«Развитие творческой активности у застенчивых детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Как помочь детям преодолевать робость и застенчивасть через игру в кукольном театре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_zastenchivymi.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сообщение

 из опыта работы  музыкального руководителя

 МДОУ детский сад №100  

муниципального образования

Кольский район Мурманской области

Зеленковой Елены Михайловны

на тему: «Развитие творческой активности у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

 через кукольный театр»

 С самых ранних лет ребёнок стремиться к творчеству. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей,  поощрять желание малыша быть  похожим на других, разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его способности. И в этом немаловажная роль принадлежит театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает  соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает  его уверенность в себе.

Для того чтобы ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, умения, навыки. Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что-то хорошо получается. Но очень часто бывает, что дети волнуются, испытывают чувство страха, неуверенности в себе.  Почему так бывает: одни дети бойкие и активные, а другие робкие и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованней?

Застенчивость — это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых.

Застенчивость, стеснительность может быть временной (проявляется только в незнакомой компании, в непривычной обстановке, а потом со временем проходит).

Но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека. Она - наиболее распространенная причина  проблем в общении. Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, она удерживает человека от выражения своего мнения, отстаивания своих прав; застенчивость сопровождает чувство одиночества, тревоги, депрессии.

Глубинные причины застенчивости следует искать в раннем детстве. Ощущение СЕБЯ в возрасте до пяти лет является базой для формирования внутреннего мира взрослого человека.

Застенчивость прежде всего связана с низкой самооценкой, которая проявляется в том, что малыш оценивает свои возможности и способности ниже, чем они есть на самом деле. Психологи часто трактуют застенчивость, как "склонность к уединению и скрытность по причине неуверенности в себе", "неловкость в присутствии других людей".

Свои страдания застенчивые дети переживают молча, не делясь с окружающими, тем не менее, весь их внешний облик говорит: "Я - застенчив". Застенчивость во внешнем поведении проявляется в скованности и неловкости движений, в замкнутой сосредоточенности лица ребенка. На физиологическом уровне - даже в учащении пульса и дыхания.

Но

Застенчивые дети обладают большим творческим потенциалом. Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат. И именно с помощью творчества можно помочь крохе стать увереннее в себе и общительнее.

Им особенно важна личная территория, возможность побыть в одиночестве. Наедине с собой они не скучают, а играют, адаптируясь и приспосабливаясь к сложным ситуациям, осмысливают и переживают все, прежде случившееся.

В 2007 -2008 г.г., продолжая работать по теме «Театр и дети»,  используя  программу Сорокиной,  Миланович  «Театр – творчество – дети», большое внимание уделяла преодолению робости, застенчивости, страха перед выступлением на «сцене».  Ведь не возможно творчество, если артист боится сцены. Коррекция такого поведения может осуществляться по многим направлениям.

 Одним из них  является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену. «Детей много, и я смогу спрятаться за них!» По такому принципу самые робкие дети Коля и Кирилл получили роль Мухоморов в экологической сказке «Туристы». Кроме этих детей на сцену выходило много других мальчиков. В результате и Кирилл, и Коля выступили ни чуть не хуже других и остались собой очень довольны и горды.

Ещё одно направление преодоления сценического волнения – разные виды театров. Действуя за ширмой или просто работая с театром на палочке без ширмы ребёнок получает возможность как бы оградить себя от зрителя. Спрятавшись за ширму, малыш будет чувствовать себя более защищенным, а занятия с куклами-перчатками хорошо развивают координацию движений и мелкую моторику.

Чтобы привлечь робких детей к театрализованным играм, можно использовать настольный театр. Один ребенок с помощью набора игрушек сможет проиграть все роли. Такую игру лучше предлагать застенчивым детям в утренние или вечерние часы, когда в группе мало ребят и воспитатель может обратить более пристальное внимание на действия играющего, одобрить их, подсказать ему, а иногда и поиграть вместе с ним.

Можно также предложить малоактивным ребятам, уже научившимся управлять фигурками плоскостного театра, показать сказку детям младшей группы. При этом воспитателя младшей группы нужно попросить прийти на помощь «артисту» в случае затруднений. Затем обязательно следует рассказать всей группе об успехе товарища.

Но самый первый шаг, с которого  начинаю работать по преодолению робости и застенчивости – заучивание стихов. Использую  небольшие по объему стихи, т.к. рифмизированная  речь по строению своему очень близка музыке равномерным чередованием сильных и слабых долей; успокаивает ребенка, вызывает положительные эмоции. Музыкальный язык, соответственно, как и речь человека, имеет свои особенности. В речи слова несут в себе смысл того, что говорит человек, а интонация голоса (сила, тембр, паузы, акценты, темп речи) позволяют окрасить речь определенным чувством, настроением (нежности, скорби или радости).

Стихи я подбираю весёлые, интересные, сюжетные или наоборот лиричные, описательного характера, но обязательно с небольшим количеством строк. На первом этапе  эти стихи мы рассказываем перед своими друзьями в группе. Как только дети начинают «не бояться» зрителей, мы тут же организовываем импровизированный концерт для сотрудников

 ( например, для младших воспитателей). Это второй этап работы. Обязательно – мотивация. Например,  «Наши младшие воспитатели, как «феи чистоты», наводят порядок в нашей «детсадовской стране»,  они так устали от своих бесконечных дел, что им  необходимо устроить минутный отдых». Тут же рисуются приглашения на концерт, продумывается программа, подбираются костюмы  и начинается «праздник». В этом концерте дети поют, танцуют, и, конечно, читают стихи. Вот тут - то и выступают наши «робкие» и «несмелые». Мы расширяем аудиторию слушателей. Я договариваюсь заранее с приглашёнными,  на кого обратить внимание, похвалить, крикнуть «браво!» и попросить ещё раз прочитать стихотворение. Затем ребята выступают со стихами на праздниках, развлечениях.  А после можно использовать не только заучивание стихов, но и инсценирование поэтических и музыкальных произведений.

Одной из форм работы с застенчивыми детьми  является драматизация стихотворения вместе с о взрослым. Во время развлечения «В летнем лесу» Никита отказался рассказывать стихотворение «Зонтики» Михаила Ясное. Он стоял, пыхтел, краснел. Воспитатель и мама  подсказывали ему  первые строки стихотворения, подбадривали его. Но это было не действенно. Тут мама не выдержала: вышла на середину  зала, встала рядом с сыном, взяла его за руку и рассказала за него всё стихотворение. Никита с удивлением и восторгом смотрел на маму. Потом он сказал: «Давай вместе». Они рассказали это стихотворение по ролям.  Никита попросил маму рассказать стих ещё раз. Под дружное одобрение зрителей – родителей  ещё раз прозвучало это стихотворение. Никита не только преодолел робость (конкретно в этом случае), но и рассказал стихотворение выразительно и с большим желанием.

Это навело меня на мысль,  что театрализованная игра  связывает не только детей между собой, но и детей со взрослыми в единое волшебное целое.

Все свои знания и творческие  идеи  я стараюсь довести до сведения родителей. Мною подготовлен ряд консультаций «Театр и дети». Родители проявляют интерес к этому виду деятельности. С удовольствием включаются в совместную работу: дети вместе с родителями придумывают "винегрет сказок", изменяют окончание знакомой сказки, рассказывают сказки собственного сочинения, и даже их иллюстрируют.

В нашем дошкольном учреждении работает семейный клуб  «Ладушка». После очередного  родительского собрания, на котором ребята показали сказку «Другая «Репка»», родители,

работающие в этом клубе, предложили свою помощь в работе над  следующими

представлениями. Мною было предложено мамам  стать артистами. Они охотно согласились.  Сценарий  русской народной сказки  «Машенька и медведь» был не сложный, но  я,  конечно, переживала за исход

дела. Все роли играли мамы. К этой сказке мы с детьми разучили танец цветов (в этой группе

были активные дети),  хоровод ягод (в этой группе – робкие). Я с нетерпением ждала хоровод

ягод  -  ведущей в хороводе была очень робкая Аня. Но когда заиграла музыка, Аня, высоко

подняв  голову и гордо оттягивая носочек, начала движение хоровода.  Она с удовольствием

танцевала  и смотрела на свою маму, которая была рядом с ней  (мама исполняла роль

Машеньки). То, что  дошкольник  может  сделать  с  чьей-то  помощью  сегодня, завтра  он  сможет  

сделать  это самостоятельно.

Игры и упражнения, которые могут пригодиться

*   Рисунок "Какой я есть и каким бы я хотел быть" 

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя.  На первом рисунке - таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хочет быть. Далее Вы смотрите на рисунки и сравниваете их. Различия между рисунками отражают самооценку ребенка.

В рисунках некоторых детей наблюдается совпадение между "реальным и "идеальным" Я. У таких детей несколько завышенная самооценка.

В рисунках других детей наблюдается расхождение, но оно небольшое, у них самооценка адекватная.

Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок неаккуратный. А при рисовании идеального  Я используется большое количество цветов, яркая одежда...

После рисования полезно обсудить с ребенком, что нужно сделать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

*  Игра "Торт" (с 4-х лет) 

Положите ребенка на коврик, вокруг него другие дети или родственники. Ведущий: "Сейчас мы из тебя будем делать торт". Один участник — мука. Другой — сахар, третий - молоко и т.д. Ведущий – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – "мука" руками "посыпает" тело лежащего, слегка массируя его. Теперь нужен сахар – он "посыпает" тело, осторожно дотрагиваясь, потом молоко "разливается" руками по телу и т.д. Когда все положено, повар хорошенько "размешивает" (массирует) тесто, кладет в печь, тесто там поднимается (ровно, спокойно дышит, все "составляющие" тоже дышат). Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту, дарят ему «цветочек", описывая его. Торт очень красив!

Следите за выражением лица "торта", оно должно быть довольным, смеяться тоже можно. Вместо торта можно готовить все, что угодно ребенку – курицу, блины, компот...

*  Игра "Зеркало" 

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в "Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Любой ребёнок будет всесторонне развиваться , если будет знать, что он любим взрослыми, сверстниками.

Детство – чуть ли не единственный  отрезок человеческой жизни, где творчество                                                                                                                                                                                                                                     становится универсальным и естественным  способом  существования  человека.

« Театр – это такая кафедра, с которой   можно много сказать миру добра». Н.В.Гоголь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию творческих мыслительных способностей для детей старшего дошкольного возраста «На поляне сказок»

Конспект НОД по развитию творческих мыслительных способностей для детей старшего дошкольного возрастаТема: «На поляне сказок».Цель:   развитие способности придумывать альтернатив...

Развитие творческого логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Статья  рассматривает развитие интелектуальных способностей у детей дошкольного возраста, через развивающие игры и задания....

"Сюжетно-ролевая игра, как важный фактор развития познавательной активности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Статья о развитии инициативы и активности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру....

Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

В первой главе раскрываются теоретические основы развития воображения как психического процесса, особенности развития воображения старших дошкольников. Во второй главе описывается историческое и теоре...

Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...

«Развитие творческой активности интересов у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе детского сада».

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной с...

Проект «Мультипликация, как средство развития творческих и технических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Мультипликация в образовательном процессе, как универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.- Ознакомление детей с правилами  работы...