Педагогическая диагностика. Цели и задачи
статья по теме

Данный материал представляет виды педагогической диагностики, её назначение. Даются примерные образцы диагностических методик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmo_dlya_st._vospitateley-oktyabr2010.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

         Сущность и значение диагностики

                                                Знать, чтобы предвидеть,

                                           предвидеть, чтобы управлять.

                                                                  О.Конт  

                                       Кто владеет информацией, тот

                                       владеет миром.                                                                        

     

        Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной достоверной информации как средства обратной связи. А посредством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений. Склонностей и интересов, «А не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура». (М.В. Кларин). 

      Понятии анализа и самоанализа, изучение личности в последнее время всё чаще стали заменяться этим единым термином - диагностика. 

  В общем смысле слова-это теория и практика постановки диагноза, особый вид познания, поскольку «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение».

Педагогический диагноз-это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.

    Диагностика всегда представляет собой научно-практическую деятельность, а постановка диагноза-практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача  старшего воспитателя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта. Увидеть  в частном общее, типичное.

    Диагностика педагогического мастерства, успешности педагога позволяет оптимально решать проблемы аттестации педагогических работников, так как устраняет субъективизм в оценке администрации образовательного учреждения.

Однако необходимо помнить, что диагностика- не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами наряду с консультациями, коррекцией, адаптацией и поддержкой.  

 В начале 90-х годов прошлого столетия диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких-либо признаков, причем личность представлялась  в виде среза, фотографии. Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.  

      ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИАГНОСТИКИ: 

Информационная функция – это постоянная информация всех участников педагогического (учебно-воспитательного, методического) процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Собственно-диагностическая функция – это психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности педагога.

Оценочная функция – это качественная и количественная оценка деятельности администрации  ДОУ, каждого педагога.  

Коррекционная функция – это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности педагога в сторону саморазвития (следует помнить и учитывать, что вся система позитивных тенденции (ценностей) лежит не вне педагога, а в нем самом). 

Ориентационная функция – это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.

Аналитическая функция – это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличии от контролирующей функции, направленной лишь  на выявление  недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в воспитательно-образовательном процессе между условиями и результатами обучения.

 Наряду с педагогической диагностикой существуют и другие виды диагностики - социологическая и психологическая.  

ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

 ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ:  

1.Доверие педагогу

2.Доброжелательность.

3.Опора на конечный результат как естественное завершение разноплановой деятельности педагогов.

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ: 

1.Адекватность- однозначное выражение определенного состояния объекта.

2.Достаточность имеющейся информации.

3.Объективность-отстутсвие субъективных факторов при сборе информации.

УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ: 

1.Компонентная диагностика – изучение отдельных компонентов одного объекта.

2.Структурная диагностика - изучение нескольких компонентов одного объекта или одного компонента нескольких объектов.

3.Системная диагностика - комплексное изучение различных компонентов всех объектов  (в образовательном учреждении основными объектами являются педагоги, дети, родители).  

             ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 

         Профессиональная компетентность

                 Результативный показатель   

   

           Воспитанность и воспитуемость

  Уровень умственного и психологического развития детей

      Обученность и обучаемость

 

             ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ 

показатели эффективности деятельности педагога

    Традиционные

         

   Современные   

                1

             2

1.Выполнение государственных учебных программ

Составление «авторских» программ.

Уровень развития, воспитанности-обученности дошкольников.

2.Уровень знаний и умений детей.

3.Дифференциация обучения с целью предупреждения неуспеваемости.

Многоуровневая – с целью развития творческих способностей детей

4.Качество ВОП определяется традиционными приоритетами:

1)ориентация на внешние результаты;

2)на репродуктивный уровень усвоения;

3)однозначная трактовка каждого изучаемого явления;

4)одинаковое содержание образования;

5)при управлении деятельностью детей-установка на содержательно-процессуальные аспекты (что сделал и усвоил); 

6)доминирование монолога, единообразия, идеологии.

Качество ВОП  (воспитательно-образовательный процесс) определяется личностной ориентацией педагогического процесса:

  1. на стимулирование собственных возможностей личности ребенка и воспитателя;
  2. на поисковый и творческий уровень;
  3. различные альтернативные трактовки изучаемых явлений;
  4. вариативное содержание образования;
  5. приоритет ценностно-смысловых аспектов  (в чем видит смысл и назначение деятельности);
  6. доминирование диалога, индивидуальности, общечеловеческих ценностей.

КРИТЕТРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 

Диагностическая программа мастерства и творчества

воспитателей и специалистов (перечень критериев-показателе) :

1.Способность к творчеству

2.Способность воспитывать

3.Нравственность

4.Педагогическая этика

5.Культура педагогического общения - способность воспитателя, педагога воспринимать, понимать, усваивать, «держать себя», передавать содержание мыслей и чувств.

6.Культура педагогического общения - профессиональное общение с детьми, игровое общение- профессиональное общение, т.к. игра- это норма жизни ребенка, средство вовлечения воспитанников в творческую деятельность. 

                     ПРИЛОЖЕНИЕ

                 Диагностическая карта

Для изучения «барьеров» (затруднений) в работе педагога.

1.Барьеры психологической неготовности:

1-барьеры ограниченного понимания сущности образования и способов его перестройки, выражающееся в неспособности представить структуру, функции конечный результат;

2-барьер отсутствия взаимодействия с администрацией, коллегами, детьми, родителями.

2.Барьеры неготовности сознания:

1-барьер некомпетентности;

2-барьер устаревших установок, проявляющихся в том, что некоторые воспитатели, узкие специалисты ориентированы не на собственную инициативу и поиск, а на выполнение планов, нормативов, инструкций.

3.Барьеры неготовности поведения и деятельности (практическая неготовность): 

1-тактическая неготовность, выражающаяся в затруднении при выборе оптимальных форм поведения и деятельности;

2-коммуникативная неготовность, проявляющаяся в неумении создать благоприятный для творчества микроклимат в группе, на занятии, и  в других видах деятельности;

3-организационная неготовность, выражающаяся в недостатке усилий, направленных на решение вопросов планирования и реализации комплекса, организационных мер по оптимизации способа деятельности;

4-барьер устаревших привычек, проявляющихся в трудностях внедрения нового в учебно-воспитательный процесс и человеческие отношения;

5-барьер отрицательного отношения к труду. Связанный с недостаточной индивидуальной работой по саморазвитию, по созданию собственной методической системы.  

                          АНКЕТА

для самодиагностики способности воспитателя

                    к саморазвитию

5баллов-данное утверждение полностью соответствует действительности;

4балла - скорее соответствует, чем нет;

3балла - и да, и нет;

2балла-скорее не соответствует;

1балл-не соответствует.

Вопросы анкеты: 

1.Я стремлюсь изучать себя.

2.Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3.Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4.Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценит себя.

5.Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6.Я анализирую свои чувств и опыт.

7.Я много читаю.

8.Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9.Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13.Я получаю удовольствие от освоения нового.

14.Возрастающая ответственность не пугает меня.

15.Я положительно отнеслась бы к моему продвижению по службе.

Оценка и её критерии: 

75-55баллов-активное саморазвитие;

54-36 баллов - отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий;

35-15баллов - остановившееся саморазвитие.

            ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

для определения уровня готовности педагога

             к гуманизации обучения

 

Показатели готовности: 

1.Понимание задач гуманиазции обучения.

2.Знание методов гуманистически направленного обучения.

3.Умение проектирования учебного процесса, ориентированного на развитие личности учащихся.

4.Умение отбора материала для реализации гуманистической направленности обучения.

5.Умение применять активные методы обучения.

6.Навыки педагогического общения (побуждение учащихся к самореализации).

7.Умение устанавливать демократическое отношение с коллегами, администрацией ДОУ, участвовать в соуправлении.

 Уровни готовности:

1-высокий (мастерский)- «знаю, владею свободно».

2-средний (поисковый)- «владею и знаю не всегда».

3-низкий (интуитивно-эпирический)- «не знаю, не владею».  

                АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

  1. Ф.И.О.
  2. Педстаж
  3. Что в воспитательно-образовательной работе получается  «очень хорошо»; «хорошо»; «испытываю затруднения»:

-создание развивающей среды;

-планирование работы с детьми;

-планирование и организация занятий по познавательному развитию;

-диагностика.

4. Соответствую ли результаты Вашей педагогической деятельности Вашим действительным возможностям?

5. Как Вы считаете, у кого наиболее верное мнение о Ваших результатах работы:

А) у руководителей;

Б) у коллег;

В) у Вас;

Г) У детей и родителей?

6.Какая методическая помощь Вам необходима?

7.Каковы слабые места в методической работе Вашего дошкольного учреждения?

8.Какими умениями Вы бы хотели овладеть в первую очередь?

             ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ АНКЕТА

для выявления уровня готовности воспитателей

 к экологическому воспитанию дошкольников 

Показатели готовности

Знаю, владею свободно

Владею, знаю не всегда

Не знаю, не вла-

дею

1.Понимание задач экологического воспитания и образования

2.Знание методов экологического образования и воспитания

3.Умение отбора материала для реализации экологической направленности воспитания

4.Умение применять активные, игровые методы обучения и воспитания

5.Умение устанавливать доброжелательные отношения с детьми

                      АНКЕТА

для выявления уровня методической

   подготовленности воспитателей

Фамилия_______________________

Имя__________________________

Отчество___________________________

Стаж работы____________________

Дата заполнения________________________

1.Что в учебной работе у Вас получается лучше всего, и чем из своего опыта учебной работы Вы считаете возможным поделиться с коллегами?  

2.Что в учебной работе у Вас получается хорошо?

3.Какие Вы испытываете затруднения, и с каким опытом учебной работы Вы хотите познакомиться?

4.Что в воспитательной работе у Вас получается хорошо?

5.Что в воспитательной работе у Вас получается лучше всего, и чем из своего опыта воспитательной работы Вы считаете возможным поделиться с коллегами?

6.Какие вы испытываете  затруднения в воспитательной работе, и с каким опытом воспитательной работы Вы хотите познакомиться?

7. Какие у Вас отношения с детьми: очень хорошие, хорошие, удовлетворительные, плохие, конфликтные? (Соответствующее подчеркнуть).

8. Выполняете ли вы программу своей возрастной группы? Что помогает этому или мешает?

9.Какие функции занимают у Вас большую часть рабочего времени?

10. Какую помощь Вы хотели бы получить от :

-заведующей;

-старшего воспитателя:

-педагога - психолога;

-узких сепциалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи педагогической работы с детьми на занятиях театральной группы «ИГРА».

Основные цели и задачи педагогической работы с детьми, применяемые мною  на занятиях театральной группы «ИГРА»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...

Семинар "Основные цели и задачи психолого-педагогической работы для освоения образовательной области «Чтение художественной литературы» "

 Психолого-педагогическая работа детского сада по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Статья «Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК)»

Рассматриваются цели, задачи, содержание работы ПМПК. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Организация трудовой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Цели и задачи образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"

В конспекте освящены задачи трудового воспитания дошкольников в контексте ФГОС по возрастным группам, обозначены виды труда, а также компоненты трудовой деятельности....