Развитие у детей раннего возраста речи посредством совершенствования мелкой моторики
статья по психологии (младшая группа)

Лихачева Инна Борисовна

Проблема детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. В данной статье рассматривается необходимость развития речи с помощью мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. Поэтому предметная игровая деятельность является ведущей, так как именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка: развитие восприятия, поведение, сознание, память в форме узнавания (восприятия знакомых предметов).

Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребёнку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития.

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка. Крупную и мелкую моторику у ребенка необходимо развивать в комплексе, только в этом случае развитие ребенка будет гармоничное и последовательное.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.

В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики, с раннего детства. Как же лучше развивать мелкую моторику?

В силу возрастных особенностей экспериментальная деятельность с малышами протекает в форме игр. Игра -самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду, дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие.

Упражнения для развития мелкой моторики

1.Игры с пластилином

-мнем и отщипываем;

-надавливаем и размазываем;

-скатываем шарики и колбаски;

-режем на кусочки;

-лепим картинки;

-готовим обед.

2.Игры с бумагой

-бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные фигуры.Всё это развивает ребёнка в эстетическом плане,разрабатывает моторику пальцев рук,а также приучает малыша к аккуратности и терпению.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, занятия в технике оригами.

3.Игры со счетными палочками

Игры помогут развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.Игры с палочками не только развивают мелкую моторику,но и формируют образно -пространственное мышление,развивают фантазию и наблюдательность.

Старшим дошкольникам будут интересны головоломки на смекалку.

4.Пальчиковая гимнастика и игры(сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.)

Пальчиковая игра «Паучок»

Паучок ходил по ветке, ( руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут»

А за ним ходили детки. (по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полили, ( кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие

Паучков на землю смыл. (движения; хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать ( ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

Паучок ползет опять, ( пальцы растопырены, качаем руками)

А за ним ползут все детки,(действия аналогичные первоначальным)

Чтобы погулять по ветке.(«Паучки» ползают по голове).

«Сороконожки»

Две сороконожки (средний и указательный пальчик перемещаются)

Бежали по дорожке.

Встретились, (ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (ладошки переплелись)

Насилу расстались (ладошки разжались)

И- попрощались!(ладошки машут, прощаясь).

5.Работа с использованием «бросового материала» (спичек, шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц,массажных колечек и т. д.)

Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Игры с прищепками

«Ежик»

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ежик,

Мы тебе сейчас поможем.

Предложите ребёнку зацепить прищепки за :картонную фигурку . Например упражнения «Травка»за зелёный прямоугольник, упражнение «Солнышко» за жёлтый круг.

С массажными колечками.

Предложите ребёнку накатывать (одевать)массажное колечко поочерёдно на каждый пальчик.

При работе с массажными колечками ребёнок может называть пальцы или проговаривать стишок.

Раз, два. Три, четыре, пять

Пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли

И на пальчик одевали.

Раз- большой, он красивый такой,

Два — указательный, очень обаятельный,

Три- средний, он совсем не вредный,

Четыре- безымянный, пальчик очень славный.

Пять-мизинчик,маленький счастливчик.

6.Развивающие игры.

-деревянная пирамидка -помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета;

-кубики- развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

-конструкторы- развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

-рамки-вкладыши- способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

-пазлы- развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

-мозаика- способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

7.Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей ( с использованием различных массажеров)

Игры с карандашом.

Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед  назад.

-Массаж каждого пальца, ладони в отдельности, т.е. левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу».

Упражнение точилка.

Зажать в левом кулаке  один конец карандаша,а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша.

Мы точилочку берём,

Карандаш в неё кладём.

Будем острым наш

Красный карандаш.

Упражнение «Дятел»держать карандаш большим и средним пальцем,а указательным постучать по нему.

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты покажи?

«Ножницы». Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.

Различные виды упражнений:

-«пунктиры»-подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперед пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

-«пила»-левая рука лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз.

-«согреем ладошки»- сильно потираем руки.

8.Графические упражнения. ( диктанты, штриховка, раскрашивание и др.)

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

9.Игры с песком

-погладь рукой песок;

-положи ладонь на песок. Это след твоей ладони (следы от крышек, палочек), попробуй изобразить след кошки;

-разгладь песок двумя руками;

-я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

10.Упражнения с мячами

-учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

-катать мяч по часовой стрелке;

-держать одной рукой, другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Все описанные упражнения просты по технике, но вместе с тем при регулярном использовании при работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев  и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них  эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых панно и пособий для развития у детей раннего возраста мелкой моторики». (Из опыта моей работы)

Я,Сулейманова Альбина Ибрагимовна, работаю воспитателем в детском саду  «Золушка» в  младшей группе. Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, который устанавл...

Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .

Методическая работаМелкая моторика у детей дошкольного возрастаДля чего нужна мелкая моторика и как ее  развивать  . 1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развива...

Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая мотори­ка отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...

развитие речи посредством формирования мелкой моторики пальцев рук во второй группе раннего возраста.

Цель:     Создание условий для развития  мелкой моторики и координации пальцев рук    Задачи:1. Совершенствование предметно-развивающей среды...

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича....

Педагогические технологии развития речи, посредством формирования мелкой моторики детей дошкольного возраста

Данный материал пригодится педагогам дошкольного образования при использовании педагогических технологий развития речи....

Методическая разработка по ознакомлению детей раннего возраста с природой, через мелкую моторику рук и развитию речи.

Планшет с вставными картинками с липучкой и подставные картинки на  липкой основе подходящие по смыслуЦель: создание условий для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста...