Звуковая культура речи как составная часть речевой культуры
статья по развитию речи

Жохова Мария Борисовна

«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать»

                                                                   Антон Павлович Чехов

«Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры»

                                                                   Василий Александрович Сухомлинский

 

Часто воспитатели работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляют с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_s_animatsiey.pptx364.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов и специалистов ДОУ Звуковая культура речи как составная часть речевой культуры Учитель-логопед: Жохова М.Б.

Слайд 2

В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д.

Слайд 3

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка . Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами ). Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры, о на охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.

Слайд 5

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

Слайд 6

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: ф ормирование произносительной стороны речи произношения звуков, четкой дикции и т.д. ф онематический слух з вуковысотный слух р итмический слух в осприятие темпа в осприятие силы голоса т ембр речи

Слайд 7

Формирование звуковой культуры речи в работе педагога ДОУ у тренняя речевая гимнастика прогулки п риход и уход детей домой в вечерние часы Музыкальные занятия

Слайд 8

После утренней гимнастики - можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука На прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности В вечерние часы - организовать индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые, дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры

Слайд 9

Используется разнообразный речевой материал, различные методы и приемы Звукоподражательные слова, потешки , поговорки , пословицы , чистоговороки, скороговороки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы. Специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов. Сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов , видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т. д.

Слайд 10

Формирование звуковой культуры речи детей в разных возрастных группах педагогами ДОУ с учетом ФГОС

Слайд 11

Первая младшая группа (от двух до трех лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года

Слайд 12

Обследование состояния звуковой культуры речи детей в Первой младшей группе ( от двух до трех лет)

Слайд 13

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет ) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей четвертого года В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М. М. Алексеева, М. Л. Генинг, Н. А. Герман, М. Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.

Слайд 14

Показатели развития : Ребенок к концу года должен : - правильно и четко произносить гласные звуки «А », «О », «У », «Ы », « И» - изолированно, в словах и фразовой речи. - правильно и четко произносить согласные звуки «М », «Б », «П », «»Т », «Д », «Н », «К », «Г », «Х », «Ф », «В », «Л », «С », «Ц » и др. - изолированно, в словах и фразовой речи. - уметь произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно), речевое дыхание. - использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации. - понимать значение терминов «звук» и «слово».

Слайд 15

Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года

Слайд 16

Средняя группа (от четырех до пяти лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года

Слайд 17

Ребенок к концу года должен уметь: - правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи; различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие; делить слова на слоги; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного); произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание .

Слайд 18

Старшая группа (от пяти до шести лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей шестого года продолжать укреплять артикуляционный аппарат; упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов; п родолжать развивать фонематический слух (учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению), у чить определять место звука в слове (начало, середина, конец), правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание; показывать образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.

Слайд 19

Показатели развития. К концу учебного года ребенок должен : понимать и использовать в речи термины «звук» и «слово», «предложение »; определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; различать гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красные, твердые согласные — синие, мягкие согласные — зеленые ); проводить звуковой анализ слов; читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты; составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

Слайд 20

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) задачи воспитания звуковой культуры речи у детей седьмого года

Слайд 21

Обследование состояния звуковой культуры речи детей в Подготовительной к школе группе (от шести до семи лет)

Слайд 22

Развитие звуковой культуры речи на музыкальных занятиях

Слайд 25

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры

Рекомендации воспитателям  для  работы   по воспитанию звуковой культуры речи...

Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».

План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...

Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры....

Развитие звуковой культуры речи дошкольников через использование речевых игр

Работа с использованием разнохарактерных игр, наглядности, при речевой активности ребенка на занятии, будет способствовать восприятию речи и фонетическому ее оформлению....

Консультация для педагогов ДОУ на тему « Звуковая культура, как составная часть речевой культуры»

Консультация для педагогов ДОУ на тему « Звуковая культура, как составная часть речевой культуры»...

Консультация для педагогов ДОУ на тему « Звуковая культура, как составная часть речевой культуры»

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми....

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ, ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ

Формирование физической культуры, как составной части, целостной культуры личности дошкольников в процессе занятий хатха-йогой...