Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

Глубокова Евгения Александровна

На современном этапе, с изменением целей образования актуальным в теории и практике является компетентностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon doklad_po_teme.ppt923 КБ
Microsoft Office document icon doklad_2.doc80 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 21

Доклад по теме:

«Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации»

Подготовлен:

Глубоковой Е.А.

Педагогом-психологом

МДОУ д/с № 21

г. Комсомольск – на - Амуре

2009 г.

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению.

Все чаще педагоги-практики указывают на трудности переживаемые ребенком на  этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью — ученика.

Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная готовность  к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень произвольности психических процессов.

Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, самой его сути.

Исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, понятием, в котором можно выделить следующую совокупность компонентов:

а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

в) физическая готовность ребенка к обучению в школе включает: состояние здоровья, слуха, зрения; общее физическое развитие; развитие мелких групп мышц; умение выполнять основные движения: бег, прыжки и др.    

Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

На современном этапе, с изменением целей образования актуальным в теории и практике является компетентностный подход. Целью является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но именно в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем знания.

 В связи с этим в практику дошкольного образовательного учреждения шире стал внедряться подход, связанный с развитием ключевых компетентностей.

Дошкольное учреждение формирует начальную систему ключевых знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности  и личную ответственность дошкольников. Иными словами ключевые компетентности определяют в дальнейшем качество подготовки  к школьному обучению.

К началу обучения в школе ребенок должен обладать:

  1. мотивом учения;
  2. образным и вербальным мышлением;
  3. предпосылками логического мышления;
  4. способностью принимать учебную задачу;
  5. графическими навыками;
  6. произвольностью регуляции деятельности;
  7. восприимчивостью к обучающей помощи.

Таким образом, подготовка выпускника детского сада рассматривается с точки зрения компетентностного подхода, где на первый план выступает  формирование у дошкольников умений ориентироваться в повседневной деятельности, решать возникающие проблемы, ориентироваться в различных ситуациях, то есть быть компетентным в  сфере отношений к миру, к людям, к себе.

Успешное усвоение знаний и умений, их применение в самостоятельной повседневной жизни невозможно без определенного актуального уровня психических процессов.

В рамках опытно – экспериментальной работы по развитию познавательной компетентности в сентябре 2007 года проведена диагностика готовности к обучению в школе.  Результаты интеллектуальной готовности  представлены в таблице.

№ п/п

Название методики

Цель методики

Результаты (уровни)

высокий

средний

низкий

1

«10 слов»

Исследование слуховой памяти

0%

63%

37%

2

«25 картинок»

Исследование зрительной памяти

0%

58%

42%

3

«Невербальная классификация»

Исследование словесно-логического мышления

26%

43%

31%

4

«Четвертый лишний»

Исследование словесно-логического мышления

26%

48%

26%

5

«Вербальный субтест»

Исследование вербального мышления

12%

45%

43%

6

«Корректурная проба»

Исследование переключения, распределения и концентрации внимания

42%

16%

42%

7

«Графический диктант»

Исследование сформированности эмоционально-волевой сферы, произвольности действий

4%

48%

48%

Первичное изучение готовности к обучению в школе выявило несовершенство некоторых психических процессов у дошкольников. 60% детей имеют средний уровень развития памяти (зрительной и слуховой), 45% - средний  уровень словесно-логического и вербального мышления,  58 % дошкольникам необходима помощь по развитию внимания. Практически все ребята (96%) испытывали трудности при выполнении «Графического диктанта».

На основе полученных данных, совместно с воспитателями определили направления коррекционно-развивающей работы с детьми.  Весь материал был распределен по 4 блокам: интеллектуально-развивающие игры и упражнения, графические диктанты, пальчиковая гимнастика и релаксационные упражнения. Дети были разделены на 2 подгруппы, еженедельно в течение 7 месяцев с ними проводились коррекционно-развивающие занятия. Подгрупповые занятия с педагогом-психологом проводились 1 раз в неделю по 30 минут. Кроме этого с детьми требующими особого внимания была организована индивидуальная работа (1 раз в неделю по 30 минут).

  Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастала.  В рамках одного занятия обеспечивали чередование разных видов деятельности, «легкие» задания сменялись «сложными».

В основу нашей работы было взято пособие Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста».  В дополнение мы использовали игры и упражнения для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики предложенных в методической литературе: М.В. Ильиной «Тренируем внимание и память», М.М. Безруких «Ступеньки к школе», Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе», Ю.В. Останковой «Система коорекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Об эффективности проведенной работы свидетельствуют данные итоговой диагностики интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

№ п/п

Название методики

Цель методики

Результаты (уровни)

высокий

средний

низкий

1

«10 слов»

Исследование слуховой памяти

95%

5%

0%

2

«25 картинок»

Исследование зрительной памяти

73%

27%

0%

3

«Невербальная классификация»

Исследование словесно-логического мышления

100%

0%

0%

4

«Четвертый лишний»

Исследование словесно-логического мышления

95%

5%

0%

5

«Вербальный субтест»

Исследование вербального мышления

73%

27%

0%

6

«Корректурная проба»

Исследование переключения, распределения и концентрации внимания

73%

27%

0%

7

«Графический диктант»

Исследование сформированности эмоционально-волевой сферы, произвольности действий

82%

18%

0%

        Анализ результатов показал, что у детей значительно повысился уровень развития слуховой и зрительной памяти, словесно-логического и вербального мышления. Дошкольники стали более внимательными, повысилась произвольность психических процессов, концентрация внимания. Ребята стали четко действовать по инструкции взрослого,  самостоятельно завершать начатое и давать оценку и самооценку выполненных заданий.  

          Таким образом, целенаправленная психолого-педагогическая деятельность обеспечила становление у воспитанников таких важных качеств личности как самостоятельность, инициативность, произвольность,  любознательность, творческое самовыражение. Все эти свойства личности обеспечивают становление познавательной компетентности и являются залогом успешной адаптации ребенка к школьной жизни.

Приложение к докладу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья написана на основе опыта работы, рассматриваются и описываются методы и приемы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....

Познавательная мотивация как условие успешной адаптации детей к школьному обучению.

Сформированность  познавательной  мотивации   включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и  выраженное стремление ребенка к их приобретению и совершенс...

Формирование эмоционально-волевой сферы как условие успешной социальной адаптации дошкольников

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или ...

Формирование мотивационной готовности как условие успешной адаптации дошкольникам к школе

Поступление в школу является очень значимым и радостным событием в жизни каждого ребенка. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный, мир, который несет в себе радости и горести, взлеты и п...

Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»

Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)«Я-ты-мы!»...