Воспитательная роль музыкального фольклора
материал по теме

Макеева Светлана Алексеевна

 

Русский народный фольклор — это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, снисходительностью, деликатностью по отношению к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitatelnaya_rol_muzykalnogo_folklora.docx25.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                          Доклад

                                На тему: 

     «   Воспитательная роль

   музыкального

                         фольклора».

               

            д/с «Ромашка»                                                

       

 

 

Муз. руководитель: Макеева С.А.

             «Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Это высказывание характеризует одну из целей музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Думаю, что серьезную помощь в этом может оказать и обращение к детскому музыкальному фольклору. Интересное содержание народного творчества, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

              Знакомя детей с музыкальным фольклором, я развиваю у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитываю художественный вкус, а также многому учу: у детей развивается речь, обогащаются знания о природе, формируются нравственные привычки. Ведь народное творчество несет в себе складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений. В них мужчина-«орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее - «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой. Не могу не отметить, что целый пласт народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Народная педагогика берет начало в колыбельной песне - первых мелодиях, первых музыкальных впечатлениях ребенка. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного значения - успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка. Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью. Воспитательная функция колыбельных выражается в том, что малыш вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые  представления о человеческих чувствах и поступках - любви к родному  человеку, доброте, честности. Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному. Народная поэзия, народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве.

          На моих музыкальных занятиях малыши ласково и нежно поют простейшие колыбельные, пытаясь, убаюкивать зайчиков, мишек и кукол. Эти эстетические впечатления, полученные ими с самого раннего детства, надеюсь, останутся незабываемыми на всю их жизнь.

Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты так же находят отражение в народных песнях. Многие забавы, игры, используемые мною - это одновременно и знакомство с трудовым процессом взрослых, и шуточное подражание ему («А мы просо сеяли», «Кузнецы», «На горе-то калина»). Например, в игре «Редька», песне «Мы посеяли горох» проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, что редьку, горох надо сеять, полоть, поливать, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать, не повредив их..

Одной из задач народной педагогики является воспитание доброты и любви к лю-дям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, видящим свои  недостатки, не осуждающим других, способным к сопереживанию. Эти качества почти утеряны современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, по моему мнению, которое нуждается в реабилитации, и в этом плане музыкальный фольклор не оценим. Например, предлагаемая мною детям для инсценирования песня «Как на тоненький ледок», лучше всяких занятий по этике служит воспитанию доброты и стремления помогать людям.

             Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей: укрепляется мышечный аппарат, развивается пластика, моторика, чувство ритма, координация движений. Я широко использую на занятиях русские народные подвижные игры, многие из которых полюбились моим воспитанникам, среди них:

«Ворон», «Гори ясно», «Колобок», «Золотые Ворота», «Плетень».

         Я считаю, что в дошкольном возрасте основным педагогическим средством формирования личности является игра. Игра соответствует природе дошкольника. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Игровую композицию можно создать на                                                                                                                                                                

основе сюжета любой народной песни (например: «Мы на луг ходили», «Козынька», «Ай, Весна-красна, тепло летечко» или «Земелюшко-чернозем», «А я по лугу», «Ходит Ваня», «Сидит Яша»), а также путем соединения 2-3 песен. Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции, в которых дети не просто слушатели, а участники и постановщики. Я считаю, что в таких играх развитие способностей и формирование личностных качеств, происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Думаю, что ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его по-мощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоцио-нальное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художествен-ные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

      Русский народный фольклор — это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, снисходительностью, деликатностью по отношению к человеку.

        Фольклор — источник нравственного, эстетического, трудового, художест-венного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.

        В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.

       Фольклор — кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть. В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.

Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта,

развитию музыкальных и творческих способностей. Репертуар, предлагаемый детям в процессе музыкальных занятий и кружковой работы, различен. Фольклорные номера включаются в общие праздники, развлечения, утренники.

 Моя цель - приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.

  Задачи, которые я ставлю перед собой во время знакомства с русским фольклором  это:

      1. Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

2. Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения.

3. Развивать навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений.

4.Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной

музыки.

          Я знакомлю детей с «Детским музыкальным фольклором» (прибаутками, попевками, закличками, дразнилками, скороговорками, считалками, частушками);

     "С народной песней" (календарными, обрядовыми, лирическими); " С игровым фольклором" и т. д.

     - развиваю в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления    

       речи, памяти;

     - развиваю чувство юмора, логическое мышление, стимулирую познавательную  

       деятельность;

     - помогаю правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы,    

       исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку;

     - совершенствую вокальные навыки, четкость произношения слов, правильность      

       дикции.

    - учу детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие

       ритма, выразительность языка;

     - совершенствую навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.

- развиваю у детей культуру движений;

    - учу применять различные виды интонирования (от лирического, мелодического

       пения до мелодизированного говора);

    - развиваю творческую активность.

В свою работу с детьми я стараюсь активно включать причисляемые к фольклору словесные, музыкальные, хореографические виды народного творчества во все формы организации музыкального воспитания, начиная с группы раннего возраста. Работа основана на принципах народной педагогики и включает в себя несколько направлений.

        Первое - работа с детьми по формированию певческих навыков. Решая задачи по развитию певческого голоса, я стараюсь использовать народные песни и попевки. Этот песенный материал, по моему мнению, больше всего подходит для воспитания таких важных певческих навыков как выработка легкого, льющегося звука, правильного дыхания и чистоты интонирования.

       Учитывая традиции звучания народной песни, одной из задач использования средств народной педагогики в работе с дошкольниками считаю обучение детей пению без музыкального сопровождения. В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т.е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы "про себя", без предварительного повторения звуков вслух.

       Второе - музыкально-образовательная работа. Обучение музыкальной теории (освоение ритмических рисунков, основ нотации, различных вариантов музыкальных построений) и формирование представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, метроритм, происходит в

процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включаемого во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей считаю не менее важным, чем работа с песенным материалом. Прибаутки, считалки и произведения других жанров обладают такой же музыкальной ценностью, как и детские песни, и их роль в работе с дошкольниками не менее значительна.

Третье - использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара. Естественной формой исполнения   народной   песни    является    выражение    ее    содержания     в хореографическом движении. Сопровождение пения движением, на мой взгляд, способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает мне развивать у детей воображение, активизировать их творческие проявления. В работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков я использую и "игры со словом", которые знакомят детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения. Так, в игре "Скок - поскок" под распевное произнесение текста дети учатся ритмичному, выразительному выполнению легких прыжков, мягкому пружинному шагу, шагу с высоким подъемом ног:

Скок-скок-поскок, молодой дроздок.

По водичку пошел - молодичку нашел.

Четвертое направление - включение фольклорного материала в праздники, развлечения и самостоятельную деятельность. Разученные мною на занятиях песни, танцы, игры,  импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными детям, когда включаются в их повседневную жизнь и используются в самостоятельной деятельности. Я рекомендую воспитателям организовывать участие детей в хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях вне музыкальных занятий, что позволяет детям наиболее полно проявить свои

музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психо эмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара. 

Большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Организации и проведению годовых праздников в нашем детском саду уделяется особое внимание, ведь каждый праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. Я организую, праздники и развлечения, в которые стараюсь включать ранее выученные с детьми народные песни, танцы, потешки, дразнилки. Такие развлечения как «Посиделки», «Бабушка Варвара в гостях у малышей», «Ваня – Ванечка» и другие, носят не только развлекательный, но и образовательный характер. А ставшие уже традиционными календарные фольклорные праздники Рождества, Масленица и «Пришли святки, запевай колядки» - стали незабываемыми яркими моментами жизни наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального фольклора в жизни ребёнка

Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.Песни – наиболее сложная форма народного поэтиче...

Информационное сообщение для родителей "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"

Информационное сообщение для родителей о роли колыбельной песни в музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уровновешенной психики....

"Значение и роль музыкального фольклора в социально-нравственном воспитании дошкольников"

Что вокруг меня?-интересуется ребенок. А почему надо  так?-спрашивает. Традиции народа поможет ребенку овладеть нарвственными законами и понятиями, которые помогут ему легче и увереннее познакоми...

Статья "Роль музыкального фольклора в процессе обучения детей"

Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру,0 играет неоценимую роль во всестороннем развитии и в воспитании личности....

Статья "Роль музыкального фольклора в процессе обучения детей"

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания подростающего поколения....

Доклад на тему « Воспитательная роль музыкального фольклора»

Доклад  на тему « Воспитательная роль музыкального  фольклора»...