Детский фольклор как составная часть традиционной народной культуры
статья по теме

Грицышина Наталья Васильевна

Полноценное развитие современного гобщества трудно представить без определенных культурных ценностей, среди которых большое значение имеют народные традиции. Помимо эстетического, нравственного, социальног опыта, в фольклоре накоплены огромные педагогические знания. Народная философия представляет человека частью природы, тонко чувствующим и знающим ее законы, умеющим жить с ней в единстве. Это ценнейшее качество народной культуры необходимо в полной мере использовать в современном педагогическом образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_folklor.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Детский фольклор как составная часть традиционной народной культуры

Музыкальный руководитель

МАДОУ д/с № 78 «Гномик»

г. Белгорода

Грицышина Наталья Васильевна

      Полноценное развитие современного общества трудно представить без определенных культурных ценностей, среди которых большое значение имеют народные традиции. Народное творчество (музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, ремесла, предметы быта) являются значительной частью культурного опыта человека. Оно вобрало в себя все лучшее, что было накоплено обществом на протяжении многих веков. Народная культура – понятие связанное не только с традиционной крестьянской общиной (как не совсем верно принято его трактовать), но и полноценная составляющая современной жизни, к сожалению, незаслуженно нами забываемая.

    Помимо эстетического, нравственного, социального опыта,  в фольклоре накоплены огромные педагогические знания. Формы и методы обучения и воспитания, которыми пользовались наши предки можно отнести к  «экологическим», рассчитанным на неразрывную связь человека с окружающей природой, гармонизирующим эту связь. Народная философия представляет человека частью природы, тонко чувствующим и знающим ее законы, умеющем жить  с ней  в единстве.  Это ценнейшее качество народной культуры необходимо в полной мере использовать в современном педагогическом, образовательном процессе.

      Фольклор является исключительно значимым дидактическим материалом в воспитании детей. Многие жанры народного творчества – незаменимая школа эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания, выполняющая ряд функциональных задач:

       - познавательную;

       - импровизационно-творческую;

       - организационно-деятельную;

       - физического развития личности.

   Исполняя песни, танцы, принимая участия в играх, традиционных театрализованных действах ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области исполнительства и творчества, развивается физически. Народная хореография способствует развитию у ребенка чувства ритма, моторики, пластики, укрепляет его мышечный аппарат. Игровые формы, используемые в народной традиции для детского воспитания и обучения, развивают в маленьком человеке творческую фантазию, позволяют проводить процесс обучения ненавязчиво - «играя». В самих произведениях народного творчества уже заложены элементы, позволяющие ребенку без труда освоить танец, разучить песню. Так, простота строения мелодии с многократным повтором элементов дает возможность маленькому исполнителю легко запомнить, обыграть и быстро включиться в процесс воспроизведения народной песни.

        Использование многовекового опыта, накопленного русским народом в области воспитания подрастающего поколения в соединение с современными достижениями педагогики, открывает большие перспективы для формирования нового перспективного направления, своеобразной современной «этнопедагогики».

         Весь комплекс музыкальных произведений, которые мы относим к понятию «детский фольклор» включает в себя самые разные жанры – от колыбельных до свадебных песен. Следовательно, мир детского фольклора – это все, что составляет музыкальный багаж ребенка, песни, игры, танцы, которые вошли в его обиход. Часть детского фольклора  составляют песни (колыбельные, пестушки, потешки), исполняемые взрослыми для детей - в тот момент, когда ребенок еще не может говорить. Другой раздел детского фольклора  представлен репертуаром, исполняемым детьми самостоятельно. Одну часть его дети создали сами (дразнилки, скороговорки, считалки), а другую переняли у взрослых. Детскому исполнению было «подвластно» большинство жанров взрослого репертуара. Это и игровые песни, и песни календарного круга, хороводные и свадебные, и даже протяжные.

         Детские народные песни, как правило, имеют простой музыкальный строй. Мелодия таких песен быстро запоминается и воспроизводится, позволяет (при необходимости) сопровождать песню несложными танцевальными движениями. Кроме того, народную песню (колыбельную, детскую) ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.

       Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Опыт восприятия музыки, вкусы начинают формироваться еще в утробе матери. Поэтому одним из первых жанров народного творчества, с которым знакомился ребенок, были колыбельные песни. Главное назначение колыбельной песни – влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренное мелодическое движение в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивают его и усыпляют.    

     Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки и потешки – короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребенка в первые месяцы жизни.  

     Назначение пестушек  вызвать у ребенка радость, двигательное возбуждение, веселый лепет. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту.  

    На смену пестушкам и потешкам в 3-4 года к ребенку приходят прибаутки – маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, имеющие юмористический оттенок. Введение фантастических элементов, «небыличного» материала, когда утки могут играть в дудки, таракан дрова рубить, содействует развитию воображения, фантазии, способности взглянуть на вещи с необычной стороны. Так зарождается оригинальность мышления, лежащая в основе любой творческой деятельности

     Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

      В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в творческой деятельности детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей.  В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость.

       В народной педагогике  игра рассматривалась как одно из важнейших средств развития ребенка, воспитания у него любви к природе и трудолюбия, чувства товарищества и коллективизма, инициативности и творчества.

       Для ребенка игра – это одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения.  Это развлечение, забава и всегда соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Во многих играх поются короткие или длинные песни  - игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии.    

      Народные музыкальные игры просты и доступны для детей дошкольного возраста. Они способствуют нравственному и физическому воспитанию, легко запоминаются детьми, развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, ненавязчиво знакомят с традициями своего народа.

      Проводя большую часть времени в труде, человек высоко ценил каждую минуту отдыха. А если они складывались в часы, а в зимний период – в дни, то ему тем более хотелось провести свой досуг как можно разнообразнее и интереснее. Это и породило большой ряд хороводных, игровых, плясовых и шуточных песен, в исполнении которых участвовали и дети.

       Хоровод –  это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Мелодия хороводных песен связана с конкретным содержанием текста: он призван помочь движению, подчеркнуть его характер. Хоровод является примером массовой хореографии. Здесь все участники должны хорошо знать, какие движения необходимо выполнять в тот или иной момент звучания песни.                

      Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет  представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.  

 

      Календарные песни имеют древние корни, связанные с языческими временами. Эти песни были одним из средств общения человека с окружающим миром. Силой их слова и звука древний человек пытался умилостивить природу, чтобы она помогала ему получить хороший урожай. Мысль об урожае, о хлебе, тема труда в целом – главная в этом календарном цикле. С приходом христианства к языческим праздникам добавились и церковные.

       Каждая из календарных песен была приурочена к своему времени года, а в нем – связана с каким-либо земледельческим праздником, действием, обычаем или традицией.

     Таким образом, фольклор является исключительно значимым дидактическим материалом в воспитании детей. Народные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В детском фольклоре своеобразным образом сочетаются слово, музыкальный ритм и напевность.  Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

       Знакомство с фольклором имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств, для понимания связи поколений, для поддержания  в  детях уважения к старшим. В данной связи трудно переоценить то значение, которое имеет изучение местных народных традиций, культуры своей «малой» Родины.

      Принимая во внимание этот фактор знакомства с народным творчеством, Вашему вниманию предлагается конспект занятия по мотивам Белгородского музыкально-обрядового фольклора.

 

«В гостях у народных традиций»

(занятие для старших дошкольников)

Цель: Расширять представления дошкольников о жанрах детского музыкального фольклора.

Задачи.

  1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
  2. Дать детям возможность творчески подойти к исполнению предложенных заданий, проявить при этом свою индивидуальность.
  3. Развивать тембровый слух, создать условия для развития звуковой фантазии.

Методическое обеспечение и дидактический материал

      1. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. // Автор-составитель О.Я.Жирова. – Белгород, 1998.

     2. Жиров М.С., Жирова О.Я. Азбука русского фольклора: Пограмма для дошкольных, образовательных и досуговых учреждений. / М.С.Жиров, О.Я. Жирова – Белгород, 1999.

     3. Кичигин В.П. Народная культура Юга России: Белгородская обл.//Опыт систематизации этнофольклорного материала. / В.П.Кичигин. – Белгород, 2000.

     4. Народная песня Белгородского края: Хрестоматия. / Составители Веретенников И.И., Гращенко А.Г., Карачаров И.Н., Кротова Е.В. -  Белгород: Издательство Шаповалова, 1996.            

     5. Щуров В.М. Песни Усердской стороны. / В.М.Щуров. - М.:Композитор, 1995.

Ход занятия

     Занятие проводится в «избе». Детей встречает  Хозяюшка (музыкальный руководитель).

 Хозяюшка.  Здравствуйте, мои дорогие! Рассаживайтесь скорее по местам.  Сегодня я  хочу познакомить вас с тремя сестричками, старшая Уля, средняя  Акуля, да младшенькая Машенька.

     Звучит русская народная песня «Светит месяц». Появляются три девочки, исполняя любые подходящие танцевальные движения.

Хозяюшка.   Маленькой Машеньке только и надо, чтобы с ней поиграли, покормили да спать уложили. Поиграем, ребята, с Машенькой?

(Поет): Потягуши, потянись, поскорее улыбнись!

             Тянись, тянись, маленькая,

             Тянись, тянись, хорошенькая,

              Вырастешь большая-большая.

              Маленькая, потянись,

              Вдоль расти, поперек расти,

              Расти умненькая да разумненькая!

(выполняют движения по тексту: потягиваются, приседают, встают на носочки, поднимают руки вверх). Дети читают и поют различные потешки. (сб. 3)

Хозяюшка.   Наигралась Машенька, утомилась. Пора спать укладывать.

Поет с детьми колыбельную «Люли мои, люли» (сб.2)

Хозяюшка..  А вот и  средняя сестрица (подходит к Акулине),

                             Очень любит веселиться,

                              Пошутить и пошуметь,

                              Поплясать и песню спеть!

Дети исполняют шуточную песню «Иванушка-рачек» с игрой на народных музыкальных инструментах (сб. 5).

Хозяюшка.          Молодцы, ребята, всех повеселили.

                             А теперь бы в самый раз

                             Нам, друзья, пуститься в пляс.

                             Нас гармонь давно зовет, становитесь в карагод!

Исполняется карагодная пляска с частушками «Акулинка» (сб. 1).

 Хозяюшка.      Ай, да молодец, Акулинушка! Славно детей повеселила.

                          А теперь настал черед старшую позвать сестрицу,

                          Выходи скорей вперед. Вот и Уля -  мастерица.

                          Улечка – хозяюшка, родителям помощница:

                          И пряжу напрядет, и воды принесет,

                          Она и вышивает, и в поле помогает.

Девочки  исполняют хороводную песню «Как во поле ячмень уродился» (сб. 2).

Хозяюшка.      А тем, кто днем хорошо поработает, вечером можно и  повеселиться, с подружками погулять, песни попеть или  хороводы завести.

Исполняется плясовая «Пойду я во зелен сад» (сб. 4).

Хозяюшка.    Вот и подошла к концу наша встреча, ребята. Вам понравились ваши новые знакомые? (ответы детей)  А сколько интересного мы с вами от них узнали: и как ячмень сажать, и частушки петь, и карагод водить, и на музыкальных инструментах играть! Все умеют наши гостьи, сестрички. Мы и пели с вами, и плясали, а вот поиграть забыли. Вы хотите поиграть?

Дети.           Да!

Хозяюшка (обращается к Акулине и Ульяне).  А вы научите нас какой-нибудь игре?

Девочки.  Конечно, мы очень рады с вами поиграть. Только нам для игры надо выбрать Козу и Волка.

Дети распределяют роли и обыгрывают песенку-игру «Ой, козушка, ой, серая» (сб. 1).

Хозяюшка. Ну вот, дорогие мои ребята, и пришло время нам с вами прощаться. А если вам у меня понравилось – милости прошу ко мне гости. У меня еще много для вас сюрпризов осталось, есть, что рассказать и чем поделиться.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»

«Приобщение старших дошкольников  к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...

Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры

Рекомендации воспитателям  для  работы   по воспитанию звуковой культуры речи...

Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры....

Изучение кубанского фольклора как части традиционной народной культуры - основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 "Ромашка" муниципального образования Выселковский район Краснодарского края  Изучение кубанского фоль...

Детско-родительский образовательный проект «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной народной культуре».

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гума...

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....