Главные вкладки

    Статья (младшая группа) по теме:
    Создание предметно-развивающей среды в мини- лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2 мл.группе

    Рогозина Наталья Владимировна


     

                                        

        За последние десятилетия выпущено достаточно нормативных и научно- методических материалов, которые обеспечивают современную "Концепцию дошкольного воспитания" и задают общие стратегические принципы формирования предметно- развивающей среды по сенсорному развитию (принцип активности, стабильности-динамичности, комплексирования,  эмоциогенности  , учета половых и возрастных различий и пр.).Однако они не отвечают на вопрос педагога- практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка (будь это группа в детском саду, классное помещение в школе, или в учреждении дополнительного образования). Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованной непосредственно-образовательной деятельностью. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра. Непосредственно-образовательная деятельность  во 2 младшей группе предполагает развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач по сенсорному развитию в частности. Развитие  и совершенствование восприятия(всех органов чувств), закрепление выделять свойства предметов , совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам ,обогащение чувственного опыта  детей , развитие фиксировать его в речи-все это побудило меня взять тему проекта «Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2  мл. группе».                                                

          image

     


     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    dokument_microsoft_office_word_2.docx21.29 КБ

    Предварительный просмотр:

                                            Педагогический проект    

      Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории

    для решения задач сенсорного развития во 2 младшей группе.

        Актуальность проекта. За последние десятилетия выпущено достаточно нормативных и научно- методических материалов, которые обеспечивают современную "Концепцию дошкольного воспитания" и задают общие стратегические принципы формирования предметно- развивающей среды по сенсорному развитию (принцип активности, стабильности-динамичности, комплексирования,  эмоциогенности  , учета половых и возрастных различий и пр.).Однако они не отвечают на вопрос педагога- практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка (будь это группа в детском саду, классное помещение в школе, или в учреждении дополнительного образования). Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованной непосредственно-образовательной деятельностью. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра. Непосредственно-образовательная деятельность  во 2 младшей группе предполагает развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач по сенсорному развитию в частности. Развитие  и совершенствование восприятия(всех органов чувств), закрепление выделять свойства предметов , совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам ,обогащение чувственного опыта  детей , развитие фиксировать его в речи-все это побудило меня взять тему проекта «Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2  мл. группе».                                                

          Цель проекта.  

    -Изучение, анализ и использование литературы, инновационных технологий , комплексных ,вариативных и парциальных программ по данной теме.

     -Видоизменение и совершенствование мини-лаборатории.

    -Адекватное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

    -Совершенствование психических процессов у детей:

      1.Формирование эмоциональной заинтересованности;

      2.Знакомство с предметами и действиями с ними;

      3.Развитие мышления и воображения;

      4.Речевое развитие.

                                       Длительность проекта- учебный год.

         Участники проекта : воспитатель, родители и дети 2мл. группы.

                                       Задачи проекта. Пробуждать интерес  детей к поисковой  деятельности, экспериментированию c приемами сенсорного обследования предметов;

         Накопление сенсорного опыта (на основе операций с предметами).

         Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

         Предполагаемый  результат: Создание предметно-развивающей среды в   мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития.

                                      Этапы реализации проекта. 1.Организационный этап . В начале я провела анкетирование с родителями с целью выяснить , что они знают об экспериментировании  в  д/саду в младшей группе  в  частности:              

    Что вы знаете о поисковой деятельности, экспериментировании в  дошкольных учреждениях.

    Зачем нужны эксперименты с различными материалами в д/саду?

    С чем можно экспериментировать ребенку в 3-4 года?

    Как вы  думаете, какие понадобятся инструменты и материалы для экспериментирования?

    Как вы  думаете, какие понадобятся инструменты и материалы для экспериментирования?

    Проводите ли вы с ребенком эксперименты дома? (какие?)

    Что нужно сделать, чтобы заинтересовать  ребенка к поисково- исследовательской деятельности?

    Критерии оценок: - Точность представлений;

    - Обоснованность, полнота ответа. Анкетирование показало , что родители  почти ничего не знают об экспериментировании , но заинтересовались этой темой  .Поэтому  я подготовила план по реализации проектной деятельности на месяц . Изучила литературу по экспериментированию и опытами для детей 3-4 лет , познакомилась с новыми разработками  проблемных заданий .    Продуктивный этап . Сначала  я стала привлекать родителей  к составлению и обсуждению поэтапного плана работы над проектом .На родительском собрании поближе познакомила родителей  с  экспериментами , которые  пройдут в этом месяце ,  целями и задачами по сенсорному развитию. Родители с интересом откликнулись  на предложение пополнить предметно-развивающую среду и подобрать необходимое оборудование , пособия и материалы. Были закуплены весы , лупы , мерные стаканчики , трубочки, фонарики , разные емкости , пищевые красители .Были сделаны полочки для размещения материала .Критерии по которым мини-уголок формировался  были –открытость и доступность для детей ; содержание - соответствие по возрасту(по требованиям «Программы воспитания и обучения»,по которой работает наш д /сад. Дети тоже принимали активное участие в создании  мини-лаборатории . Они собирали природный материал - всевозможные  веточки , палочки, шишки и желуди , камушки , тряпочки , листочки от деревьев и т.п. Вместе с детьми мы стали создавать модели  и схемы предметов , явлений и свойств. Так как мы широко используем  ковралин , то и модели    тоже  были изготовлены на липучках. Внесла изменения в планирование совместной деятельности с детьми ,стала составлять картотеку  игр , игр – экспериментов  для  детей на этот год .
    Материал  , который  мы расположили в  мини-уголке экспериментирования рассчитан  не только на детей среднего уровня развития ,но и позволяет провести более сложные эксперименты с детьми более высокого уровня.

    Игры на Формирование сенсорных эталонов . ( Л-3)* Цель . Учить детей осязательному способу обследования , узнавания и называния плоскостных геометрических фигур (круг , квадрат, треугольник) и объемных тел(шар , куб),природных и рукотворных материалов(листочки , камушки , желуди , крупы ,ткани , бумаги и т.п.).

    «Найди такую же», «Найди то , что назову», «Узнай на ощупь», «Достань и разложи», «Чей домик», «Собери бусы», «Что лишнее?», «Узнай и назови».

                                                                Неживая природа. (Л-5)*            Вода. Узнаем, какая вода?      

      Цель. Выявить свойства воды :  прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

       Материалы. Три емкости (пустая, с чистой водой, с  фиточаем ,  с добавлением  ванилина); стаканчики для детей.

                                                                 Воздух .       1.Что в пакете?         Цель. Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

       Материалы. Полиэтиленовые пакеты.

              2. Игры с соломинкой.         Цель.  Познакомить  с  тем , что внутри               человека есть воздух ,и обнаружить его.

       Материал. Трубочки для коктейля.

         3.Надувание мыльных пузырей.     Цель . Научить пускать мыльные пузыри ; познакомить  с тем , что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

       Материал. Поднос, Воронка (желательно прозрачная) Соломинка , палочки с колечками на конце , мыльный раствор в емкости.

             4.Ветер по небу гуляет.         Цель. Обнаружить воздух.

        Материал. Таз с водой, осенние листочки.

    *  (Л-5)-    Цвет.  Волшебная  кисточка.       Цель. Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух ( красного и желтого – оранжевый  , синего и красного – фиолетовый , синего и желтого –зеленый ).

        Материалы. Краски – красная , желтая , синяя ; палитра , кисточка ; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен ; листы с 3 нарисованными контурами воздушных шаров ;образец для закрашивания ,в  котором 3 тройки воздушных шаров ,где по два шара закрашены - красный –желтый ; красный - синий ; синий и желтый ,а один нет.

                                                           Вес. Притяжение.

       Легкий - тяжелый.       Цель. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые ).

         Материалы. Игрушки  Мишка и кукла Маша, разнообразные предметы и игрушки ; непрозрачные емкости с песком и листьями , камешками, водой и травой , подбор символа («тяжелый» , «легкий»).

                                                                 Звук.

        1. Что звучит?         Цель. Научить определять по издаваемому звуку предмет.

        Материалы. Дощечка, карандаш, бумага, металлическая  пластина, емкость с водой, стакан.

        2.Музыка или шум?        Цель. Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

          Материалы. Колокольчик, трубочка, деревянные ложки, кубики, металлофон, коробочки со звуками.

                                                                Теплота.

         Горячо- холодно.         Цель. Научить определять температурные качества веществ и предметов.

          Материалы. Емкости с водой разной температуры, таз, для мытья игрушек.

                                                               Человек.

        Наши помощники.         Цель. Познакомить с органами чувств и их назначением ( глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах , язык – определять вкус , пальцы – определять  форму , структуру поверхности ) , с охраной органов чувств.

         Материалы. Чудесная коробочка с дырочками, в  которой  лежит  лимон ; коробочка с бубном ,чудесный мешочек с яблоком ; мешочек  с сахаром,  непрозрачный чайник с водой.

                                                     Человек. Рукотворный мир.  Свойства материалов.

          1. Бумага, её качества и свойства.        Цель. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять качества (цвет, белизна, гладкость,  степень прочности, толщина, впитывающая способность и свойства                (  мнется, рвется , режется , горит  ) .

          Материал. Писчая бумага, ножницы, спички, спиртовка, емкости с водой , алгоритм описания свойств материала.

          2.Древесина, её качества и свойства.        Цель.  Научить узнавать вещи , изготовленные из древесины ; вычленять её качества  (твердость , структура поверхности – гладкая, шершавая; степень  прочности; толщина ) и свойства ( режется , горит , не бьется , не тонет в воде).

           Материалы. Деревянные предметы , емкости с водой , небольшие дощечки и бруски , спиртовка , спички , сапожный нож , алгоритм описания свойств материала.  

           3.Ткань, её качества и свойства.           Цель. Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества( толщина , структура поверхности  , степень прочности , мягкость) и свойства ( мнется , режется , рвется , намокает , горит )

           Материалы .Образцы   х /б ткани 2-3 цветов , ножницы , спиртовка , спички , емкости с водой , алгоритм описания свойств материала.

          4.Глина  , её качества и свойства.          Цель . Научить узнавать вещи из глины , определять качества ( мягкость , пластичность , степень прочности ) свойства ( мнется , бьется , размокает ).

          Материалы . Глиняные  предметы , кусочки глины , вода , подставки  для работы , емкости ,алгоритм описания свойств материала.

       Итоговый этап.      Проводя  работу над проектом мы с детьми проводили небольшие игры с элементами экспериментирования  и в совместной деятельности в течении всего дня пребывания в детском саду (на прогулке, в индивидуальной работе ,включали и в непосредственно –образовательной деятельности).Ребята с удовольствием принимали участие в играх . В результате  у детей появился интерес к экспериментированию , сбору ,накоплению материала . Дети стали внимательны к окружающим предметам , у  них началось формирование начальных предпосылок поисковой деятельности, обследованию их с помощью органов чувств , закреплялось  умение находить и называть предметы по определенным признакам , качествам (цвету , форме и т.п.). Подводя итоги этого проекта , я могу сказать, что создание оптимальных условий для  развития познавательной активности детей путем экспериментирования позволил заинтересовать детей к учебной деятельности , и в дальнейшем я планирую продолжать начатую работу . Потому что поисково-экспериментальная деятельность позволяет всесторонне развивать современного дошкольника , объединять  родителей и ребенка при решении образовательных задач , укрепляются связи ДОУ с семьей.

     Список литературы.
    1."Материалы и оборудование для детского сада" под редакцией Т.Н. Дороновой , Н.А. Коротковой (ЗАО "Элти-кудиц" г. Москва, 2003) допущено Министерством образования Российской Федерации.
    2. Петровский  В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дошкольное образование в России. М., 1996
    3. « Сенсомоторное  развитие детей дошкольного возраста» .Из опыта работы . Составитель Н.В . Нищева (СПб Детство-пресс 2011) .            
    4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников.» Из-
    дательство АРКТИ ,Москва  2010.
    5. «Неизведанное рядом.»  О. В. Дыбина  ,     Н  .П . Рахманова,                  В . В Щетинина.(Творческий центр СФЕРА . Москва 2010.
    6. «Ребенок в мире поиска» ( Под ред. Дыбиной О.В. Творческий Центр СФЕРА . Москва 2005.)
    7. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. » (Издательство  АРКТИ. Москва 2011.)
    8. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов  в детском саду»   М., 2003 г.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

    доклад о создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...

    Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

    Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности дет...

    «Создание мини-музея в музыкальном зале для расширения предметно-развивающей среды и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами»

    Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в работе мини-музея музыкальн...

    "Создание предметно – развивающей среды в группе для нравственно – патриотического воспитания дошкольников"

    Реализовать работу по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников поможет предметно-развивающая среда в группа...

    Создание предметно – развивающей среды дома

    Важно создать предметно - развивающую среду для ребёнка дома....

    Выступление по теме: «Освоение задач математического развития детей в условиях предметно – развивающей среды»

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач. Старшие детей очень...

    Сенсорное развитие детей дошкольного возраста: создание предметно-развивающей среды.

    Материал содержит пример организации предметно-развивающей среды для сенсоного развития детей дошкольного возраста....

    Создание предметно развивающей среды для развития творческих изобразительных способностей дома.

    В материале педагог дополнительного образования даёт рекомендации родителям по организации предметно развивающей среды д...

    Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию пред...

    «Создание предметно-развивающей среды для работы по вопросам трудового воспитания»

    Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, ка...