Учебно - методическое пособие "Экскурсионная работа в детском саду"
статья по теме

Валько Елена Львовна

При всём многообразии форм организации педагогического процесса экскурсионная работа занимает особое место. Подготовка к экскурсии -  процесс требующий большего времени, вдумчивости и знания материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metedika_ekskursionnoy_raboty.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методика экскурсионной работы.

Действенность, эффективность воспитательной работы во многом определяется её последовательностью и взаимодействием различных этапов учебно – воспитательного процесса.

Основная роль в эстетическом воспитании дошкольников принадлежит семье и дошкольному учреждению. Какова же роль музея в приобщении ребёнка к миру художественных ценностей?

Основная цель музейной педагогики – нравственное формирование личности. Эта цель находит своё воплощение в решении следующих задач: воспитательной, образовательной и развивающей.

Воспитательная функция музея – это формирование нравственных качеств личности, таких как чувство патриотизма, отзывчивости, бережного отношения к художественным ценностям.

Образовательная функция музея заключается в расширении художественного кругозора, в усвоении элементарных навыков художественного анализа.

Развивающая функция музея предполагает развитие эмоциональной сферы ребёнка, его воображения, наблюдательности, сенсорных способностей.

Соотношение развивающих, воспитательных и образовательных задач может быть проиллюстрировано следующей диаграммой.

Данная схема показывает, что в дошкольном возрасте развивающая и воспитательная направленность педагогического процесса имеет особое значение. Это фундамент, без которого невозможно продвижение вперёд. Что касается образовательных задач, то на первоначальном этапе они несут наименее значительную нагрузку.

Таким образом,  можно сделать следующие выводы:

- систематическое и целенаправленное развитие в условиях музея необходимо начинать с детьми младшего возраста;

- главная задача – развитие эстетической восприимчивости;

- процесс обучения эстетическому восприятию средствами музея должен быть последовательным.

Формы работы с дошкольниками в условиях музея могут быть достаточно разнообразными. Музейная педагогика предполагает:

- беседы в детском саду;

- информацию для родителей по теме;

- мастер – классы;

- дидактические игры;

- экскурсии;

- изо деятельность.

Музейная экскурсия как одна из форм организации педагогического процесса, имеет свою структуру:

- цель и задачи экскурсии;

- методика проведения экскурсии (принцип построения зрительного ряда, отбор произведений, их количество, методы и приёмы).

Одним из необходимых условий эффективности любой экскурсии является правильно выстроенный зрительный ряд. Он предполагает отбор произведений с учётом реальных возможностей детского восприятия, целей и задач экскурсии. Отбирая материал, следует руководствоваться, прежде всего, высокой художественностью произведений, их яркой образностью, доступностью сюжета и содержания.

Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешают надолго сосредоточиться на одном предмете ребёнку. Зрительный ряд может включать не более 4 – 5 произведений. Продолжительность экскурсии не должна превышать 30 – 40 минут (в зависимости от возраста).

Необходимо учесть, что музейная среда содержит множество предметов, деталей, привлекающих внимание ребёнка и в то же время являющихся причиной его рассеивания. Не только отдельные произведения, но и архитектура здания, и предметы музейной среды-  всё это в целом оказывает на детей эмоциональное воздействие. Поэтому в процессе экскурсии следует обратить специальное внимание на это.

Экскурсию необходимо вести в форме диалога, живой беседы. Беседа должна создавать атмосферу творческого поиска, помогать познавательному интересу. Важно, чтобы дети поняли, что общение с произведением искусства только тогда доставляет радость, когда зритель активен и старается понять произведение. Вопросы педагога должны быть доступны детскому пониманию. Они могут относиться:

- к содержанию произведения (о чём это произведение? что изображено?);

- к выразительным средствам (какой цвет главный? почему художник так расположил предметы?);

- к настроению (какое настроение вызывает эта картина?);

- к жизненному опыту (как бы ты поступил? наблюдал ли в жизни такое?);

- к технике (какими красками пользовался художник? из какого материала выполнена скульптура?);

- к воображению ребёнка (как бы ты назвал картину? Метод «вхождения» в картину).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методический материал «Бисероплетение в детском саду»

В детском саду  можно вести кружок по бисероплетению с детьми подготовительной группы. Дети 6-7 лет способны выполнять несложные украшения, цветы, панно, состоящие из нескольких предметов и др. И...

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. "Перспективный план работы с детьми в средней группе по теме Петербурговедение"

Содержание учебно-методического пособия направленно на: - знакомство с историй возникновения и с основными достопримечательностями города;- формирование восприятия целостной картины мира;- воспит...

Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.

Воспитательная работа в детском саду.Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательномучрежденииопределяется Базовым к...

ПЛАН РАБОТЫ МБДОУ детского сада №6 «Улыбка» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2019-2020 учебный год

№ п/пСодержание мероприятийСрок исполненияОтветственный исполнитель1.Административно-хозяйственная работа1.1.Откорректировать график отпусков воспитателей на летний период4 – ая неде...

Методическая разработка "Методическая работа в детском саду, направленная на повышение компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО"

В материале представлен опыт работы детского сада по повышению компетенций педагогов в условиях введения ФГОС ДО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....