"Современные модели образовательного процесса ДОУ"
презентация к уроку по теме

Девяткова Лариса Николаевна

В презентации рассказано о принципах построения образовательного процесса в ДОУ: учебная модель построения образовательного процесса, предметно-средовая и комплексно-тематическая. Раскрыт каждый из этих моделей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovremennye_modeli_obrazovatelnogo_processa_dou.ppt624 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Слайд 2

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО « Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса… »; « Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов …; « Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра ».

Слайд 3

Виды деятельности, адекватные для ребёнка дошкольного возраста Коммуникативная Двигательная Продуктивная Познавательно-исследовательская Трудовая Музыкально-художественная Чтение (восприятие) художественной литературы ИГРОВАЯ

Слайд 4

Позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования Ориентация на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями; Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной; Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения; Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка; Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счёт установления целевых ориентиров для каждой образовательной области; Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы детей своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и многое другое.

Слайд 5

развивающего образования полноты, необходимости и достаточности научной обоснованности и практической применимости единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач интеграции образовательных областей Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса Основные принципы образовательной деятельности ДОУ

Слайд 6

Модели (принципы) построения образовательного процесса Учебная Комплексно- тематическая Предметно- средовая

Слайд 7

Организация образовательного процесса строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. П озиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью любому педагогу. Учебная модель –

Слайд 8

Учебная модель – Достоинства Недостатки Позволяет обеспечить систему знаний Активность детей жестко регламентирована Высоко эффективна при работе с малыми подгруппами Происходит наращивание количества учебных занятий Доступна любому профессионально подготовленному воспитателю Время, свободное от обучающих занятий, воспринимается как время присмотра и ухода за детьми Воспитатель принимает позицию учителя

Слайд 9

Жесткая регламентированность деятельности как ребенка, так и взрослого Невозможность опираться на зону ближайшего развития ребенка Превалирование активности и инициативы взрослого Отсутствие необходимой мотивации деятельности Вопросно-ответное общение, отсутствие инициативных высказываний детей Прямое воздействие на ребенка Недостатки занятия

Слайд 10

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори. Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого. Предметно-средовая модель –

Слайд 11

Достоинства Недостатки Предоставление большей свободы ребенку Трудности в организации системной подачи материала Развитие разных видов детской активности В ситуации заданной взрослым темы, воспитатель занимает регламентирующую позицию через создание определенной среды Предметно-средовая модель

Слайд 12

Комплексно-тематическая модель В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Слайд 13

Достоинства Недостатки Возможность проживания темы в разных видах деятельности Трудности в организации системной подачи материала Возможность варьирования тем, времени освоения содержания, включения новых тем по интересам и желанию детей В ситуации заданной взрослым темы, воспитатель занимает регламентирующую позицию Создание содержательно-смыслового поля как мотивации к познанию Отсутствие разделения времени на обучение и присмотр Комплексно-тематическая модель

Слайд 14

О собенности моделей–прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Эффективн о использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Вывод:

Слайд 15

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ) Учебный блок Блок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Основная форма – занятие (в соответствии с сеткой занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Актуальная предметно-развивающая среда

Слайд 16

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Деятельность ребенка в а ктуальн ой предметно-развивающ ей сред е + организованная взрослым самостоятельная деятельность Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Слайд 17

Отличие учебной модели от комплексно-тематической Учебная модель Комплексно-тематическая модель 1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию) 1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) 2. Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий) 2. Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей

Слайд 18

Отличие учебной модели от комплексно-тематической Учебная модель Комплексно-тематическая модель 3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность - учебная 3. Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах 4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) 4. Диалог (общение) взрослого и ребенка 5. Расположение «взрослый напротив ребенка» 5. Расположение взрослых и детей «по кругу»

Слайд 19

Отличие учебной модели от комплексно-тематической Учебная модель Комплексно-тематическая модель 6. Обязательность участия в образовательном процессе 6. Необязательность участия 7. Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) 7. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка 8. Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса 8. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса

Слайд 20

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ; Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»

Слайд 21

Структура образовательного процесса В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.) Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка .

Слайд 22

«Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками .

Слайд 23

«Самостоятельная деятельность детей» - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Слайд 24

«занятие» – увлекательное, занимательное дело с дидактической формой учебной деятельности.

Слайд 25

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть воспитателем…» Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Модель образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ"

Прежде чем говорить о модели образовательного процесса необходимо определить составляющие образовательного процесса, которые создают в целом образовательную среду, в которой находится ребенок во время...

Единство и целостность - основа модели образовательного процесса

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...

Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента

Методические рекомендации.Создание модели  образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента...

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Региональный компонент в модели образовательного процесса в образовательной организации

Материал для старших воспитателей дошкольных отделений и дошкольных образовательных организаций г. Москвы...

Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»

1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»Авторы проекта: Духи...