Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".
материал по теме

Сливкова Галина Борисовна

Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с народным творчеством: слушаем и разучиваем русские народные песни, игры и сказки - всё это входит в сценарии календарных праздников, а сказки проходят в кукольном театре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstv._vospitanie_detey..docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые Ангелы Божие,

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России,

Здесь мама, здесь храм,

Здесь отеческий дом.

Нравственно -  духовное и патриотическое воспитание – это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы работы, пронизывающая все виды деятельности дошкольников. Любовь к своей стране, к родному краю, к родным людям, друзьям – вот те простые и вечные нравственные ценности, которые мы стараемся передавать нашим детям на музыкальных занятиях. Для решения данных задач используются традиционные формы работы художественно – эстетической направленности: тематические занятия, праздники.

На музыкальных занятиях, с 3- летнего возраста, по учебному плану, мы знакомим детей с народным творчеством: слушаем и разучиваем русские народные песни, потешки, считалки, игры и сказки – всё это входит в сценарий календарных праздников, а сказки проходят в кукольном театре.

Применение народных игр и кукольного театра в сценариях праздников для детей 3х-4х лет.

 Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. Постоянно обращаться к народной культуре. Ведь народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Малые формы детского фольклора, сказки, песни, народные танцы, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа.

На осенних и весенних праздниках  показывается театрализованное представление,  действие в которых обыгрывается с помощью игрушек. Такая форма проведения досуга является универсальным средством гармонического развития дошкольника и эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого. Театрализованное представление даёт детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развёртывающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии (по сценарию). Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, петь, играть в подвижные и пальчиковые игры. Кроме того, такие досуги решают и познавательные задачи: закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками домашних и диких животных, учат бережно относится к игрушкам и т.д.

Кукольные спектакли к праздникам составлены педагогами отделения по детским сказкам. Педагогами подобран музыкальный материал для сопровождения действия сказки, а так же используются музыкальные портреты действующих лиц собственного сочинения.

 За прошедшие учебные годы были показаны сказки: «Сказка о горделивом петушке»; «Сказка про шиповник»; «Как внучка бабушке грибов насобирала»; «Кто самый красивый»; «Как цыплёнок стал большим».

В «Сказке о горделивом петушке» дети узнают о глупости, зазнайстве, вместе с педагогом размышляют о плохих и хороших чертах зверей, птиц – по сказкам, и конечно какими должны быть все они, наши дети, добрыми, честными, послушными. Вот так заканчивается сказка в кукольном театре:

Бабушка

Да вот так... Не по нашему хотению, а по Божию повелению солнышко землю-матушку согревает, нас своими лучами освещает, всех нас греет, бережет, замерзать не дает.

1-й рассказчик

Милое солнышко, Божье творение! Ярко твое золотое горение.

Щедро тепло, разливая вокруг,

Всех ты людей обнимаешь, как друг.

2-й рассказчик

А ты, глупенький Петушок, себя хотел над солнышком командиром поставить. Вот теперь и ходи безголосый. Помолчи да подумай пока: кто главнее - Солнышко или ты...

Не заносись высоко, - можешь свою песню и вовсе потерять.

 А у Бога тот не забыт, кто малым доволен.

На музыкальных занятиях мы проводим с детьми различные игры поучительного характера:

Игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Сказка «Как заяц стал храбрым».

Ведущая: Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нём: «Зайчишка – трусишка». Обидно было ему это слышать, но ничего он с собою поделать не мог.

(музыка, дети изображают трусливого зайца)

Всего зайчик в лесу боялся:

  1. Как шумят деревья (ладошки потираем);
  2. Как дует ветер (дуем на ладошки);
  3. Как капают дождинки в лужу ( играет треугольник);

Ведущая: Ну, какой же трусишка,

 Этот бедный зайчишка!

 У него каждый звук

 Вызывает испуг…

Вот он в сторону – прыг!

Там лягушка в тот миг

Завопила: «Ква-ква!

Это мчится за мной

Зверь опаснее льва,

Я несчастная, ква!»

Тут зайчишка её успокоил, сказав:

«Ты не бойся меня!

Отнесу я тебя,

Где камыш и вода!».

И теперь тот зайчишка

Никого не боится.

Вовсе он не трусишка,

Оттого веселится.

(пляска под музыку)

На занятиях детям необходимо давать краткую историческую справку о конкретном календарном празднике, прочитать и разобрать текст изучаемых закличек, попевок,  доходчиво объяснить смысл малопонятных слов. Очень важна работа над дикцией, артикуляцией. Эта работа должна проводиться обязательно в игровой форме, чтобы дети получали радость от познания нового.

Весенний праздник « Берёзонька » для детей 5-и лет,  включает в себя помимо детского фольклора (игр, закличек, хороводов разных видов, песен), загадки о перелётных птицах, познавательные сведения о чудесных свойствах берёзы, изобразительно – художественные игры.

Ведущая: Птички летели, на дерево сели.

                 Что за дерево такое?

                  Ствол белый, листочки зелёные.

А кто из вас, ребята, знает, какими в народе Берёзку ласковыми словами называют? Берёзка белая, зелёненькая, стройная, кудреватая. Вокруг берёзки девушки хоровод водили, песни пели.

Песня «Во поле берёза стояла»

(хоровод по кругу)

В праздник педагоги проводят небольшую беседу познавательного характера о поделках и предметах из бересты, с показом предметов, картин, лаптей, корзиночек. Мы считаем это необходимо,  ведь с познания о деревьях, природе и начинается воспитание любви к родному краю, к близким людям и ко всему окружающему нас миру. Дети, обучающиеся с 6-и лет по специальности, могут исполнить на своих инструментах русские народные песни.

Необходимо растить детей, которые знают и любят прошлое родной земли, берегут её природу, не разрушают духовное и материальное наследие. Очень важно, чтобы наши дети, вырастая, смогли создать свои крепкие и дружные семьи, становились хорошими матерями и отцами, освоили традиционные семейные ценности и другие культурные сокровища народа. Как хорошо, что есть прекрасный женский праздник, полный детской любви и нежности к своим родителям, близким людям.

Чтец: Всегда добрые традиции в доме передавались детям и внукам от бабушек. Послушайте доброе слово о бабушках:

Бабушка, золотая сударушка!

Бабушка Бога молит, хлебом кормит, дом бережёт, добро стережёт.

Хочется, чтобы добрые стихи, которые читают дети, остались на долгую память родителям.

  1. Дорогие наши мамы,

Мы и сами признаём,

Что, конечно, не всегда мы

Хорошо себя ведём.

  1.  Мы вас часто огорчаем,

Что порой не замечаем.

  1. Мы вас очень, очень любим!

Будем добрыми расти,

И всегда стараться будем

Хорошо себя вести

  1. Мы наших мам и бабушек

Поздравим с женским днём

Для них сегодня весело играем и поём.  

Досуги должны быть разнообразны по форме и содержанию, это позволит дошкольникам и родителям получить незабываемые яркие впечатления. Поэтому к праздникам готовятся презентации слайдов, а  после праздника показываются наши добрые, старые мультфильмы типа «Мама для мамонтёнка».

Наряду с календарными праздниками проводятся православные праздники: Рождество Христово и Святая Пасха. Праздники соединяют много форм работы, чтобы было всем интересно, познавательно, но главная цель – духовно – нравственное развитие и детей, и взрослых. Сценарии праздников составлены с учётом возраста детей, и участвуют дети 5-и и 6-и лет и педагоги отделения. Концерт проходит на большой сцене, это первая часть заканчивается небольшим видеофильмом о празднике, а всё действие на сцене сопровождалось презентацией слайдов. После видеофильма я рассказываю:

«Святки – праздник христианский,… и в настоящее время это живое общение людей, пожелание доброго здравия, всех благ, а также примирение и прощение обид. Для детей и взрослых это время радости и счастья, щедрости души и добрых дел. В каждом доме, школе стоит украшенная ёлка. Она служит символом древа жизни, возвращённого нам с рождением Христа Спасителя…»

Вторая часть праздника проходит в фойе, ведь в зале много детей, которые с удовольствием будут веселиться. Для этого готовится сценарий « Святочные посиделки» с песнями, хороводами и играми.

Рождественские   посиделки.

( Сценарий для старшего дошкольного возраста)

( Звучит народная музыка, дети встали по кругу)

Хозяйка: Гости мои дорогие, пожилые и молодые.

Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки,

Как когда – то наши прадедушки,

Ну а с ними и прабабушки, приходили на весёлые святки,

На песни, пироги да на колядки.

Ребёнок: Что не слово, то загадка.

Это что такое – святки?

Хозяйка: Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели – веселились две недели

С Рождества и до Крещенья, приготовив угощенья!

По дворам ходили в святки, пели разные колядки.

Праздник ждали и любили, наряжались и шутили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас…!

 

Так же проходит пасхальный праздник – « Пасхальная радость», на котором дети поют весенние песни и аккомпанируют себе на различных звенящих детских инструментах, читают стихи о пасхе и узнают, наверное, новое для себя, о распятии и воскрешении Христа: для этой сцены готовится презентация слайдов.

Педагоги знакомят детей с преданием о первом красном яичке, с техникой и видами росписи – с каким интересом дети рассматривают деревянные, расписные, бисерные яички!

Праздники проходят в тёплой и доброй атмосфере и остаются, мы надеемся,  светлым воспоминанием в сердцах наших детей и их родителей. Все мы знаем, что основы духовности закладываются в семье. И как радостно видеть улыбающиеся лица детей, которые приходят на занятия и праздники с родителями, бабушками и дедушками.

А главными задачами школьных праздников является развитие в детях патриотического чувства к своей стране, любовь к культуре и традициям своего народа, уважение к родителям и пожилым людям, стремление к духовной красоте и добру, формирование чувств собственного достоинства и внутренней гармонии с самим собой и своим окружением.

После пасхального концерта мы проводим весенние хороводы с песнями и народными играми. А мы знаем, что яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду, русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зёрна любви и добра, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

                                 

В заключении:

Главные задачи в нашей школе искусств:

  1.  Полноценное эстетическое воспитание ребёнка, а также развитие его как музыкальных, так и художественно-творческих способностей.
  2. Формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.
  3. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через все виды культурно – духовной  деятельности.

Методическая  литература.

  1. Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель» – Москва, 2007.
  2. К. В. Тарасова. Программа «Гармония» Москва. Центр Гармония, 2000.
  3. М.Ю. Картушина «Русские народные праздники» - М.:ТЦ Сфера, 2007.
  4. В.М. Петров, Г.Н. Гришин «Зимние праздники, игры и забавы для детей».- Москва: ТЦ Сфера. 1999. Сказка «Про голосистого петушка и родное солнышко».
  5. Л.Ю. Феоктистова «Мамины помощники» Сценарии, песни, стихи, игры. Для детей дошкольного возраста – М.: Музыка, 2003.
  6. Сборник «Праздник Рождества Христова» - Издательство Московской Патриархии, 2000.
  7. Сборник «Святочные посиделки» Л.А. Яртова. Издательский дом «Родник- Московия», 2004.
  8. Сборник «Воскресения Христова» -  Издательство Московской Патриархии, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.

            Задача  педагога - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, умение заботиться о своём здоровье и береж...

Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.

Здоровый образ жизни- это активная деятельность людей, направленная на сохранение  и укрепление здоровья....

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании&raqu...

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Раннее детство – время зарождения всех качеств человека, приобретение моральных знаний. С этого возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формиро...

Патриотическое воспитание дошкольников подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепен...