Методика "Гимнастика мозга"
методическая разработка (старшая,подготовительная группа) по теме

Ирина Владимирская

Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» позволяет эффективно и в корректной форме определить причины возникновения тех или иных трудностей (в обучении, профессиональной деятельности, во взаимоотношениях), болезненных состояний, стрессов, неудач и выявить оптимальные пути их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_mozga.docx73.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА МОЗГА


Подготовила и провела

Учитель-логопед 2 квал.кат.

МАДОУ д/с комб.вида №13 «Умка» г.Химки

Евсюкова И.В.

25.01.2012

Образовательная кинесиология (Кинесиология — наука, изучающая движение во всех его проявлениях: кинесис — движение, логос — учение) представляет собой учение о возможностях развития ребенка  через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой самореализации личности. Основателями Образовательной кинесиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга», которая позволяет эффективно и в корректной форме определить причины возникновения тех или иных трудностей (в обучении, профессиональной деятельности, во взаимоотношениях), болезненных состояний, стрессов, неудач и выявить оптимальные пути их устранения. Эта система помогает раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле.

Программа "Гимнастика Мозга" была разработана для неуспевающих детей, диагностированных как "неспособных к обучению". Результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

 

Программы Образовательной Кинесиологии апробированы и развиваются в 30 странах мира. В 20 из них - в США, Канаде, Германии, Англии, Австрии, Швейцарии и др. - она принята в качестве школьной программы в частных и государственных учебных заведениях.

Условия применения методики

  1. Точное и систематическое выполнение движений и приемов.
  2. Применение на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, в эмоционально комфортной обстановке, возможно – под спокойную музыку.

Результативность

  1. оптимизация деятельности мозга;
  2. гармоничное развитие двухполушарного мышления;
  3. развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  4. улучшение работы долговременной и кратковременной памяти;
  5. развитие способностей к обучению и усвоению информации;
  6. восстановление работоспособности и продуктивности;
  7. снятие стресса, нервного напряжения, усталости;
  8. формирование абстрактного мышления.

Два типа движений:


Первый тип - это движения, пересекающие среднюю линию тела (образованную его левой и правой сторонами) - как то, например, происходит при работе: глаз при чтении, письме, рисовании; органов слуха; рук в процессе выполнения какого-либо действия и прочее. Они активизируют действие естественных механизмов, и в силу этого в десятки, раз ускоряют передачу информации, открывают путь для непосредственности, непроизвольности психофизических функций, обеспечивая оптимальную работу нервной системы, а также легкость и спонтанность учения. Важно заметить, что этот механизм задан в ребенке от природы.

Второй тип - это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» (П. Деннисон). Данный механизм составляет основу произвольных процессов, знаково-символического опосредования деятельности. Он требует напряженной работы ума, усилий и значительной энергии мозга и тела. Он как бы «замораживает» движения и ведет к «статическому» поведению, необходимому для сосредоточения сознания в ситуации нового учения, а также стресса. Этот тип движений включает в себя движения и навыки «первого этапа» учения - этапа знакомства и сознательной отработки операций и действий.

Каждое из упражнений Гимнастики Мозга, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным и быстрым.

Упражнения собраны в 4 группы.

Первая группа – это движения, пересекающие среднюю линию тела, образованную его правой и левой половинами.

  1. Стимулируют работу крупной и мелкой моторики.
  2. Способствуют взаимодействию между правым и левым полушариями головного мозга и полноценному восприятию материала.

Вторая группа - это упражнения, растягивающие мышцы тела.

  1. Снимается напряжение с мышц тела.
  2.  Готовность к познавательной работе.

Третья группа - упражнения, энергетизирующие тело.

  1. Обеспечивают тело энергией.
  2. Активизируют деятельность клеток головного мозга.
  3. Выполняются в сидячем положении.
  4. Основаны на массировании определенных точек, отвечающих за различные системы тела.

Четвертая группа -  позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения.

  1. Нормализуют эмоциональную сферу.
  2. Стабилизируют нервные процессы организма, способствуя спокойному, успешному учению.


Цели и задачи Гимнастики Мозга:

- поддержание и развитие нейрофизиологических связей между телом и мозгом;

- интеграция мото-сенсорных процессов;

- активизация нервной сети тела и межполушарных связей;

- осознавание своего тела через движение;

- активизация естественных механизмов развития;

- гармонизация эмоционально-мотивационной сферы;

- раскрытие способности пользоваться интуицией;

- следование естественным законами развития познавательных возможностей человека;

- развитие личности;

- познание себя.

Условия применения комплексов "Гимнастики Мозга"

  1. Точное и систематическое выполнение движений и приемов.
  2. Применение на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, в эмоционально комфортной обстановке, возможно – под спокойную музыку.
  3. Самостоятельный подбор упражнений от простого к сложному, увеличивая объем и темп выполнения заданий.
  1. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день.

Упражнение "Перекрестные шаги"

Способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. 

1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги.

2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.            

Упражнение «Ленивые восьмерки»

Снимут усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером, улучшают работу глазных мышц, стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Начертить правой рукой на листе бумаги карандашом восьмерку, затем – левой рукой. Затем правой и левой одновременно.

     А теперь начертить восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. При этом следим взглядом за пальцами.    

Упражнение «Двойные рисунки»

 

  1. Возьмите в каждую руку карандаш. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу;
  2.  вверх-вниз;
  3.  разводя в разные стороны.

Затем рисуем в воздухе.

Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения.

Упражнение «Алфавитная восьмерка» 

Развивает память, внимание, мышление, а так же навыки грамотного чтения и письма.
Может использоваться при изучении иностранного языка, для развития математических навыков.

Примите удобную позу.  Нарисуйте перед собой в воздухе «ленивую» восьмерку. Через ее центр проведите сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности.

Справа или слева от вертикального сечения впишите букву в окружность, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью буквы. Вы сами решаете, в каком месте алфавитной восьмерки эта буква выглядит более уместно.

Вписав одну букву, снова чертите восьмерку и разделяете ее вертикальной линией. Упражнение с одной буквой проделывается каждой рукой три раза и три раза двумя руками одновременно. Чтобы максимально быстро расслабиться или настроиться на предстоящую работу, рекомендуется заполнять окружности восьмерки актуальными для вас фразами, используя указанный выше способ написания.

Упражнение "Энергетизатор"

Помогает расслабиться, повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности.

Сядьте за стол и положите руки так, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед. Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной. На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх.

Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине.

Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу. Затем медленно опускайте голову на стол.

Упражнение «Позитивные точки»

Способствует улучшению памяти, помогает сосредоточиться, помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями.

Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос.

Вертикальная ось точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное

разрешение проблемной ситуации.

Упражнение «Думающий колпак»

Обостряет слух, улучшает работу кратковременной памяти, повышает умственные и физические способности, улучшает равновесие. Полезно выполнять перед началом занятия, так как поможет быстро сконцентрировать внимание.

Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши так, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.

                                       

ВЫВОД: Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна

для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

если мозг устал

как проявляются нейродинамические трудности и как их преодолеть...

как помочь мозгу

иногда наши детки не могут понять , казалось бы простые вещи. что же делать?...

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.

 Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...