Образовательная программа "Цвета радуги"
рабочая программа (средняя группа) по теме

Елена Владимировна Петрова

Образовательная программа

дополнительного образования детей  

"Цвета радуги"

 

Гёте называл цвет «продуктом света,

 Продуктом, вызывающим эмоции»,

считая, что «свет- цвет - эмоции»

                                                                             являются  звеньями одной цепи.

Программа «Цвета радуги» вводит ребёнка в удивительный и разнообразный мир восприятия цвета.

Наша «Средняя группа» работает по программе "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.

Она направлена на развитие творческих и художественных способностей детей. Центральное место в этой программе уделено сенсорному развитию дошкольников, сенсорное развитие неразрывно связано и развитием цветового восприятия.

Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

 

Программа позволит детям без напряжения в процессе игровой деятельности

 познакомиться с системой цветов                                                                                       

и последовательностью их расположения в спектре,

научитьсяразличать тёплые, холодные и промежуточные цвета,

 приобрести знанияоб основных и составных цветах,

получить краткие сведения о психологической характеристике цветов. 

                                                                                                  

 

                                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.programma-_cveta_radugi.docx66.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида II категории

«Родничок»№1

Образовательная программа

дополнительного образования детей

Составитель программы: Петрова Е.В.

Воспитатель детского сада «Родничок»№1

Срок реализации программы 1 год

Возраст детей 4-5 лет

    г. Кедровый 2011г                              

Пояснительная записка

Гёте называл цвет «продуктом света,

 Продуктом, вызывающим эмоции»,

считая, что «свет- цвет - эмоции»

                                                                             являются  звеньями одной цепи.

Программа «Цвета радуги» вводит ребёнка в удивительный и разнообразный мир восприятия цвета.

Наша «Средняя группа» работает по программе "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.

Она направлена на развитие творческих и художественных способностей детей. Центральное место в этой программе уделено сенсорному развитию дошкольников, сенсорное развитие неразрывно связано и развитием цветового восприятия.

Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. 

Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

                                                                                                   

                                                                                                 

Программа позволит детям без напряжения в процессе игровой деятельности

 познакомиться с системой цветов                                                                                        

и последовательностью их расположения в спектре,

научиться различать тёплые, холодные и промежуточные цвета,

 приобрести знания об основных и составных цветах,

получить краткие сведения о психологической характеристике цветов.

Основные принципы  программы:

  1. Принцип занимательности: Используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

  1. Принцип новизны: Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу дошкольника.

  1. Принцип динамичности: Заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  

                                                                               

  1. Принцип гуманизации: Индивидуально-дифференцированный подход в системе развивающего обучения.

  1. Принцип демократизации: Организация кружковой деятельности на основе перспективных планов, режима детского сада, учета интересов детей, сезонных явлений.

  1. Принцип сотрудничества: Позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

  1. Принцип  индивидуальности: Позволяет строить продуктивную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

 Возраст детей  4-5 лет  участвующих в реализации программы 4-5 лет. Это наиболее благоприятный возраст для развития  восприятия, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Продолжительность реализации программы-  1 год

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

При наполняемости группы 10 детей занятия кружка проводятся

1раз в неделю по 15-20 минут

                                                                                     

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫ:

Индивидуальные и коллективные.

ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА на эстетическом воспитании дошкольников

Цель:

Развитие сенсорных и изобразительных представлений о цвете.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить детей с системой цветов и последовательностью расположения их в спектре.

2. Закреплять понятия «Цвет», «Оттенок».

3.Обогащать речь словосочетаниями «тёмный (светлый) оттенок цвета», «предметы …. по цвету одинаковы»

4.Развитие мелкой моторики, координации движений рук, развитие сенсорных и изобразительных способностей.

5. Воспитывать интерес к занятиям в кружке.

                                                                                                 

                                                                                                                         

Основные методические подходы:

-Кружок проходит в непринужденной обстановке

-Во время проведения кружка организуется показ, беседа, иллюстраций

-Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей, исследование;

метод наблюдения, как основной – на прогулках, на участке…  У детей развивается наблюдательность и ребенок увиденное отражает в своих работах;

                                                                                                      

игровые мотивы, использую художественное слово (стихи, загадки, песенки…);

Содействую индивидуальным интересам, даю дополнительные советы , отношусь положительно к проявлению инициативы ребенка его выдумке.

Индивидуально  работаю с детьми, которым трудно из-за редкого посещения детского сада добиваться нужных результатов.

                                                                                                          

Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой программы:

  1. Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
  2. Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами деятельности (игрой, драматизацией и т.д.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
  3. терпимое отношение к возможному беспорядку, поощрение максимальной увлеченности в совместную деятельность.
  4. индивидуальное применение учебной программы в зависимости от способностей учащихся.

Ожидаемые результаты обучения:

  1. Умение различать цвета и их оттенки
  2. Умение работать с  красками
  3. Познавательная активность детей

Итогом детской деятельности могут служить:

  1. Выставки детского творчества в детском саду  
  2. Презентаций детских работ родителям
  3. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
  4. Гуашь, краски, баночки для окрашивания  воды, кисточки, салфетки.

                                                                                   

Список литературы:

  1. Давыдова Г. С.Пальчиковая гимнастика. ООО Издательство «Скрипторий 2003г.»
  2. Л.В. Котенко «Что мы знаем о цвете?» Курс развивающих занятий для дошкольников Л.А.
  3. Л.А. Ремезова  Играем с цветом. Москва «Школьная пресса»2004г.

  1. . Л.А. Ремезова  Играем с цветом. (Демонстрационный материал) Москва «Школьная пресса»2004г
  2. .Швайко Г. С.  Игры  и  игровые упражнения для развития речи. —  М.: Просвещение,  1988.
  3.  Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.

                                                                                   

Учебно-тематический план

недели

№   занятия

Тема, задачи.

1

№1

№2

ОВЛАДЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЦВЕТОВЫХ ЭТАЛОНОВ

№1.ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

Тема: « Раскрась овощи и фрукты» 

Цели:

1.Закреплять знания о цветах спектра

2.Учить соединять представления о цвете с представлениями о реальных предметах

Тема: «Узнай и назови»

Цели:

1.Развивать восприятие цвета у детей

2.Формировать знания о цветах спектра

 2    

№3

№4

Тема: «Узнай и выбери»

Цели:

1. Учить узнавать и называть фиолетовый цвет, выделять его из нескольких спектральных цветов, отбирать объекты только фиолетового цвета из множества разноцветных.

2.Формировать умение контролировать свои действия, используя способ приложения.

Тема: «Раскрась голубым цветом»

Цели:

1.Учить узнавать и называть голубой цвет.

2.Формировать умение выделять голубой цвет среди нескольких разноцветных объектов

3    

№5

№6

Тема: «Отбери картинки»

Цели:

1.Развивать восприятие цвета у детей

2.Закреплять знания о цветах спектра.

Тема: «Рыбки в аквариуме»

Цели:

1.Закреплять знания о цветах спектра

2.Учить узнавать, называть, выделять, из нескольких соответствующий цвет спектра

 

                                                   

недели

№   занятия

Тема, задачи.

4

№7

№8

Тема: « Найди ошибку» 

Цели:

1Учить различать и называть цвета спектра, соотносить цвета эталонов с цветом реальных предметов

2.Определять ошибки, допущенные в цвете изображённых  предметов.

3.Расширять знания детей о растениях, имеющих постоянный признак того или иного цвета

№2.АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

Тема: «Узнай и назови»

Цели:

1.Формировать представления о сером цвете

2Учить различать и правильно называть серый цвет, объединять

 5    

№9

№10

Тема: «Кто быстрее?»

Цели:

1. Совершенствовать знания детей о белом, чёрном  и сером цвете.

2.Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие « цвет»

Тема: «Будь внимательным»

Цели:

1.Формировать интерес к игре

2.Учить узнавать и правильно называть черный, белый и серый цвет.

 6  

№11

№12

Тема: «Раскрась правильно»

Цели:

1. Совершенствовать знания детей о белом, чёрном  и сером цвете.

2.Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие « цвет»

Тема: «Найди ошибку»

Цели:

1.Закреплять знания детей о чёрном, белом и сером цвете.

 2.Развивать внимание детей с опорой на представление о цвете.

 7

№13

№14

Тема: «Узнай и назови»

Цели:

1. Учить выделять  белый  из голубого цвета разных оттенков  голубого  и синего цвета

2.Формировать умение объединять представление о цвете со словом-наименованием, производить выбор цвета по слову .

№3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЦВЕТОВЫХ ТОНОВ В СПЕКТРЕ

Тема: «Цвета радуги»

Цели:

1. Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре

 2.Учить подбирать цвета радуги в определённой последовательности по образцу и по слову, используя стихотворение «Цвета радуги»

8

№15

№16

Тема: «Радуга»

Цели:

1. Совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении.

2.Упражнять в  выкладывании цветов радуги по памяти

Тема: «Цветик-семицветик»

Цели:

1. Совершенствовать знания детей о цветах спектра

2. Учить применять  полученные  знания на практике, сопровождать свои действия объяснением

3.Развивать внимательность  детей.

9

№17

№18

Тема: «Узнай и назови»

Цели:

1. Продолжать совершенствовать знания детей о цветах спектра.

2. Учить  поочерёдно, выделять  предметы спектральных цветов из множества  разноцветных в соответствии с последовательностью их расположения  в спектре

Тема: «Найди ошибку»

Цели:

1. Углублять знания детей о цветах спектра

2. Способствовать развитию внимания к цвету, упражнять  в нахождении ошибок, допущенных при построении ряда из цветов спектра.

недели

№   занятия

Тема,  задачи.

10

№19

№20

Тема: «Какой цвет пропущен? » 1 вариант

Цели:

1.Закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении

2.Учить узнавать, называть, выделять из нескольких каждый цвет спектра, определять недостающий цвет в спектре по представлению

Тема: «Какой цвет пропущен? »2 вариант

1. Закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении

2.Учить определять основной цвет предмета, его фон, отвлекаясь от цвета деталей.

 11

№21

№22

Тема: «Найди своё место»

Цели:

1. Продолжать закреплять знания детей о последовательности цветов спектра.

2.Учить действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.

№4  ПОЛУЧЕНИЕ ЦВЕТА

Тема: «Окраска воды» (получение оранжевого цвета)

Цели:

1.Закреплять знания детей об оранжевом цвете

 2.Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого, используя способ окрашивания воды.

12

№23

№24

Тема: «Волшебные краски» »(получение оранжевого цвета)

Цели:

1. Закреплять знания детей об оранжевом цвете

2. Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого, используя способ окрашивания воды.

Тема: «Волшебные краски» »(получение зелёного  цвета)

Цели:

1. Закреплять знания детей о зелёном цвете.

2. Учить получать зелёный  цвет, смешивая на палитре два основных цвета: синий и жёлтый.

 

недели

№   занятия

Тема, задачи.

13

№25

№26

Тема: «Колокольчики » 

Цели:

1.Дифференцировать понятия «синий цвет», «голубой  цвет».

2.Учить узнавать и правильно называть  голубой  цвет, различать 3 оттенка голубого цвета.

№5 ИЗМЕНЯЕМОСТЬ ЦВЕТОВЫХ ТОНОВ ПО СВЕТЛОТЕ»

Тема: «Помоги Незнайке собрать букет»»

1. Закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении

2.Учить определять основной цвет предмета, его фон, отвлекаясь от цвета деталей.

 14

№27

№28

Тема: «Рыбки  в аквариуме»

Цели:

1. Закреплять знания о фиолетовом цвете.

2.Учить узнавать и выделять три оттенка фиолетового.

Тема: «Назови цвет предмета»

Цели:

1.Закреплять знания детей о голубом цвете.

 2.Учить узнавать  и выделять три оттенка голубого цвета.

15

№29

№30

Тема: « Сложи картинку»

Цели:

1. Закреплять знания детей об оранжевом цвете

2. Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого, используя способ окрашивания воды.

Тема: « Окраска воды»

Цели:

1. Закреплять умение узнавать и правильно называть коричневый цвет, различать три оттенка коричневого цвета.

2. Закреплять понятия  «цвет», «оттенок».

 

                       

недели

№   занятия

Тема, задачи.

16

№31

№32

Тема: «Цветное лото» 

Цели:

1.Продолжать формировать у детей умение различать оттенки в пределах одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.

2.Формировать понятия, что разные оттенки красного, оранжевого и жёлтого цвета – это тёплые цвета, а разные оттенки голубого ,синего и фиолетового цвета – это холодные цвета.

Тема: «Составь узор»

1. Учить создавать орнаментальные узоры, используя холодные и тёплые цвета.

2.Учить сопоставлять свою работу с образцом.

 17

№33

№34

Тема: «Наведи порядок»

Цели:

1. Продолжать учить дифференцировать холодные и тёплые цвета.

2.Развивать способность устанавливать сходство и различия между предметными изображениями, сравнивать их по цвету и исключать не относящиеся к группе предметов и понятий.

№6 ДЕЙСТВИЯ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПО ЦВЕТУ

Тема: «Кто быстрее?»

Цели:

1.Формировать умение идентифицировать объекты по цвету.

 2.Учить находить парные объекты, способом соотнесения, совмещая силуэтные и контурные объекты.

18

№35

№36

Тема: « Разноцветное лото»

Цели:

1. Учить объединять представления о цвете со словом-наименованием.

2. Учить производить выбор цвета среди множества разноцветных по слову.

Тема: «Сравни петрушек »

Цели:

1. Развивать наблюдательность детей.

2. Учить выделять световые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другим.

 

                               

недели

№   занятия

Тема, задачи.

19

№37-38

№39

Тема: «Найди пары» 1 вариант

Цели:

1.Упражнять в выделении одинаковых т различных элементов по цвету среди трёх похожих изображений.

Тема: «Найди пары» 2 вариант

Цели:

1. Упражнять в выделении одинаковых и различных элементов по цвету среди четырёх похожих изображений.

Тема: «Найди пары» 3 вариант

Цели:

1. Упражнять в выделении одинаковых и различных элементов по цвету среди пяти похожих изображений.

20

    №40

   №41

№7 ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯМ С ЦВЕТОМ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Тема: «Расскажи о цвете предметов»

Цели:

1.Учить описывать предмет, выделяя его цветовые свойства.

2.Развивать связную речь детей, умение внимательно слушать  товарища, дополнять его рассказ

Тема: «Аквариум»

Цели:

1.Учить дифференцировать синий и голубой цвет.

 2.Закреплять понятия « правее», «левее» с  опорой на представления о цвете.

21

    №42

    №43

Тема: « Куда идёт гномик?»

Цели:

1. Упражнять в различении, назывании синего и голубого цвета.

2. Дифференцировать понятия вверху - внизу, слева - справа.

Тема: «Лабиринт »

Цели:

1. Учить детей узнаванию, выделению и называнию коричневого цвета.

2. Упражнять  в соотнесении объектов коричневого цвета.

недели

№   занятия

Тема, задачи.

22

№44

№45

Тема: «Найди пару»

Цели:

1.Вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение цветных фигур в пространстве.

2.Учить находить карточку с таким  же расположением цветных фигур.

Тема: « Расположи по  порядку»

Цели:

  1. Учить запоминать и воспроизводить пространственное  расположение разных по форме и цвету геометрических фигур
  2. Учить давать правильное словесное обозначение.

23

    №46

№47

   

Тема: «Дополни узор»

Цели:

1.Учить детей выделять правильное пространственное расположение геометрических фигур.

2.Закреплять знания о цветах спектра, оттенков цветов спектра.

Тема: «Сложи картинку»

Цели:

1.Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей.

 2.Учить определять цвет предмета и его частей.

24

    №48

   

№49

Тема: « Слуховой диктант»

Цели:

1. Развивать концентрацию внимания детей ,кратковременную слуховую память, активность.

2. Закреплять знания о цветах спектра и их оттенках.

№8 РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

Тема: «Цыплята на лужайке »

Цели:

1. Учить анализировать  образец, подбирать нужные цветовые тона при составлении картинки .

2. Упражнять  в соотнесении объектов коричневого цвета.

недели

№   занятия

Тема, задачи.

25

№50

№51

Тема: « Внеси изменения »

Цели:

1.Закреплять знания о голубом цвете.

2.Учить различать три оттенка голубого цвета.

Тема: « Украсим платок»

Цели:

1.Учить понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов используя их в декоративной аппликации.

2.Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов цвета

26

    №52

 №53

   

№9 СОСТАВЛЕНИЕ РЯДОВ ИЗ АНАЛОГИЧНЫХ ПО ЦВЕТУ ПРЕДМЕТОВ

Тема: «Кто найдёт пусть возьмёт»

Цели:

1.Учить детей  объединять   разнородные объекты по признаку цвета.

2.Развивать зрительную реакцию.

Тема: «Разложи в группы»

Цели:

1.Учить группировать объекты на основе  самостоятельно найденных общих признаков

 2. Учить словесно, обозначать образованную группу.

27

    №54

   

Тема: « Бусы»

Цели:

1. Учить определять закономерность ,в которой расположены цветные элементы в ряду , выбирать один из цветных элементов предложенного набора, чтобы продолжить его .

недели

№   занятия

Тема, задачи.

28

№55

№56

Тема: « Разноцветные матрёшки »

Цели:

1.Учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду, достраивать его, используя все предложенные элементы.

Тема «Наведём порядок»

Цели:

1.Учить определять закономерность расположения цветных элементов в ряду, достраивать его, используя предложенный набор, в котором присутствуют лишние элементы.

29

    №57

 №58

   

Тема: «Что пропущено?»

Цели:

1.Продолжать учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду.

2. Учить анализировать.

Тема: «Исправь ошибку!»

Цели:

1.Совершенствовать умение детей в определении закономерности следования элементов, которые расположены в ряду

 2. Учить анализировать ряд..

                                                                                   

                                                                                   

                                                                 

                                                                 

                                                                                 

                                                                                   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к образовательной программе "Радуга"

Анализ современной образовательной программы «Радуга» в области изобразительного творчества дошкольников....

Непосредственно образовательная деятельность "Радуга здоровья"

Конспект по образовательной области "Здоровье"...

Дополнительная образовательная программа "Радуга"

Программа создавалась на основании собственного подхода и опыта, дополнительных образовательных программ по изобразительному искусству,  а также на основе программ по православной культуре....

Мониторинг образовательной программы "Радуга" на конец года

Мониторинг образовательной программы "Радуга" на конец года...

Конспект открытого музыкально-игрового занятия с использованием новых образовательных технологий «Радуга» для детей младшей группы.

Конспект открытого музыкально-игрового занятияс использованием новых образовательных технологий«Радуга» для детей младшей группы....

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"

Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...

Рабочая программа по реализации образовательной программы разработанной на основе примерной образовательной Программы «Радуга» в группе общеразвивающей направленности 6-7лет

Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска, разработанной на основе примерной образовательной Программы...