Многофункциональные панно в работе с дошкольниками с ЗПР
методическая разработка (старшая группа) на тему

 Татьяна Анатольевна Лемешева

 

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  ПАННО В РАБОТЕ С ДЕТМИ С  ЗПР

 

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Но если речь идет о детях с особыми образовательными потребностями, то традиционных методов и приемов здесь  будет недостаточно. Что такое ЗПР? Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Звучит не слишком приятно, правда? К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Основные трудности, которые испытывают дети, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Детям с задержкой психического развития требуется неоднократное повторение, длительное закрепление приобретенных, во время занятий познавательного цикла, знаний, умений и навыков. Помимо этого, основной целью предшкольной подготовки детей с ЗПР, является  формирование умения пользоваться полученными знаниями и умениями, применять их в конкретных ситуациях. Кроме того, педагогам, работающим с детьми с ЗПР, известно, что самые прочные знания, умения и навыки формируются в процессе такой деятельности, которая активизирует как можно больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и др.). В связи  с тем, что дети с ЗПР требуют к себе особого индивидуального подхода,   в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет используются развивающие пособия – многофункциональные панно.  Многофункциональные панно используются в работе с дошкольниками, как  на занятиях познавательного цикла, так и   для совместного или самостоятельного закрепления полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности. Многофункциональные панно позволяют активизировать все психические процессы ребенка: внимание, мышление, восприятие, память и т.д. Что позволяет осуществлять коррекцию нарушений интеллектуальной сферы. В  самостоятельной свободной деятельности  работа с многофункциональными панно позволяет ребенку  самостоятельно или под косвенным руководством педагога закрепить  полученные  знания умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фото панно200 КБ

Предварительный просмотр:

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  ПАННО В РАБОТЕ С ДЕТМИ С  ЗПР

Детям с задержкой психического развития требуется неоднократное повторение, длительное закрепление приобретенных, во время занятий познавательного цикла, знаний, умений и навыков. Помимо этого, основной целью предшкольной подготовки детей с ЗПР, является  формирование умения пользоваться полученными знаниями и умениями, применять их в конкретных ситуациях. Кроме того, педагогам, работающим с детьми с ЗПР, известно, что самые прочные знания, умения и навыки формируются в процессе такой деятельности, которая активизирует как можно больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и др.). В связи  с тем, что дети с ЗПР требуют к себе особого индивидуального подхода,   в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет используются развивающие пособия – многофункциональные панно.  Многофункциональные панно используются в работе с дошкольниками, как  на занятиях познавательного цикла, так и   для совместного или самостоятельного закрепления полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности. Многофункциональные панно позволяют активизировать все психические процессы ребенка: внимание, мышление, восприятие, память и т.д. Что позволяет осуществлять коррекцию нарушений интеллектуальной сферы. В  самостоятельной свободной деятельности  работа с многофункциональными панно позволяет ребенку  самостоятельно или под косвенным руководством педагога закрепить  полученные  знания умения и навыки. Многофункциональные панно могут использоваться педагогом  на занятиях  по любому разделу обучения и воспитания. Основная цель использования – развитие высших психических функций, установление элементарных связей, закономерностей. Особенностью использования  многофункциональных панно является то, что такая работа позволяет формировать  планирующую функцию речи. С помощью многофункционального панно ребенок самостоятельно может спланировать предстоящую работу, а по окончании своей деятельности  ребенок представляет подробный устный отчет о проделанной  работе. Формы работы с интерактивным панно могут быть разнообразными. На начальных этапах работы с панно происходит  накопление и систематизация  знаний по различным  разделам программы на занятиях. Далее педагог в совместной (обучающей) деятельности с  ребенком при работе с панно закрепляет знания и формирует навыки использования полученных знаний в  каждой конкретной ситуации. На более продвинутых этапах работы с интерактивным панно у ребенка формируется умение  самостоятельно оперировать с панно. На этом этапе ребенок может не только отчитаться о проделанной работе, но и проанализировать как свою деятельность, так и деятельность своего товарища.  

Одним из примеров многофункционального  панно можно рассмотреть двустороннее  панно «Занимательные фигуры» (автор Петрова Т. А). Это панно используется как на фронтальных, так и на индивидуальных коррекционо - развивающих  занятиях, а также в свободной от занятий деятельности. Данное панно позволяет формировать и  закреплять знания, умения и навыки по самым сложным разделам программы «Развитие элементарных математических представлений»: графический образ цифр, состав числа из двух меньших, количество и счет, геометрические фигуры, величина и другие.

Еще один пример многофункционального интерактивного панно «Будь внимателен!» позволяет формировать не только высшие психические функции такие как, зрительное восприятие, внимание, мышление, но и помогает в закреплении полученных знаний. Если мы работаем по развитию ВПФ, то вместо цифр используем предметные картинки (например: «Найди пару», «Что сначала, что потом?» (серия из двух картинок). Также это панно используется как вариант слоговых таблиц при обучении детей чтению (вместо цифр в окошечки вставляются изученные буквы). На фото представлен вариант работы с цифрами (соотнесение графического образа цифры и количества)

Многофункциональное  панно «Грамотейка» используется на занятиях по развитию фонематического восприятия (старшая группа для детей с ЗПР) и на занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.  А в самостоятельной деятельности дети  закрепляют звукобуквенные связи, сравнивают  звуки по акустико-артикуляционным признакам, учатся давать характеристику звуков, подбирать слова на заданный звук, составлять предложения с заданными словами и т.д.

Таким образом,  использование  многофункциональных панно в работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития обеспечивает более прочное усвоение знаний по всем разделам программы обучения и воспитания в детском саду, формирует устойчивые навыки и умения. А самое главное позволяет научить ребенка использовать полученные знания, самостоятельно устанавливать взаимосвязи и закономерности,  находить нужные и верные пути решения поставленной задачи и т.д. Все эти качества и умения необходимы ребенку для дальнейшего успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие для младших дошкольников "Сенсорное панно"

представлены игры и упражнения для работы с детьми младшего дошкольного возраста...

Многофункциональное панно «Научный городок»

laquo;Научный городок» - так мы назвали наше панно. И это не случайно, ведь с его помощью мы обеспечиваем развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охва...

Многофункциональное панно "Времена года"

Многофункциональное панно «Времена года» Цель: формирование представлений о временах года, развитие элементарных математических представлений, совершенствование познавательной деятель...

Развивающее многофункциональное панно для детей дошкольного возраста

Мастер - класс для воспитателей. Многофункциональное панно предназначено для занятий с детьми в возрасте от 2 до 5 лет. Панно развивает творческие способности детей дошкольного возраста посредст...

Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...

Использование многофункционального дидактического пособия «Развивающее панно» в работе, направленной на преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Создать условия для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста путем использования на логопедических занятиях многофункционального дидактического пособия &laq...

Многофункциональное панно в работе с детьми дошкольного возраста.

Данное пособие будет полезно для детей  дошкольного возраста ,педагогов и родителей. Пособие можно использовать, как на занятиях, так и в игровой деятельности детей.Цель: Всестороннее развитие ре...