Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей
материал по теме

Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nach_vosp_kons.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для начинающих воспитателей и воспитателей групп раннего возраста.

Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации.

2.09.09                                                                        Милованова М.Г.

Содержание:

  1. Мини-лекция. Особенности взаимодействия с родителями с учётом личностных особенностей.
  2. Разбор педагогических ситуаций
  3. Игры в период адаптации

  1. Мини-лекция. Типы семейного воспитания

«Принятие – отвержение» (равнодушие, отстранённость). Принимающие родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, ребенок рассматривается как самоценность. Такие родители стремятся проводить как можно больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы. На другом полюсе оказываются родители, которые воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его. Зачастую неприятие ребенка сочетается с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме – желании отказаться от ребенка, поместить его в интернат. В практике работы подобное отношение может отмечаться у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем при таком отношении может отмечаться равнодушие к распорядку дня ребенка, полное попустительство.

2. «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует его переживаниям. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он сознательно занимается воспитанием и развитием ребенка, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, в спорных вопросах может принять точку зрения ребенка.

3. «Симбиоз» (гиперопека) – Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» – Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление самоволия его сурово наказывают. Родители пристрастно следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные особенности, мысли, чувства. Такие родители зачастую стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (разнообразные кружки, спортивные секции, иностранные языки), однако при этом не учитываются реальные психофизические возможности ребенка.

5. «Маленький неудачник» – выявляет особенности восприятия и понимания ребенка родителями. В родительском отношении данного типа имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

  1. Разбор педагогических ситуаций с учётом типа семейного воспитания

Проводится в форме диспута, каждый из участников высказывает своё мнение. Обсуждается каждая ситуация и рассматриваются возможные варианты действий

Ситуация 1. «Отстранённый родитель»

Двухлетний Максим постоянно дерётся в группе, отбирает игрушки, кусается. Никого не слушается. Мама говорит, что дома он ведёт себя спокойно. Ваши действия.

Ситуация 2  Авторитарный родитель

Мама Ариши хочет сразу же оставить девочку на весь день, мотивируя это тем, что ей срочно надо выходить на работу. Ваших доводов не слышит. Ваши действия.

Ситуация 3. «Сверхопекающий родитель»

Ире 1,6. У девочки преобладает ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние. Игрушки практически не интересуют ее. Когда вы ласково разговариваете с ней, гладите ее по головке, она крепко прижимается к вам и долго не отходит. Ваши попытки высвободиться, отвлечь внимание девочки вызывают бурный протест, плач. Мама очень тревожится и не знает что ей делать. Ваши действия.

  1. Игры в период адаптации

Игры с игрушками би-ба-бо

Например:

  1. «Здравствуй, я котик!»
    Воспитатель приносит в группу корзинку: «Здравствуйте, ребята! У меня для вас сюрприз. Он находиться у меня в корзинке». Воспитатель надевает на руку куклу-котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с ним. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я – котеночек, а тебя как зовут?» (если ребенок стесняется или плохо говорит, то ему помогает воспитатель).
  2. «Ласковое имя»
    Воспитатель в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька, хороший Мишенька» и т.д.
  3. «Как у нашего кота»
    Воспитатель  обращает внимание детей на котика, читается потешка:
    Как у нашего кота
    Шубка очень хороша,
    Как у котика усы
    Удивительной красы,
    Зубки белые,
    Глаза смелые.
    При повторном прочтении воспитатель  вместе с детьми на каждую строчку выполняет определенные движения: руками показывает ушки над головой, пальчиками изображает под носиком усы, стучит зубками, гладит глазки.
  4. «Кот и мышь»
    Воспитатель говорит: «Ой, кто это у меня в кармане шевелиться?» Достает мышку и предлагает посмотреть и послушать песенку, которая называется «Кот и мышь». Пропевается песенка:
    Кот, кот, коток,
    Не садись на краек,
    Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет!...

Хороводные игры

  1. «Карусели»

Дети встают в круг, берутся за руки, повторяют слова и движения за психологом.

Еле – еле, еле – еле, завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова!

(Дети идут сначала медленно, потом, быстрее, затем – бегут по кругу. Затем переходят на шаг и останавливаются, берутся руками за голову, наклоняют ее вправо – влево.)

  1.  «Розовый куст»

Психолог поет песенку, дети повторяют слова и движения в соответствии с ними.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчивает круг,

Дружно прыгаем мы вдруг!

Прыг!

Игра проводится 2 – 3 раза.

  1. «Мишка с куклой»

 Воспитатель поет песенку, дети повторяют слова и движения по тексту.

Мишка с куклой        

Громко топают,

Громко топают,

Посмотри.

И в ладоши

Звонко хлопают,

Звонко хлопают,

Раз, два, три.

Песенка поется 2 – 3 раза.

Литература

  1. Лаврентьева Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  2. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трёх лет. Спб.,2008.
  3. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». – Москва, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в период адаптации детей.

Статья для родителей,  в целях помочь родителям общаться с детьми и педагогами в период адаптации детей к детскому саду....

Исследовательский проект «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации»

Исследовательский проект на тему "Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации"Проект включает в себя 3 этапа. Также, прилагается анкетирование родителей, приложения с играми ...

Опыт работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий»

Опыт работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий»...

«Взаимодействии педагога с детьми раннего возраста в период адаптации»

Презентация опыта работы от воспитателя детского сада на семинар-практикум "Современные модели взаимодействия педагога с детьми"...

Исследовательский проект: "Взаимодействие с родителями детьми раннего возраста в период адаптации."

«Как помочь ребенку в период адаптации»Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет.Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к в...


 

Комментарии