Сообщение на тему:
творческая работа учащихся (старшая группа) по теме

 

«Приобщение детей к народной культуре, как средство формирования у них патриотических чувств, понимания, что они часть великого русского народа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Коломенского муниципального района

МДОУ детский сад № 16 «Берёзка»

общеразвивающего вида

Сообщение на тему:

«Приобщение детей к народной культуре, как средство формирования у них патриотических чувств, понимания, что они часть великого русского народа».

Подготовила : Волоскова Н.В.

Коломна 2011  год

Детство-период рассвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому  задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умением и навыком игры в коллективе, развивать доброту и благородство. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда в детский сад ушли политизированные стишки, сейчас направление иное.

Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.

Самым высоким видом искусства является народное творчество, то есть, что запечатлено народом, что народом сохранено, что пронёс он через столетия. Всё, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних пор научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Велико стремление возродить в детских душах прекрасное и вечное. В сегодняшней жизни многие моменты представления обрядов, обычаев, выполняется без конкретного смысла, да и традиции забываются, стираются в памяти. Богатые традиции народного творчества нуждаются в восстановлении. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Народное творчество позволяет ребёнку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как игра, сказка, музыка, песня и др. Таким образом, у ребёнка складываются и развиваются одновременно, две главные человеческие способности - созидание и увоение» (М.С.Каган).

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникается теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, которую должны полюбить, осознать, чтобы присуще душе нашей силы могли получить развитие» (философ В.В. Зеньковский).  Поэтому основной задачей воспитания детей в этом направлении является - формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного народным творчеством, искусством. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги этого раньше не понимали. Однако типовая «Программа воспитания и обучения в детском саду», как основной документ для воспитателей, таких задач не ставила. Правда, в младших группах ею предусматривались приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, игрушке – забаве и т.д.). Малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными пениями, потешками, сказками. Кроме того, присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно – прикладным искусством, народной игрушкой. Но представление детей о русской культуре были отрывочны и поверхностны, не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач. Эти пробелы должны быть восполнены. Одной из привлекательных форм приобщения к фольклору является народная песня. Песни сопровождают русского человека всю жизнь.

Рождался человек и его появление встречали песнями, потом под песни младенца крестили. Пение протяжных ласковых песен маленьким детям используют матери как способ установления особого рода контакта с младенцем. Засыпая под песни матери, ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, строй родной речи. Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем простое содержание песни.

«Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша девочка пойдёт,

Через киску упадёт»!

Уже над колыбелью звучали затейливые песни, в котором будущее младенца представлялось заполненное трудом в поле, дома. Однако даже тяжёлая летняя страда именуется в таких песнях весёлой, без сожалений поётся о том, что безвозвратно минуют беззаботные детские годы:

«Будешь рано разбужать,

На работу посылать,

На работу на току,

Да на весёлую страду».

Считалось, что слова, произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому в песнях часто звучала просьба матери избавить родное дитя ото всех напастей, скорбей. Воспитывая ребёнка, взрослые развлекали его, исполняя потешки, пестушки, прибаутки, частушки. В русском фольклоре характерным является соединение колыбельных песен с потешками, прибаутками. Когда ребёнок подрастал – сам пел игровые попевки,  заклички дождю, солнцу, радуге, птицам. До сих пор дети поют: «Дождик, дождик пуще…» и «Солнышко вёдрышко…» А как любимы и близки по содержанию детские частушки. Эта маленькая, из двух или четырех строк  песенка творит чудеса. Исполнение веселых шутливых и озорных частушек, как правило, сопровождается ритмичным притоптыванием, звонкими выкриками. Любовь к частушкам сохранилась в народе и сегодня. Их можно услышать и на праздниках в детском саду, школе.

«А Трофим любил природу,

Все у речки загорал.

Про работу и не думал,

О берёзке распевал.

Неотъемлемой частью приобщения детей к русской культуре является участие детей в играх, хороводах. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, обучаясь с фольклором, который он исполняет в своих играх – хороводах, забавах, может освоить традиции своего народа. Простота содержания народного творчества вызывает у детей необычайный интерес. Русские народные песенки, хороводы, игры – сколько красоты, обаяния и радости в них. Обязательным условием их исполнения является инсценирование. Дети быстро заучивают содержание, у них развивается воображение, творчество, актерские способности. В исполнении хороводов принимает участие много народа, что не мало важно для детского коллектива. Мелодия связана с характерным содержанием текста, а движение связано с музыкой. Движение в хороводе связаны с элементами труда: «втаптывание», «как при молотьбе», «змейка», «воротца». И в текстах хороводов упоминается о «полях», «лугах», «лесах».

«Земелюшка – чернозем,

Земелюшка – чернозем,

Там березка выросла,

Там березка выросла….»

Прежде, чем разучить хоровод, нужно побеседовать с детьми, выяснить непонятные слова, продумать последовательность движений. Мы должны помнить сами и научить детей , что хоровод – это воплощение несбыточного народного оптимизма. В своей повседневной жизни дети воспроизводят знакомые песни, хороводы, игры; в играх музицируют на народных инструментах, поют колыбельные песни, что имеет большое значение в становлении уравновешенной психики.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общими переживаниями. Оптимальным для духовно – нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально – игровых праздников: «Ярмарка» - осенью, «Рождество», «Святки», «Масленица»- зимой, «Праздник птиц», «Пасха», «Именины берёзки» (Троица) – весной.

Дети совместно со взрослыми исследуют особенности каждого праздника. Дети с удовольствием участвуют в этих праздниках и чувствуют себя как на настоящем гулянии. Именно в таких праздниках ощущается взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к Родине, своему народу, его обычаям, и традициям. Слушая народные напевы – видишь, как светлеют лица, сердца, делаются добрыми и открытыми. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребёнка, делает его ещё лучше, направляет на добрые поступки, ибо только прекрасное пробуждает доброе. Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви. А продолжался на улице, в поле, на лужайках.

Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашенные яйца, соревновались в силе и ловкости. В мае дружно встречали весну, украшали березку, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь под утро, свистели в самодельные дудочки.

Осенью отмечали пору «изобилие плодов земных», а зимой, в святочные дни, продолжавшиеся две недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки. Издавна непременными участниками всех праздников на Руси были скоморохи. Их ещё называли «шутами», они играли на музыкальных инструментах, плясали, демонстрировали ученых медведей. Были среди них и кукольники. Большим успехом также пользовались бродячие актеры – лицедеи, которые с масками на лицах разыгрывали сюжеты и сценки.

Большое предпочтение в детском саду отдается фольклорному материалу. При отборе такого материала максимально нужно учитывать возрастные особенности детей. Практический опыт показом, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала можно использовать такую форму работы, как беседа. Кроме того воспитатель сам должен владеть особенными художественными средствами: петь, танцевать, уметь играть на народных инструментах – быть артистичным. Ведь достичь того, чтобы дети поняли познавательное значение фольклорного произведения иногда легче с помощью эмоциональной выразительности голоса, мимики, жеста. Очень важно и активное сотворчество взрослого и детей, их общее переживание чувств сопричастности к поступкам героев сказок, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с ребятами, способность вовремя дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрить их воображение и фантазию. Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения полученных знаний, детьми непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости, ценности, уважения к труду мастеров. Организация занятий предполагает участие всех детей.  Использование различных фольклорных форм (переклички, частушки и т.д. позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого и эмоционального развития, участие в фольклоре способствует и социальному развитию детей.

Вся работа, которая ведется в детском саду по приобщению к истокам русской народной культуры, направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально- окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря сознанию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Характерной особенностью работы по формированию духовно- нравственному отношению к культурному наследию и чувства причастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной сказкой, песней, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. На протяжении всего годичного праздничного круга воспитатели знакомят детей с  русским народным костюмом. На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения малыша с прабабушкой. Дети педагоги знакомят с народным костюмом той местности, в которой они проживают внимание дошкольников акцентрируют на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, классифицируют его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; мужской или женский. Знакомят с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло.

Подлинные образы народного творчества и современные произведения декоративно прикладного искусства, созданные по народным мотивам, используются в оформлении детских садов, на занятиях по изобразительной и декоративно- прикладной деятельности. Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н.П. Саккулина справедливо отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».

Выступая на Всероссийском совещании по игрушке, Е.А. Флерина  говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное первосортное искусство, оно радует ребёнка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». Встреча с красочной птицей  на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию и воображение. Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, конь- качалка с рисунком городецкой росписи, все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, могут в доступной форме рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении технических приемов декорирования изделий. Простые и ясные образы народного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать труд и мастерство.

Характерные качества народного искусства созвучные эстетическому чувству, восприятию и  пониманию детей. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей всё радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых тонах. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям и вносит определённую новизну в творчество дошкольников. Прикладное искусство является важнейшим предметом познания народной культуры. Человек умирает, а дело его выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки,правнуки.  «Хорошая работа два века живет» гласит народная мудрость. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Дети не просто воспроизводят , но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, не претендуя на общественную значимость. Творчество – главное средство освоения ребенком культурно- исторического опыта и движущая сила развития личности. Приобщаясь к мастерству предка, дети учатся бережно относиться ко всему, что они создали и оставили нам. Для более полного представления у детей быта и жизни русского народа в детском саду решили обустроить «Русскую избу», выделив для этой цели небольшое отдельное помещение, и разместили в нём предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках. Чудом сохранившиеся вещи отыскивали на дачах и в деревенских домах. Так в нашей горенке появился сундук со сказками, колыбелька с младенцем, печка с нехитрой утварью и много других, до селе невиданных детьми вещей. И фольклор зазвучал в избе особенно ярко и задушевно. Основной задачей педагогов было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу»  были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные: печь и резной наличник. В условиях детского сада появилась возможность «обыгрывать» эти предметы. После того, как убранство избы было завершено, встала не менее сложная проблема- организация работы с фольклорным материалом. Сказалась нехватка методической литературы, иллюстративных материалов. Так, постепенно была создана необходимость «одушевления избы». Фольклорные занятия в уютной, по-домашнему милой горенке – это встречи с бабушкой Варварой, дедушкой Егором и домовым Кузей. Их роли стали исполнять воспитатели, которые работают по этой теме. Иногда они становятся сказочниками. В настоящее время первые посещения «избы» детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий над ними. Более старшим подчеркивается историческая преемственность предметов быта: лучина - керосиновая лампа, электрическая лампа. Организация таких занятий предполагает познавательную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.

Особое внимание уделяется расширению активного словаря за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, крынка, кувшин; полка-полати; скамейка и др.)

Для большего понимания детьми устных фольклорных произведений в «избе» на особом месте располагается люлька с младенцем-куклой, которому и адресуются колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки. Детям младшего возраста сказку рассказывает «Бабушка Варварушка» или от лица персонажей , более часто встречающихся в фольклорных произведениях(котик, собачка , петушок, мишка). Используются для этой цели игрушки. Более старшие дети, сами участвуют в пересказке. При этом часто организуется викторина по нескольким знакомым сказкам: «из какой сказки предмет?» или используется кукольный театр. Особой любовью в русской избе у детей пользуется домовенок Кузя, который живет за печкой, а детям знаком по многим мультфильмам. Это забавная кукла-игрушка, любовно сделанная руками воспитателей. Домовенок очень любит «общаться» с детьми, приходящими в гости в избу. Кузя с ними затевает разные игры и забавы. Дети принимают его за своего товарища и очень дорожат дружбой с ним.

Кузя может внезапно появиться и исчезнуть, что-то подарить ребятам. Он - представитель мира сказки, носитель народной мудрости. Когда домовенок рассказывает о давнем прошлом, его истории вызывают доверие детей. Этот персонаж регулярно появляется на занятиях до самого ухода детей в школу. Кузя хранит свои сказки и загадки в особом сундучке. Иногда из сундучка появляются очень странные вещи: лапоть или чей-нибудь хвостик. И домовёнок просит рассказать детей, из каких сказов эти вещи.

Кузя может рассказывать сказку, что-то путая и пропуская. Тогда дети помогают ему вспомнить, рассказывая сказку как надо. Диалог между Кузей, бабушкой Варварой- отличный прием, при помощи которого детей можно познакомить с достаточно сложными понятиями и явлениями. Например , с историческими корнями и местом различных обрядов и традиций в жизни людей, со связью поговорок и народных примет с крестьянским трудом. Полностью включаясь, в игровые ситуации, дети воспринимают Кузю, как живое существо. Они спорят с ним, шутят, обмениваются потешками и дразнилками, поют ему песни и частушки. Такие занятия в избе бывают комплексными. Так, например, Кузя может вынимать из своего сундучка кружочки разного цвета и величины и дарить их детям. Затем он учит их раскладывать  по типу городецкой росписи. Эту работу дети могут продолжить в группе, как бы продолжая игру с Кузей. Система занятий в «избе» может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно- прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются песни, частушки, заклички. Многие занятия завершаются чаепитием из самовара или угощением детей булочками «жаворонками». Педагоги заметили, что многие дети проявляют к русской культуре настолько большой интерес, что им недостаточно только плановых занятий.   Поэтому был организован фольклорный кружок, который очень успешно действует в детском саду не один год. В нем принимают участие дети особо заинтересованные. Во второй половине дня, под руководством музыкального руководителя и одного из воспитателей, разучивают народные игры, обрядовые песни, изготавливают элементы народных костюмов(кокошники, маски, бусы и др.), более подробно знакомятся с различными видами народного искусства. Стало традицией приходить на занятия кружка, нарядившись в народные костюмы. Кружковцы не замыкаются в себе. Так, разучив на занятиях своего кружка много колядок и народных игр, дети, надев маски и костюмы, приходят в группы поздравить всех с Рождеством, Новым годом, демонстрируют обрядовые хороводы.

После проведения «открытых» занятий с детьми, выступлений фольклорного кружка, педагоги заметили большой интерес к своей деятельности со стороны некоторых родителей, администрации местного совета, работников школы. Дети стали приглашаться на проведение многих народных праздников. Так, например, уже не первый год празднуется в совхозе «Осенины». Дети  выступают со своей программой перед руководителями совхоза и района. Заинтересованные родители не остаются в стороне. На прощальных выпускных вечерах звучат песни, частушки в исполнении мам, одетых в национальные костюмы.

В клубе отмечаются многие народные праздники. Традиционным стал день родной деревни - праздник «Петра и Павла», который отмечают после «Троицы». На этом празднике выступают не только приглашенные самодеятельные коллективы, но и дети нашего фольклорного кружка «Березка».

Также хочется отметить, что в нашем детском саду раз в год, осенью, организуется выставка работ детей, совместно с родителями. Это обычно бывает так: вначале все присутствующие рассматривают экспонаты, а затем происходит деловой обмен между взрослыми «премудростями»: умениями делать заготовки овощей и фруктов, угощение всех присутствующих «фирменными вкусностями», секретами изготовления своих поделок. На таких встречах- выставках обязательно присутствуют дети, наряженные в русские народные костюмы. Вместе с воспитателями они показывают народные игры, поют песни и частушки, вовлекая присутствующих в веселое соревнование. Его, как правило, всегда выигрывают дети и бабушки- самые главные союзницы и помощницы педагогов.

 Можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего педагогического мастерства. Практический опыт показом, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, потешках, закличках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, даже пояснение взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды. Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно- прикладного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

В заключение можно сделать следующие выводы и рекомендации. Данная работа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально - окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том, числе, благодаря сознанию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности- интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений , чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

«Посидите, детки, побеседуйте,

Сказки, песенки да вы послушайте,

Где я только не бывала,

Что я только не слыхала.

Побывала я во всей небывальщине,

Повидала я всю неслыхальщину…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»

Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...

Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»

Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследователь...

Сообщение по теме: "Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду".

В  данной  статье  предлагается  опыт  работы  объединения  "Умелые  ручки".  Стараясь  максимально  обобщить  свою  работу  в...

Сообщение на тему: «Требования ФГОС и Программы к организации ролевых игр» в рамках педсовета на тему: «Ролевые игры как средство социально-коммуникативного развития»

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.  Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских...

Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей.

Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей....