Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.
методическая разработка по теме

Васильченко Татьяна Юрьевна

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,  воспитанников»  и статистическими данными – за последние 5 лет число дошкольников, имеющих первую группу здоровья, уменьшилось в 3  раза и составляет около 25% от контингента детей, поступающих в школу.

            На современном этапе развития системы дошкольного и школьного образования физкультурно-оздоровительное направление становится все более значимым, как и процесс внедрения в образовательное пространство детского сада и начальной школы здоровьесберегающих технологий.  ДОУ – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования.  Все направления работы по сохранению и укреплению здоровья детей интегрируются в здоровьесберегающие технологии и реализуются в процессе игры, как ведущего вида деятельности дошкольников.

При поступлении детей в 1 класс игровая деятельность перестает быть ведущей, на первый  план выходит учебная. Двигательная активность –  одна из основных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь и обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования, способствует сохранению и укреплению здоровья.  Ограничение двигательной активности в школе противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии  (замедляется рост,  ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям)  и приводит к снижению темпа психического развития. Ребенку трудно «переключиться» с игры на урок, сложно понять – почему ограничивают его потребность в движении?  У многих первоклассников в первые месяцы «школьной жизни» наблюдается утомляемость, потеря аппетита, ухудшение общего самочувствия.

Реализация принципа преемственности в работе детского сада и школы по сохранению и укреплению здоровья детей позволяет решить эти проблемы. Свой важный  вклад в поддержание оптимального двигательного режима младших школьников призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, подвижная игра.

Игры и  упражнения с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками:  удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции,  научить владеть своим телом,  развить не только физические,  но и умственные  способности, нравственные качества. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем.

Подвижная деятельность влияет  не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти; воображения;  восприятия;  наглядно-образного и логического мышления;  произвольного внимания.

Вместе с тем задачи,  решаемые средствами подвижных и спортивных игр,  сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности,  но и к обретению детьми утраченной,  но все еще крайне необходимой игровой среды.

Использование  игровой двигательной активности - подвижных,  оздоровительных игр и игровых упражнений,  игр спортивного характера  и других здоровьесберегающих технологий  должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности  дошкольников и младших школьников, совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей,  повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма. Благодаря комплексному подходу к организации образовательного процесса, включающего в себя интеграцию образовательной  деятельности и здоровьесберегающих технологий, можно сохранить и укрепить здоровье детей. Разумное использование игровой двигательной активности должно стать инструментом  снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня  двигательной активности младших школьников, совершенствования их физических возможностей,  повышения адаптационных резервов организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon seminar-praktitum.zip88.86 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Подвижная игра  как  технология сохранения и укрепления здоровья дошкольников и младших школьников.

               Анализ состояния здоровья детей России свидетельствует о сохранении тенденций роста заболеваемости, увеличения распространенности хронических  патологий, снижения числа абсолютно здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистической отчётности и результатами  научных исследований. Здоровье ребенка подвергается воздействию не слишком благополучной экологической обстановки, нагрузка в школе и даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества. Переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребёнка вместо цветов и деревьев, недостаточное пребывание на свежем воздухе — все это влияет на состояние здоровья. Перспективной мерой снижения роста заболеваемости является профилактика нарушений здоровья детей в образовательных учреждениях. На современном этапе развития образования в детских садах и школах уделяется большое внимание использованию здоровьесберегающих технологий, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,  направленных  на решение одной из основных задач – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей (анализ таблицы 1).

Таблица 1

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ и начальной школе

п/п

Здоровьесберегающие  технологии

Возможность применения

В детском саду

В  начальной школе

1.

Технологии сохранения здоровья:

- утренняя гимнастика;

+

+

- корригирующая гимнастика;

+

+

- дыхательная гимнастика;

+

+

- офтальмологические паузы:

+

+

- пальчиковая гимнастика;

+

+

- логоритмическая гимнастика;

+

?

- подвижные и спортивные игры;

+

+

- физкультминутки и динамические паузы;

+

+

- оздоровительный бег;

+

?

- релаксационные паузы;

+

+

- ароматерапия;

+

?

- фиточай;

+

?

- облучение воздуха рециркулятором УФ-бактерицидным  РБ-06- «Я-ФП» групп (классов), спортивного и музыкального залов;

+

?

- физкультурные и оздоровительные развлечения;

+

+

- дни здоровья;

+

+

- бадминтон.

+

+

2.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

- валеологические занятия;

+

+

- оздоровительные занятия;

+

?

- физкультурные занятия;

+

+

- оздоровительные игры.

+

+

- самомассаж, точечный массаж.

+

+

3.

Коррекционные технологии:

- сказкотерапия;

+

?

 - игротерапия;

+

+

- арт-терапия;

+

+

- психогимнастика.

+

+

Требования обязательной оздоровительной направленности образовательного процесса в современных образовательных учреждениях диктуют необходимость особого внимания к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму: регуляция и нормирование их интеллектуальной и физической нагрузки; сохранение и укрепление здоровья;  предупреждение и коррекция недостатков в физическом развитии.

Подвижная игра, как здоровьесберегающая технология,  является ведущим видом деятельности ребёнка до 8 лет. Резкий переход от игровой деятельности к учебной (поступление в школу)  может отрицательно сказаться на состоянии здоровья ребенка, если не будут сохранены принципы преемственности в построении образовательной деятельности – использованию на уроках, переменах игры, как технологии сохранения здоровья. Игра  развивает не только физически, но и умственно, воспитывает нравственные качества, воздействует на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание). Являясь компонентом оздоровительной среды,  игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты,  которые могут появиться на первом этапе поступления в школу. Наиболее доступной к использованию в школе может быть подвижная игра, которая является незаменимым средством физического и психического развития детей, позволяет восполнять  дефицит двигательной активности,  одной из основных потребностей человеческого организма, которая дает человеку саму жизнь.

               Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды,  подвижная деятельность обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования.  «Бегающий, играющий и прыгающий ребенок глубоко и часто дышит, сердце его сильно бьется, разгораются щеки, он приходит в приятное возбужденное состояние» - писал В.В. Гориневский /в 1951г/. Когда ребенок работает мышцами, он не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект.

               В современной начальной школе приоритет отдан формированию у детей знаний, умений и навыков. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы,  создающей  нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. При интенсивной и/или длительной умственной деятельности у детей начинает развиваться утомление. Его значение двойственно: с одной стороны - оно является защитной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой – стимулятором для восстановления процессов в организме.

          О начале утомления детей свидетельствуют следующие признаки:

        - снижение продуктивности образовательного процесса, /увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий/;

         - ослабление внутреннего  торможения - /наблюдается двигательное беспокойство, частные отвлечения, рассеянность внимания/;

        - нарушается сердечный ритм и координация движений, появляется чувство усталости.

        Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают во время отдыха. Однако, при неблагоприятных условиях, при несоблюдении рационального режима образовательной деятельности и отдыха может наблюдаться не только утомление, но и переутомление.

 

        Для него характерны:

         - резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

        - нервно-психические расстройства: /потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных тиков;

         - снижение сопротивляемости организма.

        Данные  признаки  не исчезают после кратковременного отдыха и даже после ночного сна. Для полного восстановления работоспособности ребенка необходим не только более длительный отдых, но и  лечение с применением медикаментозных средств (Приложение 2, анализ таблицы 4).

        Ограничение двигательной активности отрицательно сказывается на физическом состоянии детей: замедляется рост, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, что приводит к снижению темпа физического и психического развития. Недостаточная физическая активность особенно опасна в периоды активного роста тела.      Дети, у которых двигательная активность ограничена, страдают накоплением избыточной массы тела – ожирением – заболеванием, которое имеет много общего с процессом старения. Ожирение, начавшееся в детстве, приводит впоследствии к сахарному диабету, раннему атеросклерозу и другим серьезным нарушения здоровья.

              Предотвратить утомление и переутомление ребенка в процессе образовательной деятельности   поможет двигательная активность игрового характера и положительные эмоции. Они усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем /радость, приподнятость, воодушевление/ создает у детей повышенный тонус всего организма.

              В целях наиболее эффективного использования  принято различать следующие виды игр: подвижные, спортивные, оздоровительные, коррекционно-оздоровительные.

       К подвижным играм относятся игры, направленные на общее физическое развитие и не требующие специальной подготовки.

       К спортивным играм относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта. Они отличаются от подвижных игр сложностью правил и техники.

               Специальные оздоровительные игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, направлены на профилактику нарушений зрения и осанки, снимают утомление.

               Место и количество игр, игровых упражнений в режиме дня детей должно быть предварительно спланировано. Ориентируясь на состояние здоровья детей, педагог может выделить группу детей большой, средней и малой подвижности.

               Деление детей на группы в зависимости от их подвижности способствует планированию игровых оздоровительных программ. В зависимости от задач, требующих своего решения средствами игры, педагог определяет формы реализации игровых программ,  принимая во внимание те общие и частные оздоровительно-профилактические возможности, которыми располагает каждая из  них. Приложение 2 (анализ таблицы 1, автор – Степанова О.А.).

              Например, во время гимнастики до учебных занятий происходит повышение возбудимости нервной системы, активизация обменных процессов, ускорение вхождения ребенка в учебный день, создание позитивного эмоционального настроя. Рекомендуется проводить  подвижные игры и  игровые упражнения малой подвижности.

       Во время физкультурных пауз во время образовательной деятельности в ДОУ и уроках в школе должны включаться игровые компоненты также малой подвижности. Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у детей появляются первые признаки утомления.

               На переменах используются игры не только малой, но и средней подвижности. Подвижные перемены могут быть направлены на увеличение объема двигательной активности детей.

            Во время ежедневных  динамических пауз между занятиями используются игры малой, средней и  дозировано – высокой подвижности. Их оздоровительный эффект повышается при пребывании детей на открытом воздухе.

            Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития её участников. Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность – короче, степень нагрузки – меньше, участие педагога – активнее.

Показ игр малой, средней и большой подвижности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей».

Семинар направлен на повышение психолого-педагогической компетентности в области создания психологического климата в ДОУ....

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: как сохранить здоровье детей

здоровьесбегерающие технологии в дошкольных учреждениях направлены на обеспечение адаптации ребенка в социуме, реализацию потребностей детей в двигательной активности, в эффективном развитие двигатель...

Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровьесберегающие   технологии - это   технологии,   направленные   на сохранение здоровья....

Родительское собрание на тему «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Познакомить родителей с современными здоровье-сберегающими технологиями, повысить уровень педагогической культуры родителей обучающихся в области здоровье сбережения...