Статья (младшая группа) по теме:
Создание предметно-развивающей среды в мини- лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2 мл.группе

Рогозина Наталья Владимировна


 

                                    

    За последние десятилетия выпущено достаточно нормативных и научно- методических материалов, которые обеспечивают современную "Концепцию дошкольного воспитания" и задают общие стратегические принципы формирования предметно- развивающей среды по сенсорному развитию (принцип активности, стабильности-динамичности, комплексирования,  эмоциогенности  , учета половых и возрастных различий и пр.).Однако они не отвечают на вопрос педагога- практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка (будь это группа в детском саду, классное помещение в школе, или в учреждении дополнительного образования). Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованной непосредственно-образовательной деятельностью. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра. Непосредственно-образовательная деятельность  во 2 младшей группе предполагает развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач по сенсорному развитию в частности. Развитие  и совершенствование восприятия(всех органов чувств), закрепление выделять свойства предметов , совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам ,обогащение чувственного опыта  детей , развитие фиксировать его в речи-все это побудило меня взять тему проекта «Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2  мл. группе».                                                

      image

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word_2.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Педагогический проект    

  Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории

для решения задач сенсорного развития во 2 младшей группе.

    Актуальность проекта. За последние десятилетия выпущено достаточно нормативных и научно- методических материалов, которые обеспечивают современную "Концепцию дошкольного воспитания" и задают общие стратегические принципы формирования предметно- развивающей среды по сенсорному развитию (принцип активности, стабильности-динамичности, комплексирования,  эмоциогенности  , учета половых и возрастных различий и пр.).Однако они не отвечают на вопрос педагога- практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка (будь это группа в детском саду, классное помещение в школе, или в учреждении дополнительного образования). Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованной непосредственно-образовательной деятельностью. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра. Непосредственно-образовательная деятельность  во 2 младшей группе предполагает развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач по сенсорному развитию в частности. Развитие  и совершенствование восприятия(всех органов чувств), закрепление выделять свойства предметов , совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам ,обогащение чувственного опыта  детей , развитие фиксировать его в речи-все это побудило меня взять тему проекта «Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2  мл. группе».                                                

      Цель проекта.  

-Изучение, анализ и использование литературы, инновационных технологий , комплексных ,вариативных и парциальных программ по данной теме.

 -Видоизменение и совершенствование мини-лаборатории.

-Адекватное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

-Совершенствование психических процессов у детей:

  1.Формирование эмоциональной заинтересованности;

  2.Знакомство с предметами и действиями с ними;

  3.Развитие мышления и воображения;

  4.Речевое развитие.

                                   Длительность проекта- учебный год.

     Участники проекта : воспитатель, родители и дети 2мл. группы.

                                   Задачи проекта. Пробуждать интерес  детей к поисковой  деятельности, экспериментированию c приемами сенсорного обследования предметов;

     Накопление сенсорного опыта (на основе операций с предметами).

     Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

     Предполагаемый  результат: Создание предметно-развивающей среды в   мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития.

                                  Этапы реализации проекта. 1.Организационный этап . В начале я провела анкетирование с родителями с целью выяснить , что они знают об экспериментировании  в  д/саду в младшей группе  в  частности:              

Что вы знаете о поисковой деятельности, экспериментировании в  дошкольных учреждениях.

Зачем нужны эксперименты с различными материалами в д/саду?

С чем можно экспериментировать ребенку в 3-4 года?

Как вы  думаете, какие понадобятся инструменты и материалы для экспериментирования?

Как вы  думаете, какие понадобятся инструменты и материалы для экспериментирования?

Проводите ли вы с ребенком эксперименты дома? (какие?)

Что нужно сделать, чтобы заинтересовать  ребенка к поисково- исследовательской деятельности?

Критерии оценок: - Точность представлений;

- Обоснованность, полнота ответа. Анкетирование показало , что родители  почти ничего не знают об экспериментировании , но заинтересовались этой темой  .Поэтому  я подготовила план по реализации проектной деятельности на месяц . Изучила литературу по экспериментированию и опытами для детей 3-4 лет , познакомилась с новыми разработками  проблемных заданий .    Продуктивный этап . Сначала  я стала привлекать родителей  к составлению и обсуждению поэтапного плана работы над проектом .На родительском собрании поближе познакомила родителей  с  экспериментами , которые  пройдут в этом месяце ,  целями и задачами по сенсорному развитию. Родители с интересом откликнулись  на предложение пополнить предметно-развивающую среду и подобрать необходимое оборудование , пособия и материалы. Были закуплены весы , лупы , мерные стаканчики , трубочки, фонарики , разные емкости , пищевые красители .Были сделаны полочки для размещения материала .Критерии по которым мини-уголок формировался  были –открытость и доступность для детей ; содержание - соответствие по возрасту(по требованиям «Программы воспитания и обучения»,по которой работает наш д /сад. Дети тоже принимали активное участие в создании  мини-лаборатории . Они собирали природный материал - всевозможные  веточки , палочки, шишки и желуди , камушки , тряпочки , листочки от деревьев и т.п. Вместе с детьми мы стали создавать модели  и схемы предметов , явлений и свойств. Так как мы широко используем  ковралин , то и модели    тоже  были изготовлены на липучках. Внесла изменения в планирование совместной деятельности с детьми ,стала составлять картотеку  игр , игр – экспериментов  для  детей на этот год .
Материал  , который  мы расположили в  мини-уголке экспериментирования рассчитан  не только на детей среднего уровня развития ,но и позволяет провести более сложные эксперименты с детьми более высокого уровня.

Игры на Формирование сенсорных эталонов . ( Л-3)* Цель . Учить детей осязательному способу обследования , узнавания и называния плоскостных геометрических фигур (круг , квадрат, треугольник) и объемных тел(шар , куб),природных и рукотворных материалов(листочки , камушки , желуди , крупы ,ткани , бумаги и т.п.).

«Найди такую же», «Найди то , что назову», «Узнай на ощупь», «Достань и разложи», «Чей домик», «Собери бусы», «Что лишнее?», «Узнай и назови».

                                                            Неживая природа. (Л-5)*            Вода. Узнаем, какая вода?      

  Цель. Выявить свойства воды :  прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

   Материалы. Три емкости (пустая, с чистой водой, с  фиточаем ,  с добавлением  ванилина); стаканчики для детей.

                                                             Воздух .       1.Что в пакете?         Цель. Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

   Материалы. Полиэтиленовые пакеты.

          2. Игры с соломинкой.         Цель.  Познакомить  с  тем , что внутри               человека есть воздух ,и обнаружить его.

   Материал. Трубочки для коктейля.

     3.Надувание мыльных пузырей.     Цель . Научить пускать мыльные пузыри ; познакомить  с тем , что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

   Материал. Поднос, Воронка (желательно прозрачная) Соломинка , палочки с колечками на конце , мыльный раствор в емкости.

         4.Ветер по небу гуляет.         Цель. Обнаружить воздух.

    Материал. Таз с водой, осенние листочки.

*  (Л-5)-    Цвет.  Волшебная  кисточка.       Цель. Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух ( красного и желтого – оранжевый  , синего и красного – фиолетовый , синего и желтого –зеленый ).

    Материалы. Краски – красная , желтая , синяя ; палитра , кисточка ; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен ; листы с 3 нарисованными контурами воздушных шаров ;образец для закрашивания ,в  котором 3 тройки воздушных шаров ,где по два шара закрашены - красный –желтый ; красный - синий ; синий и желтый ,а один нет.

                                                       Вес. Притяжение.

   Легкий - тяжелый.       Цель. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые ).

     Материалы. Игрушки  Мишка и кукла Маша, разнообразные предметы и игрушки ; непрозрачные емкости с песком и листьями , камешками, водой и травой , подбор символа («тяжелый» , «легкий»).

                                                             Звук.

    1. Что звучит?         Цель. Научить определять по издаваемому звуку предмет.

    Материалы. Дощечка, карандаш, бумага, металлическая  пластина, емкость с водой, стакан.

    2.Музыка или шум?        Цель. Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

      Материалы. Колокольчик, трубочка, деревянные ложки, кубики, металлофон, коробочки со звуками.

                                                            Теплота.

     Горячо- холодно.         Цель. Научить определять температурные качества веществ и предметов.

      Материалы. Емкости с водой разной температуры, таз, для мытья игрушек.

                                                           Человек.

    Наши помощники.         Цель. Познакомить с органами чувств и их назначением ( глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах , язык – определять вкус , пальцы – определять  форму , структуру поверхности ) , с охраной органов чувств.

     Материалы. Чудесная коробочка с дырочками, в  которой  лежит  лимон ; коробочка с бубном ,чудесный мешочек с яблоком ; мешочек  с сахаром,  непрозрачный чайник с водой.

                                                 Человек. Рукотворный мир.  Свойства материалов.

      1. Бумага, её качества и свойства.        Цель. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять качества (цвет, белизна, гладкость,  степень прочности, толщина, впитывающая способность и свойства                (  мнется, рвется , режется , горит  ) .

      Материал. Писчая бумага, ножницы, спички, спиртовка, емкости с водой , алгоритм описания свойств материала.

      2.Древесина, её качества и свойства.        Цель.  Научить узнавать вещи , изготовленные из древесины ; вычленять её качества  (твердость , структура поверхности – гладкая, шершавая; степень  прочности; толщина ) и свойства ( режется , горит , не бьется , не тонет в воде).

       Материалы. Деревянные предметы , емкости с водой , небольшие дощечки и бруски , спиртовка , спички , сапожный нож , алгоритм описания свойств материала.  

       3.Ткань, её качества и свойства.           Цель. Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества( толщина , структура поверхности  , степень прочности , мягкость) и свойства ( мнется , режется , рвется , намокает , горит )

       Материалы .Образцы   х /б ткани 2-3 цветов , ножницы , спиртовка , спички , емкости с водой , алгоритм описания свойств материала.

      4.Глина  , её качества и свойства.          Цель . Научить узнавать вещи из глины , определять качества ( мягкость , пластичность , степень прочности ) свойства ( мнется , бьется , размокает ).

      Материалы . Глиняные  предметы , кусочки глины , вода , подставки  для работы , емкости ,алгоритм описания свойств материала.

   Итоговый этап.      Проводя  работу над проектом мы с детьми проводили небольшие игры с элементами экспериментирования  и в совместной деятельности в течении всего дня пребывания в детском саду (на прогулке, в индивидуальной работе ,включали и в непосредственно –образовательной деятельности).Ребята с удовольствием принимали участие в играх . В результате  у детей появился интерес к экспериментированию , сбору ,накоплению материала . Дети стали внимательны к окружающим предметам , у  них началось формирование начальных предпосылок поисковой деятельности, обследованию их с помощью органов чувств , закреплялось  умение находить и называть предметы по определенным признакам , качествам (цвету , форме и т.п.). Подводя итоги этого проекта , я могу сказать, что создание оптимальных условий для  развития познавательной активности детей путем экспериментирования позволил заинтересовать детей к учебной деятельности , и в дальнейшем я планирую продолжать начатую работу . Потому что поисково-экспериментальная деятельность позволяет всесторонне развивать современного дошкольника , объединять  родителей и ребенка при решении образовательных задач , укрепляются связи ДОУ с семьей.

 Список литературы.
1."Материалы и оборудование для детского сада" под редакцией Т.Н. Дороновой , Н.А. Коротковой (ЗАО "Элти-кудиц" г. Москва, 2003) допущено Министерством образования Российской Федерации.
2. Петровский  В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дошкольное образование в России. М., 1996
3. « Сенсомоторное  развитие детей дошкольного возраста» .Из опыта работы . Составитель Н.В . Нищева (СПб Детство-пресс 2011) .            
4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников.» Из-
дательство АРКТИ ,Москва  2010.
5. «Неизведанное рядом.»  О. В. Дыбина  ,     Н  .П . Рахманова,                  В . В Щетинина.(Творческий центр СФЕРА . Москва 2010.
6. «Ребенок в мире поиска» ( Под ред. Дыбиной О.В. Творческий Центр СФЕРА . Москва 2005.)
7. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. » (Издательство  АРКТИ. Москва 2011.)
8. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов  в детском саду»   М., 2003 г.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

доклад о создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности дет...

«Создание мини-музея в музыкальном зале для расширения предметно-развивающей среды и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами»

Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в работе мини-музея музыкальн...

Создание предметно-развивающей среды в группе ДОУ

     Художественное оформление помещения дошкольных учреждений играет важную роль в эстетическом воспитан...

"Создание предметно – развивающей среды в группе для нравственно – патриотического воспитания дошкольников"

Реализовать работу по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников поможет предметно-развивающая среда в группа...

Создание предметно – развивающей среды дома

Важно создать предметно - развивающую среду для ребёнка дома....

Выступление по теме: «Освоение задач математического развития детей в условиях предметно – развивающей среды»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач. Старшие детей очень...

вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды дома

Данный материал предназначен для консультаций с родителями или выступлении на родительском собрании. В нем идет речь о т...

Создание предметно развивающей среды для развития творческих изобразительных способностей дома.

В материале педагог дополнительного образования даёт рекомендации родителям по организации предметно развивающей среды д...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста: создание предметно-развивающей среды.

Материал содержит пример организации предметно-развивающей среды для сенсоного развития детей дошкольного возраста....