"Основы развития социального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников"
материал по психологии (подготовительная группа)

Екатерина Александровна Щеклеина

Работа  сэмоционально-волевой сферой дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Основы развития социального интеллекта

и эмоционально-волевой сферы дошкольников»

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Работая с дошкольниками я, как психолог ставлю перед собой следующие задачи:

1.Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

2.Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.

3.Консультационная работа с родителями и педагогами.

4.Повышение психолого-педагогической культуры родителей (родительские собрания)

5.Разработка рекомендаций, буклетов для родителей.

6.Психологическое сопровождение детей, подготовка к школе, мониторинг развития.

Я работаю в тесном сотрудничестве с педагогами, которые методом наблюдения выявляют проблемных детей у себя на занятиях. А также с родителями.

Одним из направлений работы психолога является помощь ребёнку в развитии эмоционально-волевой сферы.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Отечественные исследователи (П.К.Анохин, А.И.Захаров, М.И.Кольцова, Т.А.Павлова, Н.А.Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.

ВАЖНЕЙШИЕ  ОСОБЕННОСТИ   ДОШКОЛЬНИКОВ 

Исследователями выделяется несколько ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольного периода:

  • Эмоции управляют всеми поступками ребёнка. Они непроизвольные и яркие, быстро вспыхивают и способны моментально угасать.
  • Ребёнок расстраивается из-за того, что что-то у него не получилось, обижается, не получив желаемого, однако столь же легко и забывает об этом.
  • Чаще всего не способен скрывать или подавлять собственные чувства и эмоции. Хотя некоторым детям удается это сделать.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоционально-волевой сферы детей, т.к. в современной жизни в любом учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны.

Нарушения развития эмоционально-волевой сферы

В период дошкольного детства происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, однако в этот же период можно отметить и риск появления различных расстройств.

Все чаще в современном обществе маленький ребёнок уже сталкивается с такими эмоциональными нарушениями, как:

-неуверенность в себе;

-высокий уровень тревожности;

-агрессивное поведение;

-подозрительность, обидчивость;

-отсутствие у ребенка эмоциональной децентрации, то есть он не способен к сопереживанию.

-отсутствие эмоциональной синтонии – ребёнок не может отозваться на эмоциональное состояние близкого ему человека.

-отсутствие чувства вины.

-повышенная эмоциональная возбудимость, гнев по самым незначительным причинам, раздражительность. Часто становится причиной межличностных конфликтов.

-внутриличностные конфликты, выражающиеся в беспричинных и частых сменах настроения.

Кроме того, у отдельных детей могут наблюдаться одновременно несколько типов нарушений, сочетание внутриличностного и межличностного конфликтов. С одной стороны, они раздражительны и агрессивны, с другой – капризны, обидчивы и ранимы, испытывают страхи.

Работа психолога  направлена на развитие эмоционально-волевой сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности. (Здесь ведётся активная работа с педагогами, беседа с родителями)

Родителям следует обратить внимание на следующие признаки нарушений в эмоционально-волевой сфере: 

  • гиперактивность ребёнка;
  • невнимательность;
  • постоянные страхи и тревоги (одиночества, темноты, смерти), что ведет к появлению безынициативности, чрезмерной скромности;
  • вредные привычки (грызть ногти, карандаши, сосать палец).

Причин, которые вызвали такие проявления, может быть большое количество – от просмотра агрессивных передач по телевизору до невнимательности родителей и недостатка общения с ними.

Дети, находясь долго в состоянии обиды, тревожности все чаще испытывают «Эмоциональный дискомфорт», который негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье.

УСТРАНЕНИЕ РАССТРОЙСТВ

Скорректировать эти нарушения помогут различные современные технологии специальные упражнения. Улучшить концентрацию внимания помогут такие задания:

 «Съедобное – несъедобное». Играть можно с одним или несколькими детьми. Взрослый называет слово (продукт питания или нечто несъедобное) и одновременно бросает мячик. Если названа пища, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает.

«Море волнуется». Помогает научиться контролировать свои движения. Дети выполняют плавные движения руками, покачивая ими в стороны, проговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два». После «море волнуется три» звучит команда ведущего «Замри» – малыши должны принять какое-то положение и оставаться в нем.

«Сиамские близнецы». Направлено на контроль импульсивности. Выполняется так: дети встают спинами друг к другу, соединяют руки, после этого пробуют походить, действуя, словно единой целое, выполнить простейшие команды (поднять правую руку, попрыгать).

Скорректировать НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ можно при помощи другой группы упражнений и игр.

Рисование. Ребёнку даётся задание изобразить самого себя в образе победителя.

Что мне нравится в тебе. Парная игра, но может проводиться и в группе. Дети делятся по двое, после чего по очереди называют те характеристики и качества, которые им нравятся в партнере.

Мой хороший поступок. Дети по очереди рассказывают группе о совершенных ими хороших поступках. Что я умею делать хорошего. Каждый ребёнок делится тем, что у него получается лучше всего.

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

(работа с родителями и педагогами)

Для этого необходимо регулярно заниматься с ребёнком, научить его контролировать свое поведение. Помогут в достижении цели следующие правила:

  • Предлагать ребёнку задания умеренной сложности, чтобы он имел объективную возможность справиться с ними.

  • Соблюдать умеренность и осторожность, помня о том, что дошкольник еще не готов к длительным интеллектуальным и физическим нагрузкам. 

  • Придерживаться режима дня. Выполнение конкретных действий в определенный для них временной промежуток отлично дисциплинирует.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 Это непростое дело, которому, родители должны уделять особое внимание. В беседах говорю, что необходимо объяснять ребёнку суть той или иной эмоции, используя доступную для его понимания лексику.  В качестве примеров можно приводить героев сказок, рассказов, персонажей мультфильмов – все это поможет дошкольнику понять и в дальнейшем осознать у себя эмоции и чувства, обогатит его внутренний мир. Важно рассказать ребёнку, что каждый может испытывать страхи, гнев, и это нормальные здоровые эмоции, без которых невозможна сама жизнь.

Чтобы  разобраться в собственных эмоциях  

помогут и специальные упражнения.

На занятиях использую такие упражнения, как:

Мимическая гимнастика. Позволяет научиться выражать эмоции вербально. Взрослый даёт ребёнку установку изобразить эмоцию, присущую тому или иному персонажу из знакомой ему сказки. (Например, показать, как смеялся Буратино, или расстроиться, словно Таня, обронившая мяч в реку).

Маски. Эта веселая забава поможет дошкольникам разобраться с миром мимики и жестов, которые сопровождают наши эмоции, являются их внешними выражениями. Дети сами или с помощью взрослого изготавливают различные маски, на которых отображены известные им эмоции – грусть, радость, восторг, изумление. После этого каждый ребёнок надевает случайную маску, не зная, какую именно. Пользуясь подсказками-описаниями других детей, он должен попытаться угадать «свою» эмоцию.

Угадай эмоцию. Взрослый сам изображает эмоцию, задача ребенка – угадать, какую именно.

Таким образом, теоретические и практические аспекты в области изучения эмоционально-волевого состояния дошкольников дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребёнком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Развитие творческих способностей и эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театрализованной деятельности"

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях. Современные дети реш...

Тема: «Применение нетрадиционных технологий в развитии, коррекции и восстановлении эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста»

Городской мастер-класс для воспитателей в рамках реализации плана лучших муниципальных практик...

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.

Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...