Консультация для педагогов ДОУ. "Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников"
план-конспект по теме

Пословицы и потешки для работы с дошкольниками в трудовой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Тема:

«Народный фольклор

в трудовой деятельности дошкольников».

Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.

Была бы охота – заладится всякая работа.

  1. Доброе начало – половина дела.
  2. Кто труда не боится, того и лень сторонится.
  3. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
  4. В полплеча работа тяжёлая, оба подставишь – легче справишь.

Если ребёнок с неохотой отзывается на работу, шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение взрослого, поставят ребёнка перед выбором формы поведения:

- Тит, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, поди я ложка?

  1. Люди жать, а мы с поля бежать.
  2. В работе разгар, а он на базар.
  3. У лодыря Егорки всегда отговорки.
  4. Люди пахать, а он руками махать.
  5. В одиночку не одолеешь и кочку.
  6. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Бывает в детских отношениях и негативное проявление: дети сердятся друг надруга, пытаются доказать что-либо силой. Пословицей можно смягчить ситуацию, побудить ребёнка к поиску другого решения конфликта:

  1. Не велик, а грозен.
  2. Раздулся, что мышь на крупу.
  3. На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
  4. Сила – хорошо, а ум – лучше.
  5. А доброе сердце всё покрывает.
  6. Кто в нраве крут, тот никому не друг.
  7. На что с тем дружиться, кто охоч браниться?

Ссора может привести к потере друзей:

  1. Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
  2. Человек без друзей, что дерево без корней.
  3. Без друга в жизни туго.
  4. Без друга на сердце вьюга.
  5. Согласье крепче каменных стен.

Чтобы подчеркнуть, что дети вложили много старанья в свою работу и она получилась качественной:

  1. Какие труды, такие и плоды.
  2. Золотые руки -  золотые дела.
  3. Каков мастер – такова и работа.
  4. Кто работы не боится, у того и работа спорится.
  5. Дело мастера боится.

Если ребёнок решает участвовать, надо поддержать его радостной улыбкой, жестом. Воспитатель: «Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?». Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали планирование как важное условие успешной деятельности.

  1. И по малу делу большая дума.
  2. Голова научит – руки сделают.
  3. Семь раз примерь – один раз отрежь.
  4. Чем больше науки – тем умнее руки.
  5. Ум хорошо, а два лучше.

Если дети робки в работе, их нужно поддержать:

  1. Лиха беда начала.
  2. Глаза страшатся, а руки делают.
  3. Смелый города берёт.

Воспитатель может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:

  1. Под лежачий камень, вода не течёт.
  2. Не бравшись за топор, избы не срубишь.
  3. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
  4. Не замоча рук, не умоешься.
  5. Волков бояться – в лес не ходить.

Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него.

  1. Умел начать, умей и оканчивать.
  2. Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
  3. Не мудрено начать, мудрено кончить.
  4. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Если кто-то из детей до окончания работы готов похвастаться результатами работы, педагог предупреждает, что лучше сделать, а не обобщать:

  1. Хвастливое слово гнило.
  2. Говорить легко, делать трудно.

Тем, кто отвлекается во время работы:

  1. Где много слов, там мало дела.
  2. Большой говорун – плохой работун.
  3. Дела не вершок, а слов с мешок.
  4. Языком не торопись, а делом не ленись.
  5. Меньше бы говорил, а больше бы делал.
  6. Работа с зубами, а лень с – языком.
  7. Один пашет, а семеро руками машут.
  8. Люди за дело, а мы за безделье.
  9. Играй, играй, да дело знай.

В процессе работы испытывают трудности и сами стараются преодолеть их, то таких детей нужно подержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда:

  1. Горькая порой работа, да хлеб от неё сладок.
  2. Горька работа, сладок хлеб.
  3. Терпенье и труд всё перетрут.
  4. Над чем постараешься, тому и порадуешься.
  5. За один раз и дерева не срубишь.
  6. Всякое уменье трудом даётся.
  7. Дело учит, и мучит и кормит.

Дети проявляют поспешность, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как:

  1. Делом спеши, а людей не смеши.
  2. Поспешишь – людей насмешишь.
  3. Тише едешь, дальше будешь.
  4. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  5. Авось да как-нибудь до добра не доведут.
  6. Кто делает все на авось, у того всё хоть брось.

А о бойком, ловком, все успевающем умельце педагог говорит:

  1. Наш пострел везде поспел.
  2. Один глаз, да зорок – не надо сорок.
  3. Мала птичка, да коготок востёр.
  4. Мал телом, да велик делом.

В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучений, замечания будет эффективнее сказать:

  1. Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь; Не смейся, горох, над бобами: Будешь и ты под ногами.
  2. Не смейся, квас, не лучше нас!
  3. Не смейся, горох, не лучше грибов: грибы пожарим и тебя оставим.

Видя дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия, педагог поощряет:

  1. Одной рукой и узла не завяжешь.
  2. Один в поле не воин.

Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил несоответствующий своим возможностям результат, педагог может пожурить:

  1. Делавши смеялись, а сделавши плачем.
  2. И криво, и косо, и на сторону побежало.
  3. И готово, а  бестолково.
  4. Сбил, сколотил – вот колесо!

          Сел, да поехал – ах хорошо!

          Оглянулся назад – одни спицы лежат!

  1. Тяп, ляп готов корабль

           Хотел прокатиться,

           Да боюсь утопиться.

По окончанию работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий и отдохнуть веселее:

  1. Без труда и отдых не сладок.
  2. Кончил дело – гуляй смело.
  3. Конец венчает дело.
  4. Добрый конец – делу венец.
  5. Наработался – за ложку берись.
  6. Лентяй – без ужина спать ложится.
  7. Работнику – медовые пышки.

          А лодырю – еловые шишки.

  1. Горька работа, да сладок хлеб.
  2. На чужую работу гдядя, сыт не будешь.
  3. Работай до поту, так поешь в охоту.
  4. Ешь досыта, а работай до пота.

Пословицы создают атмосферу уважения к трудолюбивому:

  1. Всякий человек у дела познаётся.
  2. Всякое дело человеком ставится, человеком славится.
  3. Занятого человека и грусть-тоска не берёт.
  4. Всякому молодцу ремесло к лицу.
  5. Маленькое дело лучше большого безделья.
  6. Землю красит солнце, а человека - труд.
  7. Дерево смотри в плодах, а человек – в делах.
  8. Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.
  9. Жизнь дана на добрые дела.
  10. Пчела мала, а и то работает.
  11. Кто любит трудиться, тому и на месте не сидится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Ознакомление с социально значимой трудовой деятельностью"

       В дошкольном возрасте  закладываются основы будущей активной гражданской позиции человека. Одним из доступных средств ее формирования является ознако...

Консультация для педагогов "Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"

В консультации описаны  три основных вида дидактических игр, используемых в трудовом воспитании дошкольников. ...

Народный фольклор в трудовой деятельности

Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт жел...

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

quot;Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться".К. Д. Ушинский          Проблема трудового во...

Семенари-практикум для педагогов "Роль народного фольклора в развитии восприятия дошкольников"

Практикум музыкальтного руководителя  для педагогов о народном фольклоре...

Консультация для педагогов на тему: "Различные формы трудовых поручений дошкольникам".

консультация на тему: "Различные формы трудовых поручений дошкольникам"....