семинар-практикум для педагогов "Метафорические карты в работе с детьми"
методическая разработка по психологии

Вусова Инна Васильевна

МАК являются одним из тех инструментов которые помогают человеку проработать волнующие темы благодоря обращению к своему воображению и творческому потенциалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_master_1.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов «Метафорические карты в работе с детьми»

Цель: 

Повышение профессионального мастерства педагогов, специалистов – участников мастер - класса через педагогическое общение с демонстрацией применения метафорических ассоциативных карт( МАК)

Задачи:

 - ознакомить с понятием «Метафорические ассоциативные карты»;

- рассмотреть продуктивные формы и методы работы с метафорическими ассоциативными картами;

- повысить интерес педагогов к нетрадиционным методам в работе с детьми

Целевая группа: 

Педагоги, специалисты дошкольных образовательных учреждений

Материалы и оборудование:

ноутбук, проектор, 2 колоды карт  («Дружок»; « Ресурсы»).

Раздаточный материал: листы бумаги, ручки, буклеты.

Ожидаемые результаты: 

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области применения МАК( понимание основных принципов и способов работы) ; Практическое освоение педагогами методов и упражнений, предлагаемых педагогом на мастер- классе; мотивация к дальнейшему изучению МАК и использованию для решения других педагогических задач.

  1. Вводная и теоритическая часть:

Метафорические ассоциативные карты являются одним из тех инструментов, которые помогают человеку проявить свои чувства, проработать волнующие темы благодаря обращению к своему воображению и творческому потенциалу. 

В профессиональных кругах МАК известны под разными названиями:

- Метафорические. Любую картинку можно рассматривать как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека.

- Ассоциативные. Изображения вызывают ассоциации, благодаря которым человек проживает еще раз свою историю, актуализирует проблему.

-Проективные. Человек видит в карте именно то, что он хочет видеть, то, что эмоционально отзывается в нем.

- Терапевтические. Действуют успокаивающе на тревожных клиентов, помогают сосредоточиться детям с нарушением внимания.

  Дошкольный возраст – это период открытий, достижений, сензитивный период для приобретения умений и навыков. Но наряду со всем этим он наполнен кризисными этапами, где встречаются и радости и трудности. Новые федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами цели по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Метафорические ассоциативные карты это чудесный, бережный, работающий инструмент в исследовании, коррекции, профилактики, развитии дошкольников. Перед вами на экране одна из  метафорических карт, расскажите, какие  ассоциации она у вас вызывает? ( Ответы педагогов) Спасибо за ответы! Что такое Метафорические ассоциативные карты?

Хозяин карты- хозяин истории, автор рассказа об этой  картинке.

 Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы. Эти карты –набор картинок  изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Важен не первоначально заложенный в  картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему  картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что- то своё. МАК- это эффективный и экологичный инструмент, помогающий заглянуть в наше бессознательное. МАК помогают получить ответы из глубин бессознательного не травмируя человека.

Преимущества карт заключаются в том, что:

Карты дают возможность осознать и прояснить переживания «здесь и сейчас»;

Карты ориентированы, а значит «работают» там, где преобладает рационализация, а чувства и переживания глубоко спрятаны и хорошо контролируются;

История :

Создателем первой колоды  О- карт  был канадский художник Эли Раман. Эли Раман долгое время занимался преподавательской деятельность и был увлечен карточными играми. О н создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения. Карты Эли Рамана сократили расстояние между зрителем и живописью, сделали ее доступной всем желающим. Увидев карты немецкий психотерапевт и издатель Моритц Эгетмейер понял, что перед ним универсальный инструмент, создающий мостик от подсознания к сознанию человека, они и заставляли зрителя углубляться в подсознание и творчество.

У вас, конечно же, появился вопрос: а, как и зачем применять метафорические карты педагогу,  работающему с детьми, воспитателю. Поспешу напомнить вам, что современному педагогу необходимо обладать психологическими знаниями.      Так как они являются важным условием педагогической деятельности, помогают педагогу выделять те реальные трудности, с которыми сталкивается воспитанник в процессе усвоения им учебного материала.   Педагог,  владеющий психологическими знаниями, может видеть связь усвоения знаний и эмоционального состояния ребенка; умеет глубоко и всесторонне анализировать эффективность используемых форм и методов работы с детьми.

Используя с детьми МАК, мы будто играем в их игру, со своими правилами, используя метафоры ( ведь сказка- это и есть своего рода метафора) , дети не ставят непробиваемые барьеры, и погружаются в процесс, а изменения не заставляют себя долго ждать… В своей работе я использую карты работая со всеми участниками образовательного процесса.

Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и п ереживаниях. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка. МАК раз вивают творческую составляющую..

  1. Практическая часть :

Игра в карты проходит как обычно за столом

Метафорические К колодам метафорических карт имеется методич еская брошюра. Для разрешения конфликтов, в парном консультировании, при работе с эмоциональными нарушениями, психосоматическими симптомами, а также с детьми в качестве инструмента для развития эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта успешно применяются МАК колода для детей «Дружок» и « Ресурсы»

Спектр возможностей использования карт довольно широк и зависит от креативности и мастерства того, кто их применяет в своей работе. В первую очередь карты незаменимый инструмент диагностики. При этом может быть использована совершенно любая колода.

Упражнения:

- «Корабль надежды»

Цель: мотивация и осознание ответственности за достижение определенных результатов.

Психолог. «Все мы находимся в начале важного пути и для того, чтобы он был успешным, надо определить, чего Вы ожидаете от нашей работы»?

Продолжите предложение: «От семинара я ожидаю...

«Мы смотрим на картинку, а слова и образы сами приходят на ум. И мы поражены, потому что они попадают сразу в самую суть, открывают самое сокровенное и запрятанное, проскальзывая сквозь все границы и защиты. Это чудо. Это удивительно. Но удивительно и то, что разные люди дают совершенно разные интерпретации одних и тех же карт». Моритц Эгетмейер

Метафорические ассоциативные карты. Что это такое?

- Попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже.

- Найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок.

-Какая карта нравится, а какая не нравится.

- Попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.

- Техника «Мне помогает, мне мешает…» Цель: помочь детям и взрослым понять, что каждое чувство может как помогать, так и мешать. Положите колоду с чувствами на середину стола. Каждый участник тянет карту и говорит, в каких ситуациях ему это чувство мешает, а в каких помогает.

Возможно, в начале упражнений детям понадобится помощь. Для детей помладше советуют отобрать в колоду достаточно однозначные чувства: злость, радость, страх, обида. Для старших детей и взрослых подойдут карты с более сложными чувствами ( отчаяние, стыд, горе) . Лучше, когда участников больше трех, однако вполне можно сыграть и вдвоем.

Вот так ненавязчиво и мягко можно подводить ребенка к осознанию своих чувств. В этой игре также скрыт глубинный смысл. Видя образы, называя эмоцию, проговаривая чувства, человек, даже еще маленький получает маленький опыт В  работе с помощью  карт  мы можно  решить проблемы , которые волнует ребенка. Образы  карт  помогут обойти защитные барьеры ребенка, которые мешают ему развиваться.

 Варианты  работы с картами:

- «Страх уходи! » Ребенок выбирает   карту, персонаж которой ему кажется самым смелым – тем, кто не боится того, чего боится он сам. Далее ребенок сочиняет о персонаже историю, в которой ребенок может описать, как бороться со страхом.

- Другой вариант, когда ребенок выбирает два персонажа, один назначается трусишкой, другой смельчаком. Смельчак рассказывает трусишке, как перестать боятся.

- «Мой самый лучший день»/ «О чем мечтается» Ребенок выбирает одну из карт в открытую и рассказывает о том, каким он представляет свой самый лучший день.

- «Нарисуй продолжение»/ «Нарисуй начало» Ребенок выбирает карту и должен придумать и нарисовать продолжение( начало) сюжета, используя наводящие вопросы: Что изображено на  карте? Кто является главным действующим героем изображенной истории? Чем история началась и чем закончилась? Кто я на этой  картинке? Что она для меня означает? Разыграем историю На кого я похож? Плохо или хорошо?

- Техника « Внутренний ребенок » Цель: саморегулирование внутреннего эмоционального состояния. 1. В открыту ю выберите карту как она связана с Вашим детством: Сколько ему лет? О чем он думает, мечтает, к чему стремится? Какие эмоции он испытывает? 2. С таньте этому малышу заботливым родителем, поговорите с ним и скажите все, что хотел бы услышать он от любящих и добрых родителей. 3. Ответьте на вопрос: как часто малыш нуждается в вашей поддержке? Будете ли вы и дальше заботится о нем? 4. Сделайте выводы.

-  «Сказочный персонаж» Ребенку предлагается охарактеризовать сказочного персонажа, озвучить что он чувствует. Далее, используя различные пейзажи рассказать как меняется его настроение.

- «Легкое путешествие» Ребенок выбирает карту и рассказывает что это за место, кто живет там, чем оно отличается.

- Техника «Я могу» Цель: осознание внутренних ресурсов. Выберите взакрытую по порядку 3 карт ы из колоды, которые будут окончанием предложений, запишите их: Я хочу научиться… У меня достаточно сил и способностей, чтобы… Меня вдохновляет…

- укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой- то формы, линии.

Поведение итогов, рефлексия:

Таким образом, МАК помогают  работать   с подсознанием. Раскрывают внутренние проблемы, помогают работать со страхами при этом, не оказывая травмирующего воздействия на психику.   Карты  помогают выявить внутренние переживания.

Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый специалист может найти собственное применение картам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».

Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...

Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...

Семинар-практикум с педагогами. Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ.

Раскрыты возможности занятий  песочной терапией для  детей с ОВЗ. Практическое упражнение на песке позволяет педагогам самим окунуться в мир детства, развивает фантазию,речь,поднимает настро...

Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми с детьми дошкольного возраста"

Для развития речевого, умственного и психического развития детей часто используют в работе с детьми мнемотаблицы. Дети лучше запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки с помощью картинок в таблице...