Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии
статья по теме

Никифорова Светлана Юрьевна

 

Рождение ребёнка – одно из главных событий в каждой семье. В детях мы видим свое продолжение, связываем с ними свои надежды и чаяния, свои желания и несбыточные мечты. Трудности психического и материального порядка, обусловленные рождением ребёнка, обычно с лихвой окупаются счастливыми эмоциональными переживаниями, которые он дарит семье.
Совсем по-другому обстоит дело, когда рождается ребёнок с отклонениями в развитии. У родителей возникает множество дополнительных проблем, связанных с воспитанием и обучением ребёнка. При этом никто не может им гарантировать, что даже самоотверженный труд «окупит» их усилия. Родители такого ребёнка постоянно находятся в состоянии тревоги и испытывают неуверенность в будущем.
Для этого, в нашем детском саду разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения семьи воспитывающей ребёнка с проблемами в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии

Психолого – педагогическое  сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата неразрывно связано с построением взаимодействия между родителями и участниками образовательного процесса, а главное  оказанием психолого – педагогической поддержки взрослых, воспитывающих детей-инвалидов и организацией социальной адаптации детей.

        В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.

          Ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах — дефектологах, педагоге – психологе. Мы имеем уникальную возможность опереться в своей работе  на самых заинтересованных  в ее успешности людей – родителей, которые становятся нашими партнерами.

Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.

                Главной задачей психолога и учителя - дефектолога при  взаимодействии с семьей больного ребенка,  является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях,  выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Мы используем разные формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии:

  1. Индивидуальные формы работы с семьей
  1. Анкетирование и опрос, диагностические методики. Проводятся по планам дефектологов, психолога и по мере необходимости.

      Задачи:

   - сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

   -  определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

   -  определение оценки родителями эффективности работы специалистов.

   -  определение особенностей личностных и межличностных отношений в семье.

2.   Индивидуальное  консультирование родителей.

Проводится  с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. В процессе индивидуального консультирования предоставляется возможность обратившемуся человеку отреагировать на  накопившиеся эмоции, чувства, раскрыть собственные потенциальные возможности как родителя и возможности развития ребёнка.

  1. «Родительский час».

        Проводится учителями – дефектологами 1 раз в неделю.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком,разъяснение «домашних заданий».

  1. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями.

Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать — ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию  занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.

  1. Коллективные формы взаимодействия с семьей

1. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых учителем – дефектологом, педагогом-психологом совместно с другими специалистами МДОУ.

Тематика собраний:

- «Информирование родителей о задачах и содержании коррекционно – образовательной работы»;

- «Создание коррекционно – развивающей среды для ребенка дома»;

-  «Как подготовить ребенка к школе».

- «Адаптация ребёнка к детскому саду».

- «Психические особенности ребёнка с трудностями в развитии» (например, нарушения опорно-двигательного аппарата с ранним детским аутизмом).

  1. День открытых дверей.

Знакомство с учреждением, направлениями и условиями работы.

  1. «Клуб для родителей».

        Основной целью «Клуба для родителей» выступает психологическое, медицинское и социальное просвещение родителей, создание их психологического комфорта, актуализация проблемных тем в развитии малышей и мотивирование родителей на решение возникающих вопросов. Отмечено, что посещаемость данного мероприятия составляет более 50% родителей.  Наиболее актуальные темы «Клуба для родителей» касаются здоровья детей,  обучения и воспитания, трудностей в эмоционально-волевой и личностной сферах.

За счет создания «Клуба для родителей» взрослым, с идентичными проблемами их детей, предоставляется возможность поделиться личным опытом, быть принятыми  и понятыми другими людьми. Данный факт часто благоприятно действует на родителей, так как обычно из социума они получают негативные эмоции относительно психического и физического состояния своего ребёнка.

         Структура проведения «Клуба для родителей» варьируется в зависимости от основных запросов родителей, наиболее актуальных форм предоставления информации.

Для примера предлагается содержание тем «Клуба для родителей»: «Детская ревность» и «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребёнка»:

Детская ревность

  1. Музыкальное приветствие детей: песня «Хомячок» (музыка В. Варламова, слова  В. Шаинского), танец «Ванечка» (музыка П. Ушакова).

(Музыкальный руководитель - Богданова О.А.)

  1. Теоретическая часть: выступление педагога-психолога ДОУ

 Спицыной О.В.  «Проблема ревности между детьми в семье».

Практическая часть: обсуждение вариантов поведения ревнующего ребёнка. Рассмотрение стратегий и ситуаций развития второго ребёнка (раздаточный материал).

  1. Просмотр фильма «Творчество с песком» (эмоциональная релаксация).

Выставка детских рисунков на тему «Брат и сестра мои лучшие друзья». Беседа по результатам детского творчества.

(Воспитатель – Тогочакова А.Ф.)

Роль семьи в воспитании

эмоциональной отзывчивости ребёнка

(практическое занятие с элементами тренинга)

  1. Приветствие «Клубок симпатий»
  2. Игра «Мои ощущения» (сплочение группы)
  3. Теоретическая часть: «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребёнка»
  4. Упражнение «Какой ты родитель» (определение эмоциональной чувствительности)
  5. Предоставление результатов диагностической работы (методика «Цветик -семицветик») с детьми старшего дошкольного возраста
  6. Мультимедийная презентация «Задумайся» (актуализация значимости оказания помощи другим, принципа жить «здесь и сейчас»)

  1. Формы  наглядного информационного обеспечения

  1. Информационные стенды и тематические выставки.

                Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация.  Темы стендов и выставок:

- «Игра на развитие зрительно-моторной координации детей»;

- « Игрушки в жизни ребенка»;

- «Как помочь ребенку в домашних условиях»;

- «Готовимся к школе».

- «Советы родителям леворуких детей».

- «Создание благоприятной семейной атмосферы».

- «Развитие мелкой моторики детей с детским церебральным параличом».

- «Как родители могут помочь детям справиться со своими чувствами».

  1. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных

дошкольным образованием и находящихся в условиях вынужденной изоляции.

Реализуется на базе  детского сада, с целью создания психолого-педагогических условий, способствующих социализации и предшкольной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья,  находящихся  в особо трудных обстоятельствах.

Направления коррекционно – развивающего обучения по сопровождению:

- развитие психических процессов;

- развитие элементарных математических представлений;

- развитие эмоционально – волевой сферы;

- коррекция познавательной сферы;

- консультативная помощь родителям.

        Таким образом, определена эффективность проведения данных форм работы с родителями, включающими предоставление информации по психолого-педагогическому просвещению в сочетании с активным участием родителей, реализацией возможности изучения собственных возможностей и интенсивной групповой и индивидуальной поддержкой в ситуации воспитания ребёнка с нарушениями в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ в условиях современного ДОУ»

       На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией дошкольного образования, пристальное внимание   уделяется детям с ограниченными возможностями...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...