Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"
статья по теме

Медведько Наталья Викторовна

 

      Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольников является формирование патриотических качеств.  Педагоги знакомят родителей с задачами патриотического воспитания, средствами и условиями его осуществления в д/с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Формы работы с родителями49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ детский сад № 18 комбинированного вида

 администрации городского округа  Орехово-Зуево Московской области

Сообщение  на городском методическом объединении старших воспитателей

 «Формы работы с родителями

по формированию духовной  культуры  дошкольников»

                                                                        Подготовила и выступила:  

                                                              старший воспитатель  

                                                              МДОУ  детский  сад  №  18  

                                                              Медведько Наталья Викторовна

                                   в МДОУ  детский  сад  №  10

           ноябрь 2009  г.

               г. Орехово-Зуево

     Русская народная культура является богатейшим материалом не только  для  знакомств ребенка  с традициями русского народа, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традициях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала - носителя русской культуры.  Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей  дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей  в вопросах духовно-нравственного воспитания

     Поэтому приоритетным направлением коллектива нашего  детского сада является приобщение   детей к истокам русской народной культуры и патриотическое воспитание  через различные виды деятельности.  В  2008  году  наш  детский  сад  включился  в  инновационную  деятельность  по  приобщению  детей  к  истокам русской народной культуры. Опираясь  на  «Программу  воспитания  и  обучения  в  детском  саду»  под  редакцией  М.А.Васильевой и взяв за основу программы О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,  Е.Г.Борониной  «Оберег» педагоги творчески подошли к ее реализации.  Были объединены усилия всех специалистов учреждения: изучена  необходимая  методическая  литература,  проведена работа по самообразованию педагогов, создана  творческая  группа,  в  которой  каждый  сотрудник  работает  в  определенном  направлении  -  воспитатель  Цыганкова  Л.Н.  разработала  план  работы  с  детьми  по  приобщению  детей  к  истокам  народной  культуры, включающий  художественно-творческую деятельность и ознакомление с окружающим,    музыкальный  руководитель  Елаева  Е.В.  и  старший  воспитатель  Медведько  Н.В.  разработали  индивидуальную  программу    инновационной  деятельности  по  комплексному  изучению  фольклора в  детском  саду  «Русский  фольклор»,  прошедшую  рецензирование  в  МГОГИ  в  2007  году и включающую в себя  планирование работы с детьми,  педагог-психолог   Борисова  А.М.  составила  план  работы  по  инновационной  деятельности  с  родителями.

     Прежде чем приступить к работе в  данном направлении, нами была проведена диагностика работы детского сада по  этнокультурному образованию, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результатом  явился низкий уровень духовно-нравственной  культуры  большинства  современных  семей.  Опрос  родителей показал,  что  92  % считают  важным  приобщать  детей  к  национальной  культуре,  но  многие  не  знают,  как  это  сделать.

    Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное  воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в интеграции художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

     Работа в нашем учреждении ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно приобщение детей к народной культуре. Для  реализации  данного  направления  необходимо  создать  развивающую  среду  в  учреждении. Инициатива педагогов была поддержана родителями. Так возникла необходимость создания мини-музея «Комната  русского  быта». Освободив в детском саду небольшое помещение, мы соорудили в нем «русскую печь», постелили самотканые половики,  развесили русские костюмы. Постепенно, из прочитанной литературы, педагоги и родители узнавали, что в русской избе случайных предметов не было, каждому предмету отводилось свое традиционное место. Вместе мы постарались по мере возможности воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (печь, прялка,  наличие предметов прикладного искусства и др.).  В  каждой  группе  созданы  уголки  русского  быта,  где  представлены  макеты  деревенской избы, дидактический  и  наглядный  материал по  теме,  изделия  народных  промыслов.

     Решение  задач по приобщению дошкольников к истокам русской народной  культуры  проходит красной  линией через все  виды  деятельности детей:  

речевое  развитие - сказки, былины,  потешки, песенки,  скороговорки,  поговорки,  пословицы,  шутки, дразнилки,  загадки;

музыкальное  воспитание - народные песни,  заклички,  колыбельные, частушки,  хороводные игры,  игра на народных  инструментах,  кукольные  спектакли,  праздники;

физическое  развитие - народные игры;

изобразительная деятельность – ознакомление с народными промыслами, народными игрушками, костюмами;

ознакомление с художественной  литературой.

Поэтому, педагоги выделили следующие формы работы с детьми:

циклы интегрированных занятий,  игры,  кружковая  работа,  смотры-конкурсы, экскурсии,  праздники,  викторины, тематические вечера, концерты, самостоятельная деятельность..

   

      Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольников является формирование патриотических качеств.  Педагоги знакомят родителей с задачами патриотического воспитания, средствами и условиями его осуществления в д/с.

      Для приобщения родителей к решению вопросов воспитания детей используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, экскурсии, викторины, оказывается консультативная помощь, проводятся совместные выставки, конкурсы, организуются библиотечки для родителей.

     Помимо праздничных развлечений, проводимых в д/с, организуются совместные трудовые дела – субботники по благоустройству д/с и помещений.  2 раза в год проводятся тематические общие родительские собрания «Детский сад и родители: аспекты  взаимодействия», «Воспитание любви к родному краю в д/с и семье». Групповые родительские собрания проводятся 1 раз в квартал. В октябре этого года прошли такие собрания, как «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребёнка», «Будьте здоровы», «Готовимся к школе вместе». Тематика групповых собраний определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы д/с.

      С  1  октября 2009 года  в  МДОУ  открылся  консультативный  пункт  для  родителей  детей,  не  посещающих  д/с, где  родители  могут  получить  ответы  на  интересующие  их  вопросы.

      Мнение родителей о работе д/с и педагогов выясняется путём анкетирования («Приобщение к истокам русской культуры», «Знаете ли вы историю своей страны?», «Игрушки в жизни ребёнка» и т.д.)и опросов, а все пожелания родителей обязательно рассматриваются и учитываются.  По запросам семей в течение года проводятся консультации специалистов д/с  («Сядем рядком да поговорим ладком», «Игра – не забава»…). Темы и сроки консультаций определяются заранее.

     Эффективной  формой  работы  с родителями являются  индивидуальные  беседы  воспитателей  и  других  сотрудников  д/с со взрослыми  членами  семьи.  В  этих  беседах  родители  более  охотно  и откровенно  рассказывают  о  тех  огорчениях  или  проблемах,  которые  порой  могут  быть  в  семье,  о  беспокойстве,  которое  вызывает  поведение  ребёнка,  об  успехах  малыша.

     Важным  звеном  в  индивидуальной  работе  с  родителями  является  посещение  семьи.  Оно  позволяет  нам  познакомиться  с  условиями,  в  которых  живет  ребенок,  с  общей  атмосферой  в  доме.  В  результате  специалисты  д/с  могут  дать  родителям  более  обоснованные  рекомендации,  найти  оптимальные  пути  создания  единой  линии воздействия  на  ребенка  в  д/с и дома.  Положительный  опыт  семейного  воспитания  мы  пропагандируем  в  беседах  с  другими  родителями,  на  собраниях и т.д.  

     На каждую  семью заведён «Паспорт семьи», где отображены основные данные родителей и ребёнка. Собран банк данных семей воспитанников МДОУ. При необходимости мы ставим на учёт неблагополучные и неполные семьи, с которыми ведётся постоянная работа как педагогами группы, так и педагогом-психологом, старшим воспитателем и заведующей МДОУ – посещения на дому, беседы, постоянный контроль состояния детей, их внешнего вида.

      Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Такие мероприятия проводятся один раз в месяц. В этот день дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, народных праздников и традиций, игр и забав. Во вторую половину дня родители присоединяются к детям и участвуют в инсценировании, народных играх, разучивают считалочки, вместе с детьми узнают о народных праздниках,  их значении, правилах проведения, обычаях  («Осенины», «Масленица», «Пасха», «Посиделки», «Праздник  Молока»…)

     Регулярно проводятся совместные экскурсии в воинскую часть № 52877, с которой мы  поддерживаем многолетнюю дружбу, мы часто бываем там, встречаемся с солдатами, беседуем, узнаем, где воины обедают, проживают, чем занимаются. В праздники возлагаем цветы к памятнику воинам, погибшим в годы Вов. Второй год в детском саду проходит Всероссийская акция  «Георгиевская ленточка».  Ее  проводят ребята из местного отделения общественной организации  «Молодая Гвардия».

     Результатом нашей  работы является  организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества: «Жили  три  богатыря»,  «Моя  любимая  сказка»,  «Расписные матрешки», поделки  из  природного  и  бросового  материала  «Моя игрушка»,  «Домик  в  деревне».  

    Особое  место  в  пропаганде  педагогических знаний мы  уделяем организации уголков для родителей, где помещается информация практического характера:  разделы «Чем мы сегодня занимались?»,  «Меню»,  «Доска объявлений»,  «Экран здоровья»,  «Режим  дня».

    Большую пользу в педагогическом просвещении оказывает «Библиотечка родителей», где собрана педагогическая литература.   «Библиотечки» находятся в каждой группе д/с - родители могут взять домой методическую литературу и ознакомиться с полезной информацией.  

   Познакомить родителей с разными вопросами воспитания позволяют папки-передвижки – это тематический материал с иллюстрациями и рекомендациями, папки постоянно обновляются  («Любимые  народные  игры  детей»,  «Родные  сказки»).

       Намечается  участие  детского  сада  во  всероссийском  фестивале  «Мир  игры»,  в  рамках  которого  организуются  акции  «Добрая  игрушка»,  «Литературный  праздник  игрушки»,  «Игрушки  наших  бабушек».  Мы  будем  продолжать  работу  в  данном  направлении,  потому  что  своя  культура  выделяется  человеком  как  особенная,  первая,  с  которой  он,  как  правило,  свыкается,  сживается,  которую  впитывает,  как  принято  говорить,   «с  молоком  матери».  Мы  надеемся,  что  наша  работа  поможет  ребенку  почувствовать  себя  частью  великого  целого – своего  народа,  своей  страны,  научиться  уважать  их,  ценить  прошлое  и  настоящее,  заботиться  и  волноваться  о  будущем,  ведь  только  в  этом  случае  человеческая  цивилизация  сможет  рассчитывать  на  прогрессивное  развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...