Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"
методическая разработка по теме

Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.zdorovesbereg.tehnologii.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по теме: «Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Разработала:

С.С.Горбунова

заместитель руководителя по УВР

ГОУ «Бологовский детский дом»

Характеристика проблемы, её актуальность, социальная значимость.

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью оставалось здоровье.

Простые люди и великие учёные задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?». Актуален этот вопрос и по сей день. Ответ на этот вопрос пытаются найти медики и педагоги, психологи и экономисты, художники и спортсмены. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребёнка.

Для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него всех условий для здорового образа жизни.

Таким образом, с раннего возраста будет формироваться определённая культура поведения по укреплению и сохранению здорового образа жизни. Знания, умения и навыки, приобретённые в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к сбережению здоровья во взрослой жизни.

Вокруг детей с раннего возраста необходимо создать такую развивающую и воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического и здоровьесберегающего характера.

Таким образом, формирование привычек в детстве к здоровому образу жизни, становятся неотъемлимой частью жизни детей.

В нашем детском доме воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологий. Она включает целый комплекс оздоровительных мероприятий, занятий, выполнение которых ведёт к ощутимому снижению заболеваемости, развитию знаний о человеке, умению устанавливать связь между органами тела человека и их назначению, расширению активного и пассивного словаря, активизации фразовой речи, пробуждению познавательной активности и любознательности.

Организованная образовательная деятельность предусматривает постепенное усложнение представлений малышей о себе через игры и упражнения, они получают на таких занятиях доступные их возрасту знания об органах человека, формируются необходимые умения, совершенствуются психологические процессы (восприятие, мышление, речь). Усвоение материала происходит незаметно для детей в практической исследовательской деятельности.

Формирование представлений о человеке, закрепление привычек здорового образа жизни происходит через разные виды детской деятельности.

Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитию мелкой моторики рук, следовательно, и речи ребёнка, а также закреплению полезных привычек.

Пение колыбельных песен создают для ребёнка чувство психологического комфорта, расслабления.

Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формированию нравственности и познавательное развитие.

Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:

1.повышается активность и общая работоспособность детей;

2.у детей формируются двигательные умения и навыки;

3.дети получают элементарные знания о своём организме и способах укрепления своего здоровья;

4.формируется интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.

 Правильная организация питания даёт ребёнку ответы на вопросы: Что есть? Как есть? Когда есть?

Ритуалы приготовления к приёму пищи, знания о пользе и вреде продуктов – всё это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.

Комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, которые проводятся у нас в детском доме, позволяют создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни  и улучшают качество здоровья каждого ребёнка.

Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Пальчиковая гимнастика. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук.  Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Самомассаж ушных раковин. Воздействие на рефлексогенные точки ушных раковин с целью активизации работы всех внутренних органов организма.?

Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока,  снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.

Дыхательная гимнастика- это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём лёгких, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка.

Обширное умывание   (руки до локтя, воротниковая зона и лицо) является эффективным закаливающим мероприятием при постоянстве и системности проведения.

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для  поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке).

Цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

Приём фитонцидов. Во время обеда дети постоянно  получают  лук и чеснок. Образуемые этими растениями биологически активные вещества, убивающие и подавляющие рост и развитие бактерий, являются прекрасным средством профилактики ОРЗ и гриппа.

Озонирование воздуха в группе. При озонировании воздуха в  группах у детей повышается содержание кислорода в крови, укрепляется иммунная система, нормализуется давление, улучшается самочувствие. Озонаторы воздуха подавляют размножение вирусов и бактерий.

Уход за полостью рта и зубами – является основной составляющей профилактикой заболеваний зубов. Главная задача состоит в очищении полости рта от остатков пищи, для поддержания органов полости рта в здоровом состоянии. Обучение по уходу за зубами и полостью рта начинаем с 2,5-3 лет, показывая детям как нужно правильно полоскать рот после еды, как пользоваться зубной щёткой, знакомим с последовательностью  чистки  зубов. Полоскание полости рта является одним из доступных способов, но в  то же время это достаточно действенный метод гигиены, целью которого является освобождение полости рта от остатков пищи. Учим детей полоскать рот, делая энергичные движения мимической и жевательной мускулатурой в течение 2-3 минут. Полоскать рот можно кипячёной водой или с добавлением ромашки или шалфея

Формирование культурно-гигиенических навыков. Воспитание у детей привычек к чистоте, аккуратности, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать зтот процесс доступным, интересным, увлекательным, поэтому в своей работе использую следующие педагогические приёмы:

1.показ и объяснение;

2.упражнения и контроль;

3.пример взрослых;

4.игровые приёмы (дидактические игры, игра в «ошибки»);

5.использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.

Цель проекта.

-формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности;

-воспитание нравственно-патриотических чувств как фундамента психологического здоровья дошкольников;

-формирование представлений о себе как о человеке путём экспериментирования, наблюдения, самонаблюдения, через решение проблемных ситуаций в необходимости бережного отношения к здоровью.

Задачи проекта.

-Провести диагностическое обследование детей на тему:

«Здоровье- главная человеческая ценность». (см.таблицу №1)

-разработать систему работы по здоровьесберегающей деятельности (см.таблицу №2) и систему физкультурно-оздоровительных мероприятий (см. таблицу №4).

-составить перспективный план организованной образовательной деятельности валеологического характера на весь учебный год.(см.таблицу №3)

-обогатить развивающую среду в группах детского дома пособиями, играми, детской литературой;

- создать условия в Кабинете здоровья для поддержания интереса у детей к привычке вести здоровый образ жизни, изучать свой организм, активно участвовать в заботе о своём организме.

Методическое обеспечение проекта.

-Программа «От рождения до школы» /под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

-М.Ю.Картушина «Быть здоровыми хотим».

-Л.М.Шипицына «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста».

-А.А.Потапчук «Двигательный игротренинг для дошкольников».

-О.А.Шорохова «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия».

-Т.В.Смирнова «Ребёнок познаёт мир».

-С.А.Крепенчук «Тренируем пальчики- развиваем речь»

-Е.А.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».

-Журнал «Дошкольное воспитание» №12-2008г.

Новизна проекта.

Реализация проекта предполагает интегрирование работы по здоровьесберегающей деятельности, формированию представлений о себе и убеждений в необходимости бережного отношения к здоровью.

Содержание проекта.

Ведущая идея проекта заключается в том, что организация сотрудничества взрослых и детей в вопросах нравственности, здоровьесбережения через интеграцию разных видов деятельности будет способствовать оптимизации результатов, более прочному усвоению культуры здорового образа жизни.

Критерии оценки эффективности работы по проекту.

В связи с тем, что работа по проекту предполагает наличие отсроченных, довольно длительных во времени результатов ( на данном этапе я могу лишь предположить, что ребёнок будет использовать, когда вырастет, все полученные на занятиях и мероприятиях знания, умения, навыки, что сформированная мотивация к здоровому образу жизни станет основой его личностных качеств), я могу проанализировать результаты только внутри детского дома.

Ожидаемые результаты.

1.Появилась система работы с детьми по формированию привычки к здоровому образу жизни с применением здоровьесберегающих технологий.

2.Развивающая среда обогатилась дополнительным материалом.

3.Организован Кабинет здоровья, в котором имеются все необходимые ТСО, материалы и пособия для проведения организованной образовательной деятельности с детьми по формированию привычек к здоровому образу жизни.

4.Появились практические наработки по данной теме.

5.У детей появилось осмысленное отношение к здоровому образу жизни: улучшилось качество навыков личной гигиены, развился интерес к познанию своего организма, двигательная активность вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Презентация проекта.

Развлечение на тему: «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу».

Таблица №1

Диагностическое обследование детей на тему «Здоровье-главная человеческая ценность» ( проводиться в форме беседы)

1.Как подготовиться к приёму пищи?

2.Что делаем после приёма пищи?

3.В какие игры можно играть после еды?

4.Можно ли давать свою зубную щётку, расчёску, носовой платок другому человеку?

5.Когда необходимо мыть   руки?

6.Как ухаживаем за полостью рта?

7.Почему нужно чистить зубы и сколько раз в день?

8.Что одеваем перед сном?

9.Назови части тела?

10.Какие органы чувств знаешь?

11.Чем покрыто наше тело?

12.Если у тебя что-то болит, что ты будешь делать?

13.Чем нужно заниматься, чтобы быть сильным, ловким и здоровым?

Результаты заносятся в таблицу

п/п

Фамилия,имя

ребёнка

Номер вопроса

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

3

4

5

6

7

8

Таблица №2

Комплексная система работы по здоровьесберегающей деятельности

Вид двигательной

деятельности

Физиологическая и

воспитательная задачи

Необходимые

условия

Ответст-

венный

Движения во время

бодрствования

Удовлетворение органической потребности в

движении. Воспитание ловкости, смелости, гибкости.

Место. Одежда, не стесняющая движения. Игрушки и пособия, побуждающие ребёнка к движениям.

Старший

воспитатель.

Воспитатель

по физкультуре.

Подвижные игры

Воспитание умения ребёнка двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого и согласно правилам игры.

Правила игры

Воспитатели групп

Движения под музыку

Отработка ритмических движений

Музыкальное сопровождение

Музыкальный руководитель

Гимнастика

пробуждения

Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию.

Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения.

Сразу после сна.

Воспитатели групп,

воспитатель по физкультуре.

Гимнастика и массаж

Воспитание точного двигательного навыка.

Качественное созревание мышц.

Обязательное наличие гимнастических пособий и непосредственное руководство взрослого

Медицинская сестра,

воспитатель по физкультуре,

воспитатели групп

Таблица №3

Перспективный план организованной образовательной деятельности валеологического характера во 2 младшей группе

Месяц

Тема

Цель

1

сентябрь

«Я -человек»

Формировать представление детей о частях лица, о том, что люди обитают повсюду на Земле. Учить пантомимике. Расширять словарный запас(брови, глаза, нос, ресницы, Африка, пустыня, Север). Активизировать в речи детей слова: вода, мыло, пенится. Воспитывать доброе отношение к кукле, закреплять культурно-гигиенические навыки.  

2

октябрь

«Моя семья»

Формировать представление о семье, о сходстве родственников. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Расширять словарный запас(называть близких родственников). Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой «Семья». Воспитывать любовь к своей семье.

3

ноябрь

«Мои руки. Как ухаживать за руками»

Формировать представление у детей о значении рук в нашей жизни. Закреплять название пальцев. Активизировать в речи детей слова: холодный, горячий, твёрдый, мягкий. Продолжать развивать умение соотносить свои движения со словами зарядки. Развивать мелкую моторику рук. Формировать представление детей об опасных для рук предметах. Познакомить детей с правилами ухода за руками. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

4

декабрь

«Мои ноги. Как беречь ноги»

Формировать представление детей о значении ног в нашей жизни. Познакомить с рассказом и учить отвечать на вопросы по содержанию. Расширять словарный запас: коленка, стопа. Развивать координацию движений. Сформировать представление детей о правилах гигиены ног. Развивать и укреплять мышцы стопы.

5

январь

«Мои уши. Как беречь уши.»

Формировать представление детей об органе слуха - ушах. Рассказать детям о значении ушей в нашей жизни. Развивать слуховое внимание, правильное звукопроизношение, двигательную активность. Учить  слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы по содержанию. Сформировать представление о том, как беречь и ухаживать за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

6

февраль

«Мой нос»

Формировать представление детей об органе чувств – носе, о его значении в жизни человека, учить беречь нос и правильно ухаживать за ним. Учить упражнениям, улучшающим кровообращение в дыхательных путях, повышающих устойчивость организма к инфекциям. Познакомить детей с новым стихотворением. Воспитывать культурно- гигиенические навыки.

7

март

«Мои зубки»

Формировать представление детей о зубах человека, об их значении в нашей жизни. Учить детей правильно за ними ухаживать. Формировать представление детей о необходимости правильного питания для сохранения зубов. Развивать речевое дыхание. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

8

апрель

«Глаза. Как беречь глаза»

Формировать представление детей  о глазах, об их строении и значении в нашей жизни. Учить бережному отношению к своим глазам. Познакомить с новым упражнением для глаз, тренировать зрительную память. Расширять словарный запас: зрачок, веки, брови. Познакомить с новой сказкой, учить детей сопереживать героям. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

9

май

«Изучаем своё тело»

Продолжать учить детей называть органы чувств, рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь. Учить детей с помощью органов чувств различать запахи и вкусы. Закреплять понятие «один» и «много». Развивать речь, память, внимание. Воспитывать чуткое отношение друг к другу, культуру поведения.

10

июнь

Развлечение

«Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу»

Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье, формировать привычки здорового образа жизни.

Развивать способность к умозаключениям. Воспитывать у детей стремление быть здоровыми, сильными, дружными.

Таблица №4

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

Блоки физкультурно-оздоровительной

работы

Содержание физкультурно – оздоровительной работы

Создание условий для двигательной активности детей

*гибкий режим дня

*занятия по подгруппам

*оснащение (спортинвентарём, оборудованием), наличие спортзала, спортивных уголков в группах, спортивной площадки, Кабинета здоровья

*индивидуальный режим пробуждения после дневного сна

*подготовка специалистов по двигательной активности

Система двигательной активности + система психологической помощи

*утренняя гимнастика

*приём детей на улице в тёплое время года

*организованная образовательная деятельность «Физическая культура»

*организованная образовательная деятельность «Здоровье»

*двигательная активность на прогулке

*физкультура на прогулке

*проведение подвижных игр

*физкультминутки на занятиях

*гимнастика после дневного сна

*физкультурные досуги, забавы, народные игры

*спортивно-ритмическая гимнастика

* хороводы, игровые упражнения

*оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией

психогимнастика

Система закаливания

в повседневной жизни

*утренний приём на свежем воздухе в тёплое время суток

*утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, общеразвивающие упражнения, игры)

*облегчённая форма одежды

*ходьба босиком в спальне до и после сна

*сон с доступом воздуха (+190 С- +170 С)

*контрастные воздушные ванны (перебежки)

*солнечные ванны в летнее время года

*обширное умывание

*точечный массаж (профилактика ОРЗ, гриппа)

Специально организованная система закаливания

*полоскание рта после еды

*полоскание горла отварами трав

*общее УФО

*фиточай

*ходьба по корригирующей дорожке

*занятия в бассейне (в будущем)

*контрастный душ (обливание ног)

Организация рационального питания

*организация 2 завтрака(соки, фрукты)

*введение овощей и фруктов в обед и полдник

*приём фитонцидов (лук,чеснок)

*замена продуктов для детей – аллергиков

*соблюдение питьевого режима

Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния

*диагностика уровня физического здоровья

*диспансеризация детей  врачами детской поликлиникой

*диагностика физической подготовленности

*диагностика развития ребёнка

*обследование психоэмоционального состояния детей психологом

*обследование детей логопедом

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...

Проект во второй группе раннего возраста «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»

  В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превра...

Проект во второй младшей группе по формированию привычки к здоровому образу жизни. «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»

помочь детям осознать значимость здоровья, желание вести здоровый образ жизни...

Проект «Детский сад, семья и я – формула здоровья» (формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста)

Актуальность данной темы обусловлена «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой, одной из главных приоритетных задач, является создание условий для во...

Проект с детьми средней группы по формированию привычки к здоровому образу жизни "Наше здоровье в наших руках!"

Здоровый образ жизни - это деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.Актуальность проекта:- ухудшение состояния здоровья детей;- сохранение и укрепление здоровья детей - одна...