ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»
статья по теме

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ РАЗВИТИЯ
«ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. Высокий потенциал этой системы не используется в полном объеме, так как значительная часть детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.

Государственная политика в области образования диктует освоение и развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в учреждении.

Создание групп кратковременного пребывания на сегодняшний день является актуальной задачей. Решение об открытие групп кратковременного пребывания на базе МС(К)ОУ № 71 не было данью новому модному течению, а стало острой, насущной необходимостью. Это связано с увеличением числа обращений в наше учреждение родителей, дети которых имеют серьезные психоневрологические нарушения. По разным причинам эти дети не могли посещать группу с полным пребыванием. Данная категория детей остро нуждается в систематической коррекционной психолого-педагогической и медико-социальной помощи специалистов, а их родители – в консультировании по вопросам воспитания «особого ребенка» в семье.

На сегодняшний день накоплен и обобщен федеральный и региональный опыт организации и функционирования групп кратковременного пребывания. К сожалению, лишь малая часть публикаций и методических рекомендаций посвящена проектированию групп кратковременного пребывания для детей со сложными (сочетанными) нарушениями в развитии.

В октябре 2008 года в МС(К)ОУ были открыты группы кратковременного пребывания. Предварительно все дети были обследованы специалистами на психолого-медико-педагогическом консилиуме, часть детей получали помощь в виде индивидуальных или подгрупповых занятий с логопедом, психологом или дефектологом.

В связи с тем, что состав групп кратковременного пребывания неоднороден как по возрасту, так и по структуре и тяжести нарушений, для организации планирования и проведения коррекционно-образовательной работы мы условно разделили детей на три группы:

  1. Дети с выраженными нарушениями эмоционально-волевой и коммуникативной сферы с проблемами социальной адаптации, а также дети со значительно сниженным уровнем речевого и интеллектуального развития (РДА, дисгармоничное развитие личности по аутичному типу, сенсорно-моторная алалия и др.). Возраст детей 4-5 лет (6 чел.).
  2. Дети с нарушением произвольности и регуляции поведения, дети с гипервозбудимостью, гиперподвижностью, выраженным дефицитом внимания, рядом других отклонений в сфере психического здоровья и состояния нервной системы, со значительно сниженным уровнем речевого развития (безречевые). Возраст детей 2,5-3,5 г. (6 чел.)
  3. Дети с нарушением коммуникации и социальной адаптации, со сниженным уровнем речевого и интеллектуального развития. Возраст детей 5-6 лет (4 чел.)

Основными принципами организации работы групп являются:

  1. вариативность форм организации педагогического процесса;
  2. интегрированное сочетание различных видов деятельности;
  3. выбор приоритета того или иного специалиста в работе с каждым конкретным ребенком;
  4. создание условий, при которых ребенок может усваивать и активно применять знания и умения.

Цель: функционирование групп кратковременного пребывания заключается в достижении максимально возможных результатов в коррекции и развитии «особых» детей с учетом индивидуальных возможностей и способностей, а также социализация детей и обеспечение их дальнейшего обучения.

Для большинства детей период посещения групп кратковременного пребывания мы рассматриваем как переходный, обеспечивающий возможность в будущем посещать группу с полным пребыванием, т.е. планируем интегрировать детей в систему дошкольного образования.

Одной из задач было определение оптимального режима функционирования групп кратковременного пребывания. Режим работы определялся из соотношения между временем работы педагогов, предельно допустимой образовательной нагрузкой на детей и возможностью формировать подгруппы по сходности структуры нарушений и возраста детей.

Таким образом, на сегодняшний день каждая из групп работает 2 раза в неделю, оптимальное время пребывания ребенка в группе составляет от 1,5 до 2,5 часов в день. Дети находятся в отдельном помещении. С ними постоянно работает коррекционный педагог, педагог-психолог и учитель-логопед.

Педагоги работают с детьми индивидуально, фронтально и малыми подгруппами (2-3 ребенка). Право выбора формы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенностей детей, целей, которые ставит специалист, а также стадии обучения. Общее планирование коррекционно-образовательного процесса строится практически по той же схеме, что и во всем учреждении.

В сетке занятий предусмотрены музыкально-ритмические упражнения, логоритмика, совместная игровая деятельность со взрослыми и развитие самостоятельных игровых навыков. Проводятся занятия по физическому воспитанию и продуктивной деятельности, индивидуальные и подгрупповые занятия на развитие сенсомоторной, познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Нами предусмотрена смена видов деятельности, между которыми планируются минуты отдыха и психологической разгрузки; физкультурные паузы, разные виды специальной гимнастики, релаксационные упражнения и др.

В группах создана эмоционально-насыщенная атмосфера: содержание занятий и других форм обучения наполнены сказочными и игровыми сюжетами, собственными импровизациями. Дети чувствуют себя эмоционально комфортно, раскрепощены, проявляют инициативу в общении со взрослыми и сверстниками.

Для родителей после каждого занятия проводятся лекции-семинары или индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения детей. Основное содержание психолого-педагогической помощи семье – это формирование адекватных способов взаимодействия родителей и их ребенка.

В некоторых случаях родители приглашаются на занятия, чтобы снизить нервно-психическое напряжение ребенка, в других – специалист взаимодействует с ребенком через родителей. Присутствуя на занятиях, родители перенимают некоторые методы и приемы работы с ребенком, что помогает научиться организовать свое общение с ним дома.

Для родителей и детей из обычных групп и групп кратковременного пребывания были проведены совместные праздники. Такая форма работы способствует достижению «особыми» детьми прогресса в прихофизическом и социальном развитии. Совместное воспитание и обучение дает основу для их социальной адаптации.

В заключении хотелось бы поделиться результатами работы групп кратковременного пребывания за 2008-2009 учебный год:

  1. 1 ребенок будет обучаться в школе VIII вида;
  2. 5 детей переведены в группу полного пребывания;
  3. 4 ребенка продолжат обучение в группе кратковременного пребывания;
  4. 3 детей образовательный маршрут будет определен на 01.09.2009г.;
  5. 3 детей полное пребывание + группа кратковременного пребывания.

Таким образом работа групп кратковременного пребывания не менее эффективна, чем групп полного дневного пребывания. Организация групп кратковременного пребывания для детей со сложной структурой дефекта позволит хотя бы частично решить проблему оказания коррекционной помощи «особым» детям и консультативной психолого-педагогической помощи их родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Рабочая программа группы кратковременного пребывания на 2017-2018 учебный год для детей со сложной структурой дефекта

Данна программа разработана для детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности, посещающих группу кратковременного пребывания по индивидуальному ра...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Индивидуальный образовательный маршрут в группе детей со сложной структурой дефекта

Современная система дошкольного образования определяет приоритетные задачи построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченн...

«Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей со сложной структурой дефекта (маркеры пространства)»

   Коррекционная работа с детьми со сложной структурой дефекта осуществляется в разных видах деятельности.     Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей со сложной структурой дефекта. (Старшая группа). Тема "Мебель".

Конспект занятия по теме "Мебель" направленный на формирование представлений об основных видах мебели; физминутка; аппликация "Комната для медвежонка"....