Графический тест "Кактус"
тест на тему

Симонова Алена Александровна

Графическая методика диагностики детей от 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon graficheskaya_metodika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.


Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  1. пространственное положение
  2. размер рисунка
  3. характеристики линий
  4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  1. характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  2. характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  3. характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

  1. Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
  2. Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
  3. Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
  4. Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
  5. Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  6. Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  7. Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
  8. Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
  9. Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
  10. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
  11. Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
  12. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
  13. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Графические игры"

Графические игры развивают у детей фантазию и воображение, готовят руку к письму, открывают новые возможности для творчества....

Графический рисунок - Петух (презентация)

Это материал поможет ознакомить детей с графическим рисунком, на примере презентации Петух....

Коррекционая программа " Формирование графических навыков у детей с нарушением речи"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего  дошкольного возраста имеющими нарушение речи. Она поможет подготовить к письму руку ребенка, сформировать у него базовые графические н...

Тестовая методика "Графический диктант"

Предоставляется описание методики на определение школьной готовности дошкольников, бланк ответов, протокол, образец....

Конспект интегрированного занятия на тему: "Составление рассказа о диких животных с использованием графического плана" в старшей группе.

Данный конспект освещает методы и приемы формирования навыков связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами. Конспект адресован педагогам дошкольных учреждений....

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...