Доклад «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога в создании условий для успешной адаптации воспитанников в детском саду»
материал по психологии (младшая группа)

Изотова Надежда Николаевна

Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями поведенческих реакций, сложным процессом приспособления организма на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном. В период адаптации у воспитанников происходит перестройка уклада жизни и ранее сформированных привычек. В детском саду воспитаннику надо приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, влиться в среду сверстников. Нередко процесс адаптации протекает сложно и болезненно. Ребенок часто отказывается от еды, сна, снижаются защитные функции организма, что приводит к заболеванию. Возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, появляются нарушения дисциплины и нежелательные привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад к презентации 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

     ДОКЛАД

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ  В ДЕТСКОМ САДУ»

 Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной  и предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы и комфортных условий.

Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями поведенческих реакций, сложным процессом приспособления организма на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном. В период адаптации у воспитанников происходит перестройка уклада жизни и ранее сформированных привычек. В детском саду воспитаннику надо приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, влиться в среду сверстников. Нередко процесс адаптации протекает сложно и болезненно. Ребенок часто отказывается от еды, сна, снижаются защитные функции организма, что приводит к заболеванию. Возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, появляются нарушения  дисциплины и нежелательные привычки.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от тесного сотрудничества «семья - детский сад», «воспитатель - педагог-психолог». При реализации данного направления мы ставим следующую цель - создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства детского сада в системе организации адаптации воспитанников.

Решаем следующие  задачи:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Снижение тревоги и агрессии.

3. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности в группе.

4. Создание условий для освоения детьми пространства своей группы как предпосылки освоения пространства всего детского сада.

5. Создание благоприятных условий для групповой сплоченности.

6. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Процесс взаимодействия с педагогом-психологом в нашей практике непрерывен. Еще до прихода ребенка в детский сад педагог - психолог знакомит нас с информацией о ребенке, которая была получена им из беседы с родителями воспитанников.  Это помогает нам выстроить свою работу с вновь прибывшими детьми с учетом их личностных особенностей и привычек.

Для создания комфортного пребывания воспитанников в группе совместно с педагогом - психологом создаем доброжелательные и эмоциональные взаимоотношения «ребенок-взрослый», «ребенок- ребенок». Воспитанники двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом,  оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Мы учим их общаться. В процессе адаптации детей мы используем такие формы и методы работы как: элементы сказкотерапии, телесной терапии, релаксационные игры. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Педагог – психолог помогает нам в подборе и проведении игровых упражнений на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения, тревожности: «Назови себя ласково», «Солнышко и дождик», «Волшебные палочки», «Подарки», «Разговор с игрушкой» и т.д., которые объединяют детей и создают положительный эмоциональный настрой.

Особое значение в совместной работе с педагогом-психологом придаем  организации предметно-развивающей среды для развития свободной и самостоятельной деятельности воспитанников. Были созданы и используются в практике:

- уголок «Психологической разгрузки», «Театральный уголок», «Спортивный уголок», «Уголок юного художника», которые способствуют возникновению положительных эмоций у детей, снятию тревожности и обеспечению эмоционального комфорта;

- картотека дидактических и подвижных игр. Игра как форма организации жизнедеятельности является условием и критерием быстроты и степени приспособления ребенка к новому окружению. Веселые хороводные и имитационные игры, упражнения двигательного характера снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении, развивают эмоциональное и коммуникативное общение ребенка с взрослым и сверстником;

- подбор игрушек и их размещение для ситуативно-действенного общения. Игрушки в группе располагаются в соответствии с их игровым назначением. Количество игрушек дублируются и располагаются в таких местах группы, чтобы воспитанник по желанию мог бы найти себе игрушку и  играть, не мешая другому.

Для оптимизации процесса успешной адаптации воспитанника к условиям дошкольного учреждения необходимо проведение работы с семьей. Педагог-психолог проводит беседы, участвует в родительских собраниях, где раскрывает основные закономерности в развитии детей младшего дошкольного возраста.  Мы  в свою очередь  информируем о режиме дня, оздоровительных мероприятиях, осуществляемой непосредственно образовательной деятельности, об особенностях организации прогулок. Знакомим родителей воспитанников с рекомендациями по адаптации, заранее подготовленными педагогом-психологом.

Мы считаем, что при создании благоприятных условий для эмоционального благополучия детей в детском саду и тесном взаимодействии работников детского сада и родителями воспитанников, процесс адаптации проходит легко и быстро, что благотворно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»

Важным событием в системе дошкольного образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".

В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду

Как создать комфортные условия для успешной адаптпции к детскому саду....

Презентация к докладу «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога в создании условий для успешной адаптации воспитанников в детском саду»

Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями п...