Народное искусство в жизни детей дошкольного возраста
статья по теме

Юмашева Наталья Владимировна

Статья посвещена русскому народному творчеству, тому какое место оно может занимать в жизни дошкольника, различным способам преобщения к нему детей (в том числе и на основе игровой деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_iskusstvo_v_zhizni_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Народное искусство в жизни детей дошкольного возраста

(Из опыта работы воспитателя ГБДОУ №82 Юмашевой Н.В.)

        « Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности. »

Психолог Б. М. Теплов

В наше неспокойное время воспитание ребенка как всесторонне развитой личности, как гражданина и патриота, любящего свою Родину – основная цель, которая стоит перед взрослыми. В окружающей их действительности, современные дети очень часто сталкиваются с насилием и безнравственностью: во время просмотра американских фильмов, насыщенных драками и стрельбой, телевизионных передач, пользуясь глобальной сетью «Интернет», а так же на улице, где старшие очень часто обижают младших. Наблюдая за детьми в повседневной жизни, начинаешь задумываться о том, какими они вырастут.

Мне кажется, задача воспитания умного, терпеливого человека (у многих взрослых эти нравственные качества на сегодняшний день утеряны) не может быть решена без всестороннего познания культуры своего народа, его духовного богатства. Начинать такую работу нужно с самого раннего возраста.

Так, изначально знакомство с народной культурой, как правило, должно начинаться с колыбельных песен, пестушек, потешек, чуть позже ребенок с удовольствием осваивает народные игры-забавы, загадки, пословицы, поговороки, и, конечно же, русские народные сказки. В более старшем возрасте его привлекут народные промыслы России, мастерство народных умельцев. Именно это позволит ему почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными и вековыми традициями.

Итак, обратимся к понятию народное искусство.

Народное искусство – источник прекрасного, вызывает интерес у детей, оставляет в их душах глубокий, неизгладимый след. В нем заложены большие воспитательные возможности.

Народное искусство способствует развитию эстетического отношения детей к искусству народных мастеров, к природе и окружающей их действительности, формированию художественного вкуса.

Народное искусство как проявление творчества народа легко воспринимается детьми, так как по своей природе оно близко к творчеству ребенка. В нем окружающий мир отражается условно, символами.

Условность образа, красочность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи  и творчеству детей, но в отличие  от детского творчества, в народном искусстве – это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. В орнаменте народной глиняной игрушке, также как в народной вышивке, участвуют образы природы, ее стихии. Геометрические знаки, играющие важную роль в композиции орнамента, с давних времен несут большую смысловую нагрузку. Так большие кресты, круги, кольца, вписанные одно в другое, ромбы с крестиком внутри – все это символы солнца, издавна используемые в народном изобразительном искусстве, символы огня, очистительные и охранительные языческие символы. Водную стихию изображали в виде зубчатой или плавной волнистой линии. Широко используемый в вышивке образ дерева жизни нашел отражение и в росписи народных глиняных игрушек.

В художественном облике игрушки существенную роль играет цвет: он подчеркивает пластику; с помощью пятен и мазков фигурки приобретают одежду и лицо; яркие, звучащие в полную силу и привлекающие взгляд краски создают у ребенка пестрый, нарядный, веселый и запоминающийся образ игрушки. Традиционная роспись вводит детей в сказочный мир народной игрушки, где живут забавные зверьки и смешные человечки. Здесь всякий образ возможен и правдоподобен.

Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественных способностей – это включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанной на материале народного творчества.

Народное искусство во всем своем разнообразии несет огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в волшебство прекрасного, победу справедливости и добра; помогает приобщить детей к культуре своего народа, частью которой является.

Рассматривая изделия декоративного искусства, слушая произведения устного народного творчества, дети узнают о жизни: о том, как народ понимает красоту; что ценит в человеке, а что презирает; о труде и быте людей.

В результате ознакомления с произведениями русского народного фольклора, у детей обогащается их собственное речевое творчество за счет усвоения сравнений, синонимов, эпитетов, например, «ясный сокол»,  «малые детушки», «краса-девица» и т.д. Здесь прекрасно сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Потешки, заклички, прибаутки звучат как «ласковый говорок», выражая заботу и нежность, веру в благополучное будущее. В поговорках и пословицах кратко и метко характеризуются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдаются определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это способствует формированию минимальных математических представлений.

Известный педагог Е. А. Флерина одна из первых выступила за внедрение народного искусства, как методики, в детском саду. Она считала, что «обучая детей декоративному рисованию надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения. А это в свою очередь способствует приобретению свободы действия, свободы творчества».

***

Раннее дошкольное детство – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время формирования ребенка как личности, становления его характера.

Как известно, основной вид деятельности ребенка – игра. Через игру он познает мир во всем его разнообразии и осознает себя в этом мире.

Шестнадцать лет я работаю в детском саду. Дети попадали ко мне совсем еще маленькими. Росли и развивались на моих глазах.

Сначала я играла с детьми сама, а позднее старалась создать условия для их самостоятельной игры. Без игры нет детства. Ведь играя, дети испытывают массу положительных эмоций,  а значит, развитие их идет более интенсивно и успешно. В игре дети проявляют свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

Чтобы сделать игру детей интереснее, я часто пользуюсь детским фольклором.

Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы – это фольклор».

Детям очень нравится обыгрывать каждую разучиваемую потешку, прибаутку, приговорку.

Укладывая малышей спать, мной используются колыбельные песенки и приговорки, например:

                           

              ***

Баю-баю-баиньки

Купим детке валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет детонька ходить,

Будет валенки носить.

              ***

Баю-бай, баю-бай,

Ты собачка не лай,

Петушок, не кричи,

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

И большими вырастать.

Колыбельные песенки успокаивающе действуют на младших дошкольников, помогают им быстрее уснуть. Даже в подготовительной группе, ложась спать в тихий час, ребята очень часто просят спеть им песенку. В этом возрасте это уже не колыбельные, а любые другие – напевные и спокойные мелодии. Один из моих воспитанников даже название им придумал  - «песенки-чудесенки».

Общаясь в повседневной жизни, ухаживая за детьми (умывая, причесывая, поправляя одежду) я пользуюсь поэзией пествования, например:

 

           ***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок.

               ***

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся

Маму, дочка слушайся.

.

                 ***

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду

Сладко яблочко в саду!

               

                 ***

Наша  Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Машенька – бедовая.

И многие другие. Подобные пестушки удовлетворяют потребность детей в тактильных движениях. Они обязательно сопровождаются поглаживанием малышей по головке, ручкам, ножкам, плечикам – это язык эмоционального общения. В любые виды деятельности я стараюсь включать загадки, пословицы, поговорки.

Постепенно дети подростают, и сами начинают участвовать в играх со сверстниками. Чтобы собрать желающих на игру они стали использовать заклички, например: «Тай, тай, налетай! Кто в Али-баба играй!», выбирая водящего, научились пользоваться считалками, например:

Раз, два, три, четыре пять –

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела!

Детский фольклор  дает возможность уже с самого раннего возраста приобщать детей к народному творчеству.  Автор книги «На золотом крыльце сидели» Г.Н. ФЕДОРОВА  отмечала, что «благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами русского фольклора, на материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры».

Используемые в работе с детьми народные игры, в основе которых лежат простейшие попевки, дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Играя, дети получают бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Мои ребята очень любят играть в те игры, где можно и нужно ловить друг друга, например «Воробышки и кот», «Гуси-лебеди», «Лиса и зайцы» и т. п.

Дети активно «впитывают» поэзию родного языка, сначала слушая, а  позднее и самостоятельно проговаривая народные тексты. Таким образом, фольклор вошел в их повседневную жизнь.

Самыми любимыми являются игры на координацию речи с движением, например: «Сорока, Сорока…», «Мишка косолапый», «Это кто же тут проснулся?..» и другие. Меня это радовало, ведь каждое произведение фольклора было связано с очень полезными и важными движениями, которые удовлетворяли потребность детей в двигательной активности.

Используя фольклор в работе с малышами, я решила следующие задачи:

  1. Установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений с детьми;
  2. Полноценное развитие мелкой моторики и руки.

Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи.

Играя, дети учатся разнообразным выразительным движениям (подражание животным, игре на музыкальных инструментах), яркой мимике и жестам. Благодаря фольклору обогащается их эмоциональная сфера.

С самого раннего возраста на занятиях по сенсорному воспитанию дети сталкиваются с матрешками. Эти яркие фигурки всегда нравятся детям. Сначала это была простая игра, дети с восторгом наблюдали, как из самой большой выходит еще одна поменьше, а потом еще и еще, заканчиваясь самой маленькой.

В младшей группе я заметила, что дети, особенно девочки, собирая матрешку стали обращать внимание на цвет глаз, волос, фартучка или платочка, а иногда и на рисунок на платке. Играя, приговаривали: «Красивая матрешка», «Красные цветочки» «маленькие ягодки», «большие цветочки»… Матрешка стала частой нашей гостьей в играх. Дети с легкостью выделяли ее среди игрушек группы.

 Внесение в группу дымковских игрушек было замечено сразу. Яркие игрушки забавы быстро привлекли их внимание. Ребятки находили в дымковских игрушках-забавах образы знакомых зверей и птиц. Это нарядные и задорные игрушки.

Еще А.П.УСОВА писала: «Более детской игрушки трудно придумать, на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка».

Дымковская игрушка вбирает в себя черты нашей современности, стремясь органически соединить прошлое с настоящим. Эти игрушки использовались мной на развитии речи, рисовании, аппликации и конечно же

в  физкультурных паузах,   в качестве игровых и сюрпризных моментов. Они «разговаривали» с детьми, «танцевали», а иногда  и «пели». Все эти действия сопровождались художественным словом, например:

***

Посмотри, как хороша эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд:

                                     Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива,

       Как лебедушка плывет, песню тихую поет…

Или:

               ***

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя!

                 

                    ***

Конь бежит – вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка

                                   ничком лежит.

             ***

С переливами поет,

Утром будит весь народ,

Золотой гребешок

Гордо носит петушок.


Дети с большим удовольствием использовали дымковские игрушки в самостоятельных играх: строили для них домики, водили в гости, катали на машинках и в колясках, поили и кормили.

Несколько лет назад, в читальном зале библиотеки, мне в руки попала книга «Перо Жар-птицы» (Перо Жар-птицы – символ красочного искусства народных художников). Листая книгу, я узнала, что был такой искусствовед Ю.Овсянников, который много путешествовал, собирая материал о том, как возникли и обрели славу русские народные промыслы. Довелось ему побывать и в Заволжье, в деревушке, расположенной во многих десятках километров от ближайшей железной дороги. Там, от пожилой женщины Аграфены Никитичны услышал он интересную сказку «Жар-птица» (своеобразную версию возникновения промыслов на Руси). Эта сказка впечатлила меня.

Дети подросли. Обратив внимание, что им интересно все, что связано с народным искусством, я решила попробовать прочитать им сказку о рукодельнице Марьюшке и Кащее Бессмертном. Как я и думала. Дети не остались равнодушными к услышанному. Все очень переживали за Марьюшку,  превращенную Кащеем в Жар-птицу, ругали орла, погубившего ее. Ирочка даже заплакала.

Заканчивается сказка так: «…Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы ее к концу подходят.

Умерла Жар-птица в когтях у орла черного. А перья ее сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы…».

Дослушав сказку до конца, дети примолкли. Через некоторое время стали задавать вопросы:

ДАША: Что это за перья такие? Почему они волшебные?

ОЛЯ: Как перья без птицы на Земле жить могут?

ИГОРЬ: Почему не все могут их увидеть?

ВАНЯ: Где теперь перья Жар-птицы?

И многие другие моменты интересовали их.

С того самого дня мы стали останавливаться на всех промыслах более подробно, чем раньше. Я старалась подобрать интересные сведения о народных мастерах и их ремесле, фотографии и иллюстративный материал. В группе появились настольно-печатные игры, закрепляющие знания детей о народно-декоративном искусстве.

Планируя работу по ознакомлению с тем или иным народно-декоративным промыслом, старалась пропустить его через все виды детской деятельности. Особое место занимает продуктивная деятельность. Дети получали первые художественные впечатления, приобщались к искусству, овладевая разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимали рисование, лепка и аппликация. Изобразительная деятельность интересна для ребят - они получают возможность передать свои впечатления об окружающей действительности  с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления.

Их навыки закрепляются и развиваются в дидактических играх. В совместной деятельности с детьми используются народные (подвижные, хороводные) игры, русские народные сказки и фольклор.

Н. К. Крупская отмечала – «игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибкое тело, верный  глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

На важную роль игры указывал и Макаренко, рассматривая игровую деятельность как основной вид всестороннего развития детей.

Игра – косвенный метод воздействия. Играя, ребенок не ощущает на себе влияния взрослого, т.к. является полноценным участником игры. В игре воспитание становится процессом самовоспитания.

***

Знакомясь с народным творчеством, дети учатся понимать и воспринимать прекрасное. Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувства радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. Все это стимулирует детей самим научиться создавать прекрасное.

Литература:

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  2. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.:ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
  3. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное искусство в воспитании детей дошкольного возраста.

Народное искусство в воспитании детей Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества пере...

Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности будут реализованы лишь тогда, когда дети ...

Консультация для воспитателей: «Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста»

Данная консультация поможет молодым педагогам увидеть значимость народно-прикладного творчества в жизни детей,а также понять как именно происходит процесс ознакомления дошкольников с декоративно-прикл...

Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Роль народного искусства  в развитии детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)...

Народное искусство в воспитании детей дошкольного возраста.

Народное искусство в воспитании детей Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества пере...

Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста.

Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов. Декоративно-прикладное творче...