Статья "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ "
статья по теме

Игра - это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому дошкольнику приблизится к миру взрослых в некоторой степени подготовленным, овладевая познавательной, трудовой, спортивной и др. деятельностями, в-третьих, игра самый демократичный вид деятельности, в которой равенство гарантируется ролевым распределением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Яковлюк С.М.

к.п.н,доцент кафедры педагогики ГАОУ ВПО

 «Московский государственный социально-гуманитанрный институт»

Парфенова Е.В.

педагог-логопед высшей категории МБОУ ДОУ «Ладушки»

В последнее десятилетие в результате изменения традиционных представлений о развитии и его соотношении с воспитанием особое внимание уделяется становлению ребенка как субъекта различных видов и форм деятельности. Согласно  концепции Л.С. Выготского, лишь в полноценной деятельности детей достигается развитие их самостоятельности и самоактуализации. Игра представляет собой имитацию реальной деятельности, в которой воспитаннику необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответствующее тем или иным обстоятельствам. В игровом процессе вырабатывается умение мыслить продуктивно и конструктивно, развиваются навыки владения собой. Поэтому формирование уникальной, целостной личности ребенка, способной к максимальной реализации своего потенциала и умеющей в создавшихся жизненных условиях сделать правильный выбор является важнейшей задачей в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим, проблема использования игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении становится на сегодняшний день одна из актуальных проблем современного образования.

Рассматривая игру как учебную-воспитательную деятельность, необходимо учитывать, что она имеет глубокие исторические корни.

В русском языке понятие «игра» встречается еще в Лаврентьевской летописи, где говориться о лесных славянских племенах. Многие исследователи связывают ее происхождение с религиозной культурой, сохранившейся в духовной жизни людей и возникшей из языческих религиозных обрядов (П.Лавров, М.Бахтин. А.Мазаев и др.).

В Большом энциклопедическом словаре понятие игры изложено следующим образом: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Таким образом, игра как отраженная модель поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем включает в себя различные сценарии жизни, в которых заложены основы саморазвития и самовыражения.

Выделяют следующие функции игры:

  1. социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка);
  2. межнациональная коммуникация (игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни);
  3. самореализация ребенка в игре (игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостаточность опыта);
  4. коммуникативная (любое игровое общество  - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное качество коммуникативных связей);
  5. диагностическая (игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека);
  6. игротерапевтическая (игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении);
  7. коррекционная (игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные);
  8. развлекательная (игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально).[1, с. 62-75]

Таким образом, игра - это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому дошкольнику приблизится к миру взрослых в некоторой степени подготовленным, овладевая познавательной, трудовой, спортивной и др. деятельностями, в-третьих, игра самый демократичный вид деятельности, в которой равенство гарантируется ролевым распределением.

Исследователи выделяют четыре формы реализации игры в процессе образовательной деятельности, причем каждая из форм включает подвиды. Так, по форме реализации деятельности различают: предметно-манипулятивные игры, игры-наблюдения, интеллектуальные; по пространственно-временной ориентации – исторические, тактические, прогностические; по потребностно-волевым переживаниям - игры-трагедии, спокойные, игры-комедии; по содержательной направленности – деловые, ролевые игры, игры-самораскрытия; по уровню освоения деятельности – дидактические, игры-упражнения, творческие.

В условиях образовательно-воспитательного процесса играприводит  к ряду методических выводов: в любой игре присутствуют правила игры, в каждом определенном правиле заключается цель, а так же элементы импровизации при выборе оптимального варианта действий в  жестких условиях.

Поэтому при подготовке любого типа игры необходимо учитывать ряд обязательных требований:

- предъявлены четкие инструкции над конкретным видом работы;

- определены критерии оценки всех видов работ;

- созданы команды участников игры;

- продуманы призы и награждения для победителей.

Немаловажную функцию в ходе организации игровой деятельности выполняет педагог-логопед. В период проведения игры учителю-логопеду необходимо в совершенстве владеть следующими коммуникативными операциями:

- умением задавать неожиданные вопросы и делать вид, что эти вопросы звучат случайно;

- подготовить предположительные ответы на случайные вопросы;

- умением читать истинный смысл поведения детей по «лишним» движениям и жестам;

- умением «считывать» цели и мотивы поведения.

Таким образом, рассмотрев кратко игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошколького образовательного учреждения, можно сформулировать следующее:

  1. результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих;
  2. в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка;
  3. игра позволяет приобрести внутреннюю свободу;
  4. соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях.

Литература

1. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар. Игровая технология в образовательном - воспитательном процессе ДОУ.

В последнее десятилетие в результате изменений традиционных представлений о развитии и его соотношении с воспитанием особое внимание уделяется становлению ребёнка как субъекта различных видов и форм д...

Опыт работы"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ"

Описание работы по "Использованию здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ"...

Методическая разработка: "Использование здоровьеберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОО как условие реализации требований ФГОС"

Сегодня в дошкольных образовательных организациях уделяется  большое внимание здоровьсберегающим технологиям, которые направлены на решение главной задачи дошкольного образования-сохранять,...

Мастер -класс "Занятие - игра одна из форм использования игровых технологий в образовательно - воспитательном процессе"

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, не тороплива,И ты готова внимать ее поток и восклицать: "О, как же ты красива!"Е.Щукина....

Использование здоровье сберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОО,как условие реализации требований.

  Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.            ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного (воспитательного) процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Использование инновационных (проектных, исследовательских и др.) педагогических технологий в образовательном процессе:- на уровне методических приемов или отдельных компонентов системы;- на уровне цел...

Педагогические технологии в образовательно-воспитательном процессе ДОУ

ПрименениПедагогические технологии в образовательнПедагогические технологии в образовательно-воспитательном процессе  ДОУо-воспитательном процессе  ДОУепедагогических технологий в образовате...


 

Комментарии

Денисова Ирина Владимировна

Работая с детьми, имеющими нарушения в развитии, обнаружила, что именно в игре такие ребята лучше усваивают учебный материал, объяснения вне игрового контекста не заинтересовывают, игнорируются. Совсем недавно нашла в литературе объяснение этому явлению."Поскольку при тяжёлых нарушениях развития мозг изначально формируется в дефицитарных условиях, практически у всех таких детей страдают функции, связанные с левым полушарием, т.е. речь, произвольная регуляция деятельности. Во многих случаях эти нарушения носят вторичный характер по отношению к недостаточности функционирования стволово-подкорковых структур и правого полушария мозга (А.В. Семенович). Таким образом, коррекционная работа начинается с воздействия именно на эти зоны мозга. В отличие от традиционных дефектологических подходов, использующих произвольное выполнение ребёнком заданий, работа с детьми, имеющими тяжёлые нарушения развития, предполагает акцент на непроизвольные виды деятельности - игру, движение и т.п." (А.А. Цыганок, А.В. Виноградова, И.С. Константинова. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. в кн. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. М., 2008)

Спасибо,за комментарий Ирина Владимировна.

Фалеева Марина Геннадьевна

У меня в группе все детки с ОНР. Играем в игре и в учении. Иначе тяжело сдвинуться с места.

Согласна с вами Марина Геннадьевна.

Сараева Надежда Михайловна

В статье перечислены теоретические позиции, но нет никаких конкретных примеров из работы авторов. Вы хотели, чтобы мы восстановили в памяти, что учили в вузах? Судя по представленной библиографии, работа содержит простой пересказ статьи. Я не очень поняла назначение этой работы. Прошу извинить, если огорчила Вас своим комментарием. С уважением Сараева Надежда Михайловна.