Творческий проект "Выставочная деятельность как средство взаимодействия с родителями"
материал по теме

Никитина Алла Станиславовна

В ролике представленны материал по выставочной деятельности МБДОУ за три года. В нем использованны персональные выставки сотрудников, детей и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystavochnaya_deyatelnost.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Выставочная деятельность,  как средство всестороннего развития ребенка при взаимодействии с семьей».

«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

/В. А. Сухомлинский/

 

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

 В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний.  Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей.  Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

 Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Выставочная деятельность,  как средство всестороннего развития ребенка при взаимодействии с семьей» Перед  разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;

- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: недостаточно эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.

В этом случае целью нашего проекта стало – организация  работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников, посредством выставочной деятельности.

Далее нам необходимо было определить перечень задач для решения нашей проблемы:

- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

Проектная часть

Тип проекта: 

коллективный - по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги) ;

 - по целевой установке – информационно – практико - ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов).

Цель проекта: организация работы по созданию условий взаимодействия специалистов МБДОУ с родителями воспитанников посредством выставочной деятельности . Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью. Повысить интерес детей к предмету выставки, а через него освоению культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей.

 Повышать культурный уровень, знакомить детей с различными видами художественного и декоративно-прикладного направлений в искусстве, приобщать к творческому и познавательному досугу.  Повысить интерес к истории страны, укрепить связи поколений, приобщить к народной культуре.

Задачи проекта:

- Развитие у детей интереса к выставке, как источнику получения познавательной информации и эмоционально-эстетического впечатления.

- Знакомство с историей, воспитание бережного отношения к праздничным народным традициям и обычаям;

- Развитие познавательной активности дошкольников;

- Налаживание конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников;

- Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;

- Воспитание интереса к народному творчеству, любви к ручному труду, осознанно-правильного отношение к традициям своего народа.

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства МБДОУ.

Участники проекта: 

1.Педагоги МБДОУ, воспитанники и их родители .

2.Частные лица (художники, мастера прикладного искусства) – предоставление авторских работ для экспозиций стационарных и передвижных выставок, участие в творческих встречах и мастер-классах.

 3. Культурные и образовательные учреждения города и области – предоставление площадей для передвижных выставок.

 4. Редакция газеты «Сибирский городок», «Отражение» - публикации по проекту в газете.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы

Для решения поставленных задач использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.

Прогнозируемые результаты:

- повышение интереса дошкольников к истории родной страны;

 - рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

 - активное участие родителей в жизни детского сада и группы;

 - развитие творческих способностей детей и родителей;

 - проведение творческих выставок, конкурсов по теме проекта;

 - создание тематических коллекций, фотоальбомов;

 - повышение интереса к коллективной и командной работе с детьми, коллегами и родителями;

 - презентация проекта

- выявлены особенности профессионального педагогического взаимодействия специалистов ДОУ и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;

- исследованы педагогические аспекты дисгармонии семейных отношений как фактора нарушений семейной социализации дошкольника;

- сконструирована модель взаимодействия педколлектива МБДОУ и родителей воспитанников;

- определены показатели эффективности процесса взаимодействия специалистов МБДОУ и родителей посредством выставочной деятельности.

Актуальность:
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания подрастающего поколения. Содержание современного дошкольного образовательного процесса обуславливает развитие личности дошкольника. Для формирования ценностных ориентаций личности, особое значение имеет выставка – хранитель духовного опыта человечества. Выставка является начальной стадией соприкосновения с культурными ценностями человечества: общение с искусством, предметным миром, обогащения эмоционально-нравственного и эстетических начал личности в их единстве.

Мы решили в детском саду создать свои мини-выставки, чтобы дети в пространстве выставки приобрели опыт общения с искусством, его эстетической и познавательной, историческими и культурными ценностями.

Так же актуальна и проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада.

 Только объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для воспитания нравственности, чувств любви и привязанности к своей культуре, народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на фольклоре, творчестве, традициях и обычаях.

 Перед нами в настоящее время  остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
  С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей . Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя.  Поэтому надо было  искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.  Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
 

  В нашем детском саду обращается большое внимание на формирование всестороннему развитию личности. Вот почему очень важно повысить эффективность всех звеньев воспитательной работы. И, прежде всего уровень воспитания в семье, где ребенок получает первые навыки, зачатки мировоззрения, а также в дошкольных учреждениях, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учетом возрастных этапов. Отсюда - необходимость творческого союза родителей и нас - воспитателей. Вместе развиваем мы у ребенка ум, характер, взгляды, от нас зависит насколько его жизнь,  будет наполнена посильным полезным трудом и добрыми поступками. В нашей работе постоянно присутствует взаимосвязь специалистов и воспитателя, которая  корректируется  для полнейшего удовлетворения потребностей родителей.

 Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств выставок в развитии детей одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству. Наряду с обогащением представлений искусствоведческого характера, приобретением начального опыта в ознакомлении с выставками, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желание узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях выставки.

Используемый в современных исследованиях термин «интерес к выставке» применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает: Интерес к предмету выставки (его характеристики, свойства); интерес собственно к выставке как некоторому познаваемому объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации); интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально-эстетических впечатлений.

Для дошкольников характерен малый опыт посещения выставок, начальный уровень развития художественно-эстетического восприятия, наличие фрагментарных, конкретных, часто ситуативных представлений об объектах окружающего мира, относительно невысокий уровень развития логических операций, эстетических и нравственных суждений. Это и определяет необходимость активизации, прежде всего, интереса к восприятию и познанию предметов в условиях выставки; интереса, в котором тесно взаимосвязаны познавательные (желание узнавать новое об объектах, умение ставить вопросы и проявлять активность в получении ответов на них) и эмоционально-эстетические проявления (любование красотой отклик на прекрасное, гармонию, желание создавать прекрасное).

Первое посещение дошкольниками выставки, как правило, сопровождается предварительной беседой, способствующей уточнению и систематизации представлений о ее назначении, правил поведения, формированию интереса и чувства ожидания встречи с ним. Для активизации детского любопытства, снижения тревожности перед малознакомым местом уместны: эмоциональный, яркий, насыщенный примерами рассказ педагога, родителей из собственного опыта посещения выставок в детстве; обсуждение с детьми тематики экскурсии, представление информации о назначении выставки.

Наблюдения показали, что иногда у дошкольников проявляется так называемый  феномен отсроченного воспроизведения впечатлений: дети после посещения, просмотра выставки не проявляют ярких эмоций, неохотно и односложно отвечают на вопросы взрослых, однако через некоторое время начинают ссылаться на этот опыт, с интересом рассказывают родителям и воспитателям о выставке.

Развитию интереса к посещению выставок способствует организация детского коллекционирования. Совместно с детьми можно определить содержание (оригинальные фотографии цветов, куклы, этикетки, иллюстрированные детские книги) и правила коллекционирования (индивидуальное или групповое). Опыт посещения тематической выставки, рассматривание коллекций родителей позволяет активизировать интерес детей к коллекционированию, сформулировать его идею (зачем коллекционировать, что будем собирать). Вместе с дошкольниками необходимо определить правила хранения и оформления коллекций, предусмотреть выставочное место (коробка с ячейками для хранения альбома с файлами, стенд, лесенка для выставления предметов коллекции и др.).

Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, мы использовали методы, способствующие поддержанию их интереса к коллекционированию: участие детей в пополнении коллекции, постоянное включение новых предметов: планирование поездки (экскурсии, прогулки) за возможным приобретением предмета (например, на луг находящийся рядом с территорией сада за необычными листьями, семенами и др.); систематизация коллекции по различным основаниям: детям предлагается самостоятельно найти способы группировки предметов (по размеру, тематике и др.); организация вечерних совместных просмотров  коллекций, выставок, организация сюжетно-ролевых игр «Выставка», с распределением ролей «посетитель», «оформитель», «хранитель», и.т.д.; составление рассказов о своей коллекции, выставке. 

В современном обществе выставки продолжают свою культурную и просветительскую деятельность.

В нашем маленьком городке их мало. Мы посетили композицию «Русский самовар», «Игрушки из поролона», «Поделки из дерева», «Природа на фотографии».

Основной целью наших мини-выставок является: «Обогащать знания детей, развивать познавательные способности, любознательность, кругозор, мыслительную активность».

Постепенно наши выставки пополнялись. Постепенно при пополнении коллекции к нашим мини-выставкам стали проявлять внимание и родители. Делились буклетами, сувенирами, открытками, игрушками привезенными из путешествий. Так стала прослеживаться тесная взаимосвязь, родители с интересом следят за новинками, появляющиеся в выставочной экспозиции. Очень многое сделано руками родителей.

Экспонаты пополнившие нашу выставку, это «Пасхальные яйца», выполненные из глины и расписанные детьми. Экспонаты мини-выставок служат иллюстративным материалом при организации непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Систематизирована картотека стихов, загадок, потешек, песенок.

Наши мини-выставки помогают детям поближе познакомиться и расширить знания об окружающем мире в доступной форме.

Представленные методы и приемы помогают нам  и родителям открыть дорогу к выставкам, как Храму Красоты, Добра, Знаний и сделать посещение художественных выставок для современных дошкольников полезными и интересными. Так, мы в своем учреждении устраиваем художественные выставки для семейного посещения. Такие выставки приносят радость и малышам, и членам их семей — братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам. Каждая выставка — это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между поколениями, а также — для совместной деятельности педагогов и родителей. Ведь родители с удовольствием втягиваются в процесс организации выставок: предлагают темы, добывают экспонаты, участвуют в оформлении. Для увлечённых художественной деятельностью в нашем детском саду существует традиция проводить персональные выставки детей с их презентациями.

Почему появилась данная форма работы?

1.Художественно-творческая деятельность – это один из основных видов  деятельности детей дошкольного возраста, но при этом её результаты представлены, как правило, лишь в виде выставок.

2.Степень активного участия ребёнка в представлении своих изобразительных достижений  ограничена из-за сложности данной формы работы для детей данного возраста.

Что предполагает презентация персональной выставки?
Презентация персональной выставки – это разновидность художественной выставки, которая подразумевает ознакомление зрителей с работами одного автора, и сопровождаемая его комментариями.

Задачи, которые помогает решать данная форма работы:

Раскрытие ребёнком себя как индивидуальности в глазах сверстников.

Приобретение опыта презентации своих достижений.

Приобретение умений и навыков в построении общения со сверстниками и взрослыми, являющимися участниками выставки.

Осуществление возможности ребёнка стать равноправным субъектом при формировании материалов своего портфолио.

При каких условиях возможно проведение персональной выставки?

Интерес ребёнка к изобразительной деятельности и наличие его работ.

Желание не только показать свои достижения, но и рассказать о них.

Заинтересованность со стороны родителей и педагогов в проведении данного мероприятия.

Наличие демонстрационного пространства в среде детского сада.

Как организовать персональную выставку?

Первый этап (подготовительный)

Отбор вместе с ребёнком и его родителями рисунков для выставки

Выбор общей темы формулируется, исходя из тематики отобранных работ.


Второй этап (организационный)

Выбор формы представления своих работ

Подбор литературного материала (если это стихи, то их заучивание)

Оформление и размещение детских работ в предусмотренном месте

Организация пространства для комфортного просмотра выставки детьми

Может быть подбор музыкального сопровождения

Формы представления рисунков:


Рассказ о том, что хотел изобразить автор. Ребёнок самостоятельно рассказывает о том, что он хотел показать, используя художественные материала
Чтение стихов зрителями по предложенному рисунку. Детям – зрителям предлагается самим вспомнить стихотворение, наиболее отражающее тему рисунка.
Трансляция техники исполнения работы. Ребёнок рассказывает технологию выполнения работы (батик, рисование бросовым материалом или пальчиками и т.д.)


  Чтение стихотворений придуманных либо самим ребёнком, либо написанных вместе с родителями по теме работы.


Третий этап (презентационный)

Торжественное открытие выставки

Представление автора и темы выставки

Презентация ребёнком своих рисунков

Ответы автора на вопросы любопытных зрителей (детей и взрослых)

Четвёртый этап (итоговый)

Высказывания отношения зрителей к работам автора.

Оценка ребёнком-автором своего преставления и, по желанию, планы на будущее в данном виде деятельности.

Обобщение самооценки ребёнка и высказываний детей педагогом (подведение итогов выставки).

Вручение диплома участника персональной выставки для пополнения копилки своих достижений (блок «Грани таланта»).

Отбор ребёнком рисунков с выставки в портфолио.

Персональная выставка - это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей.
Для детей–зрителей - это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности.
Данная форма работы показала свою эффективность. Это прекрасная возможность ребёнку показать свои достижения, скрытые таланты.

В нашем детском саду в течение трёх лет любой ребёнок имеет эту возможность.

В своей работе  мы выделили следующие направления:

 Создание условий для   взаимодействия с родителями.  

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. А именно привлечение родителей к выполнению совместных продуктивных работ.

Разработка творческого проекта «Выставочная деятельность,  как средство всестороннего развития ребенка при взаимодействии с семьей».

С целью изучения семьи по выявлению социального и образовательного статуса членов семей,  выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка  мы начали работу с анкетирования «Что рисует ваш ребенок?», «Ваши семейные увлечения и традиции» и другие. В целом для основного контингента родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, достаточно высокие требования к образованию и желание дать ребенку хорошее образование. Педагогами ДОУ ведется активная просветительская работа, направленная на повышение компетентности в вопросах воспитания и развития детей, успешной социализации ребенка в обществе.  

Анализируя удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ, наблюдалось следующее:

-87% родителей считают, что воспитатели обеспечивают ребенку всестороннее развитие, способностей, качественную подготовку к школе и укрепляют здоровье;

-83 % родителей признают авторитет воспитателей, прислушиваются к его мнению и реализуют его советы в воспитании ребенка (17% родителей обращаются за помощь к специалисту);

-89 % родителей считают, что для ребенка созданы комфортные условия;

-96 % родителей  удовлетворены своими взаимоотношениями с сотрудниками и администрацией ДОУ.

Изучение семьи как участника образовательного процесса определяется характеристикой совместных мероприятий с родителями. Результаты показали, что лишь 35 % родителей активно участвуют в различных конкурсах ДОУ. Остается проблемой – привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, в связи с занятостью  большинства семей на производстве. Следует отметить, что наблюдается увеличение числа родителей в возрасте до 25 лет, недостаточно времени уделяющих вопросам воспитания и развития детей. Анализ анкет и опросов родителей по вопросам развития детей показывает недостаточную компетентность родителей в психологических и  возрастных особенностях детей, проявление завышенных требований к ребенку.

Для себя мы сделали следующие выводы: Деятельность ДОУ по работе с семьями воспитанников следует направить на конструктивное сотрудничество, расширение спектра форм взаимодействия, на повышение компетентности родителей в вопросах психолого-педагогического сопровождения, заинтересованности в успехах своих детей и стремлении помочь ДОУ в создании необходимых условий для сохранения психолого-педагогического благополучия ребенка в ДОУ через организацию выставочной деятельности.

     В дошкольном учреждении существуют возможности организации консультативной помощи, совместных досугов, творческих проектов, фестивалей, выставок, спортивных мероприятий, праздников, традиций.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы  выработали тактику своего общения,  как с ребенком, так и с родителями разработать проект и  ряд мероприятий объединяющий родителей и детей с целью укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей семейных отношений, стремление лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение: совместные мероприятия, праздники и досуги, экскурсии, традиции («Встречи с интересными людьми»); мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей: совместные творческие выставки, выставки по увлечениям ребенка, персональные выставки родителей, пропагандирование традиций семьи, опыта лучшего семейного воспитания (фотовыставки, альбомы «Моя семья», «Домашние любимцы»), домашнее коллекционирование с презентациями в группе и др.

  Для скоординированной работы с родителями мы  разработали план реализации проекта .

                                  План реализации проекта

Дата

название

форма

ответственный

Январь 2010г

Подбор информации, выявление проблем по интересующим темам

анкетирование

родителей

воспитатели

Февраль 2010г

Преемственность с бывшими выпускниками

«Персональная выставка»

Зам.заведующего по ВМР, воспитатели

Март 2010 г

Повышение информационного уровня родителей

Консультирование родителей

Зам.заведующего по ВМР, воспитатели

Апрель 2010 г

Предоставление опыта на местном уровне

Организация выставок, отправка материала на сайты и конкурсы

Воспитатель ИЗО

Май 2010 г

«Чудо по имени -театр»

выставка

педагоги

Июнь 2010 г

Подбор информации, выявление проблем по интересующим темам

анкетирование

родителей

Зам.заведующего по ВМР, воспитатели

Июль 2010 г

Коллекционирование в нашей семье

Персональные выставки

Родители, воспитатели

Август 2010 г

Повышение интереса к культуре  и традициям других стран

Родительская гостиная

Воспитатели, воспитатель ИЗО

Сентябрь 2010 г

«Байкал-жемчужина Сибири»

выставка

Воспитатель ИЗО

Октябрь 2010 г

Рисунки и поделки  детей, совместно с родителями «Дары Осени»

выставка

Воспитатель ИЗО

Ноябрь 2010 г

Повышение творческой активности  и сплоченности педагогов, родителей и детей

Мастер-класс для родителей «Родительская гостиная»

Зам.заведующего по ВМР, воспитатели

Декабрь 2010 г

«Мастерская Деда Мороза»

выставка

Воспитатели, воспитатель ИЗО



Январь 2011 г


Повышение информационного уровня родителей


консультация

Зам.заведующего по ВМР,

воспитатели

Февраль 2011 г

Просмотр  архивов выставок родителями «Ах вернисаж, ах вернисаж….»

Использование мультимедийного оборудования

Зам.заведующего по ВМР,  воспитатели

Март 2011 г

Знакомство детей с историей народно-прикладного творчества «Чудеса из глины»

Интегративная деятельность «О человек, я глина, ты творец»

воспитатели

Апрель 2011 г

Самостоятельная деятельность детей (рисование, аппликация, ручной труд)

выставка

Воспитатель ИЗО

Май 2011 г

«Осторожно, огонь»

выставка

Воспитатель ИЗО

Июнь 2011 г

Фотоальбом «Наши выставки, остановись мгновение»

Познакомить  вновь зачисленных детей и родителей с выставками, проведенными в детском саду.

воспитатели

Июль 2011 г

Выставка работ художественной школы

выставка

Зам.заведующего по ВМР

Август 2011 г

Номинация «Ваши добрые дела»

Поощрение родителей за участие в выставках

Заведующий

Сентябрь 2011 г

«Осторожно, дорога»

Выставка

Воспитатель ИЗО

Октябрь 2011 г»

 «Осень золотая»

выставка

Воспитатель ИЗО


Ноябрь 2011 г

Выставка психолого-педагогической литературы


Мини-библиотека


Педагог-психолог

Декабрь 2011г

Мастерская Деда Мороза

выставка

Воспитатель ИЗО

Январь 2012 г

«Наша выставочная деятельность»

Родительское собрание

педагоги

Февраль 2012 г

«Папин портрет»

выставка

Воспитатель ИЗО

 Март 2012 г

«Моя мамочка»

выставка

Воспитатель ИЗО

Апрель 2012 г

«Чудесные поделки  из бисера»

выставка работников

сотрудники

Май 2012 г

«Моя родословная»

Выставка

воспитатели

Июнь 2012 г

«Посещение музея»

Выставка «Русский самовар»

воспитатели

Июль 2012 г

«Работа из бросового материала»

выставка

Воспитатель ИЗО

Август 2012 г

Предоставление опыта на местном, областном, Всероссийском уровне

Организация выставок, отправка материала на сайты и конкурсы

Зам.заведующего по ВМР, воспитатели

Сентябрь 2012 г

«Малыш пешеход»

выставка

Воспитатель ИЗО

Октябрь 2012 г

«Осень чудесница»

выставка

Воспитатель ИЗО

Ноябрь 2012 г

«Наш день»

Выставка рисунков детей

воспитатели

Декабрь 2012 г

«Новогодняя игрушка»

выставка

воспитатели

 Январь 2013 г

Привлечение внимания родителей к прохождению выставок в детском саду

Газета для родителей

Воспитатели, воспитатель ИЗО, Зам.заведующего по ВМР

Февраль 2013 г

«Мой папа лучше всех»

Выставка рисунков

Воспитатель ИЗО

Март 2013 г

«Нет краше мамочки моей»

выставка

Воспитатель ИЗО

Апрель 2013 г

Умелые руки сотрудников

Персональные выставки

Зам.заведующего по ВМР, сотрудники

Май 2013 г

«Огонь-друг, огонь-враг»

выставки

Воспитатель ИЗО

Июнь 2013 г

«Вторая жизнь дерева»

Посещение музея «Школа народных ремесел»

Зам.заведующего по ВМР, воспитатели

Июль 2013 г

Предоставление опыта на местном, областном, Всероссийском уровне

Организация выставок, отправка материала на сайты и конкурсы

Зам.заведующего по ВМР, воспитатели

Август 2013 г

Преемственность с бывшими выпускниками

«Персональная выставка»

Воспитатель ИЗО

Сентябрь 2013 г

«Красный, желтый, зеленый»

выставка

Воспитатель ИЗО

Октябрь 2013 г

знакомство с выставкой в каждой возрастной группе

Мини музеи в группах

воспитатели

Ноябрь 2013 г

Модульное оригами и киригами в дизайне группы

Персональная выставка

воспитатели

Декабрь 2013 г

«Новогодняя сказка»

выставка

Воспитатель ИЗО

Январь 2014 г

«Зима- чудесница»

выставка

Воспитатель ИЗО


Февраль 2014 г


«Наши папы и дедушки»


выставка

Воспитатель ИЗО


Март 2014 г


«Женский день-8 Марта»


выставка

Воспитатель ИЗО

Апрель 2014 г

Наша выставочная деятельность

День открытых дверей

воспитатели

Май 2014 г

Предоставление опыта на местном, областном, Всероссийском уровне

Организация выставок, отправка материала на сайты и конкурсы

Все работники детского сада

Поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:

1.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.

2.Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

3.Привлекать родителей к совместной продуктивной  деятельности.

4 . Повышение профессионального уровня компетентности  педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности и по организации работы с семьёй.

5. Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки.

С этой целью мы использовали такие активные формы и методы работы с родителями:

 - общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- Дни открытых дверей;

- беседы с детьми и родителями.

- изготовление буклетов

- персональные выставки педагогов

- совместное посещение выставок в городе

- размещение  выставочных работ в здании МБДОУ (художественной школы,  клуба «Ровесник»)

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Дошкольники очень любят мастерить игрушки вместе с родителями. Совместная работа родителей и детей по изготовлению игрушек удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, стремление к поделке вещей, дает реальное воплощение мысли, фантазии. Для общего развития очень важно настроение ребенка и то чувство удовлетворения, радости, которое он испытывает, сделав игрушку. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, мы заранее вывешиваем сообщение.  Они не остаются равнодушными: собирают рисунки,   готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает нам лучше узнать своих воспитанников.

Воспитателями групп  в рамках реализации проекта были  организованы  выставки совместного творчества детей и родителей такие как:   «Осень чудесница», “Рисуем вместе с папами”, “Рисуем вместе с мамами”, “Зимний пейзаж”, поделки из природного материала “Дары осени», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия» .

Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

В рамках реализации проекта  в нашем детском саду проходит конкурс

    «Мисс Очаровашка»,  где дети совместно с родителями предоставили

рассказ о своей семье в виде  фотографий, рисунков, поделок, а победители

принимают участие  уже в городском конкурсе.  

Организованы  12 персональных выставок, в  2012 году проведено 10

стационарных выставок, оформлено  18 передвижных выставок.

Материалы персональных  выставок воспитанницы Агафоновой Алисы были

отправлены для участия во Всероссийском конкурсе «Одаренные дети» и она

стала лауреатом.

Такие выставки приносят радость и малышам, и членам их семей — братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам.

 Каждая выставка — это не только возможность полюбоваться прекрасным,   но и повод для общения между поколениями, а также — для совместной деятельности педагогов и родителей.

Основная цель   совместного творчества – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким людям,  уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

В решении этой задачи нам помогли выставки  совместных рисунков родителей и детей : «Милая мама моя», «Птицы нашего края», «Как я помогаю маме», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Байкал – жемчужина Сибири».

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка – стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям. 

При подготовке той или иной выставки мы руководствуемся следующим планом.

План работы по организации выставок

1. Проводим анкетирование и выясняем художественные предпочтения родителей и их возможности помочь детскому саду с экспонатами по той или иной теме.

2. Составляем перспективный план проведения выставок.

3. Подбираем необходимую научно-популярную, методическую и искусствоведческую литературу.

4. Для педагогов и родителей проводим семинары-практикумы и консультации по теме предстоящей выставки с использованием видеоряда и современных мультимедийных средств.

5. Работаем над созданием выставки: собираем экспонаты, продумываем экспозицию, организуем рекламную кампанию в преддверии выставки (готовим большие красочные объявления о выставке и персональные приглашения для родителей и сотрудников).

6. Проводим экскурсии по выставке. 

Выбирается экскурсовод, который сможет доступно и интересно рассказать о каждой работе, упомянуть имя ребенка и подчеркнуть его способности. Такая выставка надолго запомнится юным творцам и посетителям выставки и, возможно, ее проведение станет замечательной традицией.

Правила отбора экспонатов для выставок в детском саду

Главный критерий отбора экспонатов для художественной выставки — подлинность работ.

Отбирайте те материалы, которые вам нравятся.

Только в этом случае вы сможете рассказывать о них с любовью и можете рассчитывать на то, что «заразите» своей эмоцией детей.

Для знакомства с произведениями изобразительного искусства используйте репродукции картин знаменитых художников или качественные иллюстрации знаменитых полотен.

Особое внимание уделяйте тем произведениям искусства, в которых с помощью различных средств выразительности переданы чувства и отношения, доступные пониманию детей-дошкольников.

В заключение

Поскольку данный проект является компонентом системы образования и призван решать воспитательно-образовательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, мы считаем, что работа над данным проектом может быть включена в конкретный образовательный контекст. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Анализ совместных мероприятий   показывает в 2010году 35% родителей,  регулярно участвуют в совместной деятельности с ребенком, в 2011- 68%,  а в 2012году уже 85% семей принимают активное участие в выполнении совместных работ. Коллектив МБДОУ занял II- место в городском конкурсе экскурсоводов, где молодые педагоги представляли выставку мини - музеев групп, выставка по реализации проекта, организованная  в рамках городского семинара получила высокую оценку  педагогов города; 16лучших   рисунков детей  приняли участие  во Всероссийской благотворительной и конкурсной Программе «Наполни сердце добротой» (конкурсное направление «Рисунки»).

 Показатели результативности проведенной работы:

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.

Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребенка.

Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями)

Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей

Наметились положительные стили воспитания: 

Положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами искусства, дети проявляют интерес и желание; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. Родители принимали активное участие в реализации проекта

положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами искусства, дети проявляют интерес и желание; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с   семьей, такая как выставочная деятельность помогли педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

 И еще хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

Семья и детский сад два воспитательных феномена,  каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

  Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.    

Для облегчения  работы мы используем  вот такую памятку для педагогов     « Родитель в выставочной работе»

Организуйте работу по созданию выставки так, чтобы родители были не наблюдателями, не контролерами, а соучастниками процесса.

Помните: информация, полученная ребенком от родителя, усваивается им гораздо эффективнее, чем информация, полученная от воспитателя. Стоит научить чему-то родителя, и он научит этому своего ребенка.

Не все родители готовы к сотрудничеству с вами. Но это и не обязательно. Главное, чтобы родители проявляли заинтересованность в эстетическом развитии своего ребенка. Каждая качественная выставка привлечет на вашу сторону новых сторонников.

После окончания выставки необходимо публично поблагодарить тех родителей, которые приняли участие в создании выставки. Используйте  разные средства: вручение дипломом перед праздником или на родительском собрании, красочно оформление ном месте в вестибюле, письма на нарядных бланках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство взаимодействия с родителями".

Презентация опыта работы по внедрению проектной деятельности в ДОУ с описанием реализуемых проектов....

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста

В свете современных изменений в системе образования, в соответствии с ФГОГС ДО, сложившуюся ситуацию можно решить  в процессе «взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка, непосре...

Проектная деятельность, как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях реализации ФГОС ДО (выступление на РМО воспитателей)

Уход от учебной деятельности ( занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми....

Проектная деятельность, как средство взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Проектная деятельность - одно из средств взаимодействия родителей, детей и педагогов. Совместная с родителями инсценировка сказки способствовала созданию микроклимата для благоприятного эмоционал...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ».

Тема самообразования:  «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, родителей и детей».Срок реализации:    с 01.09.2017г по 25.05.2018г.Цель: определи...

Отчет по проекту «Культурно- досуговая деятельность, как средство взаимодействия с родителями»

laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе»....

Доклад «Культурно- досуговая деятельность, как средство взаимодействия с родителями»

Изменения в политической, экономической и социальной сферах, неуклонный рост научного знания, стремительное расширение объёма информации – таковы реалии нашего времени. И время заставляет осущес...