«Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников».
консультация

Харитонова Виктория Васильевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Починка

Консультация на тему: Тема: «Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников».

                                       Выполнила:

Харитонова В.В.

Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети

начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное

окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость,

удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.

Была бы охота – заладится всякая работа.

 Доброе начало – половина дела.

 Кто труда не боится, того и лень сторонится.

 К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

 В полплеча работа тяжёлая, оба подставишь – легче справишь.

Если ребёнок с неохотой отзывается на работу, шутливая прибаутка, пословица точно

выразят огорчение взрослого, поставят ребёнка перед выбором формы поведения:

- Тит, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, поди я ложка?

 Люди жать, а мы с поля бежать.

 В работе разгар, а он на базар.

 У лодыря Егорки всегда отговорки.

 Люди пахать, а он руками махать.

 В одиночку не одолеешь и кочку.

 Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Бывает в детских отношениях и негативное проявление: дети сердятся друг надруга,

пытаются доказать что-либо силой. Пословицей можно смягчить ситуацию, побудить

ребёнка к поиску другого решения конфликта:

 Не велик, а грозен.

 Раздулся, что мышь на крупу.

 На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.

 Сила – хорошо, а ум – лучше.

 А доброе сердце всё покрывает.

 Кто в нраве крут, тот никому не друг.

 На что с тем дружиться, кто охоч браниться?

Ссора может привести к потере друзей:

 Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

 Человек без друзей, что дерево без корней.

 Без друга в жизни туго.

 Без друга на сердце вьюга.

 Согласье крепче каменных стен.

Чтобы подчеркнуть, что дети вложили много старанья в свою работу и она получилась

качественной:

 Какие труды, такие и плоды.

 Золотые руки - золотые дела.

 Каков мастер – такова и работа.

 Кто работы не боится, у того и работа спорится.

 Дело мастера боится.

Если ребёнок решает участвовать, надо поддержать его радостной улыбкой, жестом.

Воспитатель: «Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?». Всякое, даже

самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали

планирование как важное условие успешной деятельности.

 И по малу делу большая дума.

 Голова научит – руки сделают.

 Семь раз примерь – один раз отрежь.

 Чем больше науки – тем умнее руки.

 Ум хорошо, а два лучше.

Если дети робки в работе, их нужно поддержать:

 Лиха беда начала.

 Глаза страшатся, а руки делают.

 Смелый города берёт.

Воспитатель может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не

сдвинется с места:

 Под лежачий камень, вода не течёт.

 Не бравшись за топор, избы не срубишь.

 Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

 Не замоча рук, не умоешься.

 Волков бояться – в лес не ходить.

Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него.

 Умел начать, умей и оканчивать.

 Усталость пройдёт, а добрая слава останется.

 Не мудрено начать, мудрено кончить.

 Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Если кто-то из детей до окончания работы готов похвастаться результатами работы,

педагог предупреждает, что лучше сделать, а не обобщать:

 Хвастливое слово гнило.

 Говорить легко, делать трудно.

Тем, кто отвлекается во время работы:

 Где много слов, там мало дела.

 Большой говорун – плохой работун.

 Дела не вершок, а слов с мешок.

 Языком не торопись, а делом не ленись.

 Меньше бы говорил, а больше бы делал.

 Работа с зубами, а лень с – языком.

 Один пашет, а семеро руками машут.

 Люди за дело, а мы за безделье.

 Играй, играй, да дело знай.

В процессе работы испытывают трудности и сами стараются преодолеть их, то таких

детей нужно подержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда:

 Горькая порой работа, да хлеб от неё сладок.

 Горька работа, сладок хлеб.

 Терпенье и труд всё перетрут.

 Над чем постараешься, тому и порадуешься.

 За один раз и дерева не срубишь.

 Всякое уменье трудом даётся.

 Дело учит, и мучит и кормит.

Дети проявляют поспешность, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как:

 Делом спеши, а людей не смеши.

 Поспешишь – людей насмешишь.

 Тише едешь, дальше будешь.

 За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

 Авось да как-нибудь до добра не доведут.

 Кто делает все на авось, у того всё хоть брось.

А о бойком, ловком, все успевающем умельце педагог говорит:

 Наш пострел везде поспел.

 Один глаз, да зорок – не надо сорок.

 Мала птичка, да коготок востёр.

 Мал телом, да велик делом.

В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей,

вместо нравоучений, замечания будет эффективнее сказать:

 Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь; Не смейся, горох,

над бобами: Будешь и ты под ногами.

 Не смейся, квас, не лучше нас!

 Не смейся, горох, не лучше грибов: грибы пожарим и тебя оставим.

Видя дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия, педагог

поощряет:

 Одной рукой и узла не завяжешь.

 Один в поле не воин.

Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил несоответствующий

своим возможностям результат, педагог может пожурить:

 Делавши смеялись, а сделавши плачем.

 И криво, и косо, и на сторону побежало.

 И готово, а бестолково.

 Сбил, сколотил – вот колесо!

Сел, да поехал – ах хорошо!

Оглянулся назад – одни спицы лежат!

 Тяп, ляп готов корабль

Хотел прокатиться,

Да боюсь утопиться.

По окончанию работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий и отдохнуть

веселее:

 Без труда и отдых не сладок.

 Кончил дело – гуляй смело.

 Конец венчает дело.

 Добрый конец – делу венец.

 Наработался – за ложку берись.

 Лентяй – без ужина спать ложится.

 Работнику – медовые пышки.

А лодырю – еловые шишки.

 Горька работа, да сладок хлеб.

 На чужую работу гдядя, сыт не будешь.

 Работай до поту, так поешь в охоту.

 Ешь досыта, а работай до пота.

Пословицы создают атмосферу уважения к трудолюбивому:

 Всякий человек у дела познаётся.

 Всякое дело человеком ставится, человеком славится.

 Занятого человека и грусть-тоска не берёт.

 Всякому молодцу ремесло к лицу.

 Маленькое дело лучше большого безделья.

 Землю красит солнце, а человека - труд.

 Дерево смотри в плодах, а человек – в делах.

 Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.

 Жизнь дана на добрые дела.

 Пчела мала, а и то работает.

 Кто любит трудиться, тому и на месте не сидится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. "Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников"

Пословицы и потешки для работы с дошкольниками в трудовой деятельности....

Народный фольклор в трудовой деятельности

Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт жел...

Народное творчество в трудовом воспитании дошкольников

В произведениях народного творчества отражается глубокое уважение к труду....

Значение народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.

Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературн...

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это...