Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения
статья на тему

Рудкович Анна Викторовна

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rudkovich_gbou_1889.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения.

Рудкович Анна Викторовна

Педагог-психолог Службы ранней помощи

 ГБОУ № 1889 ЗОУО ДО г. Москвы

В семье ребенок приобретает свой первый опыт социальных и эмоциональных контактов: он чувствует расположение, любовь или равнодушие, теплоту или холодность, сердечность или отстраненность. Такого рода опыт имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка раннего возраста, он закладывает основу развития ребенка.

Как показывает практика, в семьях, где воспитывается ребенок с проблемами в развитии раннего возраста, нарушается система внутрисемейных взаимоотношений. Нами было проведено исследование, в ходе которого была обнаружена недостаточная компетентность родителей, отсутствие знаний о существенных особенностях развития ребенка, о способах развития ребенка. Поэтому важно для таких семей оказание ранней психолого-педагогической помощи, систематическое, разностороннее просвещение родителей.

Наша работа с родителями в Службе ранней помощи ГБОУ№ 1889 включает в себя несколько этапов.

Первый этап – исследование внутрисемейных отношений, выявление особенностей отношения родителей к своим детям. Проводится беседа с родителями, выявляются запросы от самих родителей.

Второй этап – установочный. Задачей этого этапа является создание установки на совместную работу по улучшению психологического климата в семье, то есть создание мотивации на работу. Результатами этого этапа должны стать активизация родителей, формирование или повышение веры в возможность достижения положительных результатов, снятие или снижение эмоциональной напряженности. Так как в начале работы родители не готовы к принятию помощи, скованы, зажаты, говорят «зачем это нам нужно?», «у нас и без вас все хорошо», «нам некогда», то есть настроены достаточно скептически. Мы стараемся убедить родителей, что они сами под руководством специалистов могут повлиять на внутрисемейные отношения, что в свою очередь благоприятно отразится на развитии ребенка с нарушениями зрения.

После согласия родителей на первых встречах со специалистами они, как правило, строят свое отношение по одному из трех типичных вариантов. Первые два – это требование совета по воспитанию и требование включения в группу психологической помощи. Оба эти варианта характеризуются отказом от самостоятельной работы, аппеляцией к специалисту или эффективному методу, снятием с себя ответственности за ход дальнейшей работы. Третья стратегия связана с истинным побуждением к поиску психологической помощи и с готовностью эту помощь принимать. Педагогу не передоверяют воспитание ребенка, а ищут в нем опору и поддержку, возможность сотрудничества.

Задача третьего этапа работы – психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений, отношений родителей к ребенку с нарушениями зрения раннего возраста.

Для составления индивидуальной программы коррекции важно проанализировать присущие каждой семье мотивы воспитания и родительские позиции, отношение родителя к своему ребенку с нарушением зрения, а также привычные формы семейного взаимодействия.

Нами используются следующие формы работы с родителями.

- Диагностическая работа.

Данное направление включает в себя изучение причин, которые препятствуют гармоничному развитию ребенка в семье, типов семейного воспитания, изучения отношения родителей к своему ребенку с проблемами в развитии, наблюдение за взаимодействием родителя и ребенка в свободной и игровой деятельности.

- Индивидуальное консультирование.

Преимуществом индивидуального консультирования является то, что общаясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, задают волнующие их вопросы, иногда касаясь тех внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не рассказали при посторонних. Тематика консультирования подбиралась как психологом, так и предлагалась родителями.

- Индивидуальные и групповые игровые сеансы в диаде «родитель-ребенок».

Целью данной формы работы семьей является формирование доверительных отношений между родителем и ребенком, знакомство родителей со средствами и способами взаимодействия с ребенком с проблемами развития, развития сплоченности семьи и формирования эмоционально положительных детско-родительских отношений в семьях. В связи с тем, что ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является эмоциональное общение со взрослыми, проводится работа с родителями и детьми, которая направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка и мамы, развитие доверительных отношений. Базовыми средствами на занятиях являются стишки, потешки, песенки, жестовые и пальчиковые игры, телесный и зрительный контакт мамы и ребенка, то есть используются полисенсорные методы работы с семьей.

- Групповые занятия с родителями.

Групповые занятия с родителями состоят из двух частей: теоретической и практической.

Первая это проведение лекций, дискуссий или бесед. В ходе проведения лекций специалист сообщает родителям необходимую для них психолого-педагогическую информацию. Целью образовательно-просветительской работы является повышение компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого проводился специальный подбор лекционных тем, применительно к интересам и проблемам родителей, их значимым переживаниям. Также темы определяются в ходе индивидуальной работы с родителями. В ходе такой работы родители получают разнообразную полезную информацию, элементарные психолого-педагогические знания об особенностях развития детей, об особенностях их воспитания в семейных условиях, о влиянии семейного микроклимата на развитие ребенка с проблемами в развитии, об умении адекватно взаимодействовать со своим ребенком.

Вторая практическая часть включает в себя проведение тренингов, игровых занятий. Основной целью игровых упражнений является устранение при помощи игры искажений в проекции внутрисемейных отношений, перестройка неблагоприятных стереотипов поведения родителей. Как показывает практический опыт, родители чаще всего предпочитают традиционное вербальное взаимодействие, дискуссию, лекцию, беседу, чем более активные формы работы в группе. Поэтому мы в своей работе стараемся дозировано сочетать теоретические и практические виды работы.

Необходимо отметить, что коррекция по оптимизации детско-родительских отношений будет эффективна, если будут задействованы различные психолого-педагогические средства: лекции и дискуссии в сочетании с игровой терапией, изотерапией, сказкотерапией и т.д. Эффективность работы возрастает, что, в свою очередь, будет способствовать формированию эмоционально положительным детско-родительским отношениям, принятию своего ребенка с отклонениями в развитии и конструктивным действиям.

- Посещение семьи на дому.

Целью данной формы работы изучение внутрисемейной обстановки, социального окружения ребенка, наблюдение за взаимодействием родителей и ребенка в естественных для них условиях. Оказание необходимой помощи в организации игрового пространства для ребенка дома, рекомендации по проведению развивающих игр дома с детьми, а также консультирование родителя в условиях семейной обстановки.

- Ведение «Дневника родителя».

Нами было предложено родителям вести дневник развития семьи. Они его красочно оформляют, вклеивают фотографии ребенка, а также заполняют вклеенные в них таблицы развития ребенка по сферам психической деятельности. Если их ребенок осваивает то или иное действие, то они помечают его в нем. В дневнике родителям предлагается выполнять творческие задания. Записывать интересные моменты или факты развития ребенка. В дальнейшем новые записи обсуждаются с родителем на индивидуальном консультировании и при необходимости совместно вырабатываются стратегии дальнейшего поведения или развития ребенка. В дневник родители записывают и рекомендации специалистов. По окончанию работы у родителей собран большой материал, как по развитию ребенка, так и по рекомендациям. Нами и родителями отмечается эффективность такой формы работы.

Использование различных форм положительно отражается на эффективности работы с родителями. В ходе этой работы наблюдается изменение поведения родителя с ребенком в игровой деятельности. Процент проявлений взаимодействия родителей с ребенком по типу «сотрудничество» за год посещения занятий увеличилось с 22-27 % до 53-70%, а процент проявления взаимодействия с ребенком по типу «доминирование» соответственно уменьшился. Все больше родителей внимательнее стали относиться к своему ребенку и чаще использовать  тактильные знаки внимания к своему ребенку, поддерживать игровые действия ребенка, не ограничивая его инициативы. А сами родители отмечают, что стали лучше понимать своего ребенка с нарушением зрения раннего возраста. С родителями, которые по-прежнему «доминируют» в игре с ребенком необходимо продолжать проведение коррекционной работы. Работа может растянуться на длительное время, что обусловлено особенностями характера, темперамента, жизненных установок и ценностей родителей.

Подводя итог вышесказанному, хотим отметить эффективность разнонаправленных вариантов работы с родителями и детьми. При рождении ребенка с нарушением развития роль воспитательной функции семьи возрастает. Поэтому важно формирование эмоционально положительных детско-родительских отношений в таких семьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения

В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего в...

Монография "Развитие детей раннего возраста с нарушением зрения в группах компенсирующей направленности"

Книга адресована тифлологам, воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям, имеющим детей с нарушением зрения. Авторами представлены разработанная система и конкретные рекоме...