Эти волшебные чувства
методическая разработка (младшая группа) по теме

Все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся. Ж-Ж. Руссо Внутренний мир человека невозможно представить без богатейшей гаммы эмоциональных переживаний, каждое из которых играет свою роль в ярком, многозвучном и динамичном спектакле жизни. Что осталось бы от человека, если бы он был лишен чувств? Изъятие каких-то эмоций и чувств, обеднение сферы переживаний или, говоря научным языком, эмоциональная депривация ведут к скуке, тоске, депрессии. Вкус жизни особенно ощутим, когда в ней есть и терпкость, и сладость, и острота, и горечь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon untitled01.doc419.58 КБ

Предварительный просмотр:

чтобы не вспугнуть! Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций

Занятие 1. «Знакомство»

Цель занятия: формирование позитивного отношения ребенка к своему имени, принятие детьми друг друга.

«Ласковое имя»

Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему имени. Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает им.

«Здравствуй, я котик!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий держит в руках мягкую игрушку - котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».

«Котик ласкает»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Как и в предыдущем упражнении, ведущий держит в руках мягкую игрушку - котенка - и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).

«Волшебная палочка»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Ведущий дотрагивается до ребенка «волшебной палочкой», «превращая» его в какое-нибудь животное. Малыш старается изобразить это животное, а остальные придумывают, как можно назвать его ласково, например: зайчонок, зайка, заинька. (Ведущий «превращает» детей в известных им животных: лису, зайца, кошку, собаку).

«Раз-два-три, заяц, замри!»

Цель: способствовать развитию двигательной активности детей.

Дети ходят по комнате. Ведущий говорит им: «Сейчас вы будете превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» - вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте, как зайцы. А теперь раз-два-три, заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, дети постарше придумывают позы самостоятельно. Далее веду щий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей -волков, медведей, и после этого дать команду: «Раз-два-три! Медведь (волк), замри!».

«Я - мама-зайчиха»

Цель: создание благоприятных эмоциональных отношений между детьми и взрослым.

Ведущий изображает какое-нибудь животное со словами: «Я - мама-зайчиха» (лисица, волчица и т. п). Вслед за ведущим малышам нужно превратиться в зайчат, лисят, волчат - в


детей своей мамы. Ведущий - мама показывает, как любит своих детей. «Тихий час для мышат»

Цель: способствовать принятию ребенком своего тела, развитию тактильных ощущений.

Ведущий предлагает детям превратиться в мышат и показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают, гладят свои животики - наелись, сонно пищат - хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации.

Занятие 2. «Мое имя»

Цель занятия: формирование позитивного отношения ребенка к своему имени, умения понимать свое эмоциональное состояние.

«Здравствуй. Я мальчик Петя»

Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему имени. Проводится аналогично упражнению «Здравствуй, я котик!»

«Петя грустный - веселый»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния людей. Дети не только изображают веселого и грустного Петю в ситуациях, которые задает ве дущий, но по возможности сами называют эти ситуации.

«Петя в зоопарке»

Цель: снятие психофизической нагрузки, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние.

Для игры нужны два стульчика, которые устанавливаются так, чтобы сооружение напоминало клетку. Дети по очереди «заходят» в «клетку» и «превращаются» в различных животных. Ведущий может показать, как животные веселятся, когда их покормят, как они грустят, когда хотят есть...

«Превратись в пластилинчик»

Цель: способствовать развитию спонтанности детей.

Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он - кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

«Ау!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Один ребенок поворачивается спиной к группе - он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

«Тихий час для мышат»

Проводится аналогично упражнению в занятии 1.


Занятие 3. «Веселые и грустные»

Цель занятия: развитие умения распознавать эмоциональные состояния грусти и радости.

«Кто в домике живет?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Дети «забираются в домики» - для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Ведущий «стучится в каждый домик» со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребенка: «Что ты любишь больше всего?», «В чем ты самый-самый лучший?» и т. п., а ребенок отвечает на эти вопросы.

«Зайчик веселый - грустный»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния грусти и радости. Дети сначала изображают просто зайчика, потом грустного зайчика и веселого (ведущий служит образцом).

«Зайчик позвонил по телефону»

Цель: укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.

(Для игры нужны две телефонные трубки). Ведущий-зайчик предлагает одному из детей поговорить с ним по телефону. Зайчик сначала здоровается с ребенком, потом спрашивает его: «Ты сегодня веселый или грустный? Почему?»

«Зайчик отправился в лес»

Цель: раскрытие своего «я», развитие умения отображать эмоциональные состояния.

Ведущий говорит детям, что зайчик пошел погулять по лесу и встретил там разных животных: веселых и грустных. Он предлагает детям показать с помощью мимики, каких животных встретил зайчик (веселых и грустных лягушат, волчат, воронят). Всех грустных животных зайчик пожалел и сказал им добрые слова (ведущий-зайчик гладит всех детей по очереди). И все животные и птицы развеселились (дети показывают, как они развеселились).

«Солнечный зайчик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности радоваться коллективно.

Дети стоят в кругу. Ведущий держит в руках зеркало и направляет на стену солнечного зайчика, говоря: «Ребятки, посмотрите, какой у нас зайчик. Он хочет поиграть с вами. Давайте его догоним. Ловите-ловите, вон он побежал». Дети гурьбой бегают по комнате за «зайчиком».

«Тихий час для мышат»

Проводится аналогично упражнению в занятии 1. Занятие 4. «Настроение»

Цель занятия: содействие развитию у детей положительного образа «Я» и рефлексии эмоциональных состояний.


«Покажи чувства язычком»

Цели: способствовать развитию спонтанности детей, рефлексии эмоциональных состояний.

Ведущий просит детей высунуть язычки, а затем показать всем, как язычок радуется, злится, боится.

«Пряничная куколка»

Цель: содействовать развитию у детей положительного образа «Я».

В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик (или на стол учителя) и «превращается в тесто». Сначала взрослый «замешивает тесто» - поглаживает тело ребенка, затем добавляет в тесто различные качества (по желанию ребенка) - красоту, ум и т. п. После этого он приступает к лепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!». Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами: «Куколка, живи!». Затем взрослый предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная «куколка» получилась.

Это упражнение можно проводить и в группе. В таком случае не только взрослый, но и все дети принимают участие в «лепке».

«Пальцы-мышки»

Цель: способствовать самовыражению детей.

Дети «превращают» свои пальчики в «мышат» и тихонько «бегают» ими по столу, потом по своей коленке и по коленке соседа.

«Капелька, льдинка, снежинка»

Цель: способствовать самовыражению детей.

С помощью ведущего дети изображают капельку (руки вверху полукругом, свободные), льдинку (руки сомкнуты вверху, напряжены), снежинку (руки в стороны, свободные, очень мягкие).

«Ролевая гимнастика»

Цели: расширить ролевой репертуар, ролевую гибкость детей, способствовать развитию спонтанности детей, облегчить проявление гнева.

Вариант 1. Дети учатся принимать на себя роли разных страшных героев из сказок и фильмов (волка, Годзиллы, дракона). Поскольку детям бывает сложно сделать это самостоятельно, то сначала можно показать им картинки с изображением какого-нибудь страшного героя и попросить изобразить его (можно движениями, голосом и пр.). После некоторой тренировки дети сами загадывают какой-нибудь персонаж и показывают его. Остальные стараются угадать, кого изображают. При этом взрослый всячески побуждает детей проявлять агрессию от имени персонажей, то есть произносить «страшным голосом» реплики типа «Сейчас я вас съем!» и т. п.

Вариант 2. Дети по очереди изображают разных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоположные качества - например, были большими и трусливыми (трусливый орел, трусливый лев) или маленькими и смелыми (например, смелая мышка, смелый воробей).

«Хорошие ушки - красивые глазки»

Цель: закрепление положительного впечатления от своего тела.


Ведущий предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки, а затем погладить себя со словами «хороший мальчик» и «хорошая девочка».

«Помяукай и похрюкай»

Цель: способствовать самовыражению детей.

Ведущий предлагает детям помяукать радостно, испуганно, грустно; затем похрюкать, полаять и т. п.

«Тихий час для мышат»

Проводится аналогично упражнению в занятии 1.

Блок 2. Чувства нужно уметь распознавать

Занятие 5. «Радость, страх, злость»

Цель занятия: развитие умения распознавать эмоциональные состояния злости, страха и радости.

«Кто пришел к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей, активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и просит, чтобы они изобразили животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изобразят и как.

«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое у них настроение. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Де лается вывод: настроение можно узнать по выражению лица.

Цель: развитие умения распознавать разные эмоциональные состояния. Ведущий поочередно показывает детям картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Он просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут это сделать, то ведущий помогает им), а затем изобразить его (при этом сам ведущий тоже изображает это чувство).

«Покажи чувства язычком»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния злости, страха и радости.

Ведущий просит детей высунуть языки и изобразить, как язычок радуется, злится,

боится.

«Покажи чувства руками»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Дети, ориентируясь на движения ведущего, показывают, как их руки «прыгают» по столу (радуются), «толкают», «кусают друг друга» (злятся), «сжимаются в комочки» и

«Как выглядят чувства»


«дрожат» (боятся).

«Листочек падает»

Цель: развитие умения сотрудничать.

Ведущий поднимает приблизительно в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно лист спускается вниз и ложится на стол. Затем он просит детей «превратить» свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги - дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, который опускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, т. е. плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Один ребенок «превращается в кошечку» и «засыпает» - ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди разбудить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

«Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий говорит, что можно показать человеку, как ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой - в ее сыночка, и они показывают, как любят друг друга. Следующая пара - «мама - дочка», потом - «бабушка - внук» и т. п. В конце упражнения обсуждается, кто сумел удачнее показать, как он умеет любить.

«Спящий котенок»

Цель: обучение детей приему саморасслабления.

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается колыбельной музыкой.

Занятие 6. «Радость, страх, злость» (продолжение)

Цель занятия: закрепление умения распознавать эмоциональные состояния злости, страха и радости, формирование у детей умения любить окружающих.

«Угадай чувство»

Цель: закрепить умение распознавать эмоциональные состояния злости, страха и радости.

Ведущий показывает детям картинки с лицами, на которых изображены злость, страх, радость. Дети угадывают чувство и пытаются сами изобразить его.

«Кто в домике живет»

Цель: развитие самоуважения детей.

Дети «забираются в домики», т. е. каждый над своей головой смыкает руки уголком в виде крыши. Ведущий стучится в каждый домик со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя, потом отвечает на вопросы ведущего: "Что ты любишь больше всего?» «В чем ты самый-самый?» и т. п.

«Кто лучше разбудит»


«Походи, как...»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Дети встают и ходят по кругу, как радостные, испуганные, злые зайчики, затем - как злые, испуганные, радостные медведи.

«Прогони Бабу-Ягу»

Цель: содействовать исчезновению страхов детей, помочь им проявить свою агрессию в конструктивных целях.

Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга и ее нужно обязательно прогнать оттуда. Баба-Яга очень боится громких криков и шума, поэтому ребенку нужно покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.

«У кого больше "любимок"?»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» - людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.

«Карандашик - кисточка»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Ведущий показывает детям, как изображать карандашик напряженной вытянутой вперед рукой. Потом все вместе изображают кисточку - мягкой изогнутой рукой. Затем ведущий дает детям разные команды. По команде «Карандашик!» - дети напрягают руку, изображая карандаш, по команде «Кисточка!» расслабляют руку. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку... Ведущий подчеркивает умение ребят дей ствовать согласованно, вместе.

«Спящий котенок»

Цель: обучение детей приему саморасслабления.

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается колыбельной музыкой.

Занятие 7. «Узнаю чувства по голосу»

Цель занятия: развитие умения сотрудничать и определять чувства другого по голосу.

«Кто самый похожий»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Детям предлагается показать, как спит кошечка, собачка, волк, медведь, и выбрать среди всех самую похожую фигуру.

«Кто лучше разбудит»

Цель: формирование у детей умения любить окружающих.

Один ребенок ложится на коврик в центре группы - он «уснул». Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» по-разному (словами и прикосновением), но ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кому удалось разбудить «кошечку» наиболее ласково.


«Что чувствует кошечка»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния грусти, страха и радости.

Ведущий на ушко называет ребенку одно из изученных чувств (радость, страх, грусть). Последний изображает его при помощи мяуканья. Остальным необходимо догадаться, какое чувство было загадано. В итоге делается вывод: чувство можно узнать по голосу.

«Что хочет сделать Колина мама»

Цель: развитие умения определять чувства другого.

Ведущий принимает на себя роль Колиной мамы и произносит слова «подойди ко мне» с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать Колю или отругать.

«Звериное пианино»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию. Они - клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.). Далее ведущий-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей - «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении задание можно усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка - «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается - громко, если сильно давит - очень громко.

«Спящий котенок»

Цель: обучение детей приему саморасслабления.

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается колыбельной музыкой.

Занятие 8. «Узнай чувство по лицу»

Цель занятия: развитие доброжелательного отношения к окружающим и умения делиться друг с другом.

«Посудный магазин»

Цель: развитие самоуважения детей.

Ведущий говорит детям, что он пришел в магазин посуды и хочет купить очень красивую ложку, вилку, ножик. Он просит ребят превратиться в ложки (руки полукругом вверх), вилки (руки вверх), ножи (сомкнутые руки вверх). Ведущий рассматривает ложки, вилки, ножи и говорит, что они все такие замечательные, что лучшие и не выбрать, поэтому он ничего не будет покупать.

«Кто пришел к нам в гости»

Цель: развитие доброжелательного отношения к окружающим.

Ведущий отводит в сторону 2-3 детей и просит, чтобы они изобразили животных, которые придут в гости к ребятам. Гости по очереди входят в круг, ведущий старается вызвать доброжелательное отношение ребят словами: «Посмотрите, какой замечательный зверек к нам пришел, какие у него глазки и т. п.». Детям необходимо догадаться, какие животные у них в гостях и что они чувствуют (радость). Затем ведущий спрашивает, как


ребята догадались, что звери радуются, ведь те молчали. Делается вывод: чувство можно узнать по выражению лица.

«Что подарили гости»

Цель: развитие доброжелательного отношения к окружающим и умения делиться друг с другом.

Ведущий раскладывает на полу 3-4 большие игрушки. Одному ребенку завязывают глаза. Он должен догадаться, какие игрушки принесли ему в подарок гости, ощупывая их ногой.

«Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди - они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.

«Семья собачек»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Ведущий просит детей превратиться в семью собачек и показать: как собачки радуют ся; как собачки скулят, когда их обидели; как они лают, когда жалеют кого-то; как они рычат, когда злятся; как они поют.

«Мягкий мишка и твердый солдатик»

Цель: обучение детей приемам расслабления.

Ведущий сначала дает детям потрогать мягкую игрушку, а затем твердого солдатика. После этого он показывает поочередно то мягкую игрушку, то солдатика, просит детей «превращаться» в них и становиться то такими же мягкими, расслабленными, то твердыми, напряженными.

«Спящий котенок»

Цель: обучение детей приему саморасслабления.

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается колыбельной музыкой.

Занятие 9. «Узнаю чувство по движениям»

Цель занятия: формирование умения распознавать чувства по движениям, выражать эмоции при страдании и боли, сочувствии.

«Карандашик-кисточка»

Цель: развитие у детей умения сотрудничать.

Ведущий показывает детям, как изображать карандашик - напряженная вытянутая вперед рука. А кисточка - мягкая изогнутая рука. По сигналу ведущего «карандашик» дети напрягаются, изображая карандаш, «кисточка» - расслабляются. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку.

«От лисы - на день рождения»

Цель: формирование умения распознавать чувства по движениям.


Ведущий выбирает двух детей. Одному из них он на ушко дает задание - показать, как зайчик идет на день рождения к ежику; другому - как зайчик бежит к дому, чтобы спрятаться от лисы. Дети угадывают, какой из зайчиков идет на день рождения, какой -прячется от лисы. Затем определяют, что первый зайчик чувствовал радость, а второй -страх. Делают вывод, что чувство можно узнать по походке. (Хорошо, если лица детей при выполнении упражнения закрыты масками).

«Вот так»

Цель: формирование умения распознавать чувства по движениям.

Ведущий рассказывает историю, сопровождая ее действиями, а дети их повторяют: «Жил на свете мальчик. Он любил радоваться (вот так). Он радовался солнцу, когда просыпался, радовался папе и маме и говорил им радостно: «Доброе утро» (вот так). И ра достно шел в детский сад (вот так). Но однажды по дороге в сад он увидел большую собаку, испугался (вот так), закричал: «А-а-а!» (вот так) и побежал быстрее к садику. Но собака-то быстрее бегает, чем мальчик. Тем более, это была большая собака, а он - маленький мальчик. Собака догнала маленького мальчика и... лизнула его, и вильнула весело хвостом. Мальчик остановился и рассмеялся (вот так). И мы с вами тоже можем немного посмеяться (вот так).

«Зайка»

Цель: обучение детей выражению сочувствия.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так и ушами шевелит.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так и ушами шевелит.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал.

«Зайка ножку поломал»

Цель: обучение детей выражению сочувствия.

Ведущий играет зайку, поломавшего ногу, показывает, как зайке больно, как он страдает: "Ой-ой-ой, больно!". Дети жалеют зайку. Ведущий спрашивает, как зайке помочь. Варианты ответов:

отвезем в больницу на паровозике, не будем шуметь, у него болит ножка, погладим больное место у зайчика, успокоим его, скажем что-нибудь ласковое. Ведущий: "Так мы облегчим ему боль, чтобы он меньше страдал". Затем дети самостоятельно исполняют роли зайчиков.

«Спящий котенок»

Цель: обучение детей приему саморасслабления.

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается колыбельной музыкой.


Блок 3. «Вредные» и «полезные» чувства

Занятие 10. «Забота»

Цель занятия: развитие социальных навыков, ролевой гибкости, спонтанности у детей.

«Превратись, покажи чувство»

Цель: развитие ролевой гибкости, спонтанности у детей.

Ведущий называет животное и чувство, ребятам необходимо показать это чувство в роли названного животного.

«Игрушечный магазин»

Цель: развитие самовыражения детей.

Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в игрушки (на ушко шепчет, кто в какую игрушку превращается). Ребята изображают свои игрушки, а остальные угадывают. В более способной группе можно предложить выполнить какие-либо действия с этими игрушками.

«Поехали-поехали»

Цель: развитие спонтанности и самовыражения детей.

Ведущий предлагает ребятам отправиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, велосипеде, пешком. Все вместе дети показывают и озвучивают самолет, поезд и

т. п.

«Маша упала»

Цель: обучение детей выражению сочувствия.

Ведущий выбирает ребенка, которому нужно «понарошку» упасть и заплакать. «Плачущий» ребенок садится на стульчик, а все остальные по очереди подходят к нему и

утешают.

Цель: развитие социальных навыков. Ведущий читает текст, а дети показывают перечисляемые им действия: «Встану я утром, глазки протру, бочок почешу, сильно потянусь, обую ботинки, шнурки завяжу, открою я дверку, выйду из дома и пойду... Куда я пойду?» Дети отвечают: «В детский сад». Затем ведущий продолжает: «В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю, потом поем, хорошо посплю, приду я домой - и к маме на ручки, поглажу ее». Все вместе дети кричат: «Ой, как хорошо!»

X   Этюд «Солнечный зайчик»

Цели: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и уметь его выразить.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, голове, животике, руках, ногах... Аккуратно поглаживайте, чтобы не вспугнуть! Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».

«Встану я утром»


Занятие 11. «Радость, любовь»

Цель занятия: формирование у детей умения любить окружающих, способствование принятию ребенком своего тела, развитию тактильных ощущений.

«Пальцы - мышки»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Дети «превращают» свои пальчики в «мышат» и тихонько «пробегают» ими по столу, потом по своей коленке, по коленке соседа.

«Повторяй за мной»

Цель: способствовать принятию ребенком своего тела, развитию тактильных ощущений.

Вслед за ведущим детям предлагается погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики. «Кто сильнее любит»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Выбирается ребенок - водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим... (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче - считается, что она выиграла.

«Бросок любви»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий предлагает детям зарядить своей любовью какой-нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик и т. п. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. Затем дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают друг у друга: «Ты получил мою любовь?» - и, услышав ответ «Да!», просят передать его дальше по кругу.

«Кто как радуется»

Цель: формирование потребности в самовыражении.

Ведущий просит детей без слов показать, как радуются лисички, волки, медведи, мышки, дети, взрослые.

«У кого больше «любимок»

Цель: формирование у детей умения любить окружающих.

Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много "любимок" - людей, кото рых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше людей, которых любит каждый ребенок. Делается вывод, что большая радость - любить так много людей.

«Покажу, как я люблю»

Цель: формирование у детей умения выражать чувства действиями.

Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, погладив его. Далее один из ребят превращается в маму, другой - в ее сыночка, и они «показывают», как любят друг друга. Следующие пары - «мама» и «дочка», «бабушка» и «внук» и т. п. В конце упражнения обсуждается, кто сумел удачнее всех показать, «как он умеет любить».


Этюд «Солнечный зайчик»

Цели: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, голове, животике, руках, ногах... Аккуратно поглаживайте, чтобы не вспугнуть! Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».

Занятие 12. «Кто как обижается»

Цель занятия: снижение негативных эмоций, обучение навыкам саморегуляции. «Пальцы-зайцы»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Дети «превращают» свои пальчики в зайчиков и «скачут» ими по столу.

«Мы - солдаты»

Цель: развитие саморегуляции.

Ведущий просит ребят представить, что они превратились в солдат, защищающих свою страну, и им нужно четко выполнять команды командира. По команде «по коням» -громко топать, «в разведку» - шепотом произносить «тсс», «в атаку» - кричать «ура!», «за пулеметы» - хлопать в ладоши.

«Кто как обижается»

Цель: снятие негативных эмоций.

Ведущий рассказывает ребятам о мальчике Ване, который утром обиделся на всех: на маму - за то, что кашу дала невкусную, на кота - за то, что тот его поцарапал, на брата - за то, что не разрешил взять в детский сад пистолет. Он предлагает детям по очереди сесть на "волшебный стульчик" и изобразить обиженного Ваню. Затем ведущий продолжает рассказ о том, как обиженный Ваня вышел на улицу, увидел обиженную собаку (дети показывают обиженную собаку) и обиженного милиционера. Пришел в детский сад, а там детей воспитывает обиженная воспитательница (дети ее показывают), обиженная няня кашу по тарелкам раскладывает. Смотрел-смотрел на них обиженный Ваня - и как рассмеется (все смеются). Все ребята вместе с ведущим проговаривают: «Не стоит обижаться - лучше рассмеяться».

«Обижаться не могу, ой, смеюсь - кукареку!»

Цель: уменьшение обидчивости у детей.

Один ребенок садится на "волшебный стульчик", другой "понарошку" должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу», ребенок продолжает: «Ой, смеюсь - кукареку!»

«Кто медленнее»

Цель: формирование навыков двигательного контроля у детей.

Дети делятся на 2 группы черепах: унибурийских и мяуканских. Проводится соревнование, какая группа черепах доползет до противоположной стены медленнее.


Этюд «Солнечный зайчик»

Цели: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, голове, животике, руках, ногах... Аккуратно поглаживайте, чтобы не вспугнуть! Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».

Занятие 13. «Пожалей обиженного»

Цель занятия: повышение самооценки детей, формирование умения выражать чувство жалости через действия.

«Пальцы-медведи»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Дети «превращают» свои пальцы в медведей и с нажимом «топают» ими по столу, по своей коленке, по коленке соседа.

«Паровозик едет на полянку»

Цель: развитие самоуважения и умения сотрудничать.

Ведущий сообщает детям, что они сегодня на паровозике поедут на волшебную по лянку. Далее дети становятся друг за другом «паровозиком» и, имитируя стук колес и гудок паровоза, двигаются по комнате.

«Хоровод»

Цель: формирование у детей умения выражать чувство жалости через действия.

Дети берутся за руки и ходят по кругу со словами: «Были ребятки, а стали зверятки». Затем ведущий выбирает одного ребенка, который изображает какое-либо обиженное животное. Детям необходимо по-разному его пожалеть.

«Цветы на полянке»

Цель: повышение самооценки детей.

Ведущий дотрагивается до каждого ребенка «волшебной палочкой», «превращая» в какой-либо цветок, и произносит при этом слова: «Какой чудесный василек», «Какая кра сивая ромашка».

«В детский сад на самолете»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Ведущий говорит, что пора лететь в детский сад. Детям предлагается превратиться в самолетики и показать, как они летят в сад.

Этюд «Солнечный зайчик»

Цели: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, голове, животике, руках, ногах... Аккуратно поглаживайте,


Занятие 14. «Поссорились - помирились»

Цель занятия: развитие умения различать контрастные чувства: добро и зло; формирование навыков сотрудничества.

«Добрые - злые»

Цель: развитие умения различать контрастные чувства: добро и зло. Дети делятся на две группы. Одна группа показывает злых животных, другая -добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых животных.

«Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Дети «превращают» свои пальцы поочередно в добрых кошечек и злых мышек, в добрых волчат и злых зайчат и т. п.

«Звери поссорились»

Цель: формирование навыков сотрудничества.

Ведущий выбирает двух ребят на роли зайчика и ежика. Он предлагает детям показать, как ежик и зайчик поссорились. Потом - как «ссорятся» волк и медведь. Делается вывод: ссорятся всегда двое, значит, мириться нужно двоим.

Пальчиковый этюд «Поссорились, помирились»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Ориентируясь на помощь ведущего, дети выбирают пальчик на одной руке - Сашу, пальчик на другой руке - Дашу. Показывают, как два пальчика сначала поссорились друг с другом, а потом помирились.

«Кто знает больше мирилок»

Цель: развитие умения находить выход из создавшейся ситуации мирным путем.

Ведущий играет роль слоника, который по очереди «ссорится» с каждым из ребят. Детям необходимо придумать, как по-разному «помириться» со слоником, например, мизинчиком или словами: «Мир, мир навсегда, ссора, ссора - никогда».

«Танец мира»

Цель: укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.

Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинчиками. Затем начинают двигаться по кругу сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался.

Этюд «Солнечный зайчик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, голове, животике, руках, ногах... Аккуратно поглаживайте,


Блок 4. Какие чувства живут в природе Занятие 15. «Природа умеет чувствовать»

Цель занятия: развитие умения соотносить свое эмоциональное состояние с явлениями природы.

«Чувство, замри»

Цель: развитие умения отображать эмоциональные состояния с помощью мимики. Ведущий говорит: «Раз, два, три, радость (страх, обида, злость), замри». Дети с помощью мимики изображают названное ведущим чувство.

«Вулкан»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из ребят - «вулкан» - садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается - просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими звуками - звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, - может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

«Имя шепчет ветерок»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Ведущий просит детей представить, что с ребятами хочет подружиться... ветерок. И он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка, как если бы его позвал ветерок, т. е. тихонечко: «Ваня-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их может позвать дождик или камешки на дороге.

«Ветер, ветерок, ураган»

Цель: формирование умения соотносить свое эмоциональное состояние с явлениями природы.

Дети поднимают руки вверх и изображают по команде ведущего ветер, ветерок, ураган в различном порядке, затем присваивают им те или иные чувства (спокойствие, радость, любовь, злость).

«Приласкай, ветерок»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие доброжелательности к окружающим.

Ведущий говорит о том, что в предыдущем упражнении дети правильно определили, что ветерку соответствует чувство любви, значит, ветерок умеет ласкать. Он предлагает детям по очереди превратиться в ветерок и приласкать остальных, как это сделал бы ветерок.

«Чувства в природе»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности сравнивать свое эмоциональное состояние с явлениями природы.


Для выполнения этого упражнения необходимы аудиозаписи из серии «Расслабьтесь вместе с природой»: «Стихающая гроза», «Лесная капель» и т.п. Ведущий говорит детям о том, что природа тоже умеет чувствовать, например, в грозу она явно злится, пугает, в дождик - грустит, в солнечный день - радуется. Затем дети закрывают глаза, слушают отрывки из аудиозаписей и определяют чувство природы, которое они услышали.

Занятие 16. «Природа может чувствовать»

Цель занятия: развитие умения выражать чувства на основе воображения, снятие психоэмоционального напряжения.

«Утро - вечер»

Цель: снятие психофизической нагрузки.

Дети «превращаются» в цветы. Когда ведущий говорит: «Пришел вечер, и цветочки закрылись и заснули», дети кладут руки на колени и опускают головы. А когда ведущий го ворит: «Но вот пришло утро, цветочки проснулись и потянулись к солнышку», дети поднимают головы и тянут руки вверх. Так повторяется несколько раз.

«Мыльные пузыри»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Для выполнения упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырек. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Пузырьки разлетаются в разные стороны, разнося с собой любовь детей.

«Акулы и рыбки»

Цель: развитие умения выражать чувства на основе воображения.

Дети делятся на две группы: акул и рыбок. Посередине комнаты кладется веревочка. Акулы становятся по одну сторону, щелкают зубами, они хотят съесть рыбок. Рыбки по другую сторону веревочки демонстрируют, как они боятся. Затем дети меняются местами.

Проигрывание ситуаций

Цель: развитие умения самостоятельно принимать решения.

Ведущий предлагает детям различные ситуации, в которых они должны изобразить определенные чувства и найти выход из положения. Затем все беседуют о том, каких людей можно назвать добрыми. Примеры ситуаций: Веточка поломалась; Сорванный цветочек; Жучок на дорожке.

«Обиженный кустик»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

«Чувства в природе»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности сравнивать свое эмоциональное состояние с явлением природы.


Для выполнения этого упражнения необходимы аудиозаписи из серии «Расслабьтесь вместе с природой»: «Стихающая гроза», «Лесная капель» и т.п. Ведущий говорит детям о том, что природа тоже умеет чувствовать, например, в грозу она явно злится, пугает, в дождик - грустит, в солнечный день - радуется. Затем дети закрывают глаза, слушают отрывки из аудиозаписей и определяют чувство природы, которое они услышали.

Занятие 17. «Может ли плакать природа?»

Цель занятия: формирование "Я"- концепции, самопринятия, уверенности в себе, развитие умения передавать эмоциональные состояния грусти, обиды через предметные образы.

«Что чувствует природа?»

Цель: развитие умения выражать свои чувства словами.

Дети подходят к окну и обсуждают, что сегодня чувствует природа.

«Капелька, льдинка, снежинка»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

С помощью ведущего дети изображают капельку (руки вверх полукругом, свобод ные), льдинку (руки сомкнуты вверх, напряжены), снежинку (руки в стороны, свободные, очень мягкие).

«Когда природа плачет»

Цель: развитие умения передавать эмоциональные состояния грусти, обиды через предметные образы.

Ведущий говорит детям о том, что ребенок обычно плачет, когда его обижают. Он предлагает придумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать.

«Птенец в яйце»

Цель: формирование "Я"- концепции, самопринятия, уверенности в себе.

Один из детей садится в центр круга, прижимает голову к коленям. Он - птенец, который находится в своем яйце. Ведущий комментирует: «Но стал наш птенец расти бы стро-быстро, вот уже тесно стало ему в яйце. И плечами он двигает, как будто просится: «Пустите меня». К птенцу подходит другой ребенок - «мама», которая помогает ему выйти, разбивает яйцо. Птенец вылезает, трясет руками и ногами. Мама радуется ему. Затем птенец засыпает, а мама гладит его со словами «какой хороший птенец».

«Чувства в природе»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности сравнивать свое эмоциональное состояние с явлением природы.

Для выполнения этого упражнения, как и на предыдущем занятии, необходимы аудиозаписи из серии «Расслабьтесь вместе с природой». Можно использовать уже другие отрывки, а можно включить рассматривание иллюстраций. Дети сначала слушают отрывки, потом рассматривают иллюстрации, определяя чувство природы на слух или зрительно.

Занятие 18. «Природа может плакать»

Цель занятия: обучение детей выражению сочувствия, формирование умения любить окружающих.


«Что чувствует природа?»

Цель: развитие умения выражать свои чувства словами. Дети подходят к окну и обсуждают, что сегодня чувствует природа.

«Громко - тихо - средне»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению. Детям предлагается озвучить ветер (дождь) с определенной громкостью, которую задает ведущий: рука лежит на столе - тихо, находится на уровне груди - средне, поднята вверх -громко.

«Волшебный мешочек»

Цель: развитие положительных сторон личности, умения самовыражаться.

Для игры необходимо иметь несколько картинок с изображением природных объектов (например: дерева, цветка, моря, горы и т. п.), которые кладутся в непрозрачный мешочек. Ведущий достает картинки из мешочка. Детям необходимо быстро превратиться в пока занный объект.

«Когда природа плачет»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий говорит детям о том, что ребенок обычно плачет, когда его обижают. Он предлагает подумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обидеть. Дальше дети обсуждают, как можно пожалеть природу и помочь ей.

«Пожалею...»

Цель: обучение детей выражению сочувствия.

Каждый ребенок выбирает для себя какой-нибудь природный объект, который обидели, и объясняет, что с ним произошло. Например, говорит о речке - ее засорили, цветке - сорвали и выбросили, лужице - залили бензином и т. п. (Если дети испытывают затруднения, им помогает ведущий). Затем ребенок превращается в этот природный объект, садится в центр круга и грустит, а остальные жалеют и ласкают его.

«Чувства в природе»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности сравнивать свое эмоциональное состояние с состоянием природы.

Для выполнения этого упражнения необходимы аудиозаписи из серии «Расслабьтесь вместе с природой»: «Стихающая гроза», «Лесная капель» и т. п. Ведущий говорит детям о том, что природа тоже умеет чувствовать, например, в грозу она явно злится, пугает, в дождик - грустит, в солнечный день - радуется. Затем дети закрывают глаза, слушают отрывки из аудиозаписей и определяют чувство природы, которое они услышали.

Занятие 19. «Радуюсь вместе с природой»

Цель занятия: укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия. «Что чувствует природа?»

Цель: развитие умения выражать свои чувства словами.

Дети подходят к окну и обсуждают, что сегодня чувствует природа.


«Походить, как...»

Цель: развитие у детей способности к самовыражению.

Ведущий предлагает детям взяться за руки и походить, как веселый дождик, грустный дождик, грустные снежинки, веселые снежинки и т. п.

«Цветок»

Цель: формирование доброжелательных отношений в группе, развитие эмоционально-выразительных движений.

Ведущий: «Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем». Дети в это время изображают цветок с помощью пантомимы: садятся на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляют корпус, руки поднимают в стороны - цветок расцвел; голову слегка откидывают назад, медленно поворачиваются вслед за солнцем.

«Дай мне игрушку»

Цель: развитие навыков сотрудничества, умения делиться друг с другом.

Ведущий просит детей, войдя в роль дождика, грома, птичек, сказать: «Дай мне игрушку». Затем точно так же ответить: «Не дам». Потом произнести: «Ну, пожалуйста, дай!» (Как волны, ветер, котенок).

«Танец радости»

Цель: укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.

Дети становятся в круг, берутся за руки. Затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а по том прыгают, как радостные ребята на солнечной прогулке.

«Чувства в природе»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности сравнивать свое эмоциональное состояние с состоянием природы.

Для выполнения этого упражнения необходимы аудиозаписи из серии «Расслабьтесь вместе с природой»: «Стихающая гроза», «Лесная капель» и т. п. Ведущий говорит детям о том, что природа тоже умеет чувствовать, например, в грозу она явно злится, пугает, в дождик - грустит, в солнечный день - радуется. Затем дети закрывают глаза, слушают отрывки из аудиозаписей и определяют чувство природы, которое они услышали.

Занятие 20. « Прощание»

Цель занятия: развитие социальных эмоций, содействие улучшению общения со сверстниками.

«Любимая игра»

Дети вспоминают игры, понравившиеся им больше всех на занятиях по психологии, и играют в них.

«Ладошка - шарик»

Цель: развитие способности к самовыражению.

Вместе с ведущим дети «превращают» свои ладошки в шарики (мягкая, округлая


ладошка), солнышко (пальчики в стороны, напряжены), дождик (пальцы расслаблены), флажок (вытянутые пальцы напряжены, сжаты вместе).

«Кто перед тобой? - рассмотри в дырочку»

Цель: формирование положительного отношения к окружающим.

В большом листе бумаги делается дырочка диаметром 1см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных и называют имена тех детей, которых они увидели.

«Большой круг - маленький круг»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький (повторить несколько раз).

«Мишка ночью - днем»

Цель: развитие социальных эмоций, обучение их проявлению.

Дети по просьбе ведущего изображают мишку сначала ночью (спящего), затем днем (играющего); после этого - грустного и счастливого мишку, злого и доброго, маленького и большого.

«Потерялась девочка»

Цель: формирование стремления к самоутверждению.

Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка...» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла, в детский садик к вам пришла!»

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное "пусть". Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет...", а один из детей добавляет свое желание. Затем то же самое проводится для всех детей группы.

1 I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Волшебный мир чувств"

Цель данного занятия обогащение опыта детей старшего дошкольного возраста  в распознавании эмоциональных состояний....

Конспект интегрированного занятия по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна чувств»

Сказкотерапия для дошкольников-современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями из сказок позволяет доби...

«Волшебная страна чувств: знакомство с эмоцией гнева»

Коррекционное занятие. - развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;- познакомить с эмоцией гнева;- учить распознавать заданную эмоцию по схематическому изображению;- поним...

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная страна чувств"

Предлагаемое занятие направленно на первичное знакомство с чувством радости; формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающими людьми....

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5-8 лет средствами арттерапии «В стране волшебной чувств…»

Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими высокий уровень тревожности и  различные страхи. Как правило, это характерно для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Система занятий предназн...

Арттерапевтическое занятие в подготовительной группе "Волшебная страна чувств"

Применение песочной терапии и техники эбру в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения...

НОД на развитие эмоционально-лличностной сферы в средней группе "Жители волшебной страны чувств"

Занятие проводилось со средней группе в кабинете педагога-психолога...