«СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ»
проект по теме

Торопова Лилия Валентиновна

ПРОЕКТ

Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности.

На современном этапе развития системы дошкольного образования это направление становится все более значимым. Пережив инновационный бум и реформы конца XX века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Этот процесс может быть успешным только при реализации политики интенсивного развития образовательных учреждений и создании условий активного их взаимодействия с наукой и передовой педагогической практикой.

Такой подход позволит осуществить прорыв в сложившейся практике работы дошкольных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей, на профессиональном уровне внедрять прогрессивные оздоровительные технологии.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом.

Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_zdorovesberezheniyu_ds_25.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№ 25 «КАЛИНКА»

ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ»

Г.О. ХИМКИ

2013г.

Тип: поисковый

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители

Тема проекта: «Современные комплексные подходы к формированию здоровьесберегающей образовательной среды ДОУ»

Пояснительная записка

Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности.

На современном этапе развития системы дошкольного образования это направление становится все более значимым. Пережив инновационный бум и реформы конца XX века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Этот процесс может быть успешным только при реализации политики интенсивного развития образовательных учреждений и создании условий активного их взаимодействия с наукой и передовой педагогической практикой.

Такой подход позволит осуществить прорыв в сложившейся практике работы дошкольных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей, на профессиональном уровне внедрять прогрессивные оздоровительные технологии.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом.

Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги.

Актуальность

Анализ существующих программ и рекомендаций для детских дошкольных учреждений, по мнению специалистов по физической культуре, показал, что сейчас обнаружился определенный крен в сторону образовательного компонента, несомненно отражающийся на состоянии здоровья дошкольника, которое напрямую зависит от уровня его двигательной активности. Данные научных публикаций показывают, что около 30—35% дошкольников 5—6 лет имеют низкий уровень развития основных физических качеств, у них отмечается недостаток двигательной активности на физкультурных занятиях.

Результаты некоторых исследований указывают на тот факт, что потребность дошкольников в движениях удовлетворяется лишь на 26—38%; дети двигаются лишь около 30% времени пребывания в детском саду, остальное время они находятся в малоподвижном или неподвижном состоянии.

Это не соответствует биологической потребности детского организма в движении. Необходимо так организовать занятия физическими упражнениями, предусмотреть такое рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, чтобы общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОУ.

Потребность в движении, повышенная двигательная активность — наиболее важные биологические особенности детского организма. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи физических упражнений, правильно организованного двигательного режима является одной из главных задач физического образования детей дошкольного возраста. Поэтому требуется особое внимание к обеспечению соответствующего возрасту режима двигательной активности.

Задача педагогов и родителей — создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сензитивных для развития определенных двигательных умений периодов.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и

достаточна сложна.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?

Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?

Как привить навыки здорового образа жизни?

Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях.

Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития

системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.

В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления.

Первичным элементом управления оптимизацией оздоровительной деятельности является проект медико-психолого-педагогического плана. Естественно, возникает вопрос — чем же он отличается от оздоровительных программ, которые предложены дошкольным учреждениям различными научными школами и авторами, или от тех, которые педагогический коллектив разрабатывает самостоятельно?

Во-первых, этот проект не является общепринятым набором лечебно- профилактических или физкультурных мероприятий. Он представляет собой систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.

Во-вторых, он направлен на преодоление стратегической неопределенности, в условиях которой, как показывает практика, происходит реализация оздоровительных технологий. Эта неопределенность обусловлена ограничением возможности прогнозирования ситуации и перспектив развития материальной базы оздоровительной деятельности.

В-третьих, этот проект позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей. Это дает возможность построить схему пересечения. Вспомним, например, что закаливание является и общеукрепляющим организм средством, и в то же время является отличной профилактикой простудных заболеваний.

Цели и задачи проекта

Целью проекта является создание надежной системы управления оздоровительной деятельностью, а также механизма привлечения к ее реализации различного рода ресурсов, как интеллектуальных, так и материальных.

Эта система должна гарантировать возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников дошкольного учреждения. Преодоление стратегической неопределенности, через выстраивание алгоритмов деятельности, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
  2. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.
  3. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирования компетентности здоровьесбережения дошкольников
  4. Разработать и апробировать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
  5. Обеспечить системный подход, призванный в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста.
  6. Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
  7. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения.
  2. Повышение валеологической грамотности родителей.
  3. Улучшение здоровья детей, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым), повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.

Структура проекта содержит набор механизмов развития инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности и во многом определяется самим дошкольным учреждением.

Проект составлен по IV этапам: информационно - аналитический, проектно-технологический, ресурсное обеспечение, контроль. 

  1. Информационно-аналитический этап содержит сравнительные данные о результатах работы дошкольного учреждения по снижению заболеваемости воспитанников за три предыдущих года. Данные о состоянии здоровья детей, об образе жизни их семей и социальном статусе родителей. Анализ профессионального потенциала педагогов.
  2. Содержанием «Проектно-технологического» этапа данного проекта является пакет парциальных оздоровительных технологий, система лечебно- профилактической работы. Представлены вариативные модели физического воспитания и организации жизнедеятельности детей, оздоровительные технологии в детском саду.
  3. Этап «Ресурсное обеспечение», по существу, является программой развития дошкольного учреждения в части построения и оптимизации оздоровительной деятельности. В нем выделяются потребности дошкольного учреждения для успешной реализации парциальных оздоровительных технологий. Этот этап включает мероприятия по организации квалификационной подготовки персонала, а также создание соответствующей материальной базы и программно-методическое обеспечение оздоровительной деятельности. Потенциальные возможности семьи, выявленные в результате социально-гигиенического скрининга.
  4. Этап «Контроль» включает технологии психолого-педагогического мониторинга физического воспитания, социально-психологического аудита профессиональной деятельности персонала и социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников дошкольного учреждения.

В проекте собрана вся необходимая для организации оздоровительной деятельности информация и определены ее стратегические направления и механизмы реализации. Проект является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования. Его назначение заключается также в определении перспектив и этапов наращивания материально-методического потенциала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности.  

Проект позволяет разработать полный цикл деятельности, а также вскрыть и реализовать все резервы дошкольного учреждения и обеспечить выверенность каждого шага в обеспечении здоровья детей.

Основные принципы проекта:

1. Это принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

4. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

5. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

6. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

7. Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

Принципы управления здоровьеориентированной деятельностью:

  1. личностно-ориентированной направленности педагогического подхода к оздоровлению определяется в том, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности по здоровьесбережению профессионального сотрудничества и сотворчества, обеспечивается обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
  2. синкретичности — объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

Этап I (2012 год)

Информационно-аналитический

Оценка эффективности реализованных оздоровительных мероприятий проводится

на основе показателей:

— общей заболеваемости

— острой заболеваемости

— заболеваемости детей в случаях и днях на одного ребенка;

— процента часто болеющих детей;

— индекса здоровья;

— процента детей, имеющих морфофункциональные отклонения;

— процента детей с хроническими заболеваниями;

— удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;

— распределения детей по группам здоровья.

Оценка состояния здоровья детей за три года

год

Число пропущенных дней, по болезни одним ребёнком

Кол-во и % часто болеющих детей

Кол-во и % детей с хроническими заболеваниями

Кол-во и % детей с нарушениями здоровья, вызванного адаптацией в ДОУ

2009-2010

7,9

18 (12,5%)

10 (7%)

6 (4,2%)

2010-2011

7.4

16 (11,3%)

8 (5,7%)

4 (2,8%)

2011-2012

7.2

17(11,5%)

7(4,5%)

5(3,2%)

Мы можем отметить, что наметились положительные тенденции в укреплении здоровья детей. Заболеваемость составила: 7,2 дня на 1 ребенка в 2011-2012 г, в 2010 - 2011 - 7,4, 2009-2010 -7,9.

Данные по травматизму

2009-2010

2010-2011

2011-2012

На занятиях

-

-

-

В режимные моменты

-

-

-

На прогулке

-

-

-

Распределение детей по группам здоровья

Группы здоровья

Показатели по учебным годам

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

I

57  

40,1

46

32,4

55

37,9

II

75

52,8

88

62

81

55,9

III

10

7,2

8

5,6

9(13)

6.2

IV

-

-

-

-

-

-

В целом распределение детей по группам здоровья за последние три года имеет стабильные показатели, наблюдаются незначительные изменения в порядке 5-8 процентов. Наиболее хорошие показатели в 2010-2011 учебном году.

Возрастает количество детей с хронической патологией, где основное место занимают заболевания костно-мышечной системы. Так в нашем детском саду 35,4% детей уже имеют нарушения стопы. 5,2% - нарушение осанки. 19% детей имеют кариес. Высокий процент частоболеющих детей- 11.5%. Растет количество детей с аллергическими проявлениями. В настоящее время в детском саду 37,9% детей имеют первую группу здоровья, 55,9% вторую, 6,2% третью.

Чтобы оценить успешность работы по физическому воспитанию мы провели диагностику физических качеств. Анализ темпов прироста осуществляли по методическим рекомендациям Т.А.Тарасовой» Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Для сравнительной  оценки темпов прироста физических качеств в Химкинском районе разработаны единые критерии. Взяты основные показатели: ловкость (челночный бег), скорость (бег на 10м), скростно-силовые качества (прыжок в длину с места, метание набивного мяча из положения стоя).

В нашем дошкольном учреждении отдельным показателем в диагностике является умение плавать – навык, который может пригодиться человеку в самых разнообразных и непредвиденных ситуациях, и чем устойчивее навык плавания , тем больше шансов выжить в чрезвычайных ситуациях. В настоящее время плавание считается одним из лучших средств лечебной физкультуры для укрепления и развития сердечной, мышечной деятельности, дыхательной системы.

Вывод: Работая по образовательной программе разработанной творческой группой педагогов МАДОУ№ 25 «Калинка» в области «Физическая культура»  по разделу «Здоровьесберегающие педагогические   технологии и методики» можно сделать вывод, что прирост физических качеств за последние 3 года составил 12%, что соответствует высокому уровню физической подготовленности детей МАДОУ.

Результаты социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников (по В.Г. Алямовской)

Получены следующие результаты:

ответы недостоверны — 0;

семья ведет в целом здоровый образ жизни — 25%;

семья тяготеет к здоровому образу жизни — 23%;

здоровый образ жизни в семье не сложился — 43%;

вас игнорируют — 9%.

Из полученных результатов следовал вывод, что часть родителей (48%) пытается вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), а значит, у нас есть единомышленники, на которых можно опереться. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой трудной области как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.

Выводы:

оценка и анализ здоровья детей, компетентности здровьесбережения педагогов, валеологической грамотности родителей выявили ряд негативных факторов:

- высокий процент (11,5%) часто болеющих детей;

- недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики (22,9%) и прироста психофизических качеств за год (12,4%)

- согласно теста Захарова А.И. 14,5 % воспитанников ДОУ испытывают психоэмоциональный дискомфорт;

- практически половина семей воспитанников не ориентированы на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей;

- знания детей о гигиене, режиме, привычках правильного питания и безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ (31,3%);

Не все педагоги демонстрируют в профессиональной деятельности здоровый стиль поведения, ориентируются в компетентном подходе по воспитанию привычек ЗОЖ детей.

Этап II (2013 год)

Проектно-технологический

Программное обеспечение

Название программ

Количество групп

Комплексные программы

1. Основная общеобразовательная   программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Веракса

10 групп

2. Основная образовательная программа МАДОУ №25 «Калинка»

10 групп

3. «Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет». Л.И.Пензулаева

10 групп

4. «Обучение плаванию детей в детском саду». Т.И.Осокиной

10 групп

Парциальные программы

2.1 «Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет». М.А.Рунова

6 групп

2.2 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (О.Князева, Р.Стеркина)

8 групп

2.3. Программа «Здоровье» Алямовская – раздел Лечебно – профилактическая работа

8 групп

2.4 «Подвижные игры в детском саду». Э.Я.Степаненковой

10 групп

Коррекционные программы

3. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста» С.В. Крюкова – коррекционная

2 группы

4. «Театр физического воспитания дошкольнико». Н.Н.Ефименко

8 групп

5. «Лечебная физкультура для дошкольников». О.В.Козырева

8 групп

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребёнка на всех уровнях- информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить следующие:

  1. организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);
  2. психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое  педагог оказывает на детей; с психолого – психологическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);
  3. учебно – воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своём здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);
  4. социальноадаптирующие и личностно – развивающие ( обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);
  5. лечебно – оздоровительное (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

Основные блоки работы:

1. Изучение физических и психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

2. Физкультурно-оздоровительная работа

3. Воспитание культуры здоровья воспитанников.

4. Формирование психологического здоровья. Коррекционно-развивающая работа

5. Лечебно-профилактическая работа

6. Экспериментальная работа.

7. Повышение профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении.

8. Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными институтами детства по вопросам здоровьесбережения.

  1. Изучение физических и психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Оценка здоровья включает технологии психолого-педагогического мониторинга физического воспитания. 

 (диагностические методики раскрыты в разделе «управление и контроль)

  1. анализ физических, психических, социальных аспектов развития и здоровья ребенка,
  2. анализ медико-психологических, педагогических условий воспитания, развития, здоровьесбережения;
  3. выявление запросов семьи.

Происходит выявление проблем развития и здоровья, разработка стратегии сопровождения ребенка.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение включает:

  1. Разработку индивидуальных маршрутов развития и укрепления здоровья ребенка;
  2. Разработку мероприятий по профилактике физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных проблем;
  3. Системную индивидуальную коррекционно-развивающую и оздоровительную работу;
  4. Консультирование: педагогов, родителей;
  5. Разработку и внедрение рекомендаций по организации здоровьесберегающей предметно-пространственной среды.

2. Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи:

  1. Развивать двигательные качества и обеспечить нормальный уровень физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка
  2. Поддерживать и стимулировать стремление дошкольников к творческому самовыражению в движении.
  3. Развивать интерес к различным видам спорта, приобщая к первоначальной спортивной активности.
  4. Развивать физические качества (волю, целеустремлѐнность, выносливость, смелость).
  5. Воспитывать потребность в самостоятельной двигательной активности и формировать двигательные умения и навыки

Физическое воспитание строится в следующих направлениях:

  1. разумное определение суммарных объемов нагрузок на ребенка,
  2. локальность действия упражнений для укрепления мышц, поддерживающих правильную осанку, свод стопы, обеспечивающих работу кисти,
  3. развитие двигательных качеств (ведущих в разные годы жизни),
  4. развитие потребности в движениях, обогащение двигательного опыта за счет освоения полезных основных движений с учетом взаимосвязи их формирования с развитием двигательных качеств,
  5. закаливание за счет использования различных средств физического воспитания, в том числе и физических упражнений разного вида (основной гимнастики, плавания, подвижных игр, спортивных упражнений, туризма) для повышения общей резистентности организма к простудным и прочим заболеваниям,
  6. профилактика и коррекция отклонений в развитии отдельных систем организма,
  7. развитие психических процессов, познавательной творческой активности в двигательной деятельности,
  8. развитие социально значимых личностных качеств - настойчивости, любознательности, самостоятельности, организованности,
  9. развитие ребенка как субъекта двигательной деятельности, в которой он приобретает компетенции, позволяющие осознать свое «Я», свои способности, проявить любознательность, инициативность.

Модель двигательного режима

Виды занятий

Особенности организации

Физкультурно - оздоровительные занятия

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в зале.

Длительность 5-10 минут.

Динамическая пауза

Ежедневно во время перерывом между организованной образовательной деятельностью (с преобладанием статистических поз).

Длительность 5-7 минут

Физкультминутка

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания организованной образовательной деятельности.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно во время утренней и вечерней  прогулки.

Длительность 20-30 минут.

Индивидуальная работа по развитию движений

Во время утренней  прогулки, ежедневно.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с обширным умыванием

Ежедневно, по мере пробуждения детей.

Длительность 10 минут.

 Элементы музыкальной гимнастики постепенного пробуждения  после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения детей.

Длительность 10 минут.

Ритмическая гимнастика

 2 раза в неделю и по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания организованной образовательной деятельности.

Длительность 10-30 (в зависимости от возраста).

Корригирующая гимнастика

Ежедневно во всех видах деятельности

Длительность 7- 10 минут.

Логоритмика

Проводится логопедом, музыкальным

руководителем 1 раза в неделю по подгруппам.

Учебные занятия

физическая культура

Проводятся два занятия в неделю, в теплый период года большинство занятий на свежем воздухе в зависимости от погоды.

Длительность 15-25 (в зависимости от возраста).

бассейн

Проводятся один раз в неделю

Самостоятельные занятия

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

Физкультурно-массовые занятия

Недели здоровья

Один раз в квартал

Физкультурный досуг

Один раз в месяц.

Длительность 20-40 минут (в зависимости от возраста)

Физкультурно-спортивные праздники

Два раза в год. Длительность 40 - 60 минут.

Игры-соревнования между возрастными группами


Один-два раза в год. Длительность 30-40 минут.


Внегрупповые (дополнительные) виды занятий

Спортивная секция ритмической

гимнастики «Непоседы»

По желанию родителей и детей. Два раза в неделю. Длительность 25-30 минут.

Спортивная секция «Каратэ»

По желанию родителей и детей. Два раза в неделю. Длительность 25-30 минут.

Занятия в бассейне «Адаптация к воде» (3- 6 лет)

По желанию родителей. Два раза в неделю. Длительность 25-30 минут.

Занятия в бассейне «Мама и малыш»  (0 -3 лет)

 Вместе с родителями. Два раза в неделю. Длительность 25-30 минут.

Группа здоровья

Работа с ослабленными детьми, массажи, корригирующие гимнастики.

По плану руководителя группы здоровья , серии занятий

с перерывами.

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и школы

Участие родителей, младших школьников в

физкультурно-оздоровительных,

массовых мероприятиях детского сада

Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий

В настоящее время состояние здоровья дошкольников вызывает серьёзную озабоченность общества, поэтому особое внимание в работе коллектива по здоровьюсбережению детей  занимает корригирующая гимнастика:

  1. Профилактика плоскостопия и искривление позвоночника;
  2. Пальчиковая гимнастика;
  3. Стретчинг;
  4. Дыхательная гимнастика;
  5. Гимнастика для глаз;
  6. Точечный массаж и сасомассаж;
  7. Психогимнастика и релаксация;
  8. Фитбол;
  9. Динамические паузы и физкультминутки.

Плавание считается одним из лучших средств лечебной физкультуры в оздоровлении дошкольников.  Игровые групповые сеансы с оздоровительным плавательным блоком – это непосредственно занятия в бассейне. Которые строятся на основе программы: «Раньше плавать чем ходить  от 0 до 3 лет». Данные программы направлены на охрану и укрепление здоровья детей раннего возраста, их всестороннее развитие. Целью работы является овладение младенцами жизненными и здоровьесберегающими навыками плавания. Решаемая задача: проводить комплексное оздоровление и оказывать индивидуальную помощь детям в освоении разных видов движений на воде.

Результатом этой работы является: преодоление водобоязни, освоение различных видов движений на воде, снижение заболеваемости, повышение эмоционально положительного тонуса в течение длительного времени.

 Занятия  проводятся по подгруппам и индивидуально. На занятиях дети находятся вместе с родителями, что очень важно (происходит взаимосвязь ребенка и взрослого, тактильный контакт). Занятия осуществляются в игровой форме совместно с родителями, где последние являются надежными помощниками ребенка.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

  1. повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
  2. совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
  3. повышение физической работоспособности;
  4. нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
  5. повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

Система общеоздоровительных мероприятий

в детском саду включает:

  1. обучение уходу детей за своим телом;
  2. закаливание;
  3. обучение плаванию,
  4. витаминизация блюд,
  5. освоение упражнений психорегуляции состояния (психогимнастике),
  6. оптимизация двигательной активности,
  7. комплексы оздоровительных упражнений,
  8. дыхательные упражнения,
  9. профилактика против гриппа (оксолиновая мазь),
  10. система физкультурно-оздоровительных мероприятий,
  11. самомассаж грудной клетки, стоп и голени, точечный,
  12. лечебная гимнастика для стоп,
  13. солевое закаливание с использованием корригирующих дорожек, тренажеров,
  14. обширное умывание,
  15. полоскание полости рта, чистка зубов,
  16. сухое растирание тела варежкой,
  17. релаксация, цвето - и музыкотерапия

3. Воспитание культуры здоровья

Задачи:

  1. развитие здоровьесберегающих навыков и умений.
  2. Воспитывать бережное отношение к своему организму, формировать культурно- гигиенические навыки.
  3. Формировать привычку к здоровому образу жизни, формировать сознательное отношение к своему здоровью.

Валеологическое образование – это составная комплексного процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Оно направлено на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья и благополучия. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, основывается на осознанном отношении ребенка к своему здоровью.

Поэтому важно следующее:

1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания самого себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  1. знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  2. знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  3. знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  4. знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:

  1. привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  2. обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  3. формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  4. формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  5. развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;
  6. формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  7. выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определять свои состояния и ощущения;
  8. формирование мотивов ЗОЖ, убедить: если беречь свое тело, правильно питаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастешь крепким, красивым, умным;
  9. выработка стойкой привычки к самомассажу;
  10. создание условий для формирования навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
  11. ознакомление детей с возможными травмирующими ситуациями;
  12. обучение ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  13. обучение некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов «неотложки»).

4. Формирование психологического здоровья.

Коррекционно-развивающая работа.

Задачи:

  1. создание условий, обеспечивающих психическое, физическое здоровье, эмоциональный комфорт;
  2. обеспечение психологического комфорта и легкой, безболезненной адаптации детей к дошкольному учреждению.
  3. диагностика и своевременная коррекция функциональных изменений в состоянии здоровья, развития речи и в формировании психологического статуса дошкольников.

Обеспечение психологического комфорта ребенка с целью сохранения физического и психического здоровья, которое включает:

  1. эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций),
  2. позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка),
  3. благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами),
  4. успешность в сфере деятельности.

Признаки духовного здоровья (силы духа), которые называют подавляющее большинство авторов:

1) позитивный взгляд на жизнь и внутреннее равновесие;

2) способность к концентрации;

3) способность контролировать негативные эмоции;

4) внимательность и собранность;

5) способность слушать и слышать, смотреть и видеть, выбирать себя и выбирать себе;

6) способность ориентации, которая позволяет человеку занять адекватную позицию в окружающем нас мире.

Условия, необходимые для психологического комфорта ребенка в детском саду:

- личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка - открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;

- активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности

- игре;

- развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);

Коррекионно-развивающая работа в ДОУ включает:

  1. занятия с психологом
  2. психогимнастика
  3. занятия с психологом с детьми группы риска и по потребностям
  4. занятия с логопедом
  5. логоритмика
  6. использование приемов релаксации
  7. терапевтические техники: песочнотерапия, игротерапия, арттерапия,
  8. сказкотерапия.
  9. игровые психотерапевтические техники: «Разрывание бумаги» (автор Кэти Дейвис), «Рисунок-игра» (автор Стенли Кисель) и др. 8.
  10. концепция Н.Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике».

5. Лечебно-профилактическая работа

Задачи:

  1. Обеспечить индивидуальные меры укрепления здоровья детей.
  2. Профилактика инфекционных заболеваний.

Профилактическая работа направлена на повышение сопротивляемости и защитных сил организма.

Основные лечебно-профилактические мероприятия в ДОУ:

1. Самомассаж

2. Оксолиновая мазь

3 Лечебное полоскание горла

4. Витаминотерапия (Ревит, настойка шиповника, витаминизация третьего блюда)

5 Точечный массаж

Профилактика заболеваемости:

1. Дыхательная гимнастика в игровой форме

2. Оксолиновая мазь

Оздоровление фитонцидами:

1. Чесночно-луковые закуски

2. Ароматизация помещений (чесночные букетики).

Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки.

1. Корригирующие гимнастика

2. Остеопатическая гимнастика

3. Самомассаж спины, стоп

  1. Экспериментальная работа

Тема: «Формирование компетентности здоровьесбережения дошкольников»

Цели эксперимента:

Создать, теоретически обосновать модель формирования компетентности здоровьесбережения у дошкольников, эмпирически доказать ее эффективность.

Задачи исследования:

1. Проанализировать уровень развития совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности) необходимых в процессе здоровьесберегающей деятельности.

2. Выявить факторы, влияющие на формирование компетентности здоровьесбережения у дошкольников.

3. Разработать методические рекомендации по формированию компетентности здоровьесбережения в дошкольном возрасте.

В основу экспериментальной работы положен компетентный подход. Компетентный подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. Притом в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.

Под компетентностью здоровьесбережения понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению.

В рамках модели формирования компетентности здоровьесбережения у дошкольников предусматривается ряд направлений деятельности ДОУ, включенных в режим дня. Это:

  1. обучение детей основным двигательным и гигиеническим навыкам,
  2. правильному дыханию,
  3. основам закаливания,
  4. самомассажа,
  5. приемам психической саморегуляции,
  6. профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного и зрительного аппарата,
  7. предусматривается изучение и коррекция мотивации достижения успеха у детей дошкольного возраста как условия, необходимого для создания потребности в здоровом стиле поведения,
  8. знакомство дошкольников с основами строения организма человека, средствами сохранения здоровья, совершенствования своего организма;
  9. повышение валеологической грамотности родителей, их включенности в здоровьесберегающий образовательный процесс.

7. Повышение профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении

Формы работа с воспитателями

- семинары

- консультации

- выступления на педсоветах

- работа творческих групп

- открытые просмотры

-мастер-классы

-работа по проектам

Формирование личностных ресурсов педагогов с доминированием ценностей здорового образа жизни.

  1. Создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
  2. Обучение способам саморегуляции и самоконтроля
  3. Контроль за состоянием здоровья педагогов – профилактические осмотры
  4. Развитие личностного роста педагогов за счет развития потенциалов, заложенных в каждом человеке и нуждающихся в развитии:
  1. потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; приобретение знаний в области сохранения здоровья и методов организации здорового образа жизни.
  2. потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирать адекватные средства для достижения целей.
  3. потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека выражать свои мысли и чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.
  4. потенциал тела (физический аспект здоровья) – способность развивать физическую составляющую здоровья, осознавать собственную телесность, научиться управлять своим телом.
  5. общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативности.
  6. потенциал креативности (творческий аспект здоровья) – способность человека к созидательной активности, стремление творчески выражаться в жизнедеятельности.
  7. духовный потенциал (духовный аспект здоровья) – способность развивать духовную природу человека, выражать высшие ценности в жизни (необходимо создавать условия для реализации духовных качеств).

8. Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными институтами

детства по вопросам здоровьесбереджения

Направления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности

здорового образа жизни:

  1. Пропаганда здорового образа жизни.

В наглядной форме: оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки и т.д.

В устной форме: проведение индивидуальных бесед, родительских собраний, организацией встреч с различными специалистами и т.п.

Посещение родителями открытых физкультурных занятий,

Ознакомление с протоколами контрольно-срезовых занятий,

Оформление экрана заболеваемости,

Оформление фотостендов, видеоматериалов.

Выпуск валеологической газеты «Здоровый малыш»

2. Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни

  1. Обсуждение программы оздоровительной деятельности
  2. Организация оздоровительной среды в группе (увлажнители воздуха (хотя бы самодельные фонтанчики), подбор специальных комнатных растений, ароматизация помещения (яблоками, например), аэрация помещения с помощью ламп Чижевского, специальная музыкальная программа и др.)
  3. Оборудование мини-стадионов в групповых помещениях.
  4. Оборудование природных дорожек здоровья на участке и в помещении.
  5. Оформление сенсорного освещения в спальной.
  6. Оформление летнего и зимнего стадионов на участке детского сада.
  7. Совместная организация спортивных мероприятий.
  8. Изготовление тренажеров для стоп.

Совместная работа воспитателей и родителей

- объединенный совет педагогов и актив родителей

- работа актива родителей в творческой группе

- попечительский совет родителей

Работа с родителями

• родительские собрания

• консультации специалистов

• открытые просмотры

• участие в досугах и праздниках

  1. Создание консультационного пункта по вопросам здоровьесбережения.
  2. Активизация семьи для решения проблем оздоровления:
  1. содействие семье в адаптационный период;
  2. привлечение родителей к работе Советов педагогов, медико-педагогических совещаний;
  3. сотрудничество с семьей по проблеме формирования здорового образа жизни у детей.

Сотрудничество с социальными институтами детства

1. Сотрудничество с учреждениями образования, культуры, здоровья:

  1. ЦД Школа искусств.
  2. Детская библиотека.
  3. ДДТ «Созвездие».
  4. Церковь.
  5. Духовно-просветительский центр.
  6. Поликлиника.

2. Разнообразные формы сотрудничества.

  1. Информационный обмен.
  2. Совместные планы, проекты, мероприятия.
  3. Шефская деятельность.
  4. Оказание диагностических, коррекционных, развивающих услуг для детей, не посещающих ДОУ.

3. Информирование населения о деятельности МДОУ:

  1. Газетные публикации
  2. Сайт учреждения
  3. Концерты
  4. Педагогические странички.

Работа в округе

- участие в открытых занятиях

- выступления

- обобщение опыта работы

Преемственность со школой

- проведение общих мероприятий

- консультации

- дни «открытых дверей»

- семинары

Этап III (2013 – 2014 год)

Ресурсное обеспечение

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  1. Кадровое обеспечение. Подбор квалифицированных специалистов.
  2. Методическое обеспечение: программы, конспекты занятий, медико - педагогическая документация, отчетная документация.
  3. Развитие материально-технической базы ДОУ, создание современной оздоровительной среды в ДОУ.
  4. Санитарно-гигиенические условия. Организация работы согласно требований СанПина.

  1. Перспективы развития кадров

  1. Повышение квалификации педагогических кадров и персонала в вопросах здоровьесбережения.
  2. Участие педагогов в экспериментальной работе по проблеме «Формирование компетентности здоровьесбережения участников образовательного процесса ДОУ.
  3. Создание творческих групп по проблемам здоровьесбережения.
  4. Обеспечение научного консультирования и курирования по вопросам здоровьесбережения.

  1. Научно-методические условия

Программно-методическое обеспечение оздоровительной деятельности

Направление

развития

(стандарт)

Название программ

(методических разработок)

Ключевые положения

программ (методических

разработок)

Дидактическое

обеспечение

физкультурно-

оздоровительное

Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы».

Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания дошкольников», М.М.Борисовой «Малоподвижные игры и игровые упражнения», Э.Я.Степаненковой «Подвижные игры в детском саду»,

Л.Н. Волошина «Играйте на

здоровье» - программа, Зайцев «Уроки Мойдодыра», Зайцев «Уроки Айболита», О. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду», Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве», Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми», М.А.Рунова «Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми», Т.И.Осокиной «Обучение плаванию детей в детском саду», Е.К.Воронова «Прогрмма обучения плаванию детей в детском саду», О.В.Козырева «Коррекционная работа с дошкольниками», Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов "Обучение плаванию дошкольников и младших школьников"; И.А.Большакова "Маленький дельфин", Е.Н.Вареник «Утренняя гимнастика»Л.Г. Голубцова «Гимнастика и массаж», М.Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в детском саду», Буцинская «Общеразвивающие упражнения в детском саду», В.А.Шишкина «Какая физкультура нужна детям», В.А. Доскин «Растем здоровыми», О.Князева, Р.Стеркина «Основы безопасности детей

дошкольного возраста», Н.Н.

Авдеева «Безопасность», Т.К. Зайцев «Твое здоровье», К.Белая «Твоя безопасность,

Как вести себя дома и на улице».

развитие двигательных

умений и физических

качеств;

Обучение детей плаванию, адаптация к воде, закаливание, снижение заболеваемости детей;

воспитание осознанного отношения к своему здоровью;

формирование привычки к здоровому образу жизни;

усвоение правил безопасного поведения.





Спортивное

оборудование в зале,

на площадке;

коррекционное оборудование;

планы индивидуальной коррекционно- оздоровительной работы;

подбор физических упражнений для формирования правильной осанки, коррекции плоскостопия; комплексы дыхательных гимнастик; комплексы упражнений для часто болеющих детей, для детей болеющих лор- заболеваниями; диагностические материалы физического развития детей.

Перспективы развития научно-методических условий здоровьеориентированной деятельности ДОУ

  1. Организация постоянно действующего семинара по вопросам здоровьесбережения
  2. Разработка методических рекомендаций по вопросам формирования компетентности здоровьесбережения у дошкольников
  3. Оснащение воспитателей методическими пособиями и рекомендациями по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ
  4. Организация работы по проектам
  5. Организация эффективной работы методической службы по вопросам здоровьесбережения субъектов образовательного процесса

3. Материально-технические условия

Критерии оценки

медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ

1

В ДОУ созданы условия для развития детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)

1.1

Имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений

детей

нет

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

2

В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей

2.1

Имеется медицинское оборудование для проведения лечебных и

профилактических мероприятий

да

2.2

Имеются специально выделенные помещения, оснащенные медицинским оборудованием (стоматологический кабинет, физкультурно-оздоровительный центр)

нет

2.3

Имеется кабинет для медицинского осмотра детей, изолятор

да

3

В ДОУ имеются специальные помещения для коррекционной

работы с детьми

3.1

Кабинет логопеда

да

3.2

Кабинет психолога

нет

3.3

Комната психологической разгрузки

нет

3.4

Другое

4

 В ДОУ созданы условия для физического развития детей

4.1

Имеется спортзал

да

4.2

Имеется бассейн

да

4.3

На участке имеется плескательный бассейн

нет

4.4

В группах имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа (спортинвентарь, коррекционные дорожки и др.)

да

4.5

На участке созданы условия для физического развития детей,

оборудована спортивная площадка, беговая дорожка, полоса препятствий,

спортивно-игровое оборудование. яма для прыжков и др.)

да

Перспективы развития здоровьесберегающей среды:

  1. Обновить спортивный инвентарь в спортивном зале и бассейне
  2. Оборудовать автогородок на площадке
  3. Оборудовать комнату релаксации
  4. Пополнить развивающую среду в группах по организации двигательной активности, проведения коррекционно-развивающей, оздоровительной деятельности.
  5. Оборудовать спортивную площадку детскими тренажерами.

4.Санитарно-гиенические условия

1. Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.

2. Рациональное построение режима дня.

3. Организация образовательного процесса согласно требований к максимальной учебной нагрузке детей.

4. Обеспечение безопасных условий пребывания в ДОУ.

5. Санитарно-просветительская работа (с сотрудниками и родителями),

6. Соблюдение режима двигательной активности.

7. Полноценное сбалансированное питание

Средства реализации программы:

1. Наличие диагностического инструментария для изучения физических и психологических и индивидуальных особенностей ребенка, определения компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, определения валеологической культуры родителей.

2. Оптимизация режима двигательной активности, создание модели двигательного режима, технологии здоровьесбережения.

3. Разработка показателей компетентности здоровьесбережения, сформированности культуры здоровья на всех возрастных этапах.

4. Слаженная работа специалистов коррекционной сферы: психолога, логопеда с инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем, воспитателями, медиками в вопросах обеспечения психологического здоровья и коррекционно-развивающей сфере.

5. Работа освобожденного специалиста по лечебно-профилактической работе. Наличие плана лечебно-профилактическая работы, материальное обеспечение профилактических мероприятий.

6. Создание новых механизмов взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения в процессе экспериментальной работы.

7. Эффективная работа методической службы по вопросу повышения профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении.

8. Создание эффективной системы взаимодействие с семьями воспитанников и социальными институтами детства по вопросам здоровьесбереджения. Наличие программы работы с семьей.

Этап IV (2014 год и далее)

контроль и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью

КРИТЕРИИ И ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ

Базовыми критериями физического здоровья являются:

1) состояние сердечно-сосудистой системы;

2) состояние иммунной системы;

3) способность организма усваивать кислород воздуха.

Показатели деятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека, от них напрямую зависит его жизнь.

К числу основных критериев здоровья принято относить:

1) состояние опорно-двигательного аппарата;

2) состояние нервной системы;

3) состояние пищеварительной системы.

Критерии психического здоровья

1) способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков,

2) целеустремленность, активность,

3) критический подход к обстоятельствам жизни,

4) чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке,

7) самообладание и способность радоваться.

Критерии социального здоровья (по А. Элиссу)

1. наличие интереса к самому себе,

2. самоконтроль,

3. умение общаться со сверстниками

4. эмпатия

Основными признаками физического нездоровья (при отсутствии клинических

признаков, как, например, температура, головная боль и т п ) являются:

1) нарушение сна

2) отсутствие аппетита,

3) Быстрая утомляемость

К психическому нездоровью обычно относят

1) раздражительность, капризы,

4) повышенную тревожность,

5) замкнутость,

7) пассивность (духовное нездоровье).

Социальное неблагополучие личности проявляется в неадекватном восприятии

окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности.

Эффективность программы оздоровления

Оценка эффективности реализованных оздоровительных мероприятий проводится

на основе показателей:

— общей заболеваемости (уровень и структура);

— острой заболеваемости (уровень и структура);

— заболеваемости детей в случаях и днях на одного ребенка;

— процента часто болеющих детей;

— индекса здоровья;

— процента детей, имеющих морфофункциональные отклонения;

— процента детей с хроническими заболеваниями;

— удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;

— распределения детей по группам физического воспитания;

— распределения детей по группам здоровья.

Критерием эффективности комплекса и его мероприятий является показатель качества оздоровления, определяющийся отношением числа часто болеющих детей, снятых с учета после выздоровления, к общему числу часто болеющих детей, прошедших курс оздоровления.

Гигиеническое воспитание и обучение родителей

Значительное влияние на здоровье детей, их социально-психологическую адаптацию оказывают факторы социального риска, действующие на уровне семьи. К числу таких факторов следует отнести:

  1. социально-гигиенические (плохие материально-бытовые условия, низкий уровень общей и санитарной культуры, тяжелые или вредные условия труда родителей и т.д.);
  2. медико-демографические (многодетность, неполные семьи, возраст родителей до 20 лет и т.д.);
  3. социально-психологические (наличие вредных привычек, неблагополучный психологический климат и др.).

Гигиеническое воспитание и обучение родителей — важное условие сохранения и укрепления здоровья детей. При этом особое значение имеет постоянная связь родителей с дошкольным учреждением.

Основными звеньями в этой работе являются:

  1. характер и объем медико-социальной помощи, направленный на устранение или снижение влияния факторов риска на здоровье ребенка;
  2. повышение уровня социально-правовой грамотности семей, целенаправленная санитарно-просветительная работа с учетом характера влияния факторов социального риска.

Медико-педагогическое наблюдение и контроль.

Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется врачами- специалистами 2 раза в год.

Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей (сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций); осуществляет медицинский контроль состояния здоровья детей (допуск к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений в зависимости от группы здоровья и физкультурной группы каждого конкретного ребенка.

Врачи-специалисты (хирург, стоматолог) городской детской поликлиники дважды в год осуществляют обследование детей по поводу наличия и коррекции вторичных отклонений в физическом развитии (нарушения в области опорно-двигательного аппарата).

Старшая медсестра ДОУ регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий обеспечение влажной ежедневной уборки физкультурного и музыкального зала, бассейна, соблюдение воздушно-теплового режима.

Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течение всего периода работы. Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей на занятиях физическими упражнениями. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, усвоением учебного материала, индивидуальной реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.

Педагогические наблюдения проводятся с использованием следующих методов:

  1. Хронометрирование. Осуществляется в конце каждого квартала обучения по программе согласно «Методическим рекомендациям» с целью определения педагогической (общей) и моторной плотности занятий, обоснованности распределения учебного материала в частях занятий.
  2. Пульсометрия. Осуществляется на тех же занятиях с целью определения физической нагрузки в разных частях занятий, степени напряженности организма ребенка, его реакции на отдельные упражнения, подвижные игры и др.

3. Наблюдение за переносимостью нагрузки по внешним признакам утомления. Осуществляется согласно «Методическим рекомендациям». Оценка здоровья включает технологии психолого-педагогического мониторинга физического воспитания, социально-психологического аудита профессиональной деятельности персонала и социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников дошкольного учреждения.

Мониторинг эффективности здоровьесберегающего воспитательного пространства ведется по следующим направлениям:

  1. Здоровье (индекс здоровья, группа здоровья, заболеваемость)
  2. Физическое развитие (антропометрические показатели, их оценка по центральным шкалам, индекс Пинье, индекс Руфье)
  3. Психоэмоциональный комфорт (интервьюирование, беседы, рисуночные тесты, тест «Секреты»)
  4. Анализ и оценка природо - экологических, гигиенических факторов, позитивного и негативного материала здоровьесберегающей среды
  5. Культура здоровья (убеждения, потребности, мотивы, знания, умения субъектов образовательного процесса в здоровьесбережении)
  6. Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ, педагогического коллектива ДОУ и учреждений микрорайона результатами социальной адаптации.
  7. Двигательные способности (координационные, скоростно-силовые, силовые, гибкость, выносливость)
  8. Двигательная активность (объем, интенсивность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИНАРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Особенности формирования информационно-образовательной среды отражаются в нормативных документах федеральной образовательной политики. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте нача...

Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...

Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...

Современные подходы в организации здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном учреждении

Сохранение и укрепление здоровья детей, выработка ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является главным приоритетом дошкольного образования....

Выступление на педагогическом совете Тема: Концептуальные подходы к формированию предметно-пространственной среды в современном детском саду

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации согласно ФГОС - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами...

Выступление "Создание современной здоровьесберегающей образовательной среды"

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя.В. А. Сухомлинский...