Интегрированное занятие с элементами рисования и экологии "Линия в природе - линия в музыке".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шакуева Татьяна Александровна

На занятии разгадываем характер музыкальных произведений, настроение музыкальных линий и даже создаём музыкальные портреты. Находим общие черты в линии природного материала и в музыкальной линии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyat.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                          Интегрированное занятие             апрель 2010 г.

с элементами рисования

и    экологии.

(подготовительная группа)

                                 Тема: « Линия в природе – линия в музыке».

Задачи:

Музыкальные.

Познавательные.

Рисование.

Социально-нравственные.

Закреплять умение визуально и по слуху определять характер фактуры в музыке. Учить проводить аналогию между характером фактуры природного материала и фактуры произведения искусства.

Знакомить детей с цветом, звуком, формой в природе и в мире, созданном человеком.

Рисовать линии по заданной характеристике.

Учить детей работать согласованно.

Учить детей замечать прекрасное в природе.

Предварительная работа:

Прогулки в парке, наблюдения в природе. Слушание и анализирование музыкальных произведений.

Материал:

Запись музыкальных фраз из произведений композиторов классиков: «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «В пещере горного короля» Э. Грига, «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского.

Ветка с колючками, тонкая ветка ивы, сучковатая толстая ветка тутовника.

Принадлежности для рисования.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики. Музыкальный руководитель предлагает поздороваться. Исполняется попевка.

Музыкальный руководитель исполняет музыкальные фразы, дети за ним повторяют. Нисходящая мелодия, построенная на 4-х звуках.

                                                Весна пришла!     2 раза.

                                                Тепло принесла!  2 раза.

                                                Звенит капель!     2 раза.

                                                Поёт апрель!         2 раза.

Музыкальный руководитель :

- Посмотрите, что у меня в руках? ( веточки). Правильно, это веточки. Но сегодня мы не будем говорить о том, какому дереву принадлежат эти веточки. Сегодня мы поговорим о структуре, характеристике веточек. Давайте внимательно на них посмотрим. Чем отличаются они друг от друга?

Дети находят отличия: тонкие - толстые, гладкие - колючие, прямые – сучковатые.

- Веточки – такие же живые существа, как и мы. Они тоже дышат, растут, пьют воду. Поэтому у них, как и у нас есть свои имена. Но я спрятала их в графических изображениях.

Одно имя – Прямулька, второе имя – Острик, третье имя – Крутышка.

Музыкальный руководитель показывает детям три карточки. На одной из них изображена линия из острых углов, на второй – линия с крутыми поворотами, на третьей – прямая линия.

Дети угадывают в линиях зашифрованное имя и сопоставляют его в определённой веточкой. Объясняют, почему именно  это имя носит та или иная веточка.

Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что у наших веточек есть свой голос, который очень похож на свою хозяйку. И, что веточкам очень хочется, чтобы дети, прослушав их голоса, догадались – где чей?

Звучат фрагменты пьес: « Балет невылупившихся птенцов» ( отрывок ). Дети определяют характер музыкального произведения и высказывают свои предположения о том, какой веточке может соответствовать эта мелодия.

Затем звучит фрагмент пьесы « В пещере горного короля». Дети определяют характер произведения и соотносят его с характером одной из веточек.

И, наконец, звучит пьеска «Старинная французская песенка». Дети опять определяют характер музыкального произведения и музыкальную линию этого произведения, соотнося с соответствующей веточкой.

Музыкальный руководитель:

- Вот мы с вами и нашли голоса наших веточек. Но у веточек, так же как и у нас, есть свои любимые песни. Эти песни мы с вами тоже знаем и умеем петь. Давайте мы их исполним и подумаем, какая веточка может любит ту или иную песню?

Исполняются по очереди песни: «Весна» сл. и муз.И. Меньших;

                                                       «Мамин праздник» сл. С. Вигдорова, муз. Ю. Гурьева;

                                                        « Стой, кто идёт?» сл.

После каждого пропевания песни, дети анализируют её характер, мелодическую линию, и пытаются угадать, какой веточке может нравиться эта песня.

Музыкальный руководитель:

- Мы с вами разгадали голоса наших веточек, угадали любимые песни наших веточек, провели аналогию между характером линии в музыке и характером графической линии.

А хотели бы вы превратиться в скульптора, который может слепить всё, что угодно?

- А скажите, чем занимается скульптор? Из чего он создаёт свои произведения искусств?                   ( Ответы детей).

 

Музыкальный руководитель вызывает три пары детей, которые выбирают веточку для её изображения.

Музыкальный руководитель объясняет, что один из них-«скульптор», а другой ребёнок – «глина». «Глина» должна быть мягкой и послушной « скульптору».

«Скульптор» лепит из «глины» ту веточку, которую он выбрал. Когда скульптура готова, начинается её просмотр.

Каждая пара демонстрирует своё «произведение».

- А теперь мы с вами превратимся в мимов. Мимы – это люди, которые при помощи жестов могут рассказать вам целую историю, не сказав ни слова. Я вам буду читать текст, а вы попробуете с помощью движений тела и рук всё это изобразить.

Дети становятся в круг, музыкальный руководитель читает текст стихотворения, дети выполняют движения по тексту.

                                      Утром солнышко проснулось.

                                      Потянулось, улыбнулось.

                                      Разбудило целый лес,

                                      Полный сказочных чудес.

                                      И деревья – великаны

                                      Стали ветками махать,

                                      Будто делали зарядку:

                                      Раз, два, три, четыре, пять.

                                      Запыхтел пугливый ёжик:

                                      Пых, пых, пых, пых.

                                      Он зарядку делал тоже:

                                      Пых, пых, пых, пых.

                                      Только старый круглый камень,

                                      Что под деревом лежал,

                                      Посмотрел на всех устало

                                      И тихонько задремал.

- Вот как хорошо мы с вами всё показали. Мы были скульпторами, мимами, а теперь я предлагаю вам стать художниками.

Занятие продолжается, детей просят пройти к столам, где разложены принадлежности для рисования. На этот раз дети превращаются в художников. Они рисуют с натуры портреты веточек на листе. Пока они рисуют, звучат пьески, характеризующие ту или иную веточки. После окончания работы, дети объясняют, почему они нарисовали ту или иную веточку. Занятие заканчивается, дети прощаются и уходят в группу со своими рисунками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия – экспериментирования и рисования на тему:«Круговорот воды в природе»

Цели: -Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: Круговорот воды в природе, Источники питьевой воды, Как и почему образуется пар, Как и почему вода превращается в лед - Развивать ...

Интегрированное занятие с элементами художественного творчества "Теремок". Автор занятия и презентации Дубовицкая Мария Давидовна

Интегрированное занятие в первой младшей группе с элементами театра и художественного творчества. Автор разработки и презентации Дубовицкая Мария Давидовна...

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования «Батик» по теме: «Весна пришла, тепло принесла»

Конспект занятия в старшей группе поознакомлению с природой и элементами нетрадиционного рисования по ткани....

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования (монотипия) по теме: «Весна пришла, тепло принесла».

Программное содержание:Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественно-продуктивная деятельность, социализация.Цели.Уточнить и обобщить знание детьми о названиях весенних ме...

Конспект интегрированного занятия с элементами фольклора и нетрадиционными методами рисования. «Во дворе у бабушки».

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мер...

"День Народного Единства в объективе глазами детей" - интегрированное мероприятие с элементами рисования совместное с педагогом психологом

Мы продолжили расширять представления детей о содержании праздника и его значении для нашей страны, для каждого города и каждой семьи, отражая все на "фотопленке"...