Перспективное планирование. Народная культура и традиции
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Алаярова Эльмира Тангатаровна

Народная культура и традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перспективное планирование50.76 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема

Программные задачи

Интегрируемая образовательная область

Виды детской деятельности

Месяц

1

2

3

4

5

6

Вторая младшая

группа

Диагностика

Сентябрь

1

Знакомство с русской избой (первое посещение)

Знакомит с традиционно-бытовой культурой русского народа (с мини-музеем «горницей» - «избой», домашней утварью). Расширять активный словарь новыми словами: изба, горенка. Развивать интерес к посещению «избы»

«Коммуникативная», «Познание», «Чтение художественной литературы»

Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы

Октябрь

Праздник «Капустница»

Октябрь

2

«Ходит сон близ окон...»

Знакомить со старинным предметом - колыбелькой. Активизировать в речи слова: колыбелька, зыбка, люлька. Развивать интерес к песенкам, потешкам

«Коммуникативная», «Музыка», «Познание»

Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная

Ноябрь

3

«Как у нашего кота...»

Знакомить с обитателем избы - котом Васькой. Учить потешку < Как у нашего кота> . Развивать интерес к малому

фольклору

«Коммуникативная», « Познание», ■ Чтение художественной литературы»

Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы

Декабрь

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

4

2

Русская матрешка

3

Знакомить с народной игрушкой - матрешкой. Ввести в активный словарь слова: матрешка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрешке, желание украсить ее

«Коммуникативная», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка»

Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная

Январь

5

«Маша варежку надела...»

Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки, перчатки, пряжа, клубок. Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых

«Коммуникативная», «Познание», «Чтение художественной литературы»

Игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, по- знавательно-исследовательская

Февраль

6

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром. Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие. Воспитывать культуру поведения за столом через игру «Напоим куклу чаем»

«Коммуникативная», «Познание», «Чтение художественной литературы»

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Март

7

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним

«Коммуникативная», «Познание», «Чтение художественной литературы»

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Апрель

 8

«Приди, весна, с радостью»

Знакомить со временем года - весной, ее особенностями, используя заклички, загадки, приметы. Учить с детьми весеннюю закличку. Развивать интерес к народному фольклору

«Коммуникативная», «Познание», «Чтение художественной литературы»

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы

     Май

Диагностика

      Май

\

ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Тема: ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ (первое посещение «избы»)

Программные педагогические задачи: знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (мини-музей «горница», «изба», домашняя утварь); расширять активный словарь; развивать интерес к посещению «избы».

Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно-бытовой культуре русского народа, к посещению «избы»; свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками; владеет диалогической формой речи.

Материал: предметы быта мини-музея, игрушки.

Словарная работа: изба, горенка, рукомойник, горшки, лавка, печь.

Подготовительная работа: знакомство с хозяйкой «избы»; заучивание песенок и потешек, чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лисичка со скалочкой».

Содержание деятельности

Бабушка Арина - хозяйка «избы» в русском одеянии встречает детей, рассаживает их по лавкам, начинает с каждым знакомиться, напевая песенку-потешку.

Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пойди, Катя, горенкой, Топни, Катя, ноженькой. Хлопни, Катя, в ладушки, Хороши оладушки, Горячи, румяны,

 С маслицем, сметаной.

- А все ли ребятки любят блинчики? А что еще вы любите?

-А вот мои внучата любят интересные сказки. Придут ко мне, сядут на лавку около печки и слушают: «Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряб». (Показывает курочку, куриные яйца.) А дальше, вы знаете, что было?

Пересказ сказки детьми воспитатель сопроволждает показом настольного театра.

Дед и баба из сказки жили в избе, так называли дом. А готовили пищу себе и скотине, которая у них была, вот в таких печках. Дров положат, берёсту зажгут, и топится печь.

«Дом без печки - нежилой дом» - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу. Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугуны, в которых варили пищу.

Печка людей обогревала, в ней готовили еду, а еще на ней можно было даже спать! И сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. (Показывает иллюстрацию «Дети на русской печи».)

А как вы думаете, где хозяйка и ее дети мыли руки, посуду?

Раньше в избах не было водопровода, а был вот такой рукомойник и лохань с водой. (Показывает, как пользоваться рукомойником, дети пробуют, смотрят в лохань с водой.)

Что вы там видите? (Отражение.) Раньше зеркал не было, и люди смотрелись в воду, как в зеркало.

Как мы с вами хорошо и душевно побеседовали. Пора мне вас и угостить. Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А про какое угощение говорится в загадке?

Черна, мала крошка, Соберут немножко, В воде поварят - Ребята съедят. (Каша.)

Какую кашу вы больше любите?

Ответы на вопрос дают представление о том, какие бывают каши и из чего их варят.

- Очень много блюд из крупы, каша была одним из основных кушаний крестьян. «Щи да каша - нища наша!»

Из импровизированной печи воспитатель достает горшок с кашей и пирожки.

-А это вам от меня гостинцы. Накройте в группе стол и отведайте моей стряпни.

Тема: «ХОДИТ СОН БЛИЗ ОКОН...»

Программные педагогические задачи: знакомить со старинным предметом - «колыбелькой»; активизировать в речи слова колыбелька, зыбка, люлька-, развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к старинным предметам («колыбельке»), к русским народным песням, потешкам; может поддерживать беседу, используя новые слова в речи.

Материал: предметы старины (колыбелька, кукла)', игрушки (кот, мышка, собачка).

Словарная работа: колыбель, люлька, зыбка, кровать.

Подготовительная работа: заучивание потешек, колыбельных песенок.

Содержание деятельности

Хозяйка избы встречает детей, рассаживает по лавкам. Вдруг раздается детский плач. Хозяйка открывает полог и достает «младенца» - куклу Ванечку. Она поет ему колыбельную.

Хозяйка. Если плачут ребятки,

Покачаем кроватки: «А-а-а!» Если скучно нам вдвоем, Песню тихую споем!

Ходит сон по лавкам, а Дрема по избе. Ищут-поищут деточку мою,                     Где найдут, там спать укладут. Баю-баюшки-баю,                                       Тихо песенку пою                                    Про заморский край,                         Поскорее засыпай.                         Расскажу я сказочку                               Про звездочку-алмазочку,               Улиточку рогатую,                                        Про белочку хвостатую.

Баю-баюшки-бай-бай,                    Ты же, милый, засыпай.            Красны девушки полюбят тебя, Добры молодцы позавидуют, Будешь в золоте ходить,                Чисто серебро носить.

Люли-люленьки-люли,             Спи-тко, дитятко, усни!                До утренней зари,                              До свежей росы.

- Но Ванечка не успокаивается.

Ай, качи, качи, качи,                          Прилетели к нам грачи.                            Они сели на ворота,                      Ворота-то скрип, скрип,                               А Ванечка спит, спит.

-Тогда Хозяйка зовет на помощь Кота (переодетыйребенок).

                          Котя, котенька, коток.              

                          Котя - серенький хвосток!      

                          Приди, Котя, ночевать,

                            Приди Ванечку качать.

Уж как я тебе, коту,                       За работу заплачу -                      Дам кусок пирога                             И кувшин молока.                   Платок беленький свяжу          И на шейку повяжу,            Шубку новую куплю                       И сапожки закажу.

Баю-баю-баю-бай, Поскорее засыпай, Баю-баю-баю-бай, Поскорее засыпай.

Котик качает люльку, но Ванечка не спит. Прибегает «со бачка». Хозяйка журит ее:

Баю, баю, баю, бай.                Ты, собаченька, не лай,            И Ванюшу не пугай,           И в гудочек не гуди,         До утра не разбуди,            А приди к нам ночевать,           В люльке Ванечку качать.

Не удается укачать младенца. Помогите, пожалуйста, ус покоить малыша.

Дети, как могут, успокаивают младенца. Хозяйка (напевает).

Все ласточки спят,                        И касаточки спят,                        И куницы спят,                              И синицы спят,                  Нашему Ванечке спать велят.  Ходит сон близ окон.

Ходит дрема возле дома, И глядят - все ли спят?

А какие колыбельные песенки знаете вы?

Послушайте, какую колыбельную песенку споет нашей куколке Серёжа.

Повторение песенок детьми и пение воспитателем новых песенок (на выбор).

Баю-баюшки-баю,                Не ложися на краю:            Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок                     И потащит во лесок.                Под ракитовый кусток.                К нам, волчок, не ходи, Нашего Ваню не буди.

Баю-баю-баю-бай,                    Ты, собаченька, не лай. Петушок, не кричи.            Нашего Ваню не буди. Люли-люли-люленьки! Прилетели гуленьки,          Стали гули ворковать - Нужно Ване крепко спать.

Спи, младенец мой               прекрасный,             Баюшки-баю.                                Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою.                  Стану сказывать я сказки, Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю.

Ой, баю-баю-баю,            Живет котик на краю,            Он ни беден, ни богат,            У него много ребят.             У него много ребят,               Все по лавочкам сидят. Все по лавочкам сидят, Кашу маслену едят. Байки-побайки, Прискакали зайки.             Стали в скрипочку играть И сыночка забавлять. Стали люльку качать, Стал сыночек засыпать.

Хозяйка благодарит детей за помощь и угощает их морковкой.

Тема: «КАК У НАШЕГО КОТА...»

Программные педагогические задачи: знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру.

Планируемые результаты: овладевает навыками заучивания и проявляет интерес к произведениям фольклорного жанра (потешка «Как у нашего кота»); умеет вести диалог о новом персонаже (обитатель «избы» - кот Васька).

Материал: кот (игрушка); шкатулка с нитками и бумажками.

Словарная работа: кот, обитатель избы, мурлычет, играет, ласковые слова для котика.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о котах; чтение стихов, загадок; заучивание потешки, игра «Назови ласково».

Содержание деятельности

Бабушка Арина встречает детей, рассаживает, их по лавкам и приговаривает: «Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим». Затем начинает припевать:

Посидите, детки, побеседуйте, Сказки,песенки да вы послушайте. Где я только ни бывала,                      Что я только ни слыхала. Побывалая во всей небывальщине, Повидала я всю неслыхальщину... Тень, тень, потетень,                         Выше города плетень.

Ой, кто это меня щекочет? Иди, иди сюда, котик, не бойся. Ребята, позовите его ласково.

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, зубки белые.

Какая у него шубка? Усы? Глазки? Зубки?

Погладьте котика по спинке, погладьте его животик, ушки, хвостик. Ему это очень нравится.

Дети повторяют потешку.

А как можно ласково назвать кота? (Котик, котенька, котя и т. п.)

Ах, ты, котенька, ты мой серенький, Как тебя не любить, хвостик беленький.

А петь котик умеет?

Дети подражают голосу котенка: «Мяу, мур-мур».

Котик просит спеть про него песенку-потешку еще раз.

Он дарит шкатулку, в которой лежат нитки и катушки, для игры с ним.

Бабушка объясняет, как сделать игрушку для кошек, которые живут у лих дома.

Тема: РУССКАЯ МАТРЕШКА

Программные педагогические задачи: познакомить с народной игрушкой - матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке - матрешке, к художественным произведениям о матрешке; старается расширить свои представления об игрушке (матрешке).

Материал: расписные матрешки - семеновские, загорские; иллюстрации «Коллекции матрешек»; плоскостное изображение матрешки для каждого ребенка, краски, кисточки, вода, заготовка нерасписанной матрешки.

Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, деревянная.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрешками, заучивание песенок, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрешек.

Содержание деятельности

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей.) Хотите заглянуть?

Ой, да тут матрешки, какие красивые! (Любуются.)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Матрешки деревянные, Матрешечки румяные.

Достает большую матрешку, все внимательно ее рассматривают. Матрешка здоровается с детьми и раскрывает им свой секрет (от имени матрешки говорит Хозяйка).

Матрешки на окошке Под ярким сарафаном, И вся семья в матрешке, Как в доме деревянном.

После того как все поздоровались, каждый ребенок получает по одной матрешке. Хозяйка поет песенку «Мы веселые матрешки», а дети ей подпевают.

Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?

-Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума

набираться.

Как вы думаете, из чего делали эти игрушки-куколки?

Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.

Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось?

Верно, ее украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.

Скажите, почему матрешки вам понравились? (Они красивые, нарядные, яркие, весёлые.)

-Какой узор на сарафане? (Листья и цветы.) Посмотрите еще на одну матрешку - она поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье?

Хозяйка достаёт матрешку-заготовку, не украшенную узором.

А посмотрите на эту матрешку, ее, наверное, забыли украсить. Как вам кажется, какое у нее настроение?

- Давайте, ребята, украсим ее наряд, и она гоже будет веселой. Каждый из вас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке - подружке. (Раздаёт плоскостное изображение матрёшки на бумаге.)

Дети рисуют под музыку «Светит месяц», «Как под яб- лонъкой».

-Какие красивые узоры получились! Вы все очень постарались.

Хозяйка (прячет в большую матрешку маленьких, приго варивет).

Мышку встретили подружки         И попрятались друг в дружке, А которая осталась,                 Больше всех перепугалась.

Матрешка и Хозяйка прощаются с детьми, приглашая их еще раз прийти к ним в гости.

Тема: «МАША ВАРЕЖКУ НАДЕЛА»

Программные педагогические задачи: познакомить с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками), используя малые фольклорные жанры; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых.

Планируемые результаты: проявляет интерес к предметам рукотворного мира (варежкам, перчаткам), бережливое отношение к вещам; эмоционально откликается на литературные произведения, используемые педагогом; поддерживает диалог.

Материал: пряжа, клубки различного цвета, вязаные варежки, перчатки, шарфики, кофточки, шапки, носки, «бабушкин сундук».

Словарная работа: пряжа, клубки, спицы, вязать, варежки, перчатки.

Подготовительная работа: чтение сказок «Морозко», рассматривание альбома «Волшебные клубочки», посещение выставки «Марьи-искусницы».

Содержание деятельности

Входят дети, их встречает хозяйка горницы Бабушка Арина.

Бабушка Арина. Милости прошу, детки, заходите, усаживайтесь поудобнее.

Хозяйка берет в руки вязание и начинает беседу.

Вот и зимушка уходит,  Снег и холод прочь уводит. Весну красную приводит. Встает солнышко пораньше, Светит красное подольше.

-А вы, детушки, не замерзли, когда шли в детский сад утром?

Почему вам было тепло (холодно)?

Как вы были одеты? (Тепло: шапки, шарфики, варежки.)

Без теплых вещей можно ходить зимой на улице? (Без теплых вещей молено замерзнуть, простудиться, заболеть.)

Кто вам вяжет теплые вещи? (Мама, бабушка.)

И я, бабушка, сижу вечерами около печки да вяжу своим внучатам варежки да носочки теплые. Посмотрите, сколько вещей теплых я навязала из пряжи. (Рассматривание выставки вязаных вещей.)

Назовите, что вы здесь видите. (Дети перечисляют.)

-А как вы думаете, из чего вяжут варежки, носочки, шарфики?

Правильно, из ниток, а эти нити называются - пряжа. Посмотрите, как они смотаны в клубочки.

Бабушка, сматывая нить в клубочек, напевает песенку:

  Завивайся, ниточка, в клубочек, Завивайся, тонкая, в клубочек.         Свяжет бабушка хорошенький чулочек. Развивайся, ниточка, скорее,   Развивайся, тонкая, скорее,                     Свяжет бабушка чулочек подлиннее.

-А это что такое? (Бабушкин сундук.)

-Этот сундук не простой, а волшебный:

Я волшебный сундучок, Вам, ребята, я дружок.

Сундучок, сундучок, можно нам с ребятками посмотреть, что у тебя внутри? (Конечно, молено.)

Спасибо, сундучок. Посмотрите, ребята, внутри в сундуке клубочки. Возьмите каждый по клубочку, какие они? (Разноцветные, красивые, мягкие, пушистые.)

Как вы думаете, зачем в бабушкином сундуке лежат клубочки?

Давайте посмотрим, какие внутри сундука лежат варежки.

А теперь я предлагаю поиграть с варежкой.

Игра с пальчиками «Маша варежку надела».

-Скажите, почему вам понравились эти варежки? (Они все красивые, разноцветные, с узором, мягкие, теплые, пушистые и т. д.)

-Давайте поиграем в игру «Найди пару». Нужно найти этой варежке варежку-сестричку, похожую на вашу.

Дети подбирают своей варежке пару.

-Теперь вы знаете, что нужно потрудиться, чтобы связать такие красивые и теплые варежки.

Тема: «ФОКА ВОДУ КИПЯТИТ И КАК ЗЕРКАЛО БЛЕСТИТ»

Программные педагогические задачи: познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.

Планируемые результаты: проявляет интерес к истории возникновения чайника; умеет пользоваться выразительными средствами речи; имеет представление о культуре поведения за столом.

Материал: различные самовары, чайники, чайная посуда, кукла, баранки, чай, сладости.

Словарная работа: чай, чаепитие, чайник, самовар, кипяток, угольки.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Русский самовар», чтение сказки «Федорино горе», мини-выставка «От самовара к чайнику».

Содержание деятельности

Бабушка Арина (встречает детей).

Наша изба ровно тепла,            Домом жить - не лукошко шить, Домом жить - обо всем тужить.

Несет самовар и приглашает детей за стоя.

-Я вас поджидала в гости и поставила самовар кипятить. Чай пить - не дрова рубить.

Я иду, иду, иду, Самовар в руках несу, Самовар в руках несу, Прибауточку пою.

Накрывает на стол, ставит сладости и угощение.

А вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаевничать? А из чего вам мама наливает чай? (Из чайника.)

-Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.)

А вот этот предмет похож на ваш чайник? Чем похож?

-Это самовар. В нем люди раньше кипятили чай. Пригласят

к себе в гости на посиделки соседей или друзей, поставят самовар, нальют воды, положат горячих угольков и раздувают их сапогом, угольки начинают гореть и греют воду. (Показывает, как пользуются самоваром.)

Поставят хозяева самовар на стол, а к нему варенье, баранки, бублики, и сидят, чаевничают, беседу ведут. А сейчас люди придумали другой чайник.

Показывает современный чайник.

Чем они похожи? Чем отличаются?

Дети находят сходство и различие между самоваром и чайником.

Самовар - птица-жар. Кран открывается - Чай наливается!

Отгадайте загадку:

У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит                 И как зеркало блестит. (Самовар.)

Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

А теперь прошу всех к столу, угощу всех чаем из самовара.

Хлебом-солью привечаем, Самовар на стол несем,  Мы за чаем не скучаем, Говорим о том о сем.

Как называются наши посиделки? (Чаепитие.)

Т е м а: «К БАБУШКЕ ВАРВАРУШКЕ В ГОСТИ НА ОЛАДУШКИ»

Программные педагогические задачи: познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас новыми словами; развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого; воспитывать бережное отношение к ним.

Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о предметах быта в избе, интерес к предметам рукотворного мира прошлого; использует в речи новые слова; бережно относится к предметам рукотворного мира.

Материал: атрибуты мини-музея - ухват, горшок, кочерга, самовар, лавка.

Словарная работа: кочерга, чугунок, лавка, ухват, лавка, печка, миска.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, посещение мини-музея, рассматривание предметов в группе.

Содержание деятельности

Бабушка Арина встречает детей.

Бабушка Арина. Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.

Скажите, пожалуйста, как называется мое жилище? (Горница, горенка, изба, светелка.)

Хозяйка убирает с лавки рукоделие (клубки и спицы), «нечаянно» роняет клубок, он «катится» к печке.

Куда покатился мой волшебный клубочек? (К печке.)

А для чего в избе печка?

Стоит изба из кирпича,    То холодна, то горяча.

Давайте посмотрим, что там, в печке? (Горшок с картошкой или с кашей.)

На топтале был, на кружале был, На пожаре был, на базаре был, Домой пришел.

Как вы понимаете смысл поговорки?

Как же нам достать из печки горшок, ведь он горячий, можно обжечься? У хозяйки есть помощники. Попробуйте найти отгадку в избе.

Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)

Достает ухватом горшок и ставит на стол. Деты рассматривают горшок, а хозяйка рассказывает о его назначении.

Попробуйте пустой горшок ухватом переставить с лавки на стол (можно предложить выполнить это действие 2-3 детям).

Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает,

А сам на отдых идет. (Ухват.)

А вот еще одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга - огонь.)

Кочерга - важная помощница. Без нее с печкой не справиться. (Показывает, как пользуются кочергой.)

Отгадайте-ка загадку: «Железный конь скачет в огонь». (Кочерга.)

Бабушка прощается с детьми и угощает их баранками.

Тема: «ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ»

Программные педагогические задачи: познакомить со временем года - весной, его особенностями, используя заклички, стихи, загадки, приметы; учить весеннюю закличку; развивать интерес к народному творчеству - фольклору.

Планируемые результаты: проявляет активность при расширении своих представлений о времени года - весне, интерес к закличкам, стихам, загадкам, приметам о весне, к народному творчеству.

Материал: загадки, заклички, картина «Весна» художника А. М. Кучумова, булочки «Жаворонки», карандаши, бумага.

Словарная работа: весна-красна, солнышко-вёдрышко, за- кличка, капельник, жаворонки.

Подготовительная работа: чтение стихов о весне, рассказывание сказки «Заюшкина избушка», рассматривание альбома «Весна», заучивание заклички о солнышке.

Содержание деятельности

Входит бабушка Арина с корзинкой.

-Здравствуйте, ребятушки! Шла я к вам сейчас в детский сад и увидела на улице чудо чудное: белая морковка зимой выросла. Отгадайте-ка, что это такое?

-Конечно, сосулька! А вы замечали, что сосулька таять днем начинает? Капель так и звенит! В народном календаре такой день называется «капельник». Приметили наши предки, что в этот день бывает оттепель. Радуются ей люди, ведь капель - примета весны, скорого тепла. Говаривали на Руси в былое время «Василий-капельник капли дает, капли уж будут - к доброму году».

- А вот знаете ли вы, ребятки, как образуются ледяные сосульки, которые мы видим свешивающимися с крыш?

Какой бывает погода, когда появляются сосульки? (Морозная.)

А откуда вода для сосулек взялась? Она же в мороз в лед превратилась.

В оттепель снег растаял и превратился в воду, а затем она замерзла и стала ледяной сосулькой. Вот как хитро все устроилось!

А теперь я хочу вам загадать загадки:

Она приходит с ласкою                  И со своею сказкою.              Волшебной палочкой взмахнет - В лесу подснежник расцветет. (Весна.)

-Посмотрите, какую картину нарисовал художник о весне. (Выставляется картина Л. М. Кучумова.) Какие красивые цветочки расцвели на этой картине. На что они похожи? (На солнышко.) Эти цветочки называются мать-и-мачеха. Лепесточки у цветочка, что лучики у солнышка, сразу согревают. Давайте позовем солнышко к нам в гости.

Дети встают в круг и хором говорят:

С о л н ы шко- ко л о ко л н ы ш ко,         Ты пораньше взойди,                                 Нас пораньше разбуди:                          Нам в поле бежать,                                       Нам весну встречать!

Солнышка не видно, давайте нарисуем свое солнышко.

Детям предлагается нарисовать солнышко на своих листочках.

«Солнышко» появляется на стене.

Игра-хоровод «Солнышко».

Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!

Солнышко, солнышко, посвети немножечко

Солнышко, покажись, красное, нарядись!

Солнышко заиграло, красное сказало:

Вы гуляйте в поле, прыгайте на воле.

-А теперь по русскому обычаю давайте весну звать, птиц закликать.

Дети повторяют закличку:

Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела,                    Весь хлеб поела.

-А теперь, ребятушки, я хочу подарить вам домик - скворечник, так птицы быстрее прилетят и будут рады поселиться в таком домике. Когда пойдете гулять, повесите этот домик на дерево.

Еще я приготовила для вас угощение - булочки, которые называются «жаворонки». Угощайтесь, дружочки, весну встречайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 2 неделя. 2020 год под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

Тема: «Народная культура и традиции России»      Программное содержание: Продолжать  знакомить детей с народными  традициями  и обычаями, с народным деко...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 4 неделя. 2020 год . под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

Программное содержание: Продолжать  знакомить детей с народными  традициями  и обычаями, с народным декоративно – прикладным  искусством ( Городец, Похлов – Майдан, Гже...

Планирование "Народная культура и традиции"

План в старшей группе на тему "Народная культура и традиции"...

Календарное планирование «Народная культура и традиции.» ( средняя группа)

Календарное планирование «Народная   культура и традиции.» ( средняя группа)...

Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в средней группе

Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в средней группе...

Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в подготовительной группе

Цель: Создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, Приобщения к народной игровой культуре.Задачи: знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тр...