Образовательно-воспитательный проект "Новый год - у ворот"
методическая разработка по теме

Нетребскова Светлана Викторовна

краткосрочный образовательно-воспитательный проект.

его цели:

Расширить представления детей об окружающем мире.

Систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе в зимний период.

Закреплять знания об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране, других странах.

Прививать любовь к природе родного края.

Учить бережно и чутко относиться к животным, птицам.

Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Укреплять здоровье детей.

Цикл занятий:

1.«Какая бывает зима?»

2.«Зимний календарь»

3.«Где живет Дед Мороз?»

4.«Похождения братьев Морозов»

5.«Снеговик – почтовик»

6. «В гостях у Снегурочки» – творческая мастерская- работа с узким специалистом

Целевые прогулки и экскурсии:

1. «В гости к елочке» – прогулка в лес.

2. «Еловыми тропами» – экологический лабиринт на территории городского парка.

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

Раскраски на новогоднюю тему.                                                                                      

Дидактические игры «Собери елку» (пазлы), «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку».                                                                                                                

Чтение и заучивание стихов о елке.                                                                                      

Использование художественной литературы (чтение рассказов о елке, беседа по тексту),- К.Чуковский «Елка».

Работа со старшими детьми:

1. Сопровождение малышей  во время экскурсии в городской  парк.

2. Изготовление снежных построек на участке.                                                                                                                                                             

3. Подготовка костюмов к новогоднему празднику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_god_u_vorot_proekt.docx169.45 КБ

Предварительный просмотр:

Новый год у ворот!


Образовательно-воспитательный проект

ВОСПИТАТЕЛЬ: Нетребскова С.В.

Государственное учреждение Ростовской области                                                     «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Константиновского района»

Цели:

Расширить представления детей об окружающем мире.

Систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе в зимний период.

Закреплять знания об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране, других странах.

Прививать любовь к природе родного края.

Учить бережно и чутко относиться к животным, птицам.

Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Укреплять здоровье детей.

Цикл занятий:

1.«Какая бывает зима?»

2.«Зимний календарь»

3.«Где живет Дед Мороз?»

4.«Похождения братьев Морозов»

5.«Снеговик – почтовик»

6. «В гостях у Снегурочки» – творческая мастерская- работа с узким специалистом

Целевые прогулки и экскурсии:

1. «В гости к елочке» – прогулка в лес.

2. «Еловыми тропами» – экологический лабиринт на территории городского парка.

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

Раскраски на новогоднюю тему.                                                                                      

Дидактические игры «Собери елку» (пазлы), «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку».                                                                                                                

Чтение и заучивание стихов о елке.                                                                                      

Использование художественной литературы (чтение рассказов о елке, беседа по тексту),- К.Чуковский «Елка».

Работа со старшими детьми:

1. Сопровождение малышей  во время экскурсии в городской  парк.

2. Изготовление снежных построек на участке.                                                                                                                                                            

3. Подготовка костюмов к новогоднему празднику.

Занятие I   «Какая бывает зима?»

Цели:

Закрепить знания о животных, их среде обитания, образе жизни

Развивать диалогическую речь

Поддерживать интерес к русским народным сказкам, стихам

Учить использовать в речи образные слова и выражения

Развивать воображение, фантазию

Вызвать желание проявить заботу о зимующих птицах

Материал:

Коврик, игрушки: Олень, Медведь, Мальчик, Птичка, Слон.

Иллюстрации с изображением зимних забав.                                                                                                              

Альбомный лист, акварель, кисти.

Ход занятия

Приветствие

Здравствуй, небо,

Здравствуй, солнце,

Здравствуй, земля,

Здравствуй, планета наша – Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

Речевая разминка : Стихотворение «Снегопад» (И. Лопухина)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…СНЕГ.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые …СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью …СНЕГОВОЮ.

На проселки, на лужок

Все снижается …СНЕЖОК.

Вопросы:

– О каком времени года говорится в стихотворении?

– Почему вы так думаете?

– А что такое зима?

Инсценирование сказки, «Какая бывает зима?»

– Какая бывает зима? (лютая, вьюжная, холодная, снежная и т.д.)

– А вот как на этот вопрос отвечают Мальчик, Птичка, слон, Олень и Медведь.

(Педагог на коврик поочередно выставляет героев сказки).

– Спросили однажды у Слона:

Какая бывает зима?

– А что это такое? – удивился Слон.

– Дети, почему Слон ответил так?

– Правильно, это южное животное, там, где обитает Слон, не бывает зимы.

– Тогда спросили у Северного Оленя:

– Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?

– Зима бывает очень долгая,– сказал Олень. – Она у меня на Родине длится целый год. А когда год кончается, то зима начинается снова.

– Почему же для Оленя зима длится целый год?

Затем спросили у Красногрудого Снегиря:

– А по-твоему, какая бывает зима?

– Зима бывает трудная, – пропищал в ответ Снегирь.– Хорошо, если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А, если забудут, то где их найдешь?

– Подумайте, дети, какую помощь мы можем оказать птичкам зимой?

Спросили тогда у Медведя:

– А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?

– А чего про нее говорить-то, – пробурчал Медведь.– Ведь зима бывает короткая – тянется всего одну ночь! Заснешь в берлоге зимой, а проснешься, уже – весна.

– Почему Медведь не замечает зиму?

– Да, он впадает в спячку в своей берлоге и спит всю зиму.

Еще спросили у Мальчишки:

– Ну-ка, скажи ты, какая бывает зима?

– Зима бывает веселая! – крикнул мальчишка. – Зимой …

– Почему Мальчик так сказал – веселая?

– Что он хотел сказать дальше?

– Послушайте, дети, как ответил Мальчик: – Зимой все катаются на санках, на коньках, лыжах! А еще играют в снежки! Вот какая бывает зима!

– Ваши ответы совпали с ответами Мальчика. Но не только дети, а и взрослые любят это время года за зимние радости.

Физкультминутка

Зайцы скачут скок-скок-скок!                                                                                                                                                                        Да на беленький снежок                                                                                                                                                   Приседают, слушают,                                                                                                                                                                                     Не идет ли волк.                                                                                                                                                                                                    Раз — согнуться, разогнуться,                                                                                                                                                   Два - нагнуться, потянуться,                                                                                                                                                        Три - в ладоши три хлопка,                                                                                                                                                      Головою три кивка. (Выполняются соответствующие движения.)

 Рисование «Мы гуляем на участке»  

Воспитатель предлагает нарисовать фигурки детей, которые играют на участке зимой. Напоминает, что надо передать зимнюю одежду, показать фи гурки в движении (играют в снежки, катаются на лыжах). Предлагает кому-либо из детей выйти и показать, например, позу лыжника или поднять руку и т. д. Дети рисуют, затем  оформляют выставку работ.

Занятие II. «Зимний календарь»

Цели:

Продолжать учить детей по существенным признакам и предметам определять времена года.

Закреплять названия зимних месяцев, учить называть приметы и признаки зимы.

Познакомить с понятием календарь.

Развивать ассоциативное мышление.

Обогащать активный словарь.

Развивать координацию движений

Создать детям радостное настроение.

Материал: дидактический материал «Круглый год», мяч, ленты, символы по временам года, коврик, разные календари, микрофон.

Ход занятия

1. Приветствие

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Упражнение «Времена года»

(На коврике по углам расположены символы, определяющие времена года. Их соединяют дорожки из ленточек. Дети прокатывают мяч по дорожке, сопровождая действие двустишиями).

За зимой идет весна,

Снова будет не до сна.

За весною будет лето –

Не забудем мы про это.

А потом приходит осень,

Хоть ее мы и не просим.

А за осенью – зима,

Заморозит все сама!

3. Дидактическая игра «Круглый год»

(По принципу складывания пазлов  выстраивается  круг, состоящий из 12 частей. На каждой из них написано название месяца).

4. Знакомство с календарем

Дать понятие, что такое календарь. Установить взаимосвязь, что в календаре указаны все месяцы, которые только что объединяли в круг. Двенадцать месяцев – это год. Выделить зимние месяцы, назвать их. Обратить внимание, что каждый новый год начинается с января.

5. Физминутка                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Зайке холодно сидеть,                                                                                                                                                  Нужно лапочки согреть.                                                                                                                                                  Лапки вверх, лапки вниз,                                                                                                                                               На носочках подтянись,                                                                                                                                                  Лапки ставим на бочок,                                                                                                                                                   На носочках скок-скок-скок.                                                                                                                                  А затем вприсядку,                                                                                                                                                                 Чтоб не мерзли лапки.                                                                                                                                                Прыгать заинька горазд,                                                                                                                                                   Он подпрыгнул 10 раз.

6. Чтение  стихотворения «Что такое Новый год?».                                                                 (Е.Михайлова)
Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.

7. Интервьюирование детей на тему «Что такое Новый год?».

8. Практическое задание:  Совместное изготовление зимнего календаря с  детьми.

                                                                             

Занятие III. «Где живет Дед Мороз?»

Цели:

Познакомить детей с историей празднования Нового года в России. Дать сведения, где живет Дед Мороз.

Обогащать лексику словами – антонимами.

Активизировать память, воображение.

Воспитывать интерес, любознательность.

Предварительная работа: с мамой и папой составить рассказ «Как мы встречаем Новый год дома», с детьми младшего дошкольного возраста нарисовать рисунок.

Материал: колокольчик, игрушка Дед Мороз, иллюстрации из журнала «Великий Устюг – родина Деда Мороза».

Ход занятия

  1. Приветствие с использованием колокольчика

Дети передают друг другу колокольчик, произнося при этом такие слова:

– Здравствуй, Оля. Дин-дан-дон.

– Здравствуй, Анечка. Дин-дан-дон. И так далее.

2. Загадка про Деда Мороза

У избы побывал –

Все окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил.

3. Рассказ педагога о том, где живет наш Дед Мороз

Российский Дед Мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. С помощью иллюстраций показать красоту природы России, старинного города на реке Сухоне. Познакомить с обычаями русского народа в праздновании Нового года. Обратить внимание на национальные костюмы Деда Мороза и Снегурочки, на то, что разъезжает Дед Мороз на санях, запряженных лошадьми, на угощенья, стихи и песни, где прославляется Дед Мороз; на заклички. Вспомнить, как обычно зовут Деда Мороза на Новогодних праздниках.

4. Физминутка

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

5. Игры с игрушкой Дедом Морозом

«Делай, как я» (разминка).

«Вспомните и назовите сказки, где встречается Дед Мороз». (Мороз хвалит детей, кто больше назовет сказок).

«Назови наоборот» (Дед Мороз называет первое слово, а дети подбирают антоним:

Добрый – злой

Старый – молодой

Сладкий – кислый

Слабый – сильный

Храбрый – трусливый и так далее.

6. Подвижная игра «Два Мороза»

7.Младшие дети раскрашивают  образ Деда Мороза.

Занятие IV. «Похождения братьев Морозов»

Цели:

Учить соотносить описание природы в стихах и прозе с определенным временем года

Закрепить названия зимних месяцев

Учить делать выводы, умозаключения во время обсуждения пословиц или поговорок, отгадывания загадок

Развивать творческое воображение

Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества

Материал: счетные палочки, карточки для записывания ответов на загадки, иллюстрации с изображением братьев Морозов.

Ход занятия

1. Приветствие

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я:

«Здравствуй, Родина моя!»

2. Рассказ педагога о природе на тему «Похождение братьев Морозов»

3. Задания для детей

– Вспомните пословицы и поговорки, которые встречаются в сказке.

«Береги нос в большой мороз».

«Снега надует – хлеба прибудет».

«Ученье без уменья не польза, а беда».

– Объясните смысл поговорки.

– Отгадайте загадки (карточки заранее подготовлены)

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать ничего не хочу. (Метель)                    

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)                        

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лед)                

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины. (Зима)                        

4. Физминутка. «Игра в снежки»

Из мокрого снежного белого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всем во дворе,

А  Жучка все лает: «Чужой во дворе».

4. Задание детям. «Собери снежинку» (из палочек):

– по образцу

– по замыслу.

Занятие V     «Снеговик – почтовик»

Цели:

Развивать фонематический и речевой слух

Формировать пространственные представления

Развивать память, внимание, мыслительные операции

Совершенствовать речь детей, учить поддерживать беседу, понимать вопрос. Отвечать обдуманно, связно, используя в речи многосложные ответы

Воспитывать умение и терпение внимательно слушать друг друга

Материал:  фланелеграф или индивидуальный коврик; геометрические фигуры для составления снеговика, домика, елочки; конверт.

Ход занятия

1. Приветствие  «Собрались все дети в круг…»

2. «Слоговой аукцион» (к данному слогу добавить другой)

Ко-…(ни)

Ко-…(т)

Ко-…(вер)

Ка-…(ша)

Ка-…(мень)

Как-…(тус)

3. Составление снеговика из геометрических форм, елочки, домика

– Что слева? Справа? Посередине?

– Что находится между домиком и елочкой?

– А теперь?

– Что справа от елочки?

– Сделайте так, чтобы Снеговик находился рядом с домиком. 

4. Физминутка «Снеговик»:

– Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей, –

Веселит он малышей.

5. Беседа с детьми на тему «Как люди в Новый год поздравляют друг друга» (дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма и т.д.)

– Человек, какой профессии помогает людям получать письма, открытки, телеграммы от родных, близких людей, друзей? (Почтальон)

– Вспомните, кто в новогодней сказке был почтальоном, который с большими приключениями, но доставил письмо Деду Морозу от ребят? (Снеговик)

– Как называется эта сказка? (Снеговик-Почтовик)

– Может быть, и вы хотите о чем-то попросить Деда Мороза к Новому году?

– Тогда давайте нашего Снеговичка превратим в Почтовичка. (Прикрепить к Снеговичку почтовую сумочку)

6. Составление письма с пожеланиями от детей для Деда Мороза. (Написать письмо, заклеить конверт, написать адрес).

7. А вот какие приключения ждали Снеговика в детском саду, мы сейчас увидим. (Просмотр фрагмента сказки в видеозаписи «Снеговик-почтовик»). 

.  В гости к елочке» – прогулка в лес.

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  1. Почему ель относят к хвойным деревьям?
  2. Что является основным признаком хвойных деревьев?
  3. Сравните деревья, в чем их различия?
  4. Какое дерево искусственное?
  5. Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иго лок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка малень кая, неживая, сделана из искусственного материала (пласт массы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле наряд ной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот празд ник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в 11овый год.

Новогодние деньки, Снег морозный, колкий.                   Загорелись огоньки  На пушистой елке.                                       Шар качнулся расписной, Бусы зазвенели.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега; строительство горки для ка тания кукол на саночках.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

        Подвижные игры           

Эстафета пингвинов

Участники строятся как для встречной эстафеты. Линии старта и финиша отмечаются на расстоянии 14 - 16 м одна от другой. Направляющие колонн первой группы занимают между ногами (выше коленей) волейбольный или набивной мяч. По сигналу направляющие начинают продвигаться вперед и, достигнув противоположной линии старта, передают мячи направляющим встречных колонн. Так действуют все игроки. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Снайперы

На торцевой стене дома или сарая заранее нужно изобразить "мишени", например пасти хищников, физиономии Бармалея или Кощея.
Предварительно разделившись на команды, участники сражаются со своими чудищами, стараясь сплошь залепить их снежками. Тем, кто стрелял особенно метко, предоставляется право снежками «нарисовать» на фанерном щите "автопортрет". Для этого на щитах уже нарисованы круги диаметром около метра. Осталось расставить по местам глаза, рот, нос, уши. Когда начнется соревнование, нос обязательно окажется сбоку, а рот ниже подбородка. Всем будет весело.
 

Творческая мастерская «В гостях у Снегурочки»

Цель:

Закрепить умение подбирать эпитеты к образцу сказочного положительного героя (Снегурочка)

Учить детей создавать и дарить радость другим

Развивать самостоятельность, творчество, воображение, сотрудничество между детьми

Закреплять навыки и умения в работе с бумагой, ножницами, клеем

Воспитывать аккуратность и эстетический вкус

Ход занятия

1. Беседа «Для чего люди дарят друг другу подарки?»

2. Рассматривание подарков, поделок в книгах и журналах, которые можно сделать своими руками.

3. Изготовление новогодних игрушек для украшения городской елки. 

4. Изготовление силуэтной елочки с пожеланиями на Новый год. 

          Результат проекта:

- отлично проведенный праздник.                                                     - активизация самостоятельной познавательной    деятельности детей;                                                                            -  освоение детьми окружающей действительности;

- развитие творческих способностей детей;

- развитие  воображения, внимания, памяти, речи.      - фотовыставка «Фоторепортаж от елочки».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ "

Игра - это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому дошкольнику приблизится к миру взрослых ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»

Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение занкомство ребенка с историей г. Кировска и воспитание патриотических чувств.Проект рассчитан на работ...

Качество- как интегральная характеристика образовательно- воспитательного процесса

Презентация  для педагогического совета в детском саду....

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в доу, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.   Технология-это инструмент профессиональной деятельности педагога. Технология...

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном планировании образовательно-воспитательной работы.

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном пл...

Обеспечение высокого качества организации образовательного (воспитательного) процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Использование инновационных (проектных, исследовательских и др.) педагогических технологий в образовательном процессе:- на уровне методических приемов или отдельных компонентов системы;- на уровне цел...