Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».
консультация по логопедии на тему

Кучер Марина Александровна

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kurtura_rechi_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx266.56 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

Консультация

для воспитателей

«Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры». 

 63858889_1284146867_03

                                                                                                  Приготовила:

  учитель – логопед

 Мария Александровна Кучер

                                                

п. Малиновка

2017 год

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).

Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи — языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти — в процессе воспроизведения звуков.

Звуки речи образуются в результате смычки губ, различных частей языка, мягкого неба с неподвижными органами артикуляционного аппарата (например, при произнесении взрывных звуков [т], [м], [к]) или благодаря сближению, сужению органов речи при свободном прохождении воздушной струи через рот (при произношении фрикативных звуков [с], [ш], [ж] и др.).

Отклонения в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, нарушения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого неба, губы и др.), а также недостаточная подвижность речевых органов (мышц нижней челюсти, языка, губ, мягкого неба) нередко являются причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов и фраз.

Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

Звукопроизношение — способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями. Дошкольный возраст является важным этапом в овладении звуками, усвоение которых происходит постепенно в течение 3-4 лет.

Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:

* снижение физического слуха;

* неправильное строение артикуляционного аппарата (отклонения в
строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, высокое
узкое твердое небо, недостаточная подвижность языка, мягкого неба, губ);

* недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;

* неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;

* слабый, укороченный выдох.

В отличие от речевых дефектов несовершенства звукопроизношения связаны с возрастными особенностями формирования детской речи, с постепенностью и определенной последовательностью появления звуков в речи. Недостатки звукопроизношения — с неправильным усвоением звуков (межзубное произнесение свистящих звуков, горловое произнесение звука [р] и т. д.), а также с поздним их усвоением (например, свистящие звуки появляются в речи детей к пяти годам).

Недочеты в произношении звуков могут выражаться в искаженном их произнесении; в замене звуков, сложных в артикуляционном отношении ([ш], [ж]), другими, более простыми ([с], [з]); в пропуске звуков и в неустойчивом их произношении, когда в одних словах звук произносится верно, в других — заменяется. Неисправленные своевременно недостатки звукопроизношения у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом.

Чтобы правильно организовать работу по формированию звукопроизношения, необходимо иметь четкое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми звуков; какие из них на ранних этапах речевого развития выступают в качестве субститутов (заменителей); каковы причины неправильного или несвоевременного их усвоения.

        Этапы работы над звуком

1. Подготовка артикуляционного аппарата.

2. Уточнение произношения изолированного звука.

3. Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.

1. Подготовительный этап. 

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата,   которые  необходимы для правильного произнесения звука.

2. Этап появления звука. Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Воспитатель использует способность ребенка к подражанию.

Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.

3. Этап   усвоения   звука. Уточнение правильного произношения звука.

Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

«Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи»

Формы работы:

- занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

- игры-драматизации;

- праздники и развлечения;

- артикуляционная гимнастика;

- дидактические игры;

- шутки-скороговорки.

Методы:

- игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);

- упражнения («Подуем на пушистика»);

Приемы:

- образец педагога;

- объяснение;

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;

- оценка, исправление;

- образная физкультурная пауза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский фольклор как составная часть традиционной народной культуры

Полноценное развитие современного гобщества трудно представить без определенных культурных ценностей, среди которых большое значение имеют народные традиции. Помимо эстетического, нравственного, социа...

Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры

Рекомендации воспитателям  для  работы   по воспитанию звуковой культуры речи...

Звуковая культура речи как составная часть речевой культуры

laquo;Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать» ...

Консультация для родителей "Корригирующая гимнастика как составная часть воспитания правильной осанки ребёнка-дошкольника."

Корригирующая гимнастика как составная часть воспитания правильной осанки ребёнка-дошкольника....

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение сво...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положит...

Консультация для родителей Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства

К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». ...