РОЛЬ И МЕСТО ЛИТЕРАТУРНОГО, МУЗЫКАЛЬНОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО РЯДОВ В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.
методическая разработка по теме

РОЛЬ И МЕСТО ЛИТЕРАТУРНОГО,

МУЗЫКАЛЬНОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО РЯДОВ

В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-2.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ И МЕСТО ЛИТЕРАТУРНОГО,

МУЗЫКАЛЬНОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО РЯДОВ

В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.

                   Одним из важнейших этапов занятия изобразительным искусством в детском саду  является постановка темы и целей. Это этап занятия, во время которого, педагог должен максимально настроить детей на восприятие нового материала, на разъяснение целей и  задач занятия.

                   Это время, когда дети должны раскрыть свою душу для восприятия прекрасного в жизни и в искусстве. С целью изучения новых материалов с опорой на жизненный опыт детей, педагог подбирает определенные литературные, музыкальные и зрительные материалы, соответствующие тематике задания.

                   Так как целью занятий изобразительным искусством является формирование художественной культуры детей, как неотъемлемой части культуры духовной, педагог подбирает литературные, музыкальные и наглядные материалы, руководствуясь лучшими произведениями мировой художественной культуры.

                   В целях овладения образным языком изобразительного искусства выбираются такие наглядные материалы, которые помогут представить детям все многообразие средств художественной выразительности. Тематика художественных произведений должна помогать формированию у детей нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

        Развитию художественно-творческой активности детей способствует просмотр слайдов и репродукций с изображением сюжетов из окружающей действительности и произведений мирового искусства. Обсуждение детских работ является одним из важнейших методических приемов в арсенале педагога по изобразительному искусству. Большое внимание на занятиях следует уделять изучение художественного наследия нашего народа.

                  При подготовке к занятию, в соответствии с определенной тематикой  задания, педагог отбирает определенный наглядный материал.

                   С этой  целью в  кабинете должны накапливаться иллюстрации, натуральные произведения выставки подлинных картин художников, а также фотоматериалы, слайды. Наиболее ценными являются натурные съемки той местности, где проживают дети.

Такие темы, как «Искусство вокруг нас»: исторические памятники, парки, скверы, бульвары; витрины, фонари, транспорт;  жилища и постройки, детская площадки и другие темы занятий, изучаются детьми с большим подъемом, если на демонстрируемых слайдах они встречают родные уголки своего города и села.

 Количество слайдов для  демонстрации в детском саду  установлено психологами  3-5 единиц для наилучшего восприятия проблемы. Слайды должны быть яркими, выразительными и демонстрироваться в затемненном помещении.

Особенно важно зрительный ряд, подобранный для занятия сопроводить музыкальными фрагментами.

Для подбора музыкальных фрагментов учитывается тематика задания.

Используется как классическая, так и народная музыка, а также различные звуки, подслушанные в природе (шум воды, капель, голоса птиц).

Музыкальные фрагменты яркие и выразительные можно использовать на разных этапах занятий.

Так, при просмотре готовой коллективной композиции «Праздничный салют» будет уместно прослушать отрывок из праздничной увертюры  Д.Шостаковича.

Полюбоваться изготовленным детьми ковром из осенних листьев можно под  «Осеннюю песню» П.И.Чайковского  «Времена года. Октябрь».

Праздничный настрой на занятие получат дети, если занятие по выполнению поздравительной открытки  «С днем Победы» начать с праздничного марша, посвященного этому празднику.

           Плавная, нежная, спокойная музыка умиротворит и даст лирический настрой на работу в начале практической деятельности детей, если это соответствует тематике задания.

            Наибольшее восприятие детьми поставленной проблемы достигается, если используется в комплексе с наглядными и музыкальными фрагментами литературные материалы.

             Для этой цели в кабинете должна быть подготовлена подборка  прозы, поэзии, а также материалов устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы, поговорки, частушки) по тематике каждого занятия.

.          При подборе литературных, музыкальных и наглядных материалов важно найти  меру и суметь разумно отобрать наиболее образные и выразительные фрагменты, правильно расставить акценты и, выразительно работая голосом, донести до сознания детей.

               Цель комплексного использования литературного, музыкального и зрительного рядов - одновременное воздействие на слуховые, зрительные и другие рецепторы, что дает наилучшие результаты творческой деятельности.

                Познакомив детей с историческим опытом работы художников, композиторов, поэтов и писателей, воспитатель предлагает детям изложить свою точку зрения на решение поставленной задачи.

                Например. Тема занятия: «Золотая осень».

                После просмотра картин Левитана, Остроухова и Поленова с одноименным названием: «Золотая осень», а также слайдов осенней природы родного края под музыкальные фрагменты Чайковского и Вивальди из  музыкальных произведений «времен года», а также прослушиванием художественного чтения стихотворений Бунина, Пушкина и Некрасова об осени, педагог призывает детей изобразить осень так, как они  ее прочувствовали, увидели, поняли.

               При анализе выставленных для просмотра детских работ необходимо поинтересоваться мнением юных художников по поводу их работ и работ других детей.

               Такие занятия-путешествия в мир искусства и окружающую действительность помогают  не только обучать, но воспитывать и развивать гармоническую личность, любящую свое отечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством

СОДЕРЖАНИЕ ВведениеГлава 1. Влияние занятий изобразительным искусством на развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом1.1 Особенности развития детей с детским це...

план по самообразованию "Нравственно-эстетическое воспитание детей на занятиях изобразительным искусством"

в материале представлен план по самообразованию по нравствено- эстетическому воспитанию детей через занятия изобразительным творчеством. есть конспекты занятий, консультации для родителей и воспитател...

ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ДЕТСКОМ САДУ.

На занятиях рисованем, лепкой, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошекольни...

Литературно – музыкальная гостиная «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

Литературно – музыкальная гостиная «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» для детей старшего дошкольного возраста...

Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства

В данной работе представлен научно-исследовательский проект на тему: Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства...

Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством

Часто приходится слышать утверждение, что ребенка не надо учить способам изображения, что он, испытав интерес к творческой деятельности, сам найдет нужные приемы, а обучение технической стороне засуши...

Физкультминутки для занятий изобразительным искусством и математики

Подбор физкультминуток для занятий изобразительным искусством и математики...