баланс в планировании:

Часто случается так, что мы планируем свой день из состояния должен. Обязательно работа, забота о детях, семье, животных и пр. а в планах на себя нет места.

8.Упражнение «Порой я балую себя»

Цель: познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание: перед началом ведущий предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер.

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что - нибудь приятное себе. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег.

Раздача рекомендаций:  М.Берки - Ален по профилактике эмоционального выгорания.

«ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ - АЛЕН» К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

2. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

3. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

4. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

5. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

6. В выходной позвольте себе подольше поспать.

7. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

8. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую - нибудь безделушку.

9. Каждый вечер вставайте под душ и «смывайте» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

10. Если у Вас имеются нарушения со сном, читайте на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

11. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна.

12. Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.

Рекомендации которые дают специалисты для профилактики:

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

  • резко встать и пройтись;
  • быстро написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
  • измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

- Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

- Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т.к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

- Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

- Применяйте ежедневно в своей практике - аффирмации (позитивные утверждения) и не забывайте хвалить себя. Например утром проснулись и сказали себе: - Все энергии моего тела приходят в равновесие. Восстанавливается гармония и равновесие. Я принимаю радость и замечаю лишь хорошее. А перед сном хвалим себя: -  Я сегодня хорошо потрудилась, я молодец. Я люблю и одобряю себя

«Улыбайся печенкой»

  1. Упражнение «Да, я такая, а еще…»

Сейчас будем учиться правильно реагировать на комплименты и приятные слова. Каждый сидящему справа говорит комплимент, а сидящий справа должен ответить: «Спасибо. Да, я такая, а еще я…» и называет свое положительное качество.

10. Упражнение «Техники избавления от негативных эмоций»

Еще один важный фактор при формировании

профессионального выгорания – это накопление негативных эмоций без возможности освобождения от них социально-приемлемым способом.

Цели: освобождение от негативных эмоций социально-приемлемым способом, снятие напряжения, осознание причин происходящего; выявление ресурсов, получение психологической поддержки.

Содержание упражнения:

1-й этап. Письмо-обращение к работе (продолжение

предложенных фраз). Напишите письмо-обращение к своей работе.

Письмом будет продолжение вами неоконченных фраз:

Как мне надоело…

Я так устала от…

Меня огорчает…

И сильно раздражает…

Я очень злюсь…

Я ненавижу…

Меня бесит…

 Мне обидно…

Мне бы хотелось…

2-й этап. Ответ работы. Возьмите ручку и напишите ответ на каждую фразу, обращенную к работе. Зачитать вслух письмо и ответ на него (это усиливает терапевтический эффект). С этими письмами вы можете сделать, что захотите. Их можно уничтожить, можно оставить – по желанию участников.

3-й этап. Письмо-благодарность от работы. Напишите себе от своей работы письмо-благодарность за все, что вы делаете.

Обсуждение упражнения. Поделитесь чувствами, эмоциями, которые возникали у вас на разных этапах выполнения упражнения.

Чем было полезно для вас это упражнение?

Как бы вы могли продлить эффект заряда положительными эмоциями от благодарственного письма? (Оставить письмо, поместить его в рамочку, украсить, повесить на видное место)

  1. Упражнение «Дружественная ладошка»

Цель: эмоционально расслабиться и сблизиться.

Обведите контур своей ладони и напишите на ней свой имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам и пустьь каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.  

 Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают о ней. А может быть и помогают в какой-то сложный момент.

  1. Упражнение  «Источник»

Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации).
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст: «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.
Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш детский сад, в наш музыкальный зал. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.
Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
13. Рефлексия «Свеча»
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Литература:

  1. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К.   Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с.
  2. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога : методические рекомендации / сост. Ю.А. Никишина. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. – 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.В связи с актуальностью темы сохранения психологического...

Психологический тренинг «Креативность педагогов как профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Творчество, гибкость нестандартность мышления  являются одним из способов преодоления СЭВ. Данный  тренинг для педагогов поможет повысить стрессоустойчивость....

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Семинар-практикум для педагогов по профилактике синдрома профессионального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике синдрома профессионального выгорания Подготовила педагог-психолог ГБДОУ 85 Невского района г.Санкт-Петербурга  Яковлева Оксана Михайловна...