методическая разработка интегративных занятий по теме "В стране загадок"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Автор: Трамова Лаура Юрьевна

воспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_zagadok.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегративных занятий для детей средней группы детского сада

«В стране загадок»

(два занятия)

Программное содержание

  1. Развивать речь. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих качества и действия предметов.
  2. Учить отгадывать загадки, опираясь на восприятие знакомых предметов и сказок
  3. Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить детей активно логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, выделять основные признаки предметов, вызвать интерес к предметному миру.
  4. Обогащать словарный запас новыми словами: металлическая, резиновый, деревянный, клубок, душистое, слова антонимы—тупой, острый
  5. Учить описывать предметы: цвет, форма, из чего сделан, для чего служит и т. д.
  6. Воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания, желание помочь другим в сложной ситуации.

Оборудование

  1. «Чудесный мешочек»
  2. матрешка, карандаш, клубок ниток, мяч, ложка, мыло.
  3. Игрушка зайца
  4. Конверт с загадками о сказках
  5. Сказка - загадка «Колобок нашёл друзей»

Предварительная работа

Чтение и беседа по сказкам: Колобок, Курочка ряба, Айболит, Федорино горе, Заюшкина избушка, Машенька и медведь, Теремок, Гуси - лебеди, Красная шапочка, Буратино, Репка, Пых, Волк и семеро козлят

Ход занятия

(1)

—Ребята, посмотрите, какой красивый у меня мешочек! Это не простой мешочек, а чудесный. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Воспитатель вызывает ребёнка достать один предмет.

-- Что ты достала? (Карандаш.)

—        А какого он цвета, ребята? (Зеленого.)

—        А как вы узнали, что он зеленого цвета? (Он покрашен зеленой краской.)

— Да, сверху карандаш покрашен зеленой краской, как будто одет в зеленую рубашку.

— А для чего нам нужен карандаш? (Чтобы рисовать, писать.)

— У карандаша два конца, один тупой, а другой какой? (Острый.)

—        Каким концом вы будете рисовать — тупым или острым? (Острым.)

—        Посмотрите внимательно на острый кончик карандаша, на что он похож? (На иголку, треугольник, носик.)

—        Да, действительно, он похож на острый носик, клювик. А на чем рисуют карандашом? (На бумаге.)

Воспитатель на листе бумаги проводит карандашом линию.

 —Посмотрите, где карандаш носиком проведёт, там след кладёт.

Воспитатель вызывает ребёнка достать следующий предмет. Что ты достал? (Матрешку.)

—        Какая красивая матрешка! Сколько v тебя в руке матрешек? (Одна.)

—        А как можно играть с матрешкой? (Ее можно раскладывать.) Разложи матрешку. (Ребенок раскрывает матрешку и выставляет на стол те матрешки, которые были внутри. Воспитатель просит поставить  их по росту.)

—        Сколько у нас сейчас матрёшек на столе? (Три, много.)

—        Матрешки похожи друг на дружку? (Да.) А чем они похожи? (У них одинакового цвета сарафанчики, платочки, похожи лица и т.д.)

—        А чем они отличаются? (Ростом.) (Если дети не ответят, то воспитатель спрашивает, одинаковые ли матрёшки по росту.)

 — А теперь, Ваня, сложит матрешку. (Ребенок складывает матрешек в одну.)

—        А сейчас, сколько у нас матрешек? (Одна.)

—        А где же все остальные? (Внутри, в большой матрешке.)

-- Да, все они сидят друг в дружке.

Воспитатель вызывает ребёнка достать еще один предмет. Что ты достала? (Ложку.)

—        Ложка какая? (Большая.)'

—        Зачем она нужна? (Чтобы кушать.)

— А что мы большой ложкой кушаем? (Суп,  кашу.)

—Из какого материала сделана ложка? (Она железная, металлическая.)

Воспитатель вызывает ребёнка достать следующий предмет. Что ты достал? (Мяч.) Какой мяч? Что ты можешь о нем рассказать? (Резиновый, круглый, зеленый с полосками.) (Если ребенок не говорит сам, воспитатель помогает ему наводящими вопросами.) Как играют с мячом?

Воспитатель вызывает ребёнка достать следующий предмет. Что ты достал? (Мыло.)

--Проведи ручкой по нему, какое оно? (Воспитатель проносит мыло и просит каждого ребенка провести по нему рукой.)

--Оно такое приятное, как еще можно сказать? (Гладкое.)

--А теперь понюхайте мыло? Оно пахнет? (Воспитатель предлагает всем детям понюхать мыло.) Вам нравится, как оно пахнет? (Да.) Можно сказать, что мыло душистое. Повторите хором. Света, как можно сказать про мыло, которое приятно пахнет? (Душистое.)

—        А зачем нам нужно мыло? (Руки мыть, чтобы они были чистыми.)

—        В мешочке остались еще предметы. Воспитатель вызывает ребёнка достать следующий предмет

—        Что это? (Нитки.)

—        Да, это нитки, смотанные в клубок. Потрогайте клубок, какой он? (Пушистый, мягкий.)

—А на что похож кончик клубка? (Воспитатель показывает конец нити.) Он похож на хвостик., (Воспитатель бросает клубок на пол и предлагает кому-либо из детей поднять клубок за хвостик. Ребенок пытается, но у него ничего не получается.)

— Посмотрите, ребята, клубок убегает.

—        Вот как много разных предметов, игрушек было в нашем чудесном мешочке. Сегодня к нам пришел гость, но он спрятался и сказал, что покажется, если вы отгадаете про него загадку: Комочек пуха, Длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку

С конвертом загадок появляется заяц, здоровается

Заяц: А вы знаете, как меня назвать ласково? Как меня называют в сказках? А зачем мне такие длинные уши? Большие лапы? А что я умею делать? — Поиграйте со мной

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Заяц: -- пришёл я к вам из волшебной страны загадок и сейчас я вам хочу загадать загадки об этих предметах (на стола стоят все предметы, которые вытащили из «чудесного мешочка»). Слушайте хорошенько и внимательно рассматривайте эти предметы, и вы сможете отгадать все мои загадки.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

 А всего одна игрушка.

—Догадались, что это? (Матрешка.)

—А как вы догадались? (Потому что они разные по росту.)

—А еще почему? (Они похожи и сидят друг в дружке.)

—Молодцы, слушали внимательно и сразу отгадали загадку. Слушайте другую:

Умный Ивашка,

В зеленой рубашке,

Где носом проведет,

Там след кладет.

—Что это? (Карандаш.)

—Как вы догадались? (Он зеленый и носом острым рисует)

 —Что же, слушайте еще загадку:

Маленький, кругленький,

А за хвост не поймаешь.

—Что это? (Клубок.) Как вы узнали? (Он круглый и его за хвостик нельзя поднять.)

—слушайте еще загадку:

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот

Открывай пошире рот.(ложка)

— почему вы так решили, а почему длиннохвостая, а что за ворота?

-слушайте еще загадку:

Его бьют, а он не плачет,

его бросают, а он скачет(мяч)

—почему вы так решили

—У меня осталась последняя загадка, вы все уже отгадали

Гладкое, душистое. Моет чисто.

—Мыло, потому что оно пахнет и моет чисто руки.

Молодцы, все мои загадки отгадали, потому что внимательно рассматривали предметы.

-А ещё я вам принёс письмо из волшебной сказочной страны

Воспитатель: Письмо какое-то! Но прочитаем мы его на следующем занятии.

(2)

Ребята, присаживайтесь, я прочитаю письмо из волшебной страны:

Низкий поклон вам, добры молодцы и красны девицы! (Это для нас, наверное, письмо. Но каким-то необычными, сказочными словами написано).

Пишет вам Василиса Премудрая. Была у нас книга. Непростая, заветная, волшебная, со сказками. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели ветры буйные, унесли нашу книгу за тридевять земель, в тридесятое царство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем, превратили сказки в загадки. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи нам не обойтись! Тот кто загадку разгадает, тот сказку расколдует.

 Воспитатель: Как вы думаете, ребята, справимся с заданием Василисы Премудрой?  Поможем сказки расколдовать? Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь. Воспитатель: а вот и первая загадка

— Дерево волшебное

С яблоками спелыми.

Если съешь его плоды

От врага упрятан ты. (гуси-лебеди)

 Почему вы так решили? (ответы детей)

Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка

 Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли. «Репка».

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... Айболит

 

В огороде, возле хаты ,

Урожай растет богатый.

Там сидят на грядках густо

Репа, свёкла и (капуста).

И горят, как солнышки,

Желтые (подсолнушки).

 Кто же там пыхтит на грядке?

От кого же это дед

Убегает без (оглядки).

 А за ним и бабка вслед?

Вышла внучка в огород:

 "Где тут страшный зверь живет?'"

Заглянула под листочек,

Видит-там лежит клубочек.

Он в иголках серых сплошь,

Кто же это ? Это - (еж)

. Из краев пришел лесных

Зверь колючий в сказку("Пых").

 

Жили-были семь ребят

- Белых маленьких (козлят).

Мама их любила,

Молочком (поила).

Тут, зубами щелк да щелк,

Появился серый (волк).

Шкуру белую надел,

Нежным голосом (запел).

Как коза запел тот зверь:

- Отоприте, детки, (дверь).

Ваша матушка пришла,

Молочка вам (принесла).

Мы ответим без подсказки

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки:

("Волк и семеро козлят").

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

 Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?.. Буратино

 Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Маша в коробе сидит,

Далеко она (глядит).

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами ?

А несет ее (медведь).

Вместе с пирогами.

Путь не близкий, дальний путь.

Хочет Миша (отдохнуть).

Только Маша не дает на пенек присесть

И румяный пирожок

По дороге (съесть).

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка,

Это - ("Маша и медведь").

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?  (Колобок)

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под... (кустом).

Рада мышка-поскребушка

И зелёная ... (лягушка).

Рад и побегайчик,

Длинноухий ... (зайчик).

И волчок туда попал,

И лиса, а мишка ....раздавил домишко .

( теремок)

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель,вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул?...лиса

(Заюшкина избушка)

Баба била — не разбила.

Слабовата бабья сила!

Да не смог разбить и дед.

Ведь ему сто лет в обед.

Кликнули они норушку —

Та разбила, как игрушку,

И сбежала под крыльцо.

Что разбила-то? ...яйцо

(курочка ряба)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

 Ответ: Красная Шапочка

Долго-долго терпела посуда

И решила: «Уходим отсюда!»

Даже ложки ушли и стаканы,

И остались одни тараканы.

Все ушли от неё, без разбора.

Имя этой неряхи — ...Федора (Федорино горе)

Спасибо ребята, за то, что расколдовали нашу книгу сказок, я дарю вам сказку-загадку «Как колобок нашёл друзей»

Сказка-загадка «Колобок нашел друзей»

 

Сейчас, детки, расскажу я вам сказку. Сказку не обычную нигде не виданную, никем не слыханную

Дело было ранним утром. Покатился Колобок по дорожке. Только это не тот Колобок, которого лиса съела, а совсем другой Колобок – умный. Пошел он себе друзей искать. Одному то ведь скучно, правда? Так вот катиться Колобок по лугам, подолам, между деревьями разными Докатился до самой речки. Боится Колобок в водичку заходить.  Вдруг утонет. Но если вы отгадаете загадку, то поможете Колобку перебраться на другой берег.

Через речку лег—пробежать помог

Радуется Колобок, что перебрался по  мостику на другой бережок! Спасибо вам передает. Вдруг услышал Колобок, что зашуршало что-то в траве

Под кустами, под елками катится клубок с иголками Кто же это?  

Угадали, кто стал первым другом Колобка?

Пошли они с Ежиком по дорожке вместе.  Вдвоем ведь всегда веселее.  Смотрят по сторонам, любуются

Стоят в поле сестрицы платья белены шапочки зелены

Догадались, какие деревья росли вдоль дорожки? Конечно березки

Прошли друзья немножко и заприметили, что неподалеку движется кто-то. Может, подскажете Ежику и Колобку, кто же это?

Сама ползет, на себе дом везет

Никогда они не видели ещё такого чуда! Ведь маленькие были совсем, все для них в новинку. Решили друзья все втроем дальше отправиться в дорогу. Только Улитке тяжело ползти, прилипло к ней что-то...

Весной вырастают, а осенью опадают

 А Ежик сразу догадался, что это такое, и помог Улитке освободиться от прилипшего к её раковине листика.  И, вдруг, тропинка привела их прямо к домику. А перед домиком грядка Стали друзья разглядывать, что на ней растет.

Сидит красна-девица в темнице, а коса на улице  

Ежик кричит «Я знаю, что это такое!» А вы, друзья, догадались?

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает

 «Ой!- вскликнула Улитка,- у меня от него глазки щиплет!»

 «Так это же лук», - догадался Колобок

Лучше не трогайте его, а пойдемте в домик»,- предложил Ежик. А что это такое на двери висит?

Не лает,  не кусает, а в дом не пускает        

Ежик как всегда первый догадался, что это замок на двери. Но, к счастью он был не заперт. Вошли друзья в дом и стали по сторонам оглядываться

Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу

Когда спать, когда вставать,

 когда работу начинать

Первое; что они увидели, это были часы на стене. Они громко говорили  «Тик-так, тик-так», будто приветствовали гостей. Ежик так загляделся на часы, что споткнулся и чуть не упал, а причиной всему был этот странный предмет

По полу скок и по лавкам  скок; а сядет в уголок и не шелохнется

Догадались? Ну, конечно же, это веник, который почему-то валялся прямо у порога. Потом друзья увидели большую кровать «Я так устала, - сказала Улитка - давайте все отдохнем.

И друзья стали дружно карабкаться на кровать. Это оказалось не так-то просто. Даже веник пригодился. Ежик прислонил его к бортику кровати, и Улитка смогла по нему заползти. Она же была совсем маленькая

« Как здесь удобно и мягко, - сказал Колобок

А мягко было Колобку, не спроста оказалось он улегся прямо на

Два брюшка, четыре ушка.

«Это подушка!»- закричали хором друзья! И дружно засмеялись. С кровати друзья увидели, что на потолке домика тоже что-то есть

Висит груша нельзя скушать

Призадумались, чтобы это могло быть? А вы догадались? Конечно же, это же лампочка! Чтоб светло вечером в домике было

Вдруг друзья услышали шаги. Кто-то приближался к домику. Дверь отворилась и на пороге стояла хозяйка дома

Хвост крючком, нос пяточком

Ну-ка, думайте, кто это был? Сначала Свинка удивилась нежданным гостям, но быстро подружилась с Колобком, Улиткой и Ежиком

Позвала всех за стол и стала угощать

Только просила руки сначала помыть. Отгадайте с чем?

Гладкое, душистое, моет чисто

Ну, конечно же, с мылом! Когда друзья вернулись к столу, их уже ждали две тарелки. На одной было много ягод:

Стоит Аленка в красной рубашонке кто пройдет; всяк поклон отдает

Улитка знала, что это земляника, потому что очень любила её. А на второй тарелке:

Сидит Антошка на ложке, свесив ножки

Тут Колобок громче всех закричал  «Я знаю, это же вермишель»

А Ежику по душе пришлась другая еда.

Без окон, без дверей полна горница людей

Догадались, что съел Ежик? Огурец

Чтобы не дожидаться темноты друзья стали собираться в обратную дорогу.

Пригласили Свинку в следующий раз к ним в гости прийти: Свинка, конечно, с радостью согласилась. Давно ей не было так весело. Она даже гостинцев собрала друзьям в дорогу.

Маленький удаленький, сквозь землю прошёл,  красну шапочку нашел

Угадали? Конечно же, Свинка Ежику на колючки нацепила грибок.  А Ежик сказал, что они в следующий раз принесут Свинке букетик цветов. Они видели по  дороге полянку, которая вся была усеяна цветами

Растут в поле сестрички желтый глазок белые реснички

Вы ведь тоже знаете, с какими цветами придут друзья в гости к Свинке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегративного занятия для детей средней группы детского сада "По мотивам русских народных сказок"

Автор: Трамова Лаура Юрьевнавоспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245...

Методическая разработка интегрированного занятия на тему: "Зимний лес"

Интегрированное занятие для детей второго года обучения с ОНР...

Методические разработки фрагментов занятий по теме "Музыка композиторов ХХ века"

В конспектах представлен мой опыт работы. Я предлагаю варианты подачи музыкального материала по слушанию музыки в старшей и подготовительной к школе групп ....

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

Методическая разработка "Комплексное занятие по теме "Зима".

К середине учебного года дети много знают и умеют. Предлагаю вашему вниманию конспект комплексного занятия. Здесь воспитанники демонстрируют свои знания и навыки в следующих областях: окружающий мир, ...

Конспект занятия .Методическая разработка образовательного занятия по теме: «Дидактическая напольная игра «Ходилка »

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст, в том числе с ОВЗ.Виды деятельности: коммуникативная,  познавательно, игровая.Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, позна...