Программа "Давайте жить дружно"
рабочая программа по теме

Колесникова Елена Анатольевна

Программа направлена на формирование навыков общения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»

Колесникова Е.А.

На данный момент образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. В концепции модернизации образования на период до 2010 года отражены идеи самоценности детства, сотрудничества, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности и толерантности. А это во многом определяется от получения некоторого набора дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «межличностное общение».

«Основное направление сегодняшних реформ образования - изменение

уклада   его   начальной   ступени.   Назрела   необходимость   так   перестроить

дошкольную   практику,   чтобы   дети   дошкольного   возраста   были

заинтересованы    в    саморазвитии,    самосовершенствовании    и    приобрели

способность к этому» (Бугаева, 2005. С.7).

На этой основе  была разработана программа «Давайте жить дружно», направленная на формирование у дошкольников навыков общения.

В основу программы положен опыт работы Л. М. Шипициной «Азбука общения» (для дошкольников), О. Е. Смирновой «Межличностные отношения дошкольников».

Цель программы: создание условий для формирования межличностного общения дошкольников.

Задачи:

  1. формирование у детей значимости своего личного становления;
  2. создание педагогических условий для формирования межличностного
    общения.

Принципы:

1)        принцип природосообразности, предусматривающий две стороны: во-
первых,     обязательный     учет     природы     ребенка,     его     половозрастных

особенностей, во-вторых, максимальное сближение развития и жизни ребенка с жизнью живой природы;

  1. гуманистический, признающий самоценность личности;
  2. сотрудничества: работа строится на отношении партнерства, уважения, доверия;

4)        принцип   деятельностного   подхода,   в   деятельности   изменяются,
укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к себе,

растет самоуважение;

5)        принцип личностно-ориентированного подхода, уважение личности
ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, его духовной жизни, к мотивам его поведения;

6)        принцип    коммуникативной   направленности,    основная   функция
которого состоит в создании условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения;

7)        культуросообразности, обеспечивающий понимание воспитательного
пространства как социальную среду развития личности.

Методы:

  1. метод взаимной работы;
  2. методы эмоционального стимулирования;
  1. методы формирования ответственности и обязательности;
  2. методы развития психических функций, творческих способностей и
    личностных качеств учащихся;

5)        методы стимулирования коррекции действий и отношений детей в
воспитательном процессе.

Формы работы: парная, групповая, коллективная.

Для     реализации     данной     программы     необходимо     учитывать     и организационно-педагогические условия:

1)        создание      доверительных      отношений      между      субъектами
воспитательного процесса;

2)        учитывать потребности, интересы ребенка и общества;

3)        организация    сотрудничества,    содружества    между    субъектами
воспитательного процесса.

Содержание каждого раздела включает:

1)        развитие коммуникативных способностей;

2)        формирование   практических   умений   в   области   межличностного
общения.

Направления программы:

1)        развитие  навыков  сотрудничества  с другими детьми  и
взрослыми, умение строить деловые и личностные отношения с окружающими;

2)        развитие положительных эмоциональных связей, взаимных симпатий
жду членами группы;

3)        формирование положительного эмоционального климата в группе,
становление комфортного самочувствия детей, развитие чувства «Мы».

По    данным    направлениям  было    составлено    тематическое планирование.

Тематическое планирование

Тема раздела

                             Темы

Количес

разд

тво

ела

занятий

1

Языки

1) Язык жестов и движений,  язык чувств

общения

(эмоции);

3

2) Общение без слов;

3) Как понять друг друга

2

Тайна моего

1)    Кто    такой    «я»    (мой    автопортрет)

«Я»

2

2)       Я       сам       (ощущение       собственной

значимости), мои чувства и желания

3

Взрос-

1) Дружная семья

лый мир

2) Права и обязанности ребенка в семье;

2

3) Я и взрослый мир вокруг

4

Как мы видим

1) Я и другой: мы разные

друг друга

2) Внимание к другому;

3) Согласованность действий;

6

4) Общие переживания;

5)   Взаимопомощь,   помощь   в   совместной

деятельности;

6) Добрые слова и пожелания

5

Фантазия

1) Хорошие и плохие поступки;

характеров

2) Давайте никогда не ссориться;

3

3) Вредные привычки

6

Умение

1) Как поступить? (умей контролировать свои

владеть собой

поступки);

2) Умей расслабиться;

3

3) Формирование понятий «нельзя» и «надо»

№ раздела

Тема раздела

Темы занятий

Количество занятий

7

Мальчики и девочки

  1. Дружба мальчиков и девочек (культура общения полов;
  2. Играем вместе

3


Раздел 1: «Языки общения».

Цель: научить детей различным средствам и способам коммуникации с

Окружающим миром. Показать важность   и значимость органов чувств, памяти, внимания, эмоции, жестов, движений.

Темы:

  1. «Язык жестов и движений»;
  2. «Язык чувств»;
  3. «Общение без слов».

Формы проведения: игра—имитация «Мы обезьянки», «Кто лучше покажет позу», игра «Пойми меня», этюды: «Кузнечик», «Раздумье» «Круглые глаза», «Грязь», «Северный полюс», игра «Настроение», игра-драматизация  «Спрятанная котлета», этюды: «Поссорились-помирились», «Разное настроение», занятие «Радость, страх, удивление, горе», игра «Добрые эльфы», Муравьи», «Театр теней», этюд «Ожившие игрушки», игра «Кто здесь кто?».

Приведем примеры:

1)        игра-имитация «Мы обезьянки» (Шипицина, 2002. С. 192).

Цель: игра учит детей воспроизводить выразительные позы и движения.

Ход игры. Педагог по желанию приглашает двоих детей выйти перед группой. Одному из них предлагается показать какую-либо позу и вернуться в -сходное положение. Другой ребенок вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями.

2)        Этюд «Поссорились-помирились» (Шипицина, 2002. С. 137).
Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей.

Выразительные    движения:    дети    стоят    спиной    друг    к   другу    и притоптывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем изображают помирившихся детей.

Выразительные движения: дети поворачиваются лицом друг к другу и -улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся и обнимаются.

3)        Игра «Добрые эльфы» (Смирнова, 2005. С. 104).

Педагог садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон - дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую - эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы - подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.

4)        Игра: «Кто здесь кто?» (Смирнова, 2005. С.112).

Цель: игра учит детей средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Ход игры: Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известной сказке («Красная шапочка», «Колобок», «Репка» и т.д.), изображая героев средствами мимики и жестов. Для этого он делит детей на две группы, каждая из которых «готовит» свой спектакль самостоятельно в разных частях класса. Каждой группе педагог сообщает по «секрету» свою сказку и помогает в распределении и подготовке ролей. Затем дети одной группы демонстрируют свой   спектакль   другой   группе,   и   наоборот.   По   характерным   жестам   и


движениям дети-зрители должны угадать, какую сказку они видели кто какие золи исполнял.

Раздел 2: «Тайна моего «Я».

Цель: дать представление о чувстве собственного достоинства.

Темы:

1)        «Кто такой «Я»»;

2)        «Я  -   сам   (ощущение   собственной   значимости,   мои   чувства   и
желания)».

Формы проведения: творческая игра «Я - волшебник», упражнение: <Какой я есть и каким бы хотел стать».

Например: упражнение: «Какой я есть и каким бы хотел стать» Корепанова, 2004. С.35).

Упражнение полезно для определения того, что ребенок хотел бы изменить в себе.

Для этого упражнения понадобятся два листа бумаги, цветные фломастеры. Ребенку предлагается нарисовать себя таким, какой он есть на самом деле, и таким, каким он хотел бы стать.

После рисования проводится обсуждение рисунков: в чем разница между -ними, почему изображение реального «Я» отличается от идеального; что нужно сделать, чтобы стать таким, каким хочется, что мешает этому.

Раздел 3: «Взрослый мир».

Цель: дать детям представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми, о добре и зле в поведении окружающих. Познакомить с правами и обязанностями детей в семье.

Темы:

  1. «Дружная семья»;
  2. «Я и взрослый мир вокруг».

Формы проведения: занятие, этюд «Любящие родители». Например: этюд «Любящие родители» (Корепанова, 2004. С.78).


Звучит приятная тихая мелодия.

Мама и папа укачивают своего ребенка. Сначала мама качает малыша, нежно прижимая к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и ребенка и сам тоже тихонько покачивается. Мама передает ребенка папе. Теперь папа качает малыша, а мама глядит на обоих ласково с любовью.

Педагог спрашивает: - Что вы чувствовали, когда изображали любящих родителей? Как билось ваше сердце? Как вы дышали? Что происходило с мышцами?

Педагог: - Я открою вам секрет: оказывается, что радость бывает громкой и бурной, но иногда радость бывает тихой и ласковой: с мягкой улыбкой и любовью в глазах, в теплых и приятных прикосновениях, поцелуях.

Раздел 4: «Как мы видим друг друга».

Цель: дать представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников, об умении и необходимости общаться друг с другом, о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг к другу.

Темы:

  1. «Я и мои друзья»;
  2. «Внимание к другому»;
  3. «Согласованность действий;
  4. «Общие переживания»;
  5. «Взаимопомощь, помощь в совместной деятельности»;
  6. «Добрые слова и пожелания».

Формы проведения: занятие, подвижная игра «Не намочи ноги», игры: Общий круг», «Зеркало», «Передай движение», «Передай настроение», Разговор через стекло», «Выбери партнера», «Составные фигуры», «Слепой и

поводырь», «Сиамские близнецы», «Марионетки», «На тропинке», игры: Шторм»,   «Заблудившиеся   дети»,   «Шпионы»,   «Обнималки»,   «Курица   с

цыплятами», «Старенькая бабушка», «Шляпа волшебника», «Гномики», Заблудившийся    ребенок»,    «Закончи    рисунок»,    «Рукавички»,    «Добрые


волшебники»,   «Конкурс   хвастунов»,   «Садовники   и   цветы»,   , «Я хотел бы быть таким как ты». Приведем примеры:

1)        игра «Слепой и поводырь» (Смирнова, 2005. С. 109).

Педагог   предлагает   детям   разделиться   на   пары.   Одному   из   детей взрослый завязывает платком глаза, он - слепой, его партнер - поводырь, поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые созданы педагогом из стульев, столов, коробок и т.п. Цель поводыря -провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Педагог вместе с стальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруд нения.

2)        Игра «Заблудившиеся дети» (Смирнова, 2005. С. 125).

Педагог собирает детей и предлагает им пройтись по лесу: «Давайте представим, что все мы отправились в лес: собираем грибы, весело резвимся на поолянке. Ловим бабочек, рвем цветы. Солнышко ласково греет нас, а легкий ветерок ласково треплет наши волосы». Дети ходят по комнате, представляя себя в лесу. Через некоторое время взрослый вновь собирает детей вокруг себя

и говорит: «Наступает вечер, небо темнеет. Становится холодно, пора домой. А дороги домой мы и не знаем. Похоже, мы заблудились. Темнота окутывает нас со всех сторон, ветки деревьев неприветливо и страшно шелестят. Давайте прижмемся друг к другу, чтобы согреться, и попробуем идти вперед. Мне  страшно и холодно, я вся дрожу. А вы? Давайте попробуем позвать на помощь, вдруг нас кто-нибудь услышит? Ay! Ay! Прижмитесь друг к другу крепче, а то замерзнете  или  потеряетесь!»  Через  несколько  минут  блужданий  педагог

говорит: «Боюсь, сегодня нам не добраться до дому. Еще забредем куда-нибудь  вообще никогда не выберемся отсюда! Я разожгу костер, чтобы мы смогли у него погреться. И я спою вам колыбельную». Дети рассаживаются вокруг костра, греют руки, жмутся друг к другу, педагог поет им тихую песенку.

 «А вот и утро! Ой, смотрите, вон дорога. Какие же мы глупые, всю ночь сидели в лесу в двух шагах от дороги домой. Зато сколько приключений!»

3)        Игра «Гномики» (Смирнова, 2005. С.131).

Для игры нужны колокольчики по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать, у одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание? (Дети предлагают свои решения). А может быть, кто-то на время уступит свой колокольчик, чтобы гномик мог позвенеть лм и загадать свое желание?» Обычно кто-то из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно получает благодарность ребенка и одобрение -группы и взрослого.

4)        Игра «Конкурс хвастунов» (Смирнова, 2005. С. 135).

Дети сидят в кругу. Педагог: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот. Кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте. Какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем

может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и  хвастаются  его  достоинствами.  При  этом  совершенно  не  важна

объективность оценки - реальные это достоинства или придуманные. Неважен


также и масштаб этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости педагог может высказать свое мнение.

5) Игра «Зеркало» (Смирнова, 2005. С. 139).

Педагог предлагает детям выполнить несколько несложных заданий, точнее - сымитировать их выполнение. Всего их четыре:

  1. пришиваем пуговицу;
  2. собираемся в дорогу;
  3. печем пирог;
  4. выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них дети должны выполнять в парах, причем напарники встают друг против друга, и один из них на время становится зеркалом, т.е. копирует все движения своего партнера. Остальные участники группы - зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм по пятибалльной системе. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, и таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала.

Раздел 5: «Фантазия характеров».

Цель: научить понимать детей, что можно, а что нельзя делать. Давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей.

Темы:

  1. «Хорошие и плохие поступки»;
  2. «Давайте никогда не ссориться»;
  3. «Вредные привычки».

Формы проведения: игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо», подвижные игры «Нам не тесно», «Цепи-цепи», этюд «Котята», беседа:

 «Какие   бывают   привычки»,   этюды   «Капризуля»,    «Упрямые   козлики»,

«Задавака», «Конкурс лентяев», «Хвастливый зайка».

Например: этюд «Упрямые козлики» (Шипицина, 2002. С.281).

Раздел 6: «Умение владеть собой».

Цель: научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми.

Темы:

  1. «Как поступить?» (умей контролировать свои поступки);
  2. «Умей расслабиться»;
  3. «Формирование понятий «нельзя», «надо».

Формы проведения: игра «Так и не так», упражнение «Отдыхаем», занятие, упражнение «Я хочу», игра «Спать пора», этюд «Сильный ветер»


1)        игра «Так и не так» (Смирнова, 2005. С.104).

Ход игры: Педагог: У Вити сегодня день рождения. Он принес в класс угощение. А дети все отобрали у него и кричат: еще, еще! Дети: Не так! Педагог: А как? Дети дают ответы. Далее педагог предлагает детям самим придумать небылицы.

2)        Упражнение «Отдыхаем» (Корепанова, 2004. С.82).
Цель: упражнение учит расслабляться.

Педагог предлагает детям сесть на стулья и закрыть глаза. Мы сидим удобно. Отдыхаем. Мы спокойны. Руки очень легкие, опущены вниз, свободно свисают. Рот слегка приоткрыт. Лицо неподвижно. Голова немного опущена. Тело расслаблено. Ноги вытянуты вперед, расслаблены. В классе тихо. Все сидят тихо. Слушают тишину. Мы отдыхаем. Мы должны посидеть спокойно, чтобы отдохнуть, быть свободными, легкими, ловкими, быстрыми, смелыми. Мы будем стараться стать такими. Мы обязательно станем такими.

3)        Этюд «Сильный ветер» (Шипицина, 2002. С. 181).

Педагог: - Ветер подул сильный. Никак не дает подняться. Прямо к земле валит. Встали гномики на четвереньки, так легче против ветра подняться. Поставили ноги пошире, устойчивее, чуть вперед наклонились, голову руками прикрываем и идем против ветра.

Ветер на нас давит, идти не дает. А гномики хитрее, то одним боком, то другим повернутся, ноги пошире ставят. Вот уже до леса дошли, здесь ветер нас не достанет. Ух, пришли.

Раздел 7: «Мальчики и девочки».

Цель: воспитать культуру общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт их характера.

Темы:

  1. «Дружба мальчиков и девочек»;
  2. «Играем вместе».

Формы проведения: беседа «С кем бы я хотел дружить», игра «Защитники девочек», рисование «О мальчиках и девочках», подвижная игра «Найди свою пару», «Добрые эльфы», «Волшебные заросли».

Приведем примеры:

1)        беседа «С кем бы я хотел дружить» (Волчкова, 2004 С. 146).

Цель: беседа формирует у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек; формирует представление о дружбе между мальчиками и девочками.

Ход беседы. Педагог спрашивает у детей, с кем они дружат и почему они дружат с тем или иным ровесником? Кого они не хотели бы брать с собою в игру, с кем иногда даже ссорятся? Почему происходят эти ссоры?

Педагог может спросить, каким должен быть мальчик, с которым детям хотелось бы дружить? Какими должны быть девочки?

В беседе педагог использует примеры героев из сказок, примеры поступков детей из группы.

2)        Игра «Волшебные заросли» (Смирнова, 2005. С. 104).

Педагог: - Давайте оглянемся вокруг. Перед нами могучий лес, вырос до небес, и его не обойти, значит, придется идти через него.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными деревьями» -всеми остальными детьми.

Деревья понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо «просят» (просить можно с помощью слов, прикосновений, мимики).

Итак, предлагаемая нами программа предусмотрена для первоклассников с целью формирования положительных межличностных отношений между детьми посредством игр, упражнений, этюдов, бесед.

Выявленная положительная динамика межличностных отношений у детей позволила сделать вывод о том, что разработанная  программа позволяет повысить уровень межличностных отношений у детей дошкольного возраста.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правовому воспитанию. «Ребята давайте жить дружно»

«Ребята, давайте жить дружно» Программное содержание: на примерах литературных героев и случаях из жизни формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; совершен...

социально-нравственный проект "Давайте жить дружно!"

формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников....

Образовательно-развивающий проект «Давайте жить дружно»

Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста от 2-х до 3-х лет...

Конспект по социально-нравственному воспитанию "Давайте жить дружно"

Конспект по социально-нравственному воспитанию ....

Конспект занятия в подготовительной группе « Давайте жить дружно!»

Конспект  занятия в подготовительной группе« Давайте жить дружно!» Цель занятия: социальное развитие личности, освоение детьми разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношени...

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"."

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"....

конспект занятия на тему "Давайте жить дружно"

конспект занятия на тему "Давайте жить дружно"...