Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»
проект

Духина Диана Сергеевна

1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»

Авторы проекта: Духина Диана Сергеевна – инструктор по физической культуре,

Вивчарь Анна Евгеньевна – заместитель заведующего

Тип проекта: коррекционно-развивающий, воспитательно-познавательный

Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2016 – май 2017 г.г.

Апробирование проекта проводилось на базе МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст.Старощербиновская с детьми группы «Особый ребёнок»

Участники проекта: дети группы «Особый ребёнок», педагоги, родители (законные представители)

Основные формы реализации:

·        Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с «особыми» детьми  с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий

·        Взаимодействие с воспитателями группы «Особый ребёнок»

·        Работа с родителями детей с ОВЗ

1.1.            Обоснование проекта:

«Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

/В.А. Сухомлинский/.

Здоровье - одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Охрана и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач специального (коррекционного) образования. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Краснодарском крае, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.  и Законом «Об образовании в РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Окружающие часто уклоняются от общения с такими семьями и «особые» дети практически не имеют возможности полноценных социальных контактов,  достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

С недавнего времени в современном   образовании все больше внимания уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).      В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ОВЗ, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.

Актуальность проекта:

Получение детьми с ОВЗ развития и образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на развитие и образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Краснодарского края.

      С 2003 года в нашем дошкольном учреждении открыта группа «Особый ребёнок», которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья   с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).

        Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в комплексе и направлена на социальную адаптацию, развитие и укрепление здоровья, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Для оказания медико - психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ совместно со всеми специалистами мы  разработали адаптированную  программу обучения и развития, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе.

        Несмотря на все отклонения в развитии «особых» детей дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, воспитываются патриотические чувства.

        Работая с «особыми» детьми я выяснила, что они  обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. При общении со взрослыми, эти  малыши  проявляют огромное стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.

         Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям, независимо от состояния здоровья, необходимо знать и изучать культуру своих предков, развивать нравственно-патриотическое воспитание.

        Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своего края, страны.

        Попытавшись соединить эти две ветви: патриотизм и здоровье,  я пришла к выводу, что  процесс приобщения «особых» детей  к культуре здоровья через современные модели образовательной деятельности с применением регионального компонента,  достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности с детьми с ОВЗ. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании культуры здоровья  и  развитию у детей с ОВЗ  любви к родному краю.

        У детей с ДЦП ведущими нарушениями являются двигательные  расстройства:  нарушена мелкая  моторика рук, тонус    мышц, наблюдается рассеянное внимание,  присутствуют насильственные движения, моторная неловкость затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. У всех  детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации   движений рук, неуверенности в выполнении   дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наблюдая за тем, как «особый» ребенок, в силу своих возможностей, застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, мы увидели   недостаточную координацию пальцев, кистей рук,   резко выраженную замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов. Давно известно, что  от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_proekta_original_-_kopiya.docx195.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

Инновационный проект

по теме:

 «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»

Авторы: Духина Д.С.

инструктор по физической культуре

Вивчарь А.Е.

заместитель заведующего

ст. Старощербиновская, 2017 г.

Содержание  инновационного проекта

  1. Тема……………………………………………………………………………..5 стр.

1.1.Обоснование  проекта. Актуальность для развития системы

образования, соответствие ведущим инновационным направлениям

развития образования Краснодарского края…………………………………….5 стр.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного продукта………….7 стр.

1.3. Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и

практической проработанности проблемы инновационной деятельности……8 стр.

  1. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной

деятельности. Гипотеза. Задачи…………………………………………………..8 стр.

  1. Теоретические и методологические основания проекта

(научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные

в основу проекта)…………………………………………………………………..8 стр.

  1. Обоснование идеи инновации и механизма реализации

инновационного проекта…………………………………………………………11 стр.

5. Обоснование новизны инновационной деятельности………………………12 стр.

6. Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением

проводимой деятельности по различным направлениям:

образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом,

обогащения образовательной среды, трансляция продуктов и результатов

и т.д…………………………………………………………………………………12 стр.

7. Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной

деятельности. Диагностические методики и методы, позволяющие

оценить эффективность проекта…………………………………………………13 стр.

8. Проектируемые результаты и инновационные продукты…………………..17 стр.

9. Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта)..18 стр.

10. Обоснование наличия необходимых ресурсов для

выполнения задач инновационного проекта………………………..................19 стр.

11. Степень разработанности инновации с предоставление ранее

изданных материалов, выполненных в рамках проекта………………………..20 стр.

     12. Приложения.

  • Приложение №1………………………………………………………………..22 стр. 

План по взаимодействию участников работы над инновационным проектом

  • Приложение №2. …………………………………………………...………….28 стр.

Диагностический материал «Дорожки» по Л.А.Венгеру

  • Приложение №3………………………………………………..………………32 стр.

Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т. е. шаблонного повторения движения)

  • Приложение №4………………………………………………………………..34 стр.

Анкета для родителей   «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ»

  • Приложение № 5……………………………………………………………….36 стр.

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей с ОВЗ

  • Приложение № 6……………………………………………………………..42 стр.

Игры с интерактивным столом «Умный песочек»

  • Приложение № 7. ……………………………………………………………45 стр.

Комплекс биоэнергопластики

  • Приложение №8…………………………………..……………………….…54 стр.

Игры с прищепками

  • Приложение №9……………………………………………………………...56 стр.

Игровой стретчинг

  • Приложение № 10……………………………………………………..…….59 стр.

Игровой самомассаж

  • Приложение №11……………………………………………...…………….62 стр.

Комплексы пальчиковой гимнастики

  • Приложение №12…………………………………………………………….66 стр.

Су-Джок терапия

  • Приложение № 13……………………………………………………………69 стр.

Спортивное развлечение «Казачьи игры», «Мы казачата»

  • Приложение  №  14…………………………………………………………..73 стр.

Комплексы дыхательной гимнастики

  • Приложение  № 15……………………………………………………………76 стр.

Комплекс упражнений с элементами логоритмики

  • Приложение № 16…………………………………………………………….79 стр.

Авторское пособие «Кукурузка»

  • Приложение №  17……………………………………………………………86 стр.

Авторское пособие «Подсолнух»

  • Приложение  №  18………………………………………………………..…92 стр.

Сборник подвижных народных игр Кубани «Казачьи забавы»

  • Приложение  № 19…………………………………………………………..…97 стр.

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»

  • Приложение №  20………………………………………………..………..…100 стр.

Буклет для родителей «Развитие двигательной активности детей с ОВЗ через кубанские подвижные игры»

  • Приложение  № 21…………………………………………………………….101 стр.

Непосредственно-образовательная деятельность «Маленькая страна»

  • Приложение № 22………………………………………………………..……103 стр.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики рук и речи у детей с ОВЗ»

  • Приложение № 23……………………………………………………………..106 стр.

Фотоприложение

13. Список используемой литературы…………………………………………110 стр.

1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»

Авторы проекта: Духина Диана Сергеевна – инструктор по физической культуре,

Вивчарь Анна Евгеньевна – заместитель заведующего

Тип проекта: коррекционно-развивающий, воспитательно-познавательный

Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2016 – май 2017 г.г.

Апробирование проекта проводилось на базе МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст.Старощербиновская с детьми группы «Особый ребёнок»

Участники проекта: дети группы «Особый ребёнок», педагоги, родители (законные представители)

Основные формы реализации:

  • Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с «особыми» детьми  с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий
  • Взаимодействие с воспитателями группы «Особый ребёнок»
  • Работа с родителями детей с ОВЗ
  1. Обоснование проекта:

«Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

/В.А. Сухомлинский/.

Здоровье - одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Охрана и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач специального (коррекционного) образования. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Краснодарском крае, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.  и Законом «Об образовании в РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Окружающие часто уклоняются от общения с такими семьями и «особые» дети практически не имеют возможности полноценных социальных контактов,  достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

С недавнего времени в современном   образовании все больше внимания уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).      В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ОВЗ, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.

Актуальность проекта:

Получение детьми с ОВЗ развития и образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на развитие и образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Краснодарского края.

      С 2003 года в нашем дошкольном учреждении открыта группа «Особый ребёнок», которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья   с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).

        Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в комплексе и направлена на социальную адаптацию, развитие и укрепление здоровья, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Для оказания медико - психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ совместно со всеми специалистами мы  разработали адаптированную  программу обучения и развития, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе.

        Несмотря на все отклонения в развитии «особых» детей дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, воспитываются патриотические чувства.

        Работая с «особыми» детьми я выяснила, что они  обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. При общении со взрослыми, эти  малыши  проявляют огромное стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.

         Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям, независимо от состояния здоровья, необходимо знать и изучать культуру своих предков, развивать нравственно-патриотическое воспитание.

        Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своего края, страны.

        Попытавшись соединить эти две ветви: патриотизм и здоровье,  я пришла к выводу, что  процесс приобщения «особых» детей  к культуре здоровья через современные модели образовательной деятельности с применением регионального компонента,  достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности с детьми с ОВЗ. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании культуры здоровья  и  развитию у детей с ОВЗ  любви к родному краю.

        У детей с ДЦП ведущими нарушениями являются двигательные  расстройства:  нарушена мелкая  моторика рук, тонус    мышц, наблюдается рассеянное внимание,  присутствуют насильственные движения, моторная неловкость затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. У всех  детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации   движений рук, неуверенности в выполнении   дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наблюдая за тем, как «особый» ребенок, в силу своих возможностей, застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, мы увидели   недостаточную координацию пальцев, кистей рук,   резко выраженную замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов. Давно известно, что  от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук.

  1.  Нормативно - правовое обеспечение инновационного проекта
  • Конституция Российской Федерации,
  • Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.,
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом  Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155,
  • Письмо Минобрнауки России от 07 июня 2013 года №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13).
  • Устав ДОУ от 19.03.2015 г.
  • Положение «О группе Особый ребёнок» от 25.08.2016 г.
  1.  Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы инновационной деятельности.

Исходя из актуальности выбранной темы, учитывая контингент воспитанников нашей группы и особенности здоровья детей, я определила проблему: недостаточное наличие необходимого оборудования и методических пособий для обеспечения эффективной работы,  направленной на развитие   мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с ОВЗ с использованием регионального компонента.

  1. Цель:  разработать и внедрить  современные образовательные  модели развития мелкой моторики и координации движений рук  детей с ОВЗ с учетом регионального компонента на основе использования вариативных форм работы.

Объект исследования: система оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: модель оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом регионального компонента на основе использования вариативных форм работы.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию координации движений  и мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целью были определены основные задачи:

  1. Разработать методические пособия и рекомендации с учетом регионального компонента по эффективному использованию  упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики рук и координации движений у детей с ОВЗ.
  2. Формировать навык контролировать собственные движения.
  3. Содействовать увеличению двигательной активности, появления интереса к физической культуре, подвижным народным  играм Кубани.
  4. В процессе образовательной  деятельности  способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
  • Произвольного внимания;
  • Логического мышления;
  • Зрительного и слухового восприятия;
  • Памяти, речи детей.
  1. Во время работы с «особыми» детьми создать  атмосферу доброжелательности, эмоционального подъема, внимания и заботы.
  1. Теоретические и методологические основания проекта.

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у  ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших   психических процессов: внимание, память, мышление и воображение. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться рука малыша, его пальчики и поэтому ему нужно помогать и стимулировать.

Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют    выдерживать длительное напряжение руки в процессе рисования, занятий ручным трудом, элементарных навыков самообслуживания.     Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением.

  Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. Именно такая согласованность или координация зрительно-двигательной системы ребенка активно формируется до 8-10 лет.

В этой связи, можно вынести следующее определение: мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Основные концепции, положенные в основу инновационного проекта «Я – концепция», «Концепция ФГОС».

Проект учитывает следующие научно-педагогические принципы, положенные в основу проекта:

  • Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
  • Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук и координацию движений у детей с ОВЗ, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по   развитию мелкой моторики рук и координацию движений у детей  с ОВЗ.
  • Принцип комплексности и  интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей с ОВЗ на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
  • Принцип деятельностного подхода – вся работа осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, при подборе материала ориентировались также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка. Данный проект может быть использован воспитателями, в работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, а так же родителями для повышения уровня осведомленности в данном вопросе.
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Моя задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

  1. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

Идея инновации и механизма реализации инновационного проекта заключается в использовании  в работе с детьми с ОВЗ следующих коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и симулирования здоровья:
  • Развитие общей моторики
  • Развитие мелкой моторики
  • Су-джок терапия
  • Массаж и самомассаж
  • Подвижные и спортивные игры
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика дыхательная
  • Игровой стретчинг
  1. Коррекционные нетрадиционные технологии:
  • Технологии музыкального воздействия (музыкотерапия)
  • Элементы логоритмики
  • Биоэнергопластика
  1. Информационно-коммуникационные технологии
  • Видеоматериалы
  • Презентации

  1. Обоснование новизны инновационной деятельности.

Новизна инновационной деятельности заключается во внедрении оздоровительных инновационных технологий в коррекционно-развивающий процесс детей с ОВЗ.

Научная основа:

В результате реализации инновационного проекта   разработаны и апробированы  современные модели образовательной деятельности с детьми с ОВЗ  с  использованием  вариативных форм работы в ДОУ. В основе построения работы по развитию мелкой моторики и координации движения рук лежит уровень развития детей, заданный адаптированной программой   развития МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст.Старощербиновская, с учетом Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).

  1. Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, трансляция продуктов и результатов и т.д.

     Реализация проекта проходила в три этапа:

I этап – подготовительный (сентябрь 2016 г.)

На этом этапе проводила:

  • изучение научно-методической литературы, понятий по теме проекта;
  • разработку игровых комплексов по развитию мелкой моторики рук и координации движений;
  • дополнила предметно-пространственную среду в группе по теме проекта;
  • разработка плана работы и взаимодействия участников проекта (Приложение 1);
  •  подбор диагностического материала, диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений на начало работы над проектом;
  • Анкетирование родителей   с целью выявления их отношения к проблеме отставания в развитии мелкой моторики и координации движений рук «особых» детей;
  • изучение полученных результатов, составление диаграммы.

II этап – основной (октябрь 2016 – апрель 2017 г.)

На втором этапе работу выстраивала в двух направлениях:

  • С детьми – в непосредственно образовательной деятельности   и в индивидуальной работе с каждым «особым» воспитанником;
  • С родителями – посредством проведения открытых показов образовательной деятельности, консультаций, круглых столов, мастер-классов с применением ИКТ, с целью вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «Семья- детский сад»

III этап – заключительный (май 2017 г.)

На заключительном этапе провела:

  • диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики рук и координации движений «особых» детей на конец  проекта;
  • в электронном виде разработала рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ;
  • представила презентацию проекта на итоговом педагогическом совете.
  1.  Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности.

Перед  началом работы над проектом я проанализировала адаптированную  программу, существующий режим дня для «особых» детей в детском саду, средства, используемые в физкультурно – оздоровительной работе, психолого – педагогическую диагностику состояния детей, результаты медицинского обследования.

Первый этап начала с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений по следующим методикам:

  • «Дорожки» (по Л. А. Венгеру)
  • методика для изучения и оценки моторной персеверации (т. е. шаблонного повторения движения).

Проведенное диагностическое обследование в начале проекта показало, что 80% детей  группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений, 20% детей имеют средний уровень развития мелкой моторики и координации движений, высокого уровня нет (рис.1)

Рис.1

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение линий.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Для решения поставленных задач   проекта я создала необходимые условия в группе. Предметно - пространственную  среду в группе дополнила следующими компонентами:

  1. Мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
  2. Наборы Су-джок
  3. Веревки    капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  4. «Волшебные прищепки» – для развития координации движений пальцев рук,
  5. «Кукурузка» для прокатывания между ладонями, с листиками на молнии для застегивания и расстегивания.
  6. Коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней, коврики с наклеенными ладошками; дорожки здоровья
  7.  Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами,
  8. Игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  9. «Сухие бассейны» – емкости, наполненные пластмассовыми шариками – для самомассажа кистей;
  10. Моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
  11.  Мелкая мозаика;
  12. Мелкий конструктор;
  13. Платочки;
  14. Массажные перчатки,
  15. Палочки разной длины.

В группе все эти компоненты находятся в свободном доступе, чтобы вызывать у детей интерес и желание играть с ними.

Работая над вторым этапом, непосредственно образовательную и индивидуальную деятельность   по физическому развитию  с детьми с ОВЗ планировала с учетом физических индивидуальных особенностей детей, делая упор на упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук и на координацию движений. Большинство игр и упражнений подбирала с речевым  сопровождением. Если воспитаннику было сложно  самостоятельно выполнять движения пальцами, то сначала я выполняла  вместе с ребенком. В комплексе занятий с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики использовала следующие виды работ:

  • Массаж
  • Самомассаж
  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры с использованием различных предметов, вспомогательных средств
  • Упражнения, развивающие сгибание и противопоставление большого, указательного и среднего пальцев
  • Игры с прищепками
  • Игра с интерактивным столом «Умный песочек»

Одним из звеньев неразрывной цепи построения коррекционно-образовательного процесса является взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре, которое определяет следующие формы работы:

- перспективное планирование коррекционной работы по физическому воспитанию с учетом ведущего дефекта;

- включение воспитателем в спортивные праздники, вечера развлечений, досуги  коррекционных игр по развитию мелкой моторики и координации движений   в зависимости от этапа коррекционной работы;

- разработка и проведение логоритмических занятий, направленных на коррекцию и профилактику нарушений. 

Для коррекции двигательных функций ежедневно с ребятами выполняли комплексы  коррегирующей гимнастики после сна, ходьбу по профилактическим дорожкам, хождение босиком.

Работе с родителями детей с ОВЗ уделяла достаточно большое внимание. Вместе с родителями мы изготовили много интересного нестандартного оборудования, такое оборудование вносит в каждую образовательную деятельность элемент новизны.  Разработала систему мероприятий для родителей: физкультурные досуги, праздники, беседы, а так же открытые просмотры, консультативные встречи, проектная деятельность, совместные мастер-классы, электронный оборот информацией на сайте. Такие формы работы позволяли  родителям максимально принимать участие в работе по развитию мелкой моторики рук и координации движений со своими  детьми.

С целью знакомства родителей с особенностями развития детей   дошкольного возраста выступила на родительском собрании «Играем пальчиками и развиваем речь», подготовила  рекомендации «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ в домашних условиях». Провела образовательную деятельность  «Маленькая страна»,  спортивное развлечение

«Казачьи игры», «Мы казачата», в котором  смогли принять участие и родители, получить каждый положительные эмоции в общении со своим ребёнком. Разработала и применяю в работе сборник подвижных народных игр Кубани «Казачьи забавы».

В процессе работы над инновационным проектом апробировала в работе создание  детско-родительских групп. Это комплексные занятия для детей с ОВЗ  и  их родителей, включающие в себя игры по развитию мелкой моторики и координации движений рук, творческие занятия. Основными факторами взаимодействия с родителями являются позитивное отношение, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, которыми наполнена образовательная деятельность  – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться в процесс  работы, с другой – сами получают эмоциональную разрядку,  получают новый опыт общения со своим «особым» ребёнком.

Воспитанники к концу проекта успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Показатели кардинально изменились. Индикатором оценки эффективности инновационной деятельности   служат следующие показатели: высокий уровень достиг 55%, средний уровень – 45%, низкого уровня нет. Стоит отметить, что многие воспитанники группы научились застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Одному ребенку со слабым мышечным тонусом в течение года на индивидуальных занятиях уделяли больше внимания по развитию мелкой и общей моторики. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа в домашних условиях, направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.

Результаты диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей     с ОВЗ на   конец учебного года представлены в диаграмме (рис.2)

Рис.2

8. Проектируемые результаты и инновационные продукты:

Для достижения результатов так же необходимо использование в работе инновационных продуктов:

«Су-Джок» технология- формы работы с использованием массажера  Су-Джок разнообразны и применяются в коррекционной работе при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков. Применение Су-Джок массажеров в коррекционной работе с детьми с ОВЗ способствует  созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

 Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.Преимущества биоэнергопластики: оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.  

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

Мною разработан  каталог подвижных народных игр Кубани «Казачьи забавы», рекомендации на электронных носителях для родителей по развитию мелкой моторики рук и координацию движений  у детей с ОВЗ в домашних условиях, изготовлены и апробированы в работе следующие авторские методические пособия  по  развитию мелкой моторики и координации движений: «Кукурузка», «Подсолнух». Пособия представлены на районном методическом объединении для коллег района, имеются рецензии МКУ МК МОЩР.

В результате применения данных инновационных продуктов ожидается:

• Улучшение показателей    развития мелкой моторики и координации движений рук, эмоционального состояния детей с ОВЗ;

• Благоприятная динамика в развитии психических процессов дошкольников;

• Активизация двигательной активности детей;

• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;

•  Развитие интереса  детей к кубанским подвижным играм;

• Нахождение взаимопонимания с родителями по вопросу развития мелкой моторики и координации движения рук, а так же  ведения здорового образа жизни.

9. Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта). Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть полезен специалистам, педагогам дошкольных образовательных учреждений внедряющих работу обучения и воспитания «особых» детей, а также родителям их воспитывающим.

Проверенные модели форм и методов работы, разработанные методики и технологии внедрены в практику учреждения дошкольного образования и могут применяться в других дошкольных учреждениях воспитывающих детей с ОВЗ;

10. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.

В группе «Особый ребёнок» создана благоприятная среда жизнедеятельности, которая оснащена современным учебным, игровым и информационно-коммуникационным технологическим оборудованием. Предметно – пространственная среда соответствует ФГОС, современному уровню образования и санитарным нормам. Материально-техническое оснащение позволяет создать для детей необходимые санитарно-гигиенические условия, организовать окружающую среду.

В группе имеются научно-методические материалы для проведения коррекционной работы с целью преодоления недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ, оказания помощи детям этой категории в освоении образовательной программы. Развивающая предметная среда оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Имеется, оснащенный необходимым оборудованием, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога.

Развивающая среда организована с учетом «зоны ближайшего развития» детей, ориентирована на самостоятельную и совместную деятельность педагога и ребенка, обеспечивающая безопасное пребывание детей в дошкольном учреждении. Предметно – развивающая среда в группе постоянно обновляется, пополнена достаточным количеством развивающих игр, разнообразным  дидактическим материалом. Создан сектор для проведения сюжетно-ролевых игр, имеется сектор художественно-творческой деятельности, театрализованной деятельности, музыкальный и физкультурный сектор для

самостоятельной деятельности детей. Всё это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для физического, умственного, эстетического и экологического воспитания детей. Группа  оснащена современной оргтехникой (музыкальный центр, ноутбук, проектор, интерактивная доска, песочный стол.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики рук, учитывая особенности детей, получив поддержку и помощь родителей,  педагогов группы, мы  весте смогли добиться поставленной цели. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики рук с использованием интерактивного, нестандартного, коррекционного  оборудования, авторских методических пособий, разработанных с учетом регионального компонента,  способствует развитию двигательных,  интеллектуальных, познавательных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует развитию физического и психического здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 

11. Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов, выполненных в рамках проекта.

В рамках подготовки к реализации проекта выполнены следующие мероприятия:

1. Подготовлены методические материалы для проведения мониторинга потребности в реализации проекта.

2. Подготовлены проекты нормативно-правовых документов.

3.Разработаны и представлены   на районном методическом объединении на базе МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст.Старощербиновская инновационные продукты  «Кукурузка», «Подсолнух»  (2017 г.)

4.Разработаны и представлены материалы по работе с родителями на РМО  на тему: «Современные формы работы с семьями воспитанников» (2016 г.)

5.Представлен материал на VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста» по теме: «Организация и содержание совместной физкультурно-спортивной деятельности родителей и детей дошкольного возраста»  (2016 г.)

6. Опубликован материал в журнале «Инструктор по физкультуре» № 2/2017 по теме: «Опыт реализации регионального компонента в физической культуре ДОО Краснодарского края»

6. Методические разработки опубликованы на электронных страницах всероссийских образовательных сайтах: Социальная сеть работников образования, МААМ.ru, detskiisad7.ucoz.net

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. У «особых» детей значительно повысился уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, улучшились все психические процессы:  произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.

Я считаю, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной, здоровьесберегающей  атмосферы, в которой «особый» ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство, помочь  ему занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Таким образом, инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений  рук у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента» показал актуальность систематической работы по данному направлению.

                                       

Приложение 1

План

по взаимодействию участников работы

над инновационным проектом

№ этапа

Срок реализации

Действие (наименование мероприятия)

Ожидаемый результат

Участники

I

Подготовительный

сентябрь

Изучение научно-методической литературы, понятий по теме проекта

Определение темы, цели, выдвижение гипотезы инновационного проекта

Инструктор по ФК

Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики рук и координации движений

Инструктор по ФК

Дополнение предметно-пространственной среды в группе по теме инновационного проекта

Инструктор по ФК, воспитатели группы

Подбор диагностического материала   («Дорожки» по

Л. А. Венгеру) (Приложение 2),

Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т. е. шаблонного повторения движения) (Приложение 3)

Проведение диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений на начало работы над проектом

Инструктор по ФК, воспитатели группы, дети группы «Особый ребёнок»

Изучение полученных результатов, составление диаграммы

(Рисунок 1)

Определение основных задач проекта

Инструктор по ФК, воспитатели группы

Анкетирование родителей  

«Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ» (Приложение 4)

Выявить  отношение родителей  к проблеме отставания в развитии мелкой моторики и координации движений рук «особых» детей

Инструктор по ФК, родители «особых» детей

II

Основной

Октябрь-апрель

Работа с интерактивным столом «Умный песочек»

(Приложение 6)

Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики , координации движений рук, зрительного восприятия, образного мышления.

Инструктор по ФК, дети с ОВЗ

Комплекс биоэнергопластики

(Приложение 7)

Учить соединять движения артикуляционного аппарата с движениями кистей  рук

Инструктор по ФК, воспитатель, дети с ОВЗ

Игры с прищепками

(Приложение 8)

Развитие мелкой моторики рук,  развитие речи, воображения, логического мышления

Инструктор по ФК, дети с ОВЗ

Игровой стретчинг

(Приложение 9)

Укрепление костно-мышечной системы,

Повышение общей двигательной активности,

воспитание выносливости и старательности

Инструктор по ФК, дети с ОВЗ

Игровой самомассаж

(Приложение 10)

Развивать пособность формирования у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Инструктор по ФК, дети с ОВЗ

Комплексы пальчиковой гимнастики

(Приложение 11)

Развитие мелкой моторики, координации движений рук.

Инструктор по ФК, дети с ОВЗ

Су-Джок терапия

(Приложение 12)

Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук,   укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка с ОВЗ

Инструктор по ФК, дети с ОВЗ

Спортивное развлечение

«Казачьи игры», «Мы казачата»

(Приложение 13)

Развивать чувство любви к Родине, чувство гордости за нее, формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений, развивать основные физические качества

Инструктор по ФК, воспитатель, дети с ОВЗ

Дыхательная гимнастика

(Приложение 14)

Развивать силу вдоха и выдоха,  правильно распределять дыхание во время разговора

Инструктор по ФК, воспитатель, дети с ОВЗ

Упражнения с элементами логоритмики

(Приложение 15)

Развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.

Инструктор по ФК, дети с ОВЗ

Сборник подвижных народных игр Кубани «Казачьи забавы»

(Приложение 18)

Развивать ловкость, сноровку, координацию движений, мелкую моторику рук

Инструктор по ФК, воспитатель, дети с ОВЗ

Мастер-класс для родителей по использованию авторского пособия «Кукурузка»

(Приложение 16)

Развивать движения пальцев и кистей рук. Формировать координацию движений ребенка.

Создать условия для накопления  ребёнком практического двигательного                

опыта.

Инструктор по ФК, дети с ОВЗ, родители

Мастер-класс для родителей по использованию авторского пособия «Подсолнух»

(Приложение 17)

1.Закаливание организма.

2. Профилактика и коррекция плоскостопия

3. Развития чувства равновесия и координации движений.

4. Восполнение нехватки тактильных ощущений.

Инструктор по ФК, дети с ОВЗ, родители

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»

(Приложение 19)

Дать родителям представление о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка с ОВЗ;

Заинтересовать проблемой.

Инструктор по ФК, воспитатель, родители «особых» детей

Буклет для родителей

«Развитие  двигательной активности детей с ОВЗ через кубанские подвижные игры»

(Приложение 20)

Помогать родителям стимулировать речевую деятельность, через развитие мелкой моторики рук и координацию движений.

Инструктор по ФК, родители «особых» детей

Непосредственно образовательная деятельность по развитию мелкой моторики рук

у детей с ОВЗ  «Маленькая страна»

(Приложение 21)

Развитие координированности движений кистей и пальцев рук, развитие зрительно- моторной координации.

Инструктор по ФК, воспитатели группы, дети группы «Особый ребёнок»

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторике рук и речи у детей с ОВЗ»

(Приложение 22)

Показать и рассказать коллегам игры, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей с ОВЗ.

Инструктор по ФК, воспитатели

III Заключительный

май

Диагностический материал    («Дорожки» по

Л. А. Венгеру)  

Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т. е. шаблонного повторения движения)  

Проведение диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений на конец работы над проектом

Инструктор по ФК, воспитатели группы, дети группы «Особый ребёнок»

Изучение полученных результатов

Составление диаграммы (Рисунок 2),

Инструктор по ФК, воспитатели группы

Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в домашних условиях»

(Приложение 5)

Оказывать помощь родителям детей с ОВЗ по развитию мелкой моторики и координации рук в домашних условиях, с помощью электронных носителей

Инструктор по ФК, родители «особых» детей

Подведение итогов  работы над инновационным проектом.

Фотоприложение

(Приложение 23)

Защита проекта на итоговом педагогическом совете

Инструктор по ФК

Список  литературы

1.О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика».

2. И.А. Анохина Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

3. Л.В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.   

4.Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998.

5.Методические рекомендации «Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» /mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/ metodicheskie-rekomendatsii-po-pedagogicheskoj-podderzhke-semi.

6. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль: Академия Развития, 2006.

7. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учеб. В 2 т./Под ред. С.П.Евсеева. М., 2002.

8.Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга»,2010

9. В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста. Речь, 2011 г.

10. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность

В статье представлена система  работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Статья "Технология обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной системе."

В статье анализируются программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...

Доклад на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацмю внеурочной деятельности"

Доклад на тему " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности" который я зачитывала на педсовете.Проводила открытое занятие "Моя Р...

Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие

   В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую ...

Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...