БИНАРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по теме

Гуревич Галина Александровна

Особенности формирования информационно-образовательной среды отражаются в нормативных документах федеральной образовательной политики. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начальной школы важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИНАРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Перетягина Н.Н., канд. пед. наук, доцент,

Гуревич Г.А., студентка 4 курса ПиМНО

г. Миасс, филиал ЧГПУ

e-mail: bhacti@yandex.ru 

Особенности формирования информационно-образовательной среды отражаются в нормативных документах федеральной образовательной политики. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начальной школы важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и другое.

В условиях информатизации образования и, в целом, становления информационного общества развивающая образовательная среда определяется как информационно-образовательная. И это связано, на наш взгляд, прежде всего, с тем, что все, что окружает человека, начинает рассматриваться как информация или ее источник.

Сущность перехода на новые образовательные стандарты состоит в новом, на наш взгляд, назначении реализации триединой задачи образования в начальной школе: качество, развитие, воспитание. Новое назначение образования в начальной школе – это охрана и укрепление здоровья обучающегося. В связи с этим следует отметить, что стандарт предусматривает создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечивала бы: 1) высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, а также 2) духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. При этом акцентируется, что данные направления педагогической деятельности должны гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Последнее актуализирует поиск новых подходов к формированию информационно-образовательной среды в образовательном учреждении на различных ступенях образования. Цель данной статьи – представить концепцию бинарного подхода к формированию информационно-образовательной среды в начальной школе и актуальность данного подхода.

Под средой в педагогической литературе, как правило, понимается «совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности» [1, С. 142]. Известен средовой подход к воспитанию Ю.С. Мануйлова. Среда определяется исследователем как «то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и "осредняет" личность» [2, С. 38]. При этом осреднять, по Ю.С. Мануйлову, - значит «типизировать. Посредствовать - значит побуждать, помогать, позволять, порождать что-либо. Опосредовать означает преломлять, влиять, в смысле облагораживать, обогащать, оздоравливать и пр.» [там же].

И все же, несмотря на широкое толкование понятия «среда», следует отметить, что среда в образовательном учреждении является педагогической, следовательно, она может создаваться (и создается) специально. Как отмечается в «Педагогическом словаре»: «среда педагогическая – специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям, друг к другу» [1, с. 142].

Однако педагогизация среды образования, на наш взгляд, может осуществляться не только за счет создаваемой системы условий, но и за счет всей совокупности социальных обстоятельств, в которых находится обучающийся, при условии их перевода в разряд педагогических. Эта идея совместить два направления педагогизации образовательной среды и названа нами бинарным подходом.

Бинарный подход представлен в научно-методической литературе проектом «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ», который стал одним из победителей Всероссийского конкурса инновационных методических проектов «Методист-новатор 2010» [4]. В проекте показано, что любые предметы начинают играть роль развивающей среды, когда социальные ситуации, в которых эти предметы участвуют, осмысляются ребенком как образовательные. В связи с этим информационно-образовательная среда определяется нами как предметное окружение, а также совокупность социальных обстоятельств, которые осмысляются обучающимся как образовательные, т.е. несут образовательную функцию, тем самым включая его в образовательную деятельность и развивая его личностный потенциал. Такая среда по определению является развивающей.

В таком случае содержанием информационно-образовательной развивающей среды является окружающий мир: природное и предметное окружение, совокупность социальных ситуаций, конкретные люди и сам обучающийся как предмет самопознания – все то, с чем взаимодействует обучающийся, все то, что он осознает. Таким образом, самосознание обучающегося становится фактором его развития.

Известно, что «подход» определяется как «совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении  к чему-нибудь» [5, С. 210]. В научной литературе рассматриваются различные подходы в обучении. Среди них выделяются, в частности, деятельностный (признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности и обеспечение в познании и преобразовании окружающей действительности его деятельностного самопроявления); личностный (предполагает отношение к человеку как к конкретной, самосознательной личности с учетом ее индивидуальных особенностей и возможностей, активности в самосовершенствовании; целостный (обеспечение целостного восприятия, познания объекта, его развития, совершенствования); личностно-социально-деятельностный (комплексный подход к исследованию социально-педагогической проблемы и ее преобразованию, с учетом индивидуальности объекта, ее проявления в деятельности и проч.); средовый (познание и преобразование явления с позиции требований средового фактора жизнедеятельности и самореализации объекта) [5, С. 210].

Бинарный подход к формированию информационно-образовательной среды, разрабатываемый в контексте имманентного открытого образования, на наш взгляд, является универсальным подходом, поскольку он включает в себя названные подходы. Его универсальность определяется целью имманентного открытого образования – обеспечение становления целостной (самосознающей) личности в процессе ее социализации, – а также ключевым понятием имманентного открытого образования, которым является индивидуальная образовательная траектория. Под индивидуальной образовательной траекторией понимается уникальная, присущая только данной личности линия саморазвития в образовательном пространстве, реализующаяся на основе осознанного выбора основных компонентов образования.

Бинарный подход к формированию информационно-образовательной среды в начальной школе основан на концепции имманентного открытого образования, которую, кроме прочего, составляют восемь идей: «знать значит быть»; «не выучить, но пережить»; «окружающий мир и я как часть его – школа жизни»; «каждая социальная ситуация – образовательная»; «качественное образование – “ качественная“ личность»; «слово есть образ дела»; «каждый имеет столько, сколько умеет брать»; «все работают на всех» [3]. Исходя из концепции имманентного открытого образования, бинарный подход к формированию информационно-образовательной среды включает в себя совокупность приемов и способов, по нашему мнению, обеспечивающих становление целостной (самосознающей) личности обучающегося: «зеркало», «дневник самоанализа», «семинары вещей» и другие.

Рассмотрим различные подходы (модели) к формированию образовательной среды по отношению к бинарному подходу. Модель формирования информационно-образовательной среды, разработанная В.А. Ясвиным, обозначается как эколого-личностная и определяется как система «влияний и условий формирования личности по заданному образцу» (выделено нами). Нам очень близки многие положения концепции данной модели. Вместе с тем следует отметить, что эколого-личностная модель не согласуется с бинарным подходом, в котором обучающийся рассматривается как личность, имеющая индивидуальную образовательную траекторию, обусловленную ее возможностями, способностями и потребностями.

В психодидактической модели, предложенной коллективом авторов В.П. Лебедевой, В.А. Орловым и В.А. Ясвиным, информационно-образовательная среда ограничена рамками образовательного учреждения, что не согласуется с бинарным подходом, который основан на концепции имманентного образования, «образования-в-жизни», указывающего на то, что учит всё и везде. В остальном анализ названных моделей формирования информационно-образовательной среды показывает их близость бинарному подходу.

Бинарный подход к формированию информационно-образовательной среды, разработанный на основе концепции имманентного открытого образования, направлен на становление целостной (самосознающей) личности обучающегося как с учетом стандартов, так и самой жизни. Данный подход, на наш взгляд, может быть успешно использован при организации информационно-образовательной среды в условиях начальной школы.

Одним из показателей качества информационно-образовательной среды в начальной школе является направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личностного потенциала каждого ребенка. Выявление и организация средовых условий, адекватных потребностям и возможностям ребенка, призваны сделать образовательную среду: комфортной; эмоционально насыщенной; обеспечивающей благоприятный режим, ритм и темп жизнедеятельности; расширяющей познавательные возможности; стимулирующей различные виды активности; побуждающей к самостоятельности и творчеству; здоровьесберегающей.

Перечисленные характеристики можно рассматривать в качестве набора требований к организации современной информационно-образовательной среды и, кроме того, в качестве общих принципов ее проектирования и моделирования. Создавая условия для развития личности младшего школьника в процессе освоения культурных образцов жизни, учитывая и простраивая образовательную среду, школа, на наш взгляд, способна формировать тип своей уникальной жизнедеятельности, влияющий на образование учащихся, их интересы, личностные смыслы, а также корректировать профессиональную деятельность учителя.

Таким образом, если рассматривать образовательную развивающую среду с точки зрения предоставляемых ею образовательных возможностей, то интегративным критерием качества развивающей образовательной среды можно определить способность этой среды обеспечить систему возможностей для эффективного личностного саморазвития (становления) ребенка в ходе образовательного процесса.

Анализ компонентов развивающей среды – системы развивающих возможностей самого ребёнка в образовательной среде – явилось целью первого этапа констатирующего эксперимента и проводилось в октябре-ноябре 2011 года на базе МБОУ «Лицей № 6» В исследовании приняли участие 22 ребенка 4 класса А, а также учитель начальной школы, педагог данного класса. Исследования, проведённые в рамках педагогической практики, позволили выявить следующее:

1. Характерными проявлениями специально формируемой информационно-образовательной среды в данном классе начальной школы являются:

-однообразие предметно-пространственного окружения;

-ограниченность содержания развивающей среды в основном учебно-методическим комплексом, в который входят: учебники, рабочие тетради, наглядный материал, мультимедийное оборудование;

-отсутствие/ограниченность средств, способствующих развитию познавательной активности, самостоятельности и творчеству;

-слабая направленность на развитие мотивационно-смысловой сферы личности.

  1. Педагогу нечётко представляется место и роль информационно-образовательной среды в педагогическом процессе образовательного учреждения (что есть и какую функцию выполняет?). Информационно-образовательная среда воспринимается как предметное окружение, несущее в большей степени утилитарную функцию, направленную на обогащение знаний обучающегося.
  2. Дети в основном испытывают пассивное, эмоционально-неустойчивое состояние по отношению к информационно-образовательной среде своей классной комнаты.
  3. Недостаточность возможности обогащения самостоятельного опыта обучающихся, ограниченность вариативности в содержании информационно-образовательной среды не способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы для личностного развития детей.
  4. Педагогом не используются возможности, предоставляемые социальными ситуациями. Социальные (повседневные) ситуации, происходящие с детьми, не переводятся в разряд образовательных.

Таким образом, представленную информационно-образовательную среду с большой натяжкой, на наш взгляд, можно назвать развивающей. В таком случае, как представляется, может помочь бинарный подход к формированию информационно-образовательной среды, обеспечивающей требования ФГОСа.

Литература

  1. Коджаспирова Г.М.,  Коджаспиров А.Ю.: Для студ. высш. и сред. пед. заведений./Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  2. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб./ Ю.С. Мануйлов.  – Москва – Н. Новгород, 2002.
  3. Перетягина Н.Н. Имманентное открытое образование как инновация / Педагогические отношения в инновационном развитии современной России: ориентиры и перспективы, всерос. науч.-практ. конф. (2010, Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция, 26 февраля 2010 г.: [материалы] 26.02.2010;. – Волгоград. – М.: ООО «Глобус», 2010. – 356 с.– С. 54-59.
  4. Перетягина Н.Н. Имманентное открытое образование в дошкольном образовательном учреждении// Начальная школа: Плюс ДО и ПОСЛЕ.– М.: Изд-во Баласс. – № 4. – 2011.– С. 33-37.
  5. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.- составитель Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и начальной школы»

«Сотрудничество воспитателей и учителей начальной школы в ходе реализации преемственности в системе «детский сад – школа»»...

«СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ»

ПРОЕКТ Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности.На современном этапе развития системы дошкольного образования это н...

Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...

Проект «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО»

Презентация опыта работы руководителя ДОУ по формированию информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО  (проект)....

Представление опыта работы по теме самообразования: «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС».

Информатизация образования неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. По сути, это процесс обеспечения сферы образования методологическими и практическими разработками, оптимального использов...

Использование проектного подхода в создании информационной образовательной среды в ДОУ

Информационно-образовательная среда  - сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, один из которых — информационный — выделяется как базовый...

Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"

Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...