Программа "Я - будущий первоклассник"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Ананьина Наталья Александровна

 

Данная программа является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Программа может использоваться как самостоятельная для подготовки к школе неорганизованных детей.

Цель занятий:

развитие всех компонентов психологической готовности к школе.

Поставленные  задачи:

  • Развитие психологических качеств(внимания, памяти, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики, зрительно - моторной координации, речи).
  • Формирование интереса и положительной мотивации обучения.
  • Выявление личностного потенциала обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная программа является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Программа может использоваться как самостоятельная для подготовки к школе неорганизованных детей.

Цель занятий:

развитие всех компонентов психологической готовности к школе.

Поставленные  задачи:

  1. Развитие психологических качеств(внимания, памяти, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики, зрительно - моторной координации, речи).
  2. Формирование интереса и положительной мотивации обучения.
  3. Выявление личностного потенциала обучения и развития.

Коррекционно – развивающая работа проводится с детьми на специальных занятиях во время учебного года. Занятия рассчитаны на возраст детей 5 –7 лет. Всего 20 занятий. Продолжительность каждого занятия 20-30 минут. Проводятся один- два раза в неделю.

Программа занятий учитывает  ряд важных  моментов:

  1. Каждое занятие направлено на сплочение детского коллектива, развитие навыков общения у детей дошкольного возраста с взрослым и со сверстниками, развитие умения подчинять свое поведение законам детских групп. Все это в комплексе формирует социальную зрелость детей.
  1. Занятия спланированы с возрастанием уровня сложности, начиная с более легких подготовительных заданий и заканчивая более сложными заданиями, направленными на развитие интеллектуальной сферы.
  2. В ходе занятия целенаправленно меняются виды работ (учитывая ограниченные возможности произвольного внимания дошкольников), что позволяет поддерживать устойчивый интерес, активизировать умственную и практическую деятельность детей, вселять уверенность в своих возможностях, снимать страх перед школой и не допускать переутомления.

Структура занятий.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально – волевой и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:

  1. Игры на развитие навыков общения;
  2. Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи;
  3. Игры и упражнения на развитие произвольной сферы;
  4. Упражнения на развитие мелкой моторики;
  5. Игры на формирование положительной мотивации к обучению.

Часть 3. Завершающая.

Основной целью этой части является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры.

Поскольку программа предполагает работу с детьми дошкольного возраста, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя действия, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  1. Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
  2. Двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Эти упражнения могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Занятия с повторами становятся близкими и понятными для детей. Полученная, таким образом, информация лучше запоминается. Приветствие и прощание носят ритуальный характер.

Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре), передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.

Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога. В целях поддержания заинтересованности детей,  на протяжении всех занятий, используется сказочный персонаж «Незнайка» (по выбору педагога). Можно перед началом работы по программе прочитать детям книгу или посмотреть мультфильм про Незнайку.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимо иметь:

  1. Половину тетради в клетку или блокнот;
  2. Простой и цветные карандаши;
  3. Рабочие листы.

Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов (если программа используется педагогом- психологом).

Содержание программы

Блок I.     «Давайте поиграем»

Цель: Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

Занятие 1. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства     других, оказывать        поддержку и сопереживать.

Занятие   2. Обучить детей эффективным способам общения.

Занятие   3. Развивать навыки сотрудничества. Научить детей доверять друг другу.

Занятие   4. Развивать умение сотрудничать со сверстниками.

Блок II. «Поможем Незнайке»

Цель: Развитие произвольного внимания и поведения.

Занятие  5. Развитие произвольного внимания и произвольности движений.

Занятие 6. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Развитие саморегуляции и самоконтроля.

Занятие  7. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.

Занятие  8. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу.

Блок III.  «Письмо от жителей Солнечного города»

 Цель: Овладение детьми элементом мнемотехники.

Занятие  9. Развитие механической зрительной памяти.

Занятие  10.  Развитие ассоциативной памяти.

Занятие  11. Развитие зрительной памяти  с опорой на световой спектр.

Занятие  12. Развитие зрительной памяти с опорой на световой спектр.

Блок IV.  «Знайкина олимпиада»

Цель: Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации.

Занятие  13. Развитие логического мышления и сообразительности.

Занятие  14. Развитие логического и понятийного мышления.

Занятие 15. Развитие умения устанавливать причинно – следственные отношения, развитие речи.

Занятие 16. Развитие умения устанавливать причинно – следственные отношения, развитие  речи.

Блок V.   «Путешествие в Солнечный город»

Цель: Формирование положительной мотивации к обучению в школе.

Занятие  17. Уточнить знания детей о школьных принадлежностях. Подвести детей к   пониманию необходимости учения.

Занятие  18. Уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать желание учиться, собранность, аккуратность.

Занятие  19. Подвести детей к пониманию необходимости учения.

Занятие  20. Уточнить знания детей о школе.

План-схема занятий.

Занятие

    №

             1 часть

                    2 часть

           3 часть

Игра «Доброе животное».

Игра «Дракон кусает свой хвост».

Игра «Узнай по голосу».

Игра «На что это похоже»

Вопросы для общения

Прощание.

Игра «Гусеница».

Игра «Прогулка с компасом».

Игра «Попроси игрушку».

  1. «Игра в мяч»

Вопросы для общения

Прощание.

Игра «Головомяч».

Игра «Аэробус».

Игра «Глаза в глаза».

«Море волнуется...»

Вопросы для общения

 Прощание.

Игра «Тень».

Игра «Возьми и передай».

Игра «Цветик – семицветик».

Этюд «Солнечный зайчик».

Вопросы для общения

Прощание.

Игра «Зеваки».

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Обведи по точкам «Мышку».

Упражнение «Воздушный шарик».

Упражнение  «Раскрась фигуры».

Игра «Разожми кулак»

Вопросы для общения Прощание.

Игра «Четыре стихии».

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Обведи по точкам «Рыбку»»

Упражнение  «Закончи ряд до конца»

Упражнение «Найди отличия»

Игра «Путаница»

«Минута шалости»

Вопросы для общения

Прощание

Игра «Доброе животное».

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Обведи по точкам «Утенка»»

Игра « «Да» и «Нет» не говорить»

 Упражнение «Найди      отличия».

Игра «Колпак»

Вопросы для общения

 Прощание

Упражнение «Запомни точки»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Обведи по точкам «Бабочку»»

Упражнение «Найди отличия»

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Вопросы для общения

Прощание

Игра «Робот»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Обведи по точкам «Ежика»»

Упражнение «Найди отличия»

 Упражнение «Копирование образца»

Игра «Похвали»

Вопросы для общения

Прощание

Упражнение«10 картинок»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Обведи по точкам «Зайчика»»

Упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Зачеркни фигуры»

Комплекс «Волшебный сон»

Вопросы для общения

Прощание

Упражнение «5 цветных карточек»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Штрихи в рисунке «Неваляшка»»

Упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Сделай так же»

Игра «Лавата»

Вопросы для общения

Прощание

Упражнение «Здравствуй!»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Штрихи в рисунке «Цыпленок»»

Упражнение «Найди отличия»

Игра «На что это похоже»

Игра «Зеркало»

Вопросы для общения

Прощание

Упражнение «Сложи узор»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Штрихи в рисунке «Уточка»

Упражнение «Найди отличия»

Игра «Говори наоборот»

Игра «10 очков»

Вопросы для общения

Прощание

Упражнение

«Что было раньше?»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Штрихи в рисунке «Елочка»»

Упражнение «Найди отличия»

Игра «Закончи предложение»

Игра «Разожми кулак»

Вопросы для общения

Прощание

Упражнение «Сложи узор»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Штрихи в рисунке  «Барашек»»

Упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Нарисуй домик»

Игра «Похвали» Вопросы для общения

Прощание

Упражнение

«Что было раньше?»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Штрихи в рисунке «Змея»»

Упражнение «Найди отличия»

Игра «Найди лишнее слово»

Игра «Делай, как я»

Вопросы для общения

Прощание

Игра «Соберем  портфель»

Игра «Ассоциации»

Упражнение «Штрихи в рисунке «Кораблик»»

Упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Нарисуй по клеточкам»

Игра «Третий лишний»

Вопросы для общения

Прощание 

Игра «Волны»

Упражнение «Нарисуй по клеточкам»

Упражнение «Найди одинаковое»

Упражнение «Нарисуй по клеточкам»

Игра «Кем (чем) был раньше?»

Игра «Тарабарский язык»

Вопросы для общения

Прощание

Игра «Зеваки»

Упражнение «Найди одинаковое»

Упражнение «Нарисуй по клеточкам»

Упражнение «Какой фигуры не хватает?»

Игра «Меняйтесь местами»

Вопросы для общения

Прощание

Тест «Что я знаю о школе»

Упражнение «Найди одинаковое»

Упражнение «Нарисуй по клеточкам»

Упражнение «Какой фигуры не хватает?»

Игра «Нос, пол, потолок»

Вопросы для общения

Прощание

ИГРЫ.

  1. ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ

Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего. Дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы назначается другой ребенок.

  1. СКУЧНО, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ

Дети сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:

                        Скучно, скучно так сидеть

                        Друг на друга все глядеть;

                        Не пора ли пробежаться

                        И местами поменяться?»

Как только ведущий закончит говорить, дети должны быстро побежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

  1. ЗДРАВСТВУЙ

Ведущий предлагает всем детям поздороваться разными частями тела. «Поздоровайтесь ладошками, коленками, локтями, спинками и т.д.» дети свободно ходят по залу и, встречаясь с кем – либо, здороваются.

  1. МЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ

Дети сидят на стульях в кругу. Ведущий стоит внутри круга. Дает команду: «Кто любит конфеты – меняйтесь местами». Ведущий так же включается в игру. Тот, кто остался без места дает следующую команду: «У кого сегодня красный бант, меняйтесь местами», и сам же старается занять освободившееся место.

  1. ПОХВАЛИ

Дети стоят по кругу, у ведущего в руках мяч. Он предлагает перебрасывать мяч друг другу со словами – комплиментами. Например: «Ты сегодня хорошо полил цветы, молодец!» или «Ты активно работал на занятии, умница» и т.д.

  1. ЛАВАТА

Дети стоят по кругу, взявшись за руки со словами:

«Дружно танцуем мы,

Тра – та – та,  тра – та – та,

Танец наш веселый

Это – лавата»

И делают движения в соответствии со словами.

Ведущий спрашивает: «Руки были?»

Дети: «Были!»

Ведущий: «А локти есть?»

Дети: «Есть!»

Дети сцепляются по кругу локтями и двигаются со словами: «Дружно…». Далее игра продолжается с использованием других частей тела (ушей, коленок и т.д.).

  1. РУЧЕЕК

Группа становится парами друг за другом, подняв сцепленные руки вверх. Ведущий пробегает под сцепленными руками, хватает за руку кого – то из участников и ведет за собой. Они образуют новую пару и становятся последними. Оставшийся без пары участник становится ведущим и сам бежит вперед, а затем пробегает под сцепленными руками всех пар, забирая с собой кого – то, образуя новую пару. И так далее. Игра проводится в темпе.

  1. ИГРА В МЯЧ

Ведущий кидает мяч одному из участников группы и задает вопрос (делает критическое замечание, говорит комплимент и т.д.). Тот, поймав мяч, должен ответить, а затем бросает мяч еще кому - то, задавая в свою очередь вопрос (делая замечание и т.д.).

 

  1. ТАРАБАРСКИЙ ЯЗЫК

  По кругу по очереди дети спрашивают о чем – либо друг друга на бессмысленном «тарабарском языке», затем задает свой вопрос следующему. Важно, чтобы дети интонационно показывали, что задается вопрос, дается ответ, изображали возражение, возмущение, радость и т.д.

  1. ЗЕРКАЛО

Группа разбивается на пары. в каждой паре один ведущий, второй – «зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, зеркало старается их повторять. Постепенно можно усложнять движения, увеличивая их скорость; добавить «эхо», когда ведущий начинает произносить какие – то возгласы, слова, а «зеркало – эхо» повторяет их. По команде руководителя участники меняются ролями.

  1. РАЗОЖМИ КУЛАК

Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать). После окончания ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы( просьбы, уговоров, хитрости).

  1. ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

В центре в круг ставятся стулья, спинками внутрь круга. Стульев должно быть меньше, чем участников. По команде ведущего, участники начинают ходить по кругу, по хлопку все стараются сесть. Те, кому не досталось места, выбывают. После этого ведущий уменьшает количество стульев и игра продолжается. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется один победитель.

  1. КОЛПАК

Ведущий предлагает детям запомнить и хором повторить слова:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

        

После того, как группа хором повторила, ведущий предлагает повторить еще раз, но заменяя слово «колпак» двукратным прикосновением к голове. В следующий раз жестами изображаются уже два слова – «колпак» – прикосновением к голове, «мой» – прикосновением к себе. Затем поочередно вводятся жесты вместо приставки «тре» - показ трех пальцев, вместо «угольный» - угол, образованный большим и указательным пальцами. При этом все слова, кроме показываемых жестами, по– прежнему произносятся хором вслух.

  1. 10 ОЧКОВ

Упражнение проводится в парах. Участники каждой пары по команде «три – четыре» показывают с помощью пальцев какое – то количество очков. Чтобы в игре мог быть победитель, можно изменить игру так, что в случае четной суммы выигрывает первый номер, а в случае нечетной – второй. В первый вариант игры могут играть не по два участника, а больше (три, четыре).

  1. МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ…

Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура… на месте замри». Вместо многоточия ведущий может назвать любую эмоцию, чувство, предмет, вещь, действие, отношения между людьми и т.д. Дети должны попытаться изобразить названное ведущим. Он выбирает то изображение, которое ему больше всего понравилось, предлагает посмотреть всем, затем либо все повторяется, либо ведущим становится этот участник. Можно предварительно группе разбиться на пары, при этом участники по команде ведущего будут изображать какие – то отношения между людьми (ссору, обиду, дружбу и т.д.).

  1. НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?

 Ведущий  выходит. Группа загадывает кого – то из участников. Ведущий должен отгадать. Ведущий всем по очереди задает вопрос типа: «На какой предмет (животное, песня, настроение, цвет и т.д.) похож этот человек?» «Какой предмет (животное, цвет и т.д.) он тебе напоминает?» Когда ведущий отгадывает, ведущим становится этот человек.

  1. ПУТАНИЦА

Группа детей разбивается на подгруппы на 7 – 10 человек. В каждой подгруппе каждый участник берет левой рукой левую руку какого – либо участника. Затем правой рукой за правую руку берет кого- то другого. После этого по команде ведущего подгруппы стараются распутаться, не отпуская рук, так, чтобы оказаться стоящими в кружке. Может оказаться, что некоторые будут стоять спиной. В этом случае все равно задание считается выполненным.

  1. РОБОТ

Дети разбиваются на пары, один – «робот», другой – ведущий, оператор. Робот может изменять направленные движения, начинать и заканчивать какие - то действия, движения только по команде ведущего. роботы выполняют какие – то задания ведущих, стараясь как можно точнее следовать командам. Задача ведущего – заставить робота выполнить нужное задание, при этом, следя за его собственной безопасностью, за тем, чтобы он не сталкивался с другими и не мешал им. Потом робот и оператор меняются ролями.

  1. ЗЕВАКИ

Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «Стоп!», останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате.

Игра может закончиться, когда 2-3 детей останутся в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

  1. ВОЛНЫ

 «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему и море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, Попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они гово рили  бы: « Мы любим вас, мы любим вас».

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя».

Литература

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Часть II. Лайда, 1994.
  2. Дубровина И.В. Я работаю психологом… М., 1999.
  3. Ильина М.Н.  Готов ли Ваш  ребенок к школе? Тесты для детей. М., 1999.
  4. Колпакова Т. Тетрадь для подготовки в школу. Советы школьного психолога. Пермь,  1994.
  5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1986.
  6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 2000.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М., 2000.
  8. Матвеева Л.Г. Практическая психология для    родителей, или что я могу узнать о своем  ребенке. М., 1999.
  9. Нартова – Бочавер С.К. Скоро в школу! (увлекательная подготовка детей к первому классу). М., 1995.
  10. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников М., 2001.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1,2,3,4. Генезис, 2000.
  12. Чивикова Н. Как подготовить ребенка к школе. М., 1999.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 92 «Гөлбакча»

ПРОГРАММА

«Я – БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК!»

                                                                                                                   

                                                                                              Подготовила:

                                                                                                     педагог-психолог

                                                                                              Ананьина Н.А.

                                                                                                                                         

                                                                                           

                                                                 

Набережные Челны - 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Презентация к сказке Подсказка по программе Н.Ю, Куражевой по программе "Цветик -семицветик" Приключения будущих первоклассников. 6-7 лет.

Пособие способствует усвоению содержания сказки через зрительный и слуховой  гнозис. Дети дошкольного возраста ,с  нарушением активности внимания, с помощью днного пособия, авктивно усваиваю...

Дополнительная общеразвивающая программа "Будущий первоклассник"

Актуальность программы.Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии дошкольника. Проблемой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в...

Образовательная программа "Будущий первоклассник"

Образовательная программа «Будущий первоклассник»По подготовке детей к обучению в школе...

Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...