Статья (младшая группа) по теме:
Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.

Леденева Наталья Ивановна

Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry-eksperimentirovaniya.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ «СОШ с.Волоконовка»

ГДДВ «Василёк»

Игры экспериментирования

в воспитании младшего дошкольника

 как субъекта здоровьесберегающей деятельности

Подготовила:

Леденева Н.И.

воспитатель

МОУ «СОШ с.Волоконовка»

ГДДВ «Василек»

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в систе ме дошкольного образования формируется еще один эффектив ный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял проч ное место в высшей и средней школе.  Он очень широко представлен разнообразными играми-экспериментированиями. 

        Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключа ется в том, что они дают детям реальные представления о различ ных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспери мента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необхо димость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость да вать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные зако номерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, кото рые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способно стей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой ме тод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошколь ном возрасте он является ведущим, а в первые три года — прак тически единственным способом познания мира. Своими кор нями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.  

  В  детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование. Для обосно вания данного вывода приводятся многие доказательства.

1.  Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельно сти же экспериментирования ребенок самостоятельно воздей ствует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полно го их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребен ку, а строится самими детьми.

2.  В экспериментаторстве достаточно четко представлен мо мент саморазвития: преобразования объекта, производимые ре бенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют произ водить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3.  Некоторые дети не любят играть; они предпочитают зани маться каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окру жающим миром путем экспериментирования психическое раз витие ребенка затормаживается.

4.  Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя воз никает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утвержде ния, что наблюдения и эксперименты составляют основу вся кого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

          Не следует думать, что   игры-экспериментирования таят в себе особую опасность; они не более опасны, чем ставшая при вычной работа с иголкой, спицами, ножом и ножницами.

   Вот  мнение Ж.-Ж. Руссо, высказанное в столь образной форме: «Представляя детям пол ную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них все, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного... Я не знаю, видел ли кто-нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил себе значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных ору дий».  

В этом высказывании звучит не только уверенность в без опасности самостоятельной деятельности ребенка, но и напо минание о том, что не следует пренебрегать разумными прави лами безопасности, поскольку такое пренебрежение может по влечь за собой несчастные случаи.

Самые главные проблемы: соблюдение правил безопасно сти детьми и соблюдение правил безопасности педагогом.

Работа с живым объектом

1.  Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индиви ды. Последствия могут оказаться неожиданными и опасными.

2.  Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводится только в крайних, особо необходимых случаях, все операции производятся педагогом. Детям такие объекты не да ются.

3.  Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный эк земпляр обладает спокойным характером и не является агрес сивным, чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком за торможенным.

4.  Во время эксперимента надо создать спокойную обстанов ку, не нервировать животное самому и не позволять этого де лать детям; испугавшись, любое мирное животное может стать опасным.

5.  Если животное принесено в группу из другого места, име ет смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой; в противном случае оно будет нервничать, и педагог не сможет провести все задуманные эксперименты.

6.   Категорически запрещаются эксперименты с больными животными, если заболевание является инфекционным или инвазионным и может передаться детям.

7.  Нежелательно проводить эксперименты с больными жи вотными и в том случае, если заболевание не представляет опас ности для человека, но может усилить страдания животного.

В отдельных случаях можно провести наблюдения, но каких-либо вмешательств следует избегать.

9.  От педагога требуется умение прогнозировать поведение животных. Это позволит предупредить возникновение опасных моментов.

10.  Если животное стало нервничать, эксперимент прекра щается, и животное изолируется от детей.

11.  Если, несмотря на все принятые меры, животное стало агрессивным, педагог принимает удар на себя и тем самым за щищает детей. Но такого быть не должно. Умение прогнозиро вать поведение объектов позволит заметить вероятность опас ности задолго до того, как она возникнет.

Работа с детьми

1. Как неоднократно подчеркивалось выше, дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому обязан ность следить за соблюдением правил безопасности целиком ле жит на педагоге.

2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более проч ными становятся навыки экспериментирования, тем ниже ве роятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораз до опаснее, чем систематическое проведение опытов.

3.  Работа с детьми строится по принципу «от простого к слож ному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выпол нении экспериментальных действий.

4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в опре деленной последовательности:

а)  действие показывает педагог;

б)  действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

в)  иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с по мощью такого методического приема он дает возможность де тям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совер шения которой велика;

г)  действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

д)  действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каж дого ребенка;

е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обыч ном темпе.

5.  Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особен ности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возник новению.

6.  Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные на рушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрез мерные требования по соблюдению тишины и порядка. Поэто му, предъявляя определенные требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить некото рых разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики, что гасит неадекват ные реакции детей.

7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный ре флекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!» и т.п. Выработка рефлекса осуще ствляется вне экспериментаторской деятельности и обычно про водится в форме игры. По данной команде все дети на 2—3 се кунды прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное для детей время. Такой рефлекс может оказаться полезным не только при экспериментировании, но и во многих других жизненных ситуациях.

Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует имен но для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использо вать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным.

8. Для успешного руководства экспериментаторской деятель ностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллек тив и распределять внимание между отдельными ребятами; та кое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой про ведения каждого опыта.

9.  На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возник новения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошиб ки эксперимента, чем последствия нарушения правил безо пасности.

Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы све сти к минимуму вероятность возникновения несчастных случа ев, у педагога должна быть постоянная психологическая готов ность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору опти мального варианта нормализации обстановки.

________________________________________________________________________

  Экспериментирование в нашем дошкольном учреждении  осуществляться в разных формах с учетом разного возраста воспитанников.  

 У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

  1. у детей накопилась определенная сумма знаний (как изве стно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возни кает);
  2. сформировалась способность сопоставлять факты, устанав ливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
  3. появилось понимание, что знания можно получить вер бальным путем от взрослого человека.

   Для большей пользы, стараемся не сообщать знания в готовом виде, а помочь детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели,   помогаем детям продумать методику проведе ния опыта, даем советы и рекомендации, вместе с ним осуще ствляем необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с воспитателем, поэтому наше участие   в совершении любых действий является обязательным. Например, ребенок спрашивает: «Кошка ест помидоры?» Вместо краткого «Нет» можно предложить проверить это самому. Перед кошкой кладут кусо чек помидора и наблюдают, чем кончится дело. В конце взрос лый задает ребенку его же вопрос: «Ну что, съела?» — и тот хорошо понял: нет.

Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, как в предыдущей группе, а два действия подряд, если они просты: «Оля, вылей водичку и налей новую», «Володя, отнеси совочек и принеси лопатку». Полезно начать привлекать детей к прогно зированию результатов своих действий: «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?» У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание. Это позволя ет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые ест кошка», «Вот две кар тинки. На какой из них изображено такое же дерево, как наше?» Это способствует развитию умения анализировать факты и да вать словесный отчет об увиденном.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-след ственные, связи, поэтому впервые начинают задавать вопро сы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них.

Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэто му реагируют на предупреждения взрослого более осмыслен но; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

У детей средней группы все наметившиеся тенден ции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благо даря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого склады вается свой стиль в работе.   Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого всегда необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятель ность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.

В средней группе впервые начинаем проводить экспери менты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».

При фиксации наблюдений чаще всего используем готовые формы, но в конце года постепенно начинаем применять ри сунки, которые  делаем на глазах у детей, а также пер вые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.

Стараемся  усложнять   последний этап экспериментирования: при выполнении словесного    отчета об увиденном,  побуждаем детей не ограничиваться отдельными фразами, а произносить несколько предложений, ко торые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже при ближаются к нему по объему.   Наводящими  вопросами учим выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.

 С детьми пятого года жизни   пытаемся проводить дли тельные наблюдения, которые хоть и не являются эксперимен тами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для про ведения длительных экспериментов в будущем году.

Приложение.

Планирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников


 

Игра-эспериментирование

Задачи

Материалы

Ход опыта

 

"Почему осенью бывает грязно"

1. Познакомить детей со свойствами почвы
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к явлениям природы

Пульверизатор с водой, чашка с землей

В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь

"Лепим колобки"

1. Познакомить детей со свойствами песка.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать аккуратность

Различные формочки округлой формы, песок.

Из  какого песка   (влажного или сухого) лучше лепить колобки

"Веселые кораблики"

1. Познакомить детей со свойствами воды
и бумаги.
2. Развивать наблюдательность
3. Способствовать становлению дружеских
взаимоотношений

Таз с водой, лодочки

Дети запускают в таз с водой лодочки, наблюдают за ними делают «волны- -ветер»

"Вот какая пена"

1. Познакомить детей со свойствами мыла.
2. Развивать навыки самостоятельности.
3. Воспитывать желание соблюдать гигиену

Таз с водой мыло или мыльный раствор

Дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике

 

"Блестящие комочки"

1. Познакомить детей с различными видами бумаги
2. Развивать тактильные ощущения.
3. Способствовать становлению дружеских
взаимоотношений

Фольга

Дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними

«Нырки»

1. Познакомить детей со свойствами воды
и воздуха.
2. Развивать любознательность
3. Воспитывать самостоятельность

Таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки

Дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из ВОДЫ

"Разные ножки бегут по дорожке"

1. Продолжать знакомить детей со свойства
ми влажного песка.
2. Развивать ориентировку в пространстве

Влажный песок, игрушки

Дети экспериментируют отпечатывая следы разной обуви на песке, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами

«Чудесный мешочек»

1. Учить детей сравнивать различные овощи,
отмечать их особенности
2. Развивать тактильные ощущения сенсор
ное восприятие.
3. Воспитывать внимательность

Различные овощи

Определение путем обследования формы, цвета величины, запаха, вкуса различных овощей

 

«Игры с тенью»

1. Познакомить детей с особенностью появления теней.
2. Развивать творческое воображение
3. Воспитывать наблюдательность

Лампа, белая скатерть или экран различные предметы

Дети по своему желанию экспериментируют с тенями (с отражением предметов)

"Бульбочки"

1. Продолжать знакомить детей со свойства
ми воды и воздуха
2. Развивать чувство любопытства.
3. Воспитывать аккуратность

Таз с водой, резиновые игрушки. резиновая груша

В тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха

"Игры с тенью"

1. Продолжать знакомить детей со свойствами света и тени
2. Развивать творческое воображение.
3. Воспитывать наблюдательность

Лампа белая скатерть или экран

Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с отражением своих рук, движений пальцев

"Цветная водичка»

1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность).
2. Закрепить названия цветов.
3. Воспитывать эстетический вкус

Вода прозрачные стаканы, гуашь

Воспитатель с детьми рассматривают воду в стакане, кидают в него предметы. Почему их видно? Потому что вода прозрачная. Далее педагог с детьми с помощью гуаши делают цветную воду

 

«Снежки»

1. Познакомить детей со свойствами бумаги.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Способствовать становлению дружеских
взаимоотношений

Бумага

Дети комкают бумагу, делают «снежки - и бросаются ими

«Делаем фигурки»

1. Познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к деятельности

Снег, разные формочки

Дети экспериментируют с разными формовками. пытаются сделать фигуры из мокрого и рассыпчатого снега

«Куда дует ветер»

1. Познакомить детей с определением на
правления ветра
2. Развивать интерес к явлениям природы
3. Воспитывать внимательность

Ветродуи (ленточка намотанная на палку)

Воспитатель выносит на прогулку ветродуи, и дети наблюдают, в какую сторону они крутятся в каком направлении

«Украсим елочку сосульками»

1. Познакомить детей с превращением воды
в лед.
2. Развивать сенсорное восприятие.
.3. Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника

Вода, гуашь, формочки, нитки

В группе воспитатель с детьми окрашивает воду, напитую в формочки, кладет нитку Формочки выносят на улицу, где они застывают Ледяными фигурками украшают елку на участке

 

«Цветной снег»

1. Продолжать знакомить детей со свойства
ми воды и снега (окрашивание).
2. Закрепить названия цветов.
3. Развивать творческую активность

Резиновые груши, окрашенная вода

Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры

«Тает снежок»

1. Познакомить детей с превращением сне
га в воду.
2. Развивать чувство любопытства.
3. Воспитывать желание выполнять трудовое
поручение

Ведерки, лопатки

На участке дети собирают снег в ведерки, несколько ведерок заносят в группу. К концу дня смотрят, что произошло со снегом

 

«Следы на снегу»

1. Продолжать знакомить детей со свойства
ми снега (плотность).
2. Развивать любопытство

Игрушки

Дети экспериментируют, отпечатывая следы на утрамбованном и рыхлом снегу. Почему на снежных тропинках не остается отпечатка снега?

«Бумажный вихрь»

1. Продолжать знакомить детей со свойства
ми бумаги (плотность).
2. Воспитывать наблюдательность

Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона

Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их с помощью «ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки какой бумаги летят лучше, почему9

«Для чего нужен нос»

1. Знакомить детей с особенностями свое
го организма.
2. Развивать любопытство.
3. Воспитывать культурно-гигиенические на
выки

Фрукты, различные духи и другие предметы с ярко выраженным запахом

Воспитатель предлагает детям понюхать разные предметы, а потом попробовать сделать то же самое зажав нос

«Где живет ветер?»

1. Продолжать знакомить детей с ветром.
2. Развивать интерес к явлениям неживой
природы.
3. Воспитывать внимательность

Ветродуи

Дети с воспитателем в ветреную погоду наблюдают, с какой скоростью крутятся ветродуи на открытой местности и на закрытой (в беседке, в домике)

 

«Ушки на макушке»

1. Продолжать знакомить детей с особенно
стями своего организма.
2. Развивать интерес к своему организму.
3. Воспитывать культурно-гигиенические на
выки

Погремушки, барабан, ксилофон, аудиозапись с различными звуками (журчит ручей, гремит гром и т д.)

Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, издаваемые при помощи разных предметов, а потом попробовать сделать то же самое закрыв уши

«Теплый камешек»

1. Продолжать с детьми экспериментирова
ние с неживой природой,
2. Развивать сенсорное восприятие

Камешки разного цвета (обязательно — черный)

Воспитатель кладет камни на солнце, дети проверяют, какие камешки нагрелись сильней. Почему черный камень оказался самым теплым?

«Делаем узорные дорожки из песка»

1. Продолжать знакомить детей со свойства
ми песка (сыпучесть).
2. Развивать творческую активность.
3. Воспитывать самостоятельность

Сухой песок, маленькая
лейка, ведерко с дырочкой на дне, кулечки с небольшими отверстиями

Дети из различных предметов тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу, делая узоры

«Ловкие пальчики»

1. Продолжать знакомить детей со свойства
ми воды.
2. Развивать сенсорное восприятие.
3. Воспитывать аккуратность, ловкость

Тазики, вода, поролоновые губки

Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы, затем отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой

   

«Высушим платочек»

1. Продолжать знакомить детей с темпера
турой.
2. Учить сравнивать разные температуры (хо
лодный, теплый, горячий).
3. Развивать любопытство

Мокрые платочки

Воспитатель сообщает, что постирала платочки, и предлагает их высушить на подоконнике, на батарее, в шкафу. Дети сравнивают, где быстрее высохнет платочек, По-
чему?

«Веселые путешественники»

1. Продолжать знакомить детей с различны
ми материалами (резина, дерево, бумага) и
их свойствами
2. Развивать сенсорное восприятие
3. Воспитывать аккуратность

Лодочки, кораблики, прищепки, резиновые игрушки

Дети запускают в лужу, в ручеек разные предметы — лодочки, прищепки и др., наблюдают, какой предмет дольше останется на плаву

«Для чего нужны глаза?»

1. Продолжать знакомить детей с организ
мом.
2. Развивать желание узнать о себе что-то
новое.
3. Воспитывать культурно-гигиенические на
выки

Разнообразные предметы, различные по форме, цвету, величине

Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое закрыв глаза

  

«Солнечные зайчики»

1. Продолжать знакомить детей с явлениями
неживой природы
2. Развивать интерес к явлениям природы

Зеркала

Воспитатель показывает детям, как с помощью зеркала можно поймать лучик солнца — «солнечного зайчика»

«Сила ветра»

1. Продолжать знакомить детей с ветром и
со свойствами предметов (тяжелый, легкий).
2. Развивать сенсорное восприятие

Стол. Предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик

В ветреную погоду на столе в ряд выкладываются предметы разного веса. Какой предмет ветер сдует, а какой нет? Почему?

«Руки-помощники»

1. Продолжать знакомить детей с человече
ским организмом.
2. Развивать любопытство.
3. Воспитывать самостоятельность

Тарелка, ложка, карандаш, расческа

Дети по заданию выполняют действия с предметами, а затем пытаются проделать то же самое без помощи рук

 1. Дошкольная педагогика №4(69)/апрель/2011

 3.http://doshkolniki.org/ekologiya/82-osobennosti-eksperimentirovaniya-v-raznyx-vozrastnyx-gruppax.html 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Консультация для педагогов)

одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных ...

Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».

  Одним из видов игр,  которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошколь...

Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей

 Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деят...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению

Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных т...

"Значение здоровьесберегающих технологий в формировании духовно-нравственной личности дошкольника"

Проблема формирования духовно-нравственного самосознания у подрастающего поколения в настоящее время чрезвычайно актуаль...

Роль валеологии в воспитании дошкольника

Роль валеологии в воспитании дошкольника...

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.     Всё чаще в по...

Использование здоровьесберегающих технологий вмузыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Здоровье детей для каждого из родителей остаётся одним из главных показателей развития ребёнка. В повседневной жизни дет...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей младшего возраста с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий

Материал будет полезен воспитателям детского сада и родителям.  Познавательно- речевая деятельность с использование...